План урока по физике 11 класс мякишев

Обновлено: 08.07.2024

Основная задача урока - сформировать знания о явлениях отражения и преломления света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; развивать способности видеть физические явления в окружающем мире, развивать воображение, наблюдательность, умения выделять цели и способы деятельности, умение анализировать, развивать навыки и культуру проведения физического эксперимента и умение делать выводы по его результатам, развивать самостоятельность, а также воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

В ходе урока используются фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работы. Проверка полученных знаний проводится путем решения задачи, тестирования. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний и дается домашнее задание творческого характера.

ВложениеРазмер
urok_po_fizike.docx 87.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока (физика,11 класс).

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: формирование новых знаний и умений

Цели урока: изучить законы отражения и преломления света.

Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

– мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;

– формирование умений работать в группе.

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Методы и приёмы обучения: словесный метод—беседа; наглядный — видеоопыт, самостоятельная работа, эксперимент; частично-поисковый метод, метод сравнения, самоконтроль, демонстрация слайдов, таблица, рефлексия.

Форма организации учебной деятельности:

Структурно – логические связи:

Материально техническое оснащение:

1. Оборудование : мультимедийная доска, оптическая шайба, зеркало, экран, сосуд с водой, стеклянная пластинка, полуцилиндр, стакан, линейка, транспортир.

2. Дидактические средства обучения: карточки - задания, таблица синусов, таблица показателя преломления веществ.

I. Организационно – мотивационный этап. (1мин.)

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке (рабочее место, организация внимания, мотивация)

- проверка явки учащихся

- проверка готовности кабинета и учащихся к уроку

Вовлечение обучающихся в формулировку темы, целей и задач урока.(5 мин).

Учитель: Тему сегодняшнего урока предлагаю вам самим определить, для этого предлагаю выполнить эксперимент.

Эксперименты. Работа в группах.

Учитель: У вас на столах большое количество разнообразных приборов , имеется зелёная карточка№1, в которой кратко описано, что вам предстоит сделать. Работаем в группах, в течение минуты вы должны выполнить эксперимент. Обсудим в группе, расскажем и ответим на вопросы. Итак, приступаем.

Ученик 1: Для опыта понадобилось: зеркало, лампочка, экран со щелью, оптическая шайба. Направили свет на зеркало, свет отразился.

Ученик 2: Для проведения этого эксперимента, нам потребуется стакан с водой и бумага с нарисованными на ней стрелками. Ставим прозрачный стакан и смотрим, видим изображение. Начинаем наливать воду, стрелки меняют своё направление, а также увеличиваются размеры стрелок.

Учитель: Почему так происходит?

Ученик 2 : Оптическая иллюзия.

Ученик 3 : Для проверки опыта понадобился стакан с водой, ложка, карандаш.

Ложку опустил в стакан с водой, она изменила размер. Когда её вращала, тоже меняла размер.

Посмотрели на стакан с водой, в который опущен карандаш. Карандаш кажется переломанным в месте перехода в воду. На самом деле карандаш целый.

Учитель: Что происходит с ложкой? С карандашом?

Ученик 3 : Преломились.

Ученик 4: Для проведения опыта понадобилась монета, чашка.

Положили на дно непрозрачной чашки монету, сидел так, чтобы край чашки закрывал монету. Налили воду, монета видна.

Учитель: Смотрите, что получается я, слышала фразу оптическая иллюзия. Это действительно оптическая иллюзия или есть, какие- то закономерности света?

Ученик 4: Закономерности света.

Учитель: Мы видим, что свет, падающий на плоское зеркало, отражается.

Мы видим, что стрелки с водой меняют своё направление.

Мы должны видеть прямую ложку, карандаш прямой, они сломались почему- то.

Монету мы сначала не видим, а потом с водой увидели.

Молодцы, вы смогли сформулировать тему нашего урока.

-Запишем в тетрадях тему урока.

Учитель: Следующее задание вам, а что именно мы можем узнать по этой теме, какие вопросы можем поставить:

Предполагаемые ответы студентов:

1. Что такое отражение?

2.Что такое преломление?

3. Какие законы отражения и преломления?

4. Какие опыты можно провести?

5. Где можно наблюдать эти явления?

Учитель: Тем самим мы с вами определили цели урока:

  1. Изучить законы отражения и преломления, объяснить преломление и отражение?
  2. Провести эксперименты
  3. Научиться применять законы при решении задач.
  4. Узнать где с этими явлениями мы встречаемся.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами постараемся изучить все особенности этих явлений.

ІІ. Изучение нового материала (20 мин).

Учитель: Важнейшими свойствами света являются отражение и преломление.

Учитель: Выясним с помощью прибора, называемого оптической шайбой, как отражается свет от зеркальных поверхностей. Проверим наше предположение с помощью видеоопыта.

Учитель: Итак, свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Изобразим эксперимент. Проведём границу раздела двух сред. Проведём луч под некоторым углом.

Луч, который идет от источника до границы раздела двух сред называется лучом падения или падающий луч.

В точку падения луча построим перпендикуляр, все знают, как построить перпендикуляр? Чему равен угол?

Ученик: 90 градусов.

Учитель: Аккуратно проведём перпендикуляр. Свет частично отражается. Проведём отраженный луч. Обозначим альфа - угол падения, гамма – угол отражения.

Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Угол падения равен углу отражения (запишем формулу на доске и в тетрадях ).

Учитель: Угол падения и угол отражения углы с перпендикуляром ( изобразим эксперимент на доске и в тетрадях) . Итак, сколько законов отражения?

Учитель: А вы знаете, что отражение бывает: диффузное и зеркальное, чем они отличаются?

Ученик 1: Зеркальное - отражение дают полированные поверхности. Отражение идет строго в определенном направлении.

Ученик 2: Рассеянное –отражение дают шероховатые поверхности. Отражение происходит во всех направлениях.

Учитель: Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?

Учитель: Следующим важным свойством света является преломление. Вспомним, в чем оно заключается. Проведём эксперимент.

Работаем в паре, на столах у вас имеется желтая карточка, где кратко описана инструкция выполнения эксперимента.

Работа в паре. (4 мин)

1.Расположим полуцилиндр на оптическую шайбу.

2.Направим световой луч под произвольным углом на грань полуцилиндра и наблюдаем, выход луча из второй грани.

3. Поставим ручку или карандаш по линии падающего луча.

-Что мы можем сказать?

Учитель: Обратимся к эксперименту. Свет распространяется прямолинейно, т.е. луч должен из источника проходить по прямой линии или как?

-А что с лучом произошло?

Ученик 1: Он преломляется. Происходит смещение луча.

Ученик 2: Луч во второй среде идет не прямо туда, а ближе к перпендикуляру.

Учитель: Этот луч преломления или называют преломлённым лучом ( изобразим лучи на доске разноцветным мелом).

Учитель: При переходе света из одной прозрачной среды в другую изменяется направление его распространения. Это явление и носит название преломления.

Итак, первый закон преломления:

Ученик : Луч падающий, луч, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке

падения луча, лежат в одной плоскости.

Учитель: Важно знать, что альфа - угол падения. Угол, образованный между перпендикуляром и лучом преломления называется углом преломления. Обозначается бета – угол преломления, тоже угол с перпендикуляром.

Учитель: Можете сравнивать углы падения и преломления?

Ученик : Угол падения больше угла преломления.

Учитель: Измеряем угол падения и угол преломления. У вас на столах имеется карточка №3, давайте их найдем. Эти ваши подсказки.

Итак, приступаем к работе. Работам индивидуально.

Оборудование : плоскопараллельная пластина в форме трапеции, 3 булавки, линейка, транспортир, лист бумаги, карандаш, кусок поролона.

1. Обводим карандашом стеклянную пластинку в форме трапеции на миллиметровой бумаге.

2. Первую булавку воткнем возле первой грани, вторую булавку воткнем под некоторым углом к первой.

3. Наблюдая за двумя булавками через большую грань, найдем точку расположения третьей булавки, чтобы первая и вторая загораживали друг друга. Все три булавки оказались на одной линии.

4. Отмечаем место расположения всех трех булавок. Проведем лучи падающий, преломленный и перпендикуляр в точке падения луча.

5. Снимаем оборудование и смотрим на полученный чертеж.

Учитель: У вас получается на листочке три дырочки, используя эти дырочки и схемы на доске определите, где будет угол паденияи угол преломления. При помощи транспортира измеряем угол падения и преломления.

Учитель: Вспомните основные правила техники безопасности и обратите особое внимание, так как вы работаете с булавками.

Учитель: Все значения писать не будем, запишем определенные значения, у вас на столах таблица Брадиса, определяем синус угла падения и синус угла преломления, затем отношение синусов.

Ученик 1. Группа №1: угол падения.. градусов, угол преломления …

Ученик 2. Группа №2 : угол падения… градусов, угол преломления …

Ученик 3. Группа №3: угол падения… градусов, угол преломления .. .

Ученик 4. Группа №4 : угол падения… градусов, угол преломления …

Слайд . Таблица на доске ( на интерактивной доске ученик записывает ответы )

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планирование уроков по физике

11 класс

МякишевГ.Я., БуховцевБ.Б., Чаругин В.М.

2020-2021 уч. год

3 часа в неделю

102 часа в год

Блочно-тематическое планирование

Количество часов

Колебания и волны

Содержание курса

Раздел 1. Основы электродинамики (17 ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации: Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Лабораторные работы:

Наблюдение действия магнитного поля на ток;

Изучение явления электромагнитной индукции;

Раздел 2. Колебания и волны (33 ч)

Механические колебания. Математический и пружинный маятники. Свободные и гармонические колебания. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Свободные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. Генератор переменного тока. Трансформатор. Передача электроэнергии. Механические волны. Характеристики волны. Распространение волн в упругих средах Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Развитие средств связи

Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и приём электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.

Раздел 3. Оптика (24ч)

Геометрическая оптика. Принцип Гюйгенса. Законы прямолинейного распространения света, отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Волновые свойства света. Дисперсия, интерференция, дифракция. Виды электромагнитных излучений и их практические применения. Постулаты специальной теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

Демонстрации: Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света.

Лабораторные работы:

Измерение показателя преломления стекла;

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Определение длины световой волны.

Оценка информационной емкости компакт диска(СD)

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Раздел 4. Квантовая физика (25 ч)

Фотоэффект. Гипотеза Планка о квантах. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Радиоактивность. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. Цепная реакция. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации:

Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц.

Физика, 11 класс, Поурочные планы к учебникам Мякишева Г.Я., Касьянова В.А., 2011.

Подробные планы уроков, методические советы и рекомендации, контрольные и лабораторные работы, тестовые и проверочные задания, демонстрационные эксперименты. Пособие содержит полный комплект поурочных планов, соответствующих учебникам физики для 11 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева (М.: Просвещение) и В.А. Касьянова (М.: Дрофа). Полноценно может использоваться с разными учебными комплектами, предоставляя педагогу возможность вариативного освещения тем курса.

Магнитное поле.
Урок 1. Взаимодействие токов. Магнитное поле
Цели: дать учащимся представление о магнитном ноле. Демонстрация: демонстрация опыта Эрстеда, движения проводника с током в магнитном поле; демонстрация силовых линий магнитного поля постоянного магнита, магнитного ноля прямого тока.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА, Б.Б БУХОВЦЕВА 5
Основы электродинамики
Глава 1. Магнитное поле 5
Глава 2. Электромагнитная индукция 31
Колебания и волны
Глава 3. Механические колебания 59
Глава 4. Электромагнитные колебания 75
Глава 5. Производство, передача и использование электроэнергии 101
Глава 6. Механические волны 115
Глава 7. Электромагнитные волны 130
Оптика
Глава 8. Световые волны 165
Глава 9. Элементы теории относительности 254
Глава 10. Излучение и спектры 272
Квантовая физика
Глава 11. Световые кванты 292
Глава 12. Атомная физика 324
Глава 13. Физика атомного ядра 342
Глава 14. Элементарные частицы 395
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества 404
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ В.А. КАСЬЯНОВА 411.

Система моделей уроков представляет собой единство содержания физического материала и приёмов организации процесса обучения. В пособии приводится широкий набор методических средств: экспериментальные задачи, опорные конспекты, новые варианты изложения теории, различные опыты и демонстрации, а также богатый иллюстративный материал. Книга поможет учителю в организации учебного процесса на уроках физики в 11 классе при преподавании по классическому курсу авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, В. М. Чаругина. В пособие внесены изменения, связанные с выходом нового издания учебника, переработанного в соответствии с ФГОС.

Читайте также: