Как различалась политика властей в отношении мусульманского и немусульманского населения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Основную массу населения Османской империи, независимо от национальной принадлежности, составляли крестьяне. Они были закрепощены и испытывали двойной гнет: своих собственных феодалов (светских и духовных) и турецких.

Крестьяне были обязаны платить в пользу феодала или в государственную казну земельный налог: либо десятину —

ашар, либо харадж, который достигал в некоторых местах половины урожая. Кроме того, крестьяне выплачивали налоги на скот, на летние и зимние пастбища, на различные промыслы, например, на ульи, мельницы и пр. Особыми налогами облагались различные церемонии. Еще более тяжелым было положение крестьян и вообще населения, принадлежащего к категории подвластных народов и не исповедующих господствующей религии — ислама. Сверх многочисленных особых повинностей они были обязаны выплачивать подушную подать (джизья). Не мусульмане —райя (стадо) не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, действовавшем на основе шариата. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман, им запрещалось носить оружие.

Крестьяне были прикреплены к земле и были обязаны обрабатывать ее, но сами (без наделов) не могли быть предметом купли-продажи. Без разрешения феодала крестьянин не мог уйти от него. Положение крестьян, не проживавших в имении феодалов, было не менее тяжелым; право сбора с них налогов обычно отдавалось на откуп (илътизам).

Откупщик вносил в султанскую казну сумму, причитавшуюся с той или иной области, взамен чего получал право на сбор налогов и грабил крестьян, не считаясь ни с какими нормами. Налоговые откупа в значительной мере сосредотачивались в руках крупных ростовщиков и торговцев.

Крестьяне были прикреплены к земле и были обязаны обрабатывать ее, но сами (без наделов) не могли быть предметом купли-продажи. Без разрешения феодала крестьянин не мог уйти от него. Положение крестьян, не проживавших в имении феодалов, было не менее тяжелым; право сбора с них налогов обычно отдавалось на откуп (илътизам).

тем что там было присоединение землепроходцами,закреплением и присягнем коренных народов тех земель самой же российской империи.

насколько помню, их было всего два: во-первых. царь не должен был слушать ложных доносов, а во-вторых не мог отбирать имущество у наследников тех, кто был осуждён.

Основную массу населения Османской империи, независимо от национальной принадлежности, составляли крестьяне. Они были закрепощены и испытывали двойной гнет: своих собственных феодалов (светских и духовных) и турецких.

Крестьяне были обязаны платить в пользу феодала или в государственную казну земельный налог: либо десятину —

ашар, либо харадж, который достигал в некоторых местах половины урожая. Кроме того, крестьяне выплачивали налоги на скот, на летние и зимние пастбища, на различные промыслы, например, на ульи, мельницы и пр. Особыми налогами облагались различные церемонии. Еще более тяжелым было положение крестьян и вообще населения, принадлежащего к категории подвластных народов и не исповедующих господствующей религии — ислама. Сверх многочисленных особых повинностей они были обязаны выплачивать подушную подать (джизья). Не мусульмане —райя (стадо) не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, действовавшем на основе шариата. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман, им запрещалось носить оружие.

Крестьяне были прикреплены к земле и были обязаны обрабатывать ее, но сами (без наделов) не могли быть предметом купли-продажи. Без разрешения феодала крестьянин не мог уйти от него. Положение крестьян, не проживавших в имении феодалов, было не менее тяжелым; право сбора с них налогов обычно отдавалось на откуп (илътизам).

Откупщик вносил в султанскую казну сумму, причитавшуюся с той или иной области, взамен чего получал право на сбор налогов и грабил крестьян, не считаясь ни с какими нормами. Налоговые откупа в значительной мере сосредотачивались в руках крупных ростовщиков и торговцев.

Ivonna

Ivonna

Ответ

В XVIII в. финансовая мощь Османской империи приходит в упадок. Уменьшение количества денег, поступающих в казну, ухудшение положения крестьян истощили денежные запасы государства. Увеличились долги другим странам.

Несмотря на некоторые реформы, проводимые турецким правительством в целях преодоления тяжелого кризиса, положение народа так и не улучшилось.

Турецкие султаны опасались угрозы со стороны Европы, поэтому в скором времени они приступили к проведению реформ. В Османской империи появляются первая мануфактура, морской флот, наладилось производство оружия. Турция заключила торговые соглашения с Англией, Францией, Голландией, в Стамбул стали прибывать французские инженеры, архитекторы, художники. В 1729 г. появились первые государственные издательства.В городах Османской империи начали развиваться различные виды ремесел. Возросла торговля через морские торговые порты

Ответ

поэтому, рассматривая двусторонних отношений двух империй, мы будем подсвечивать их некоторыми вопросами геополитики того времени, которая не была такой , как в настоящее время.

не могу удержаться также от замечания относительно того парадокса в отношениях российской и османской империй, который, как мне представляется, заключается в том, что, провоевав целое столетие, на его излете (1799 год) страны все-таки пришли к пониманию необходимости объединить свои силы против общего врага, заключив военный договор. с этой позитивной ноты и начались развиваться их отношения в xix веке. хотя и тогда войн между двумя империями тоже было немало.

автор не претендует на полноту раскрытия темы, вынесенной в название этой работы, в силу её обширности и многогранности, а также наличия огромного количества исследований, освещающих различные аспекты этого периода.

что касается непосредственно предлагаемой работы, то она состоит из двух частей. в первой из них предпринята попытка кратко проследить основные вехи в противоборстве российской и османской империй. при этом упор делался не на ход военных кампаний, а на выяснение причин возникновения конфликтов, а также их политических последствий. во второй части автор попытался обозначить некоторые проблемы, которые определяли ход событий, а также проигрышное положение порты и выигрышное положение россии.

Ответ

Объяснение:По итогам войны Крым был объявлен независимым от Турции. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, Кинбурн с округой и прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом. Русские корабли могли свободно ходить по турецким водам; русские подданные получили право пользоваться всеми теми выгодами, которыми пользовались в пределах Турции союзные туркам народы; Порта признала титул русских императоров и обязалась называть их падишахами, даровала амнистию и свободу вероисповедания балканским христианам, предоставила представителям России принимать на себя роль защитников славян и ходатайствовать за них. Порта обязалась также распространить амнистию на Грузию и Мингрелию и не брать с них больше никаких податей, в том числе подать юношами и девушками. Русские подданные получили право без всякой платы посещать Иерусалим и другие священные места. Россия в свою очередь изъявила согласие иметь при дворе султана посланника или полномочного министра второго ранга и консулов с переводчиками для охраны интересов русских купцов в разных городах Турции. Далее, Россия обязалась вывести войска из Грузии и Мингрелии, с тем чтобы тамошние крепости охранялись не турецкими, а туземными гарнизонами. За военные издержки Турция обязалась в течение 3 лет уплатить России 4,5 млн рублей. 13 января 1775 года Кючук-Кайнарджийский мир был утверждён султаном.

Договор был очень невыгоден для Турции и поэтому не обеспечил для России более или менее продолжительного мира. Порта всячески старалась уклониться от точного исполнения договора — то она не платила контрибуцию, то не пропускала русские корабли из Архипелага в Чёрное море, то агитировала в Крыму, стараясь умножить там число своих приверженцев. Россия согласилась на то, чтобы крымские татары признавали духовную власть султана как главы мусульман. Это дало султану возможность оказывать на татар и политическое влияние.

Этим мирным договором ознаменован важнейший момент, с которого начинается постепенное ослабление Османской империи и одновременно с этим возрастание влияния Российской империи на Балканском полуострове и на Кавказе. Именно договор 1774 года начал процесс присоединения к империи Северного Причерноморья, Крыма, Кубани и причерноморских областей Грузии, завершившийся в 1812 году присоединением Бессарабии и западной Грузии. Окончательное прекращение крымско-татарских набегов и получение Российской империей доступа к торговле на Чёрном море стало импульсом к мощному экономическому и демографическому развитию её южных территорий.

Ответ

Объяснение:По итогам войны Крым был объявлен независимым от Турции. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, Кинбурн с округой и прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом. Русские корабли могли свободно ходить по турецким водам; русские подданные получили право пользоваться всеми теми выгодами, которыми пользовались в пределах Турции союзные туркам народы; Порта признала титул русских императоров и обязалась называть их падишахами, даровала амнистию и свободу вероисповедания балканским христианам, предоставила представителям России принимать на себя роль защитников славян и ходатайствовать за них. Порта обязалась также распространить амнистию на Грузию и Мингрелию и не брать с них больше никаких податей, в том числе подать юношами и девушками. Русские подданные получили право без всякой платы посещать Иерусалим и другие священные места. Россия в свою очередь изъявила согласие иметь при дворе султана посланника или полномочного министра второго ранга и консулов с переводчиками для охраны интересов русских купцов в разных городах Турции. Далее, Россия обязалась вывести войска из Грузии и Мингрелии, с тем чтобы тамошние крепости охранялись не турецкими, а туземными гарнизонами. За военные издержки Турция обязалась в течение 3 лет уплатить России 4,5 млн рублей. 13 января 1775 года Кючук-Кайнарджийский мир был утверждён султаном.

Договор был очень невыгоден для Турции и поэтому не обеспечил для России более или менее продолжительного мира. Порта всячески старалась уклониться от точного исполнения договора — то она не платила контрибуцию, то не пропускала русские корабли из Архипелага в Чёрное море, то агитировала в Крыму, стараясь умножить там число своих приверженцев. Россия согласилась на то, чтобы крымские татары признавали духовную власть султана как главы мусульман. Это дало султану возможность оказывать на татар и политическое влияние.

Этим мирным договором ознаменован важнейший момент, с которого начинается постепенное ослабление Османской империи и одновременно с этим возрастание влияния Российской империи на Балканском полуострове и на Кавказе. Именно договор 1774 года начал процесс присоединения к империи Северного Причерноморья, Крыма, Кубани и причерноморских областей Грузии, завершившийся в 1812 году присоединением Бессарабии и западной Грузии. Окончательное прекращение крымско-татарских набегов и получение Российской империей доступа к торговле на Чёрном море стало импульсом к мощному экономическому и демографическому развитию её южных территорий.


Современные мусульманские меньшинства возникли в связи с ро­стом эмиграции из мусульманских стран в другие страны в первое де­сятилетие ХХ века. В процессе миграции из исламского мира в дру­гие страны – сначала в Европу и Северную Америку, а затем в Южную Америку и Австралию, впервые в истории ислама появились мусуль­манские меньшинства. Переезжая в другие страны мусульмане привоз­или с собой свою культуру, обычаи и традиции, оказывались внутри сообществ, имеющих свои собственные религию, язык, культуру, об­раз жизни и привычки, которые отличались от того, к чему привыкли у себя на родине мусульмане. (Абдель Азиз бен Осман Ат-Тавайджри. Организация исламский конгресс, исламские организации и их роль в поддержке мусульманских меньшинств и землячеств. Сборник ста­тей, 2007).

Сегодня мусульманские меньшинства существуют в 130 немусуль­манских странах, представляя собой шиитские и суннитские сообще­ства различного толка. Они представлены тремя слоями:

во-первых, те коренные жители, которые приняли ислам у себя на родине. Их становится день ото дня все больше, так как все большее число людей в современном мире принимают ислам;

во-вторых, эмигранты из различных мусульманских стран, кото­рые поселились в немусульманских странах. Причины миграции са­мые разнообразные, цели переезда связаны как с политическими, так и с экономическими и социальными факторами;

в-третьих, те, кого привозили колониальные власти в целях экс­плуатации. Англичане, например, привозили рабочую силу из числа мусульман Индостана, французы – из мусульманских стран Северной Африки, голландцы привозили мусульман из Индонезии, немцы ис­пользовали турецких рабочих или оккупировали земли мусульман, а затем изгоняли с этих территорий коренных жителей, как это происхо­дило в Палестине, Восточной Европе, Индии, Восточном Туркестане.

При рассмотрении работ исследователей, интересующихся проблемой меньшинств, мы обнаруживаем несколько определений, в частности:

После этого обзора определений понятия меньшинств можно за­ключить, что этот термин вызывает целый ряд научных проблем в силу следующих причин:

1. Существование различных подходов к определению понятия меньшинств.

2. Судя по вышеприведенным примерам эти определения в чем-то схожи, а в чем различны. Вероятно, это имеет отношение к ряду критериев, на основе которых даются определения и которые можно разделить на два основных вида:

  • во-первых, это критерии, которые касаются состояния и положе­ния меньшинств, таких, как количественный и институциональный критерии, а также гражданство;
  • во-вторых, критерии, в которых учитываются устремления, чаяния и цели меньшинства, такие, как специфические черты, самобытность или особая культура. Это имеет важное значение, так как подтвержда­ет наличие общих черт, характерных для идеологической и цивилиза-ционной идентификации мусульманского меньшинства и всех мусуль­ман в целом.

Мусульманские меньшинства и их права в международных документах

В международных документах провозглашается принцип равенства прав и свобод для всех людей без исключения.

В статье 2 Всемирной декларации прав человека сказано: «Каж­дый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, язы­ка, религии, политических или иных убеждений, национально­го или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Во Всемирной декларации указаны также особые права мень­шинств (Джаафар Абд Ас-Салям. Права и обязанности мусульман в не­мусульманских странах. Статья опубликована в журнале «Ассоциация исламских университетов, 2005):

- право на гражданство – никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (статья 15);

  • право вступать в брак и основывать свою семью без всяких огра­ничений по признаку расы или национальности (статья 16);
  • право владеть имуществом (статья 17);
  • право на свободу убеждений и на свободное выражение их, на сво­боду мирных собраний и ассоциаций (статья 19);
  • право на социальное обеспечение (статья 22);
  • право на труд и на свободный выбор работы (статья 23);
  • право на личную собственность (статья 27), а также право на об­разование.

Кроме того, существуют международные соглашения, в которых провозглашается запрет расовой дискриминации, дискриминации при приеме на работу и в профессиональной области, в образовании, лик­видация всех форм фанатизма, основанного на религиозных или дру­гих убеждениях, а также всех форм дискриминации в отношении жен­щин и т.д.

Статистический обзор: мусульманские меньшинства в немусульманских странах.

Согласно статистическим данным, мусульманские меньшинства – это половина мусульман всего мира и одна шестая всего населения планеты. Число мусульман в них составляет 500 млн. человек, боль­шинство которых проживает:

  • в Азии – более 300 млн.;
  • в Африке – 90 млн.;
  • в Европе – около 50 млн., из них 35 млн. в странах Восточной Ев­ропы и на Балканах и 15 млн. в Западной Европе.

Судя по статистическим данным, в Латинской Америке прожива­ет 4 млн. мусульман, в Северной Америке – более 4 млн. В Океании, то есть в Австралии и других сопредельных странах проживает око­ло 1 млн. мусульман. Численность мусульман в мусульманских мень­шинствах в мире постоянно растет в силу целого ряда причин, важней­шие из которых связаны с увеличением темпов прироста населения, усилением роли ислама в некоторых странах, таких как мусульманские республики в Средней Азии после получения независимости, ростом исламских настроений в различных уголках мира, принятием ислама. Все большее число людей переходят в ислам. Например, во Франции ислам стал второй по значимости религией, количество мусульман в этой стране превысило 4 млн. человек.

Будущее мусульманских меньшинств

Будущее ислама на Западе зависит главным образом от трех факто­ров:

во-первых, исламский мир;

во-вторых, это мусульмане, проживающие на Западе;

в-третьих, позиция самого Запада.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы.

1. Исламский мир.

Будущее мусульман на Западе зависит от будущего ислама в ислам­ском мире. Сила исламского мира укрепляет и поддерживает мусуль­манские меньшинства на Западе, способствует развитию связей между ними и исламским наследием. По этой причине необходимо налажи­вать контакты между исламским миром и мусульманскими меньшин­ствами на Западе. Следует способствовать созданию правильных пред­ставлений об исламе в умах европейцев всеми возможными научны­ми и практическими методами. Это необходимо для исправления сфор­мировавшегося ошибочного подхода к исламу, устранению разногла­сий между его различными течениями, обеспечению издания краткой юридическо-богословской энциклопедии на иностранных языках с ин­формацией об интересующих мусульман вопросах религии. Необхо­дим также перевод Корана на иностранные языки, что важно как для мусульман, так и для всех, кто интересуется исламом. Следует также обеспечить условия для общения мусульман на Западе с наиболее про­свещенными учеными, разбирающимися в религии и устройстве мира.

Важным представляется также создание исламского телеканала, ко­торый был бы полезен для мусульман на Западе, но при условии, что он не будет представлять какое-либо одно направление в исламе. Это должен быть общеисламский канал, объединяющий всех мусульман, независимо от течений, к которым они принадлежат. Задача канала со­стоит, в частности, в поддержке мусульманских меньшинств на Западе и в содействии созданию исламской образовательной системы на всех этапах обучения.

Мусульмане Запада должны последовательно защищать себя, свои религию, культуру и благородные цели. В западных странах им необхо­димо объединяться и укреплять связи между собой, не допускать борь­бы между различными течениями. Мусульманам также следует пони­мать западное мышление и учиться уживаться с ним. Знакомство – это

первый шаг к пониманию, взаимному уважению и сотрудничеству. Му­сульмане Запада должны быть примером с точки зрения их поведения, должны создавать положительный образ ислама. Следует также прово­дить совместные научные конференции с участием тех представителей Запада, кто готов к взаимопониманию и мирному сосуществованию с мусульманами в условиях стабильности. Это будет способствовать вы­работке способа, позволяющего сохранить свою мусульманскую само­бытность и в то же время активно участвовать в жизни западного об­щества, при этом, не растворяясь в нем.

Необходимо, чтобы инициатива определения степени восприятия западным обществом исламского присутствия, масштаба его конструк­тивного взаимодействия с исламом и корректировки представлений за­пада об исламе исходила, прежде всего, от исламской стороны. Это за­висит от позиции мусульман, именно на них лежит ответственность, поскольку это та проблема, которая касается их непосредственно.

Можно указать на ряд важнейших моментов, которые должны учи­тывать улемы, так как им необходимо разбираться в особенностях за­падного общества, идейных и культурных изменениях, происходящих в нем. Некоторые дискуссионные аспекты, касающиеся мусульман­ских меньшинств, заключаются в следующем:

4. Российская Федерация

Относительно прошлого мусульман в России он отмечает, что му­сульмане обосновались на территории современной России еще до по­явления здесь нации и государства. Мусульмане в Азербайджане и со­временном Дагестане появились в середине 7 века, в 642-643 гг. Ис­лам возник в России более 1350 лет назад, при аббасидском халифе аль-Муктадире билла-хи. В 16 веке большое количество мусульман оказалось в России из-за оккупации Казанского, Ногайского, Астра­ханского княжеств и Сибири. Эти мусульманские княжества подвер­гались жестокому гнету, притеснениям, пережили попытки принуди­тельного крещения. Земли разоряли и опустошали до 1773 года, когда Екатерина Вторая издала указ о религиозной терпимости. Это дало му­сульманам возможность исполнять религиозные обряды, строить ме­чети, учредить при помощи правительства совет улемов в городе Орен­бурге, а также открывать школы, издавать Коран в Казани и других го­родах царской России.

Однако эта деятельность подверглась жесткому контролю после коммунистической революции в 1917 году и принятия советской вла­стью в 1927 году решения о борьбе с религией. В результате были за­крыты мечети, религиозные центры, мусульманские школы. Идеологическая война против ислама продолжалась до середины 80-х го­дов, когда позиция государства по отношению к религии изменилась самым коренным образом. Мусульмане вновь получили возможность осуществлять религиозные обряды, особенно после падения коммуни­стического режима и развала Советского Союза.

Также организуются международные конференции для диалога между Россией и мусульманами в Российской Федерации, в арабских и мусульманских странах, создаются центры партнерства цивилизаций и т.д. Россия после ее принятия в Организацию Исламская Конференция в качестве наблюдателя заняла новую, положительную позицию по от­ношению к мусульманам и их важнейшим проблемам, таким как пале­стинская проблема, право Исламской Республики Иран на использова­ние ядерной энергии в мирных целях и другим важнейшим гуманитар­ным вопросам. Эта позиция заслуживает высокой оценки.

Заключение

Исламской нации следует изучать возможности сотрудничества и совместной работы с другими миролюбивыми нациями, такими как дружественная Россия, которая, как и Исламская Республика Иран, яв­ляется ярким жизненным примером сосуществования тех народов, ре­лигий, мазхабов и цивилизаций, которые сегодня стремятся к разви­тию, общению и сотрудничеству с религиозными, идеологическими и культурными кругами в исламском мире, в том числе, со Всемирной ассамблеей сближения исламских мазхабов. А когда народы общают­ся и сотрудничают, это приносит огромную пользу всему человечеству.

Читайте также: