Риски экологического проекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 3058 0

по экологическому воспитанию дошкольников

Чернова Н.И – воспитатель высшей

Валиева Т.Н. – воспитатель первой

Постановка проблемы

нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe

свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и

приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния

oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно

обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже

стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование

его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –

положительном отношении к природе, к окружающему миру, в

ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию

окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в

системе ценностных ориентаций.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo

экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная

пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние,

экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и

чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития

peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих

экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум,

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском

саду, основанную на интегрированном подходе?-Как сделать так, чтобы

идeи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды

Осoбeннoсти o6paзoвaтeльнoго пpoцeссa в сooтвeтствии с ФГОС.Пpoцeссы

вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo

paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и

o6лaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания

сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

. ypoки дoбpoты;. ypoки мышлeния;

. экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

. клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

. лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

. дни экoлoгичeскoгo творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому

воспитанию, является реализация комплексного подхода, создание среды, в

которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное

отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с

детьми, участвуют в природоохранной деятельности.

Цель проекта: Изучить теоретически обосновать методическии разработать проект.

Задачи проекта:

1.Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора.

3.Отработка в процессе игры практический навык уборки мусора в специально отведенное для этого место.

4.Формирование потребности в чистоте на улицах села, в лесу, на водоемах.

5.Формирование у детей представления о причинно-следственных связях между природными явлениями.

6.Воспитание чуткого, гуманного отношения ко всему живому, желание сохранить первозданную красоту природы.

7. Определение эффективности проекта.

8.Разработка плана мероприятий

9. Реализация содержания проекта.

Целевая группа проект: дети 6-7 лет подготовительная к школе группа

Срок реализации проекта: апрель 2018 года

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (01.09.2017-31.12.2017)

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Заключительный этап (май 2018)

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания:

Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Последовательности.Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста.

Наглядности.Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.

Кейс технологии:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей)

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях.

Работа с педагогами

Работа с детьми

Специально организованная образовательная деятельность:

Совместная деятельность педагога и ребенка:

Самостоятельная деятельность ребенка:

Работа с родителями

Мероприятия с детьми и родителями:

Общие родительские встречи, клубы:

Групповые родительские встречи, клубы:

Консультации и наглядная информация:

Ожидаемые результаты реализации проекта

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- у родителей повысится уровень экологических знаний;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- создание Экологической тропинки на участке детского сада;

-пополнение уголков дидактические, экологические, игры-путешествия.

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки.

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Наблюдения, экскурсии на экологической тропе;

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Продукт реализации проекта

Перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах.

Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.

Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM .

Красная книга родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

· Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

· Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

· Пополнится развивающая среда в группе.

· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

· Обогащение уровня экологических знаний родителей.

· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

· Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

· Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет

экологической воспитанности у детей:

1. Познавательный интерес к природе и ее изучению;

2. Проявление гуманного отношения к природе;

3. Знания и представления об окружающей природе;

4. Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

5.Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).

Критерии наблюдений за детьми:

1. Частота проявлений бережного отношения;

2. В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок: Общие показатели:

В (высокий уровень) - 3 балла 55 – 63 балла

С (средний уровень) - 2 балла 30- 55 баллов

Н (низкий уровень) - 1 балл 55 – 63 балла

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Творческий центр "Сфера", 2011

3.Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика синтез, 2014.

4.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

6.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

7.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002.

10.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

11. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.

12.Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.

13.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.

14. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Дополнительная литература для родителей и детей:

1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

4. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

Вид проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, родители, дети, специалисты ДОУ.

(обоснование проекта)

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Проблема: Совершая прогулки, экскурсии в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе : разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники. У воспитателя возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?

Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

1. Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Забайкальского края;

3. Расширить знания детей о природе Родного края, о ее особенностях.

4. Развивать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к природе;

5. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.

6. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

7. Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

8. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

При выстраивании педагогического процесса в рамках проекта осуществляется опора на следующие принципы:

1. Принцип интегративности со специалистами ДОУ, с библиотекой.

2. Принцип дифференциации.

3. Принцип гуманизации.

4. Принцип доступности информации.

5. Принцип наглядности.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

• У детей будут сформированы представления о природе Родного края.

• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

• Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

• Обогащение уровня экологических знаний родителей.

• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

• Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Возможные риски: Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.

1. Подготовительный этап

1. Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

2. Подбор программно – методического материала по направлению работы.

3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы; игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).

4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.

7. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.

Работа с родителями: Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций; оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.

2. Основной этап

Совместная деятельность взрослых и детей будет осуществляться в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, самостоятельной деятельности.

Цель: закрепить знания детей об урожае, который собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

"Вершки и корешки"

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Цель: закреплять знание признаков разных времен года. и т. д. (см. картотеку игр по экологии).

Цель: развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия: желание попробовать себя в разных ролях.

Цель: поощрять у детей самостоятельность в организации знакомых подвижных игр; участия в играх с элементами соревнования; знакомство с народными играми.

Непосредственная образовательная деятельность

Форсирование целостной картины мира:

Цель: расширять и систематизировать знания детей о природе; формировать к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе, развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения.

Наблюдения: за сезонными изменениями, за проталинами, за капелью, за растениями и кустарниками на участке, за птицами.

Цель: учить устанавливать взаимосвязь в природе.

Цель: познакомить детей с опасностями, которые могут исходить от огня.

Цель: расширять знания детей о перелетных птицах, расширять представления о весенних изменениях в природе, формировать умения рассказывать о содержание сюжетной картины, способствовать развитию свободного общения с родителями и детьми.

Цель: формировать представления как периоде пробуждения в природе, показать зависимость роста растений от изменений в живой природе, создание условий для продуктивного взаимодействия педагогов и детей, формирование элементарных трудовых навыков у детей.

Цель: формирование элементарных естественнонаучных представлений у детей.

Цель: учить передавать в рисунке картины природы, аккуратно работать с кистью, красками; закреплять умение лепить птиц из пластилина, используя разнообразные способы лепки; закреплять приемы создания композиции и приемы ее наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

Цель: создание условий для развития детского художественного творчества, повысить самооценку родителей.

Чтение художественной литературы:

Цель: развивать интерес к художественной и познавательной литературе, формировать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Музыкально-ритмические движения: русский народный хоровод.

Цель: формировать навыки выразительного пения, продолжать развивать интерес к музыке, желание ее слушать, продолжать развивать у детей навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

3. Заключительный этап

2. Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе.

4. Результаты работы по проекту – презентация.


На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую актуальность. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, решается оно на основе формирования экологических представлений, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, В. А. Зебзеева, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Т. А. Серебрякова и др.). Проблема формирования экологических представлений о взаимодействии человека с природой раскрыта в исследовании Л. И. Пономаревой. И. А. Хайдуровой осуществлено исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е. Ф. Терентьевой — о животных, Н. Н. Кондратьевой — о животных и растениях как живых организмах.

В связи с внедрением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование экологических представлений у старших дошкольников и изучение объектов природы целесообразнее осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.

Анализ состояния экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Различные аспекты зарождения, становления и развития метода проектов в зарубежном и отечественном опыте рассматривались в ряде исследований. Это работы Дж. Дьюи, П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, Л.Левина, Н. Ю. Пахомовой, И. М. Соловьева, С. Фридман, С. Т. Шацкого и др. Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце XIX века в США. Его основы были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи.

Как отмечает Н. Г. Комратова, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].

Спецификой метода проекта является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода — самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании определенных педагогических условий.

Первое условие — повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям экологических представлений.

Второе условие, побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов. Проект, который исполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость экологических представлений, и они будут лучше усваиваться.

Поскольку метод проектов — это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его экологических знаний и совершенствование его практических умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта [4].

Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над экологическим проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта. Педагогу следует помнить, что экологические представления детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Третье условие — это использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта [6].

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта), что соответствует ФГОС дошкольного образования. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Таким образом, анализ состояния экологического образования показал перспективность реализации метода проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленного на формирование у них социально значимого опыта.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании педагогических условий, таких как повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы; побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов; использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта.

Специально организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей. — Оренбург: Издательство ОГПУ. — 2008. — С. 90–93.
  3. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2.
  4. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. — Волгоград, 2009. — С.56–59.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2013. — 319 с.
  6. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД Корифей. — 2011. — 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, окружающий мир, экологическое образование, ребенок, старший дошкольный возраст, экологическое представление детей, активное участие, дошкольное образование, единый проект, единый экологический проект.

Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Экологическое образование детей дошкольного возраста.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое.

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной.

проектная деятельность, экологическое воспитание, проект, дошкольный возраст, искусственное происхождение, природа, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, домашнее задание, заключительный этап.

Участники проекта: - Дети старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у детей элементов экологической культуры. экологически грамотного поведения в природе, гуманного.

Инновационные подходы в экологическом образовании детей.

Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.

Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта.

Воспитание основ экологической культуры старших.

Экологическое образование детей дошкольного возраста.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Актуальность экологического воспитания детей старшего.

Экологическое образование детей дошкольного возраста. экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность.

экологическое образование, ребенок, акция, образовательная.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые.

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите !

(М. Дудин)

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

- Почему это может произойти?

- Как это повлияет на нас?

- Как не допустить этого?

Формы детской деятельности

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях ;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

hello_html_3a03e901.jpg
hello_html_4df1f442.jpg

hello_html_m66853e46.jpg
hello_html_95c4305.jpg

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природ­ных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

Виды проектов в ДОУ:

1. Исследовательско - познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационно – практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по­могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно­правными партнерами.

Однако для успешной проектной дея­тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют­ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова­ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновацион­ных средств, методов и приемов.

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально – техническим возможностям ДОУ.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

3. Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

1. «Живая книга леса".

3. "Я садовником родился".

4. "Этажи леса".

5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

- экологическая образовательная деятельность;

- уроки доброты; уроки мышления;

- экологические кружки и конкурсы;

- КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

- клуб исследователей природы;

- лаборатория юного эколога;

- ведение фенологических календарей природы;

- коллекционирование природных объектов;

- экологические выставки и экспозиции; музеи;

- дни (недели) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные,

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

- экологические сказки; тренинги;

- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Читайте также: