Результатом методической деятельности педагога профессиональной школы является

Обновлено: 05.07.2024

Характеристика сущности, основных видов и компонентов методической деятельности педагога. Изучение особенностей классификации и основных уровней сформированности методических умений. Изучение сущности, особенностей и классификации средств обучения.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 13.12.2018
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методическая деятельность педагога профессионального обучения, направленная на разработку специальных средств обучения

План лекции

1.Сущность, виды и основные компоненты методической деятельности

2.Классификация и уровни сформированности методических умений

3.Сущность, особенности и классификация средств обучения

педагог методика обучение

Цель: раскрыть особенности средств обучения в методической деятельности педагога профессиональной школы.

Основные понятия темы

Методическая деятельность - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Методические умения - свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

Объект методической деятельности - процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности - различные приемы и методы,

способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Средства обучения - один из главных компонентов дидактической системы обучения, позволяющий увеличивать объем передаваемой учебной информации, оптимизировать процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшать восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений и т.д.

Знаковые системы обучения - средства обучения, позволяющие повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда.

Логические регулятивы - мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности.

1.Сущность, виды и основные компоненты методической деятельности

В педагогической литературе существуют три точки зрения на

Рис. 4. Виды методической деятельности методическую деятельность

Каковы же особенности методической деятельности педагога профессионального обучения?

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Рис. 5. Виды методической деятельности

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Функции методической деятельности:

-аналитическая: анализ теоретического и профессионального обучения, анализ содержания производственного обучения, методический анализ профессионального обучения;

-проектировочная: перспективное планирование и разработка содержания обучения, планирование и подготовка обучающей деятельности;

-конструктивная: планирование занятия (отбор содержания, композиционное оформление учебной информации), представление форм предъявления учебного материала;

-нормативная: определение и разработка средств обучения, способствующие выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

-исследовательская: методика проведения исследования в решении методических проблем.

Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это сложный мыслительный процесс (рис. 7).

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов, деятельность которых направлена на разработку специальных средств обучения. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения - его обобщение в различных публикациях, открытие собственных семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Следовательно, под методической деятельностью понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Классификация и уровни сформированности методических умений

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Классификация методических умений

1. Дидактико-методические основы профессиональной деятельности педагога

Проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;

подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;

выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;

проводить методический анализ локального отрезка учеб- ной информации;

разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.;

располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач;

разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;

разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся; разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся;

проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения

2. Специфика изучения учебного материала

Планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа;

планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности; конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;

организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею;

применять методы теоретического и производственного обучения;

анализировать методические разработки

3. Синтез ранее сформированных умений

Применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;

создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;

создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях

Уровни сформированности методических умений представлены на рис. 6.

Рис. 6. Уровни сформированности методических умений

Уровни сформированности методических умений позволяют преподавателю ориентироваться в трудностях, возникающих у учащихся при овладении учебным материалом.

Уровни сформированности методических умений позволяют преподавателю ориентироваться в трудностях, возникающих у учащихся при овладении учебным материалом.

3. Сущность, особенности и классификация средств обучения

Средства обучения являются неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информационно-предметным обеспечением.

Выделяют дидактические средства обучения для преподавателей и для обучающихся. Первые представляют собой средства обучения, используемые преподавателем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства обучающихся. И те и другие средства определяют процессуальную сторону формирования знаний и умений у учащихся. В этой связи для организации взаимодействия преподаватель - учащийся включаются посредники - средства обучения.

Рис. 7. Схема взаимодействия субъектов и средств обучения

Классификация средств обучения представлена на рис.8. Материальные объекты - эта группа средств обучения, выделенная по способу их производства. С помощью материальных средств реализуются информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения.

В настоящее время на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения. Среди них компактные эпидиаскопы, проекторы, различная оргтехника (лазерные указки, маркеры, цифровые видео- и фотокамеры и т.д.).

На занятиях во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, не несущее информационной или тренировочной функции, но помогающее педагогу организовать учебный процесс по предмету. Материальные объекты играют значительную роль на начальном этапе

формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.

Знаковые системы обучения - эта группа средств обучения значительно повысила производительность учебной деятельности, позволила развивать творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. По способу реализации образовательных задач группа относится к предметно-знаковым системам обучения.

Рис. 8 Классификация средств обучения

Важнейшим источником знаний для обучающихся являются текстовые средства обучения. Основные средства из них - учебники и учебные пособия - главное орудие организации познавательной деятельности учащихся. Наряду с учебником используется разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока, занятия (карты программированного контроля, кодослайды, диафильмы, инструкционные карты). В настоящее время методическая деятельность педагога немыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.), а также без простых визуальных средств - плакатов, моделей, планшетов, таблиц, диаграмм, графиков, муляжей и т.д. При использовании визуальных средств должно быть соблюдено обязательное условие - обеспеченность наглядными пособиями курса по всем темам. Кроме того, по каждой теме средства наглядности должны быть систематизированы в специальной картотеке.

Логический регулятив (конструкт) - это мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности. Логические регулятивы описываются на теоретическом и эмпирическом уровнях. Представить деятельность педагога на эмпирическом уровне - значит показать систему действий, операций, приемов организации учебно познавательной деятельности учащихся по формированию знаний и умений.

Теоретический уровень абстрагируется от практической деятельности отдельного педагога, при этом обобщаются наиболее ценные его находки. Эти разнообразные регулятивные средства выполняют функции посредников, инструментов в обучении. В отличие от знаковых средств обучения они являются предписанием к процессу обучения, а не отражением информации в объекте учебного познания. В то же время они схожи, так как опредмечены в тех или иных текстах.

Методические приемы - наиболее распространенные среди логических регулятивов. Методический прием тесно связан с рефлексией собственных действий педагога. В ходе рефлексии, действуя в идеальных моделях обучения, педагог дифференцирует репродуктивные и продуктивные действия, анализируя, мысленно объединяя действия, которые принесли ему наибольший успех на уроке. Таким образом, объективная основа появления новых приемов обучения - конкретные действия педагога, давшие ему открытия на уроке.

Среди всех методических приемов можно выделить наиболее сложные, обладающие определенной целостностью, включающие отбор, группировку комплекса операций. Такие приемы называются комплексными. К ним относятся инструктаж на уроках производственного обучения и демонстрационный эксперимент на уроках теоретического обучения.

Принцип обучения носит рецептурный характер. Принцип - средство регуляции. Принципы обучения имеют двоякую природу и выполняют две разные функции. Первая группа принципов отражает объективные связи во взаимодействии преподавателя и обучаемого на различных этапах формирования знаний, умений и навыков (принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профессиональной направленности обучения).

Вторая группа принципов включает в себя так называемые методические принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении. Самое общее определение принципа обучения (без выражения его функциональных особенностей) представляет его как начало, исходное положение. Методический принцип - это конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.

Правила обучения, метод обучения, методика обучения, стили регуляции здесь рассматриваться не будут, их следует изучить самостоятельно.

Таким образом, средства обучения в методической деятельности педагога проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Список используемой литературы

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599

10. Безрукова, В. С. Педагогика : учеб. для инж.-пед. спец. / В. С. Без- рукова; Екатеринбург. обл. ин-т развития регион. образования. - Екатеринбург, 1994. - 331 с.

11. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Бес- палько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

12. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М., 1995. - 336 с.

13. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

15. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры- тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. - 4-е изд. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 88 с.

17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1986.

18. Жученко, А. А. Практикум по методике преподавания машино- строительных дисциплин / А. А. Жученко, Н. А. Смирнова. - Свердловск : Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. - 72 с.

20. Ильясов, И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисцип- лине : пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. - М. : Логос, 1994. - 208 с.

21. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных пе- дагогических поисках / М. В. Кларин. - М. : Арена, 1994.

25. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. - Рос- тов н/Д. : Феникс, 2005. - 474 с.

27. Методика профессионального обучения : учеб. программа дисципли- ны / сост. : Т. Г. Дулинец, С. И. Почекутов, Т. В. Сильченко, А. С. Степанова- Быкова. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 48 с. (Методика профессионально- го обучения : УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дули- нец).

28. Методика профессионального обучения : практикум / А. С. Степано- ва-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. - Красно- ярск : ИПК СФУ, 2009. - 99 с. (Методика профессионального обучения : УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Дулинец).

30. Методика профессионального обучения : метод. указания по само- стоятельной работе / сост. : А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Кар- манова, О. В. Константинова. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - (Методика профессионального обучения : УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. коллек- тива Т. Г. Дулинец).

31. Методика профессионального обучения : метод. указания по выпол- нению курсовой работы / сост. : А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - (Методи- ка профессионального обучения : УМКД № 1513/1115-2008 / рук. творч. кол- лектива Т. Г. Дулинец).

33. Никуленко, Т. Г. Возрастная физиология и психология / Т. Г. Нику- ленко. - М. : Феникс, 2007. - 416 с.

34. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

35. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. коллед- жей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. о-во России, 2006. - 608 с.

36. Почекутов, С. И. Методические основы педагогического тестирова- ния : учеб. пособие / С. И. Почекутов, Е. Е. Савченко. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2004. - 60 с.

37. Решетова, З. А. Формирование системного мышления в учебном процессе / З. А. Решетова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 344 с.

38. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

Подобные документы

Анализ современных методов подготовки педагога профессионального обучения. Разработка концепции непрерывной интегрированной подготовки педагога профессионального обучения, с учетом специфики профессионального обучения в корпоративном университете.

автореферат [2,1 M], добавлен 13.10.2008

Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Технологическое оборудование". Анализ содержания подготовки педагога для формирования значимых качеств.

курсовая работа [72,9 K], добавлен 05.05.2013

Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

реферат [64,4 K], добавлен 19.01.2010

Чтение как один из видов речевой деятельности. Вопросы классификации основных видов чтения. Цель и средство обучения иностранному языку. Комплекс упражнений по изучающему чтению для старшего этапа обучения на примере изучения французского языка.

курсовая работа [64,1 K], добавлен 17.01.2012

Личность педагога профессионально-педагогического обучения, разработка модели, определяющей содержание его профессиональной деятельности. Основные условия реализации модели, описывающей структуру деятельности в ситуациях, характерных для педагогики.

Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.

Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:

¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

¾ методический анализ учебного материала;

¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;

¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

¾ разработка методики обучения по предмету;

¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);

¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:

. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;

2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;

3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;

. исследовательская;

. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.

В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.

Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма методической деятельности включает:

1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:




¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;

¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;

¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.

2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.

3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:

¾ изучение и разработку учебно-методической документации;

¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;

¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;

2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;

. педагогическое самообразование педагогических работников.

Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:

¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.

Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:

¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

¾ методический анализ учебного материала;

¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;

¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

¾ разработка методики обучения по предмету;

¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);

¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:

. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;

2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;

3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;

. исследовательская;

. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.

В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.

Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма методической деятельности включает:

1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:

¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;

¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;

¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.

2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.

3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:

¾ изучение и разработку учебно-методической документации;

¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;

¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;

2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;

. педагогическое самообразование педагогических работников.

Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:

¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция

на обучающем семинаре с молодыми преподавателями образовательной организации среднего профессионального образования

Тема: Методическая деятельность педагога профессионального обучения

Цель: ознакомить молодых преподавателей образовательной организации с сущностью методической деятельности преподавателя образовательной организации среднего профессионального образования 1 , а также с видами, формами и способами ее осуществления.

Сущность методической деятельности педагога

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения , методическую деятельность представляют, как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Мы будем рассматривать методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления _- это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации;

алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения;

методическое обеспечение учебной дисциплины;
учебные программы;

обучающие программы и т.д.

Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, можно отнести:

анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

методический анализ учебного материала;

планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

разработку методики обучения по предмету;

разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Перечисленные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки обучающиеся овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений.

Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Рассмотрим одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы.

Она включает:

Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

Умение проводить методический анализ локального урезка учебной информации.

Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированное знаний и умений учащихся.

Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала.

В нее входят:

Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированное методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях.

Второй уровень, это применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области.

Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу.

Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.

На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты| обучения.

Преподаватель-методист , систематически занимающийся методическими разработками, является объектом непрофессиональной методической работы, результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров- инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона.

Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность отно­сительно самостоятельных умений с четко выраженной специфи­кой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Цель методической деятельности — обслуживание практики обу­чения.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непо­средственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятель­ность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: ме­тодическое, материально-техническое или организационное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональ­ной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики со­держания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), создан­ные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, от­крытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной науч­но-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности явля­ются: методически переработанный, отобранный учебный мате­риал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обуче­ния; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методиче­ской деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Функции методической деятельности:

проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществле­ния образовательного процесса в данном типе учебного заведе­ния;

Таким образом, под методической деятельностью следует по­нимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять ре­гуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному пред­мету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности — это устойчивые процедуры осуще­ствления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельно­сти, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

методический анализ учебного материала;

планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

разработку методики обучения по предмету;

разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профес­сионально-педагогических кадров. В процессе методической под­готовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечива­ют подготовку педагога к занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формиро­вание методических умений. Умение — это свойство личности буду­щего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предмет­ной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким груп­пам. Приведем одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности педагога профессиональной школы. Она включает:

Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.

Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфи­ку изучения учебного материала. В нее входят:

Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на опреде­ленных уровнях.

Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические уме­ния этого уровня приобретаются будущими педагогами профес­сиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме­тодических приемов, их комплексов и видов методической дея­тельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сфор­мированной ориентировочной основы методической деятельнос­ти и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уро­вень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпири­ческий и теоретический. Нами выявлено, что не каждый препода­ватель и не сразу включается в методическую работу. Первона­чально молодого педагога захватывают процесс преподавания сво­его предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядно­сти, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность мето­дической деятельности педагога в этот период — неявный харак­тер методического компонента в общей структуре профессиональ­но-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет каче­ственно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподава­тель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методиче­ской работы. Результатами его методической деятельность пользу­ются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ста­вит задачи обобщения и передачи методического опыта, что пе­реводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональ­ную методическую деятельность, которая создает условия и обес­печивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного на­значения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подго­товка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой систе­мы производственного обучения — моторно-тренировочной, ко­торая явилась впоследствии прототипом модульной системы про­изводственного обучения. Благодаря профессионально выполнен­ным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уров­ня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для пе­дагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а явля­ется профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог — это специалист интегрального типа, орга­нически сочетающий в себе функции деятельностного (образова­тельно-воспитательного) и метадеятельностного (организацион­но-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макро­структуры учебной информации. Это учебные программы, комп­лексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, техноло­гические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы созда­ния, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспро­изводимости и продуктивны в практике обучения.


Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методи­ческой деятельности

Продуктами методической деятельности данного уровня явля­ются дидактико-методические комплексы, содержащие:

системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);

учебные программы предметов;

комплексы средств обучения;

методики обучения отдельным предметам;

На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимо­связей в методической деятельности разного уровня.

Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образователь­ных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специ­ально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: