В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для понимания взаимосвязи методов и форм научного познания необходимо выделить эмпирический и теоретический уровни. Более того, есть нужда в определении приёмов научного исследования и возможных способов организации полученного знания.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень научного познания – это научная практическая деятельность.

Эмпирический уровень научного познания связан с конкретными видами предметно-орудийной деятельности, именно это позволяет им обеспечивать накопление, фиксацию, группировку и обобщение исходного материала для выстраивания опосредованного, теоретического знания, иными словами наблюдения или эксперимента – в разных его формах, в том числе и моделирования, систематизированного описания полученных результатов, а также анализа и обобщения. Важно понимать, что анализ и обобщение позволяют исследователю наиболее близко подойти к теоретическому уровню научного познания.

Теоретический уровень научного познания

Теоретический уровень научного познания – это вид знания, который представлен различными видами и методами познавательной деятельности, способами организации знания, характеризующиеся определённой степенью опосредованности и обеспечению создания, построения и разработке научной теории, которая представлена логикой организованного знания об объективных законах и иных существенных – общих и необходимых – связях и отношениях в объективном мире.

Теоретический уровень научного познания включает в себя теоретические концепции, научные абстракции, идеализации и умственные модели. Более того, в него входят научные законы и их различные формулировки, научные идеи и гипотезы, различные методы оперирования с научными абстракциями и построением теорий, логических средств.

Отметим, что различие данных уровней носит весьма относительный характер: ни один вид эмпирической деятельности не представляется возможным без его теоретического осмысления и без сопутствующих понятий, гипотез и теорий. И наоборот, всякая теория, даже самого абстрактного вида, в любом случает опирается на практическое знание, эмпирические данные и основана на объективной реальности, опосредованная той же практикой, таким образом, обращена к эмпирическим данным.

Следует сказать, что всякое утверждение или положение может быть эмпирическим и теоретическим, это напрямую зависит от того, каким путём оно получено.

Допустим, на основании опытов Майкельсона-Морли, существует положение, что скорость света равна во всех движущихся относительно друг друга системах, более того, она не находится в прямой зависимости от их относительного движения. Таким образом, можно утверждать, что это знание приобретает очертания обобщения эмпирических данных и одновременно с указанными данными и способами их получения включается в эмпирический уровень.

Важно отметить, что такое же утверждение может играть роль одного из правил частной теории относительности. В таком случае оно представляет собой теоретическое знание, которое является следствием, из которого оно же и вытекает.

Противопоставление эмпирического и теоретического уровней познания носит относительный характер. Посредством её выражается глубокая внутренняя связь, которая существует в объективном мире между единичным и общим, явлением и сущностью. При этом важно понимать, что различение жизненно необходимо, поскольку любой исследователь принимает во внимание свой путь, по которому он движется в научном познании и какая у него конечная цель. Это помогает правильно выстроить последовательность всех действий и шагов на пути к получению знания. Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда.

Различия понятий эмпирического и теоретического уровней познания

Зачастую наблюдается путаница в применении понятий эмпирического и теоретического уровней познания, а также чувственного и рационального. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо чётко понимать границы каждого из терминов.

Процесс познания имеет множество граней и важно понимать, как соотносятся эмпирический и теоретических уровни с чувственным. По своей сути уровни соотносятся по нескольким критериям:

  • Область проявления.
  • Уровень осуществления процесса.
  • Характер протекания процессов.
  • Границы, рамки реализации.

По области проявления эмпирический и теоретический уровни принадлежат познавательной деятельности в сфере науки, а чувственное и рациональное мышление работает в любой форме отражения внешнего мира в сознании человека.

Говоря об уровне осуществления процесса, можно утверждать, что теоретический и эмпирический приобретают очертания научного познания, которое проявляется в общественной деятельности, которая подразумевает обмен идеями и результатами. А Рациональное и чувственное мышление происходит как индивидуальный познавательный процесс.

Характер протекания процессов на теоретическом и эмпирическом уровнях выглядит как отбор приёмов, способов и методов. Здесь имеются в виду эмпирические или теоретические, которые осуществляются учёными осознанно. Касательно рационального и чувственного познания можно утверждать, опираясь на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, что они действуют как психофизиологический процесс в нервной системе и коре головного мозга.

Говоря о границах и рамках реализации, то важно отметить, что эмпирический уровень базируется на органах чувств, при этом не сводится к ним, а только состоит из наблюдения и орудийно-предметной деятельности. Подразумеваются инструменты и приборы, описание полученных данных, иными словами это мыслительная деятельность.

В теоретическом уровне, который невозможен без развитого логического мышления, имеет место применение специализированных методологических средств, которые служат его основой.

Чувственное познание определено как нечто, что базируется исключительно на органах чувств. А рациональное на логике и мышлении. Важно отметить, что не любая рациональная, умственная или иная подобная деятельность может носить теоретический характер.

Размышления шахматиста над решением шахматной задачи не стоит характеризовать как теоретический уровень.

Таким образом, становится понятно, как соотносятся уровни научного и чувственного познания.

Метод познания – это путь, способ достижения познавательной цели.

Представления о методе в философии

Проблема метода является одной из основных проблем гносеологии – философской дисциплины, рассматривающей вопросы познания и познаваемости мира. Между теми мыслителями, которые придерживаются позитивной гносеологической парадигмы, т.е. считают, что бытие познаваемо, на протяжении веков идут ожесточенные диспуты о том, с помощью каких методов необходимо осуществлять этот процесс. В традиционной философии рассматривалось два основных методологических направления:

Базой для эмпиризма выступают сенсуалистские представления, согласно которым, непосредственное чувственное познание, есть источник наиболее достоверных знаний об окружающем мире. Эмпиризм идет дальше и рассматривает в качестве источника не чувственное восприятие само по себе, а опыт, как особую категорию, комплекс чувственных образов, соотнесенных и встроенных в целостную систему знаний и взглядов индивида, а также практический эксперимент, опытное испытание самой действительности.

Рационализм в свою очередь полностью отрицает значение чувственного познания, предполагая, что оно является слишком субъективным (восприятие разными людьми одного объекта может существенно отличаться), равно как и сама воспринимаемая реальность может быть слишком изменчивой. Рациональное познание ставит своей целью проникновение в сущность объектов, что возможно только с помощью рационально-логических методов и приемов, поэтому основным источником знаний становится сам разум человека.

Антагонизм эмпирических и рационалистских концепций сохранялся в философии длительное время, однако на современный момент, он преодолен, главным образом в науке, и достигнуто более целостное понимание процесса познания. И чувственное и рациональное познание не только действуют совместно, но являются необходимыми компонентами формирования друг друга. Тем не менее философское наследие прошлого сохраняется в традиционном делении всех методов познания на два уровня:

Эмпирические методы познания

Готовые работы на аналогичную тему

Особенностью эмпирического уровня познания и его методов, качественно отличающего их от теоретического является необходимость исследователя взаимодействовать с реальным объектом познания – будь то природный, социальный, психический или какой-либо иной феномен. Эмпирические методы в большей степени направлены на выявление характеристик исследуемого объекта, его системы взаимосвязей с внешними условиями и другими объектами, фиксирование динамики его развития и изменения и другие проявления доступные для внешнего фиксирования. К числу основным эмпирических методов относят:

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • сравнение,
  • описание,
  • измерение.

Наблюдение является одним из наиболее древних методов и предполагает осуществление фиксации событий, происходящих с объектом в естественных для него условиях. В современной науке наблюдение представляет собой сложный и технически нагруженный метод, для осуществление которого активно используются как технические средства – фото, видео, аудиофиксация, так и методологические приемы – составление плана и графика наблюдение, выделение основных единиц – ожидаемых феноменов которые планируется пронаблюдать и т.д. Наблюдение позволяет собрать большой фактический материал об объекте, однако не способно ответить на вопрос о сущности происходящих событий, их внутренней подоплеке.

Эксперимент – это метод исследования предполагающий активное и целенаправленное воздействие на объект в искусственных и контролируемых условиях для измерения его параметров.

Преимуществом эксперимента в сравнении с наблюдением является его активность и контролируемость. Экспериментатору не нужно ждать интересующего его явления он вызывает его сам, неограниченное число раз, а также сам устанавливает те условия в которых объект будет находится. Одной из важнейших задач эксперимента является контроль над переменными – т.е. теми факторами которые оказывают воздействие на объект. Существует большое количество видов эксперимента – констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный, проверяющий и т.д.

Сравнение, описание и измерение представляют собой также фундаментальные эмпирические методы, незримо присутствующие в любом исследовании. Описание предполагает изложение результатов эксперимента/наблюдения в установленной методологией форме, измерение – выражение свойств и качеств объекта в числовой шкале, а сравнение – сопоставление друг с другом двух и более объектов по какому-либо существенному признаку.

Теоретические методы

Теоретический уровень познания характеризуется обособленностью от реального объекта исследования, ученый может взаимодействовать с ним лишь мысленно. К числу теоретических методов относят:

  • формализацию,
  • аксиоматический метод,
  • гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация – это процесс перевода качественной информации объекта в специальную знаково-символическую систему, формальный научный язык (язык логики, математики, химии и т.д.).

Аксиоматический метод используется для построения системы знаний опирающейся на безусловные истины – аксиомы, а все остальные утверждения в нем представляют собой выводы из аксиом полученные с посредством строго определенных правил вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод является одним из основных и представляет собой выдвижение предположений об эмпирических фактах, истинное значение которых неизвестно. Опираясь на массив данных ученый выдвигает гипотезу, а затем из гипотезы дедуктивным путем выводит определенные следствия, которые уже и подтверждаются либо отвергаются в ходе экспериментальной проверки.

Рациональные приемы

Рациональные приемы представляют собой мыслительные операции, которые используются как в эмпирической, так и теоретической методологии. К ним относятся как основные процессы мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, категоризация и другие; так и специализированные приемы - идеализация (создание идеального, принципиально не существующего объекта), индукция (построение выводов от массы частных фактов к более общему понятию), моделирование (воспроизведение существенных свойств/структуры объекта в другом объекте – модели, более пригодной для исследования).


О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Под научным познанием понимают процесс выявления объективных закономерностей окружающей действительности посредством научных методов. Принято различать эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическое познание

Бытует мнение, что классификация фактов – это эмпирическое познание, но работа с материалами, добытыми эмпирическим путём, принадлежит к сфере теоретического познания. Этот уровень познания является опосредованным, отличается методологией и используемым терминологическим аппаратом. Здесь используются абстрактные категории и логические конструкции.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирический и теоретический уровни познания неразделимы. Научное познание не может быть только теоретическим или только эмпирическим так же, как невозможно покатить колесо, используя только одну его полусферу.

Так, эмпирически можно изучить физические и химические свойства конкретных предметов, которые существуют в реальном мире: например, несколько обломков горной породы. В ходе сравнения, наблюдения, экспериментов и в процессе применения других методов эмпирического познания может выясниться, что свойства этих обломков идентичны. В таком случае, на теоретическом уровне можно выдвинуть гипотезу, согласно которой, любая горная порода, обладающая всем комплексом заданных признаков, будет иметь аналогичные физические и химические свойства. Для подтверждения этой гипотезы необходимо вновь обратиться к эмпирическим методам и выбрать для эксперимента другие обломки горных пород, обладающие заданными признаками. В случае обнаружения у них тех же свойств, гипотеза считается подтвержденной и получает право называться законом, который будет сформулирован теоретически.

Эмпирический и теоретический уровни познания

Особую специфику имеет теоретическое и эмпирическое познание социальных явлений. Сложность состоит в выявлении признаков и свойств исследуемого объекта, ведь общественные феномены имеют природу, которая кардинально отличается от природы объектов точных наук. Для выявления закономерностей социальных явлений необходимо изучить историю значимых для изучаемого феномена событий и реакции исследуемой группы. Например, недовольные деятельностью властей члены общества, в котором отсутствует частная собственность, могут начать революционное движение. Казалось бы, насильственный метод смены власти – естественная реакция на государственный произвол, но, имея в собственности даже минимум необходимых для выживания благ, те же граждане будут опасаться потерять их во время переворота, значит, они будут склонны к революции в гораздо меньшей степени. Таким образом, теоретическое и эмпирическое познание социальных феноменов, зачастую, намного сложнее исследования явлений, относящихся к точным наукам.

Научное познание необходимо для исследования окружающего мира. Использование методологии, составляющей эти уровни, позволяет выводить закономерности и прогнозировать события, и делает жизнь человека более безопасной и счастливой.

Читайте также: