Интерактивные формы учебной деятельности в начальной школе

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Алешина Наталья Геннадьевна

Организация: МОУ кадетская школа

Населенный пункт: Волгоградская область, г.Волжский

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической и педагогической науках, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Для активизации обучения необходимо создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Слайд Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Приведённые данные наглядно демонстрируют зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания

При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.

В качестве одного из таких методов я хочу рассмотреть технологию интерактивного обучения, использование которой позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных в соответствии с ФГОС.

Что такое интерактивное обучение?

Слайд Технология интерактивного обучения (ТИО) - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


Организация и развитие диалогового общения, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Слайд Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Данный вид обучения обладает следующими чертами:

Т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.

Как уже было сказано выше, интерактивное обучение - это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Слайд Формами интерактивного обучения являются:

  • Работа в статичных парах или парах сменного состава;
  • Работа в малых группах;
  • сотрудничество.

Использование интерактивной доски.

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Интерактивный метод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.

В своей практике я начинаю использование интерактивных форм с работы в статичных парах, для первоклассников это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава.

Парную работу, работу в группах я рассматриваю, как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:

Слайд. 1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3.Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, вежливости, откровения.

5. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-будущего.

Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:

Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:

  • даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
  • отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
  • во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
  • на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.

3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 2007г. с.162.

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

7. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. с.35-40.

8.Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 2005г. №1 с.12.

9. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.с.97-102.

10. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. с.312-315

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

пробуждают у обучающихся интерес;

поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

обращаются к чувствам каждого обучающегося;

способствуют эффективному усвоению учебного материала;

оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

осуществляют обратную связь (ответная реакция класса);

формируют у обучающихся мнения и отношения;

формируют жизненные навыки;

способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое . В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе . Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье . Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Правило четвертое . Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников на группы. Первоначально лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Правило седьмое. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

Правило восьмое. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Учителя начальных классов на своих уроках применяют разные формы и методы интерактивного обучения.

2.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.

Учащиеся 4-ых классов готовят презентации к урокам окружающего мира, литературного чтения. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

Данный метод предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между учениками. Киселева Елена Александровна использует метод дискуссии и диалога и учит школьников применять следующие правила в диалоге:

- отвечать на поставленный вопрос;

- каждый имеет право на свою версию;

- каждый имеет право поддерживать версию другого;

- каждый имеет право критиковать версию другого.

Как считает Елена Александровна, наиболее ценным в применении этого метод является то, что учение идет от обучающихся, а она направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет их к правильному выводу. Отвечают и слабые и сильные. Дети не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда помогут одноклассники и все вместе они примут решение. Главное в работе- умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

Учителя 1-ых классов парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

-не владеют умениями совместной деятельности;

-не готовы сотрудничать в больших группах;

-плохо знают друг друга;

-не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

А учителя 2-ых, 3-их классов считают работу в парах наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности,

Согласовывать способы достижения предложенной цели; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Начиная с 3-го класса учителя вводят в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах необходимо соблюдать несколько условий:

1.Группа получает задачу с вполне предсказуемым результатом.

2.Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.

3.Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. Такой метод на уроках применяют Лебедева Т.Н., Жалнова И.А.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Тренинг-это форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то, чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Аукцион – это активная форма проверки знаний.

Роль учителя заключается лишь в том, чтобы корректировать вопросы, исправлять речевые ошибки учащихся.

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое интерактивные методы, их виды. Актуальность использования их на уроках и во внеурочное время.

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.

Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения и является залогом успешности учащихся.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.

Значение интерактивных форм и методов обучения.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

· Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

· Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

· Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

· Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития .

При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:

- поиск и вычленение ведущих проблем

-выстраивание проблем по степени значимости,

-определение целей, задач направлений деятельности,

-наработка возможных вариантов решений,

-выбор наилучших решений,

-определение механизма решения проблем,

-составление программы и плана работы.

Какие же можно назвать методы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения. Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий

ü Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.

ü Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

ü Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.

4. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

· Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное.

· Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

· Ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.

· Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью.

· Ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.

· Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5. Использование всех форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы:

6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Какие же методы являются интерактивными? В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.

7. Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся.

Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации:

Ø Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Ø Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

Ø Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

Коллективная работа позволяет научить деловому общению. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии .

Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности, как волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать свое мнение и принимать мнение других.

В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся , они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность, желание учиться.

Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся . Применение этих методов позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.


Инструкция (групповой вариант)

Инструкция (индивидуальный вариант)

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника

На русском языке можно использовать картинный диктант, где все или некоторые слова заменяются картинками. Дети составляют возможные предложения. Такие диктанты можно давать для работы в парах, группах. Можно добавить задание на развитие речи, например, добавить прилагательные к именам существительным. Этот приём эффективно работает при обучении написанию изложений как вариант конспектирования

Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Прогнозирование (регулятивные).

Кодирование слов, предложений (познавательные)

Назови одним словом…(познавательные)

Найди общее, чем различаются…

Разбей на группы…

Запиши числовое выражение: 6-------------4

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.

Интерактивные методы обучения в начальной школе как средство активизации познавательной активности мл. школьников

Интерактивные методы обучения в начальной школе как средство активизации познавательной активности мл. школьников

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать –и я пойму. Китайская притча

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать –и я пойму. Китайская притча


Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учеб-ного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен зна-ниями, идеями, способами деятельности .

Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учеб-ного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен зна-ниями, идеями, способами деятельности .

Происходит это в атмосфере доброжелатель-ности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Происходит это в атмосфере доброжелатель-ности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха обучающихся.

Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития .

Классификация интерактивных методов обучения

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия

методы могут быть классифицированы по следующим группам:

предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса;

Дидактическая игра Найди ошибку

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

С большим интересом дети играют в конструктор.

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.


Актуальность данной статьи.

В программе развития образования Cамарской области на 2011–2015 годы представлен комплекс проблем, сохраняющихся на различных уровнях образования. Например:

- невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития;

- недостаточное использование современных образовательных технологий.

В связи с этим весьма актуальным становится введение в уроки новых форм и методов обучения, основанных на диалогичности и общении, в частности, технологии интерактивного обучения. В основе этой технологии лежит взаимодействие как центральное звено образовательного процесса. Обучение становится процессом управления взаимодействием, что расширяет его возможности не только в дидактическом, но и развивающем и воспитательном планах. Знаниевый подход в обучении предмету за последние годы претерпел значительные изменения. Требования времени привели к необходимости пересмотра самой подачи материала. Задача формирования ключевых компетенций, стоящая перед современным образованием, невозможна без развития коммуникабельности у обучающихся.

Возникает проблема: нужно учить детей по-новому, но для этого не хватает знаний учителя. Тогда и возникла потребность в изучении учителем теории и концепции новых педагогических технологий.

Первоначально я решила изучить технологию интерактивного обучения.

Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преодолевать сложности, возникающие в процессе обучения.

Использование интерактивных технологий обучения — не самоцель. Это только способ создания условий, в которых обучающиеся вовлекаются в познавательно — учебную деятельность.

Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника (новые требования к личности школьника, формирование определенных качеств, которые помогут успешному обучению и дальнейшей реализации выпускника в социуме) и отсутствием эффективных способов достижения этого.

Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития познавательных интересов способов и методов обучения. Использование интерактивных методов позволяет не только формировать предметные знания, но и развивать интеллектуальные способности учащихся.

Проблема процесса обучения — это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания этого мира разнообразными личностными ресурсами, когда человек сам планирует свою деятельность, выбирает способы активного осуществления своих планов, а не ориентируется только на полученный результат.

Знания обесцениваются, если ребенок не владеет методами, способами, средствами познания.

Применение технологии интерактивного обучения не только положительно влияет на результативность образования, но и стимулирует активную мыслительную и творческую деятельность учащихся.

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Именно начальная школа является той базой, на которую опирается дальнейшее обучение и воспитание школьника. Каждый возрастной период должен способствовать накоплению определенного опыта, чтобы стать затем прочным базисом для последующих надстроек, обеспечить безболезненный переход к следующему возрасту. Большое значение для успешного прохождения периода адаптации ко второй ступени обучения в школе имеет сформированность некоторых особенностей познавательного процесса. Так, при окончании начальной школы ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ, логически рассуждать. Немаловажно и наличие положительной учебной мотивации. Существенная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей — умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Цель: изучить условия эффективного использования интерактивных технологий при обучении младших школьников

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить педагогический опыт использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;

3. Выявить и экспериментально проверить условия эффективного использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;

4. Разработать рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников.

Результаты применения технологии интерактивного обучения в практике учителя.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий: учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — учащийся, группа — группа.

Таким образом, технология интерактивного обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную.

- реализовать субъект — субъектный подход в организации учебной деятельности;

- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

- усилить мотивацию к изучению предмета;

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

«Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ.interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

Технология интерактивного обучения

развитие коммуникативных способностей

Концептуальные идеи

- обучение в сотрудничестве (в команде);

- обучение через общение, взаимодействие;

- создание общего продукта деятельности, выработка общей позиции;

- успех может быть достигнут только при взаимодействии всех членов группы (команды);

коллективно-распределительная продуктивная деятельность

Алгоритм деятельности

Вводный этап (коллективная дискуссия)

Обучающий этап (групповая практическая работа и дискуссия)

Заключительный этап (коллективная дискуссия)

Методы и приёмы обучения

Дискуссия, диспут, практическая работа

Формы обучения

Коллективная, групповая, парная (статичные и динамические)

Средства обучения

Проблемный вопрос, ситуационная задача, схема, таблица, кластер

Изучив литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что суть технологии состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в учебный процесс познания в составе малых групп сотрудничества. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Изучив литературу, попробовала провести несколько занятий по данной технологии. Поняла, что это интересно не только мне, но и моим детям. Выдвинув гипотезу, что обучение в процессе взаимодействия более продуктивно, перешла к практическому этапу работы. Процесс интерактивного обучения строится на определенных принципах:

- диалогическое и полилогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

Опыт работы многих учителей показывает, что особую роль в интерактивной технологии играет учитель. Работа учителя должна быть построена так, чтобы учащиеся осознали, что ответственность за получение их собственных знаний лежит на них самих.

Выбирая ту или иную форму урока, прежде всего необходимо руководствоваться его целью, задачами и качественным составом учебного коллектива.

Можно выделить следующие этапы проведения интерактивных форм:

2. Объединение в группы

3. Организация учебной деятельности учащихся в группе

4. Подведение итогов

5. Презентация групповых решений

Результаты обучения учащихся позволяют оценить педагогическую эффективность интерактивного обучения.

Применение интерактивных технологий даёт

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включённости в общую работу;

- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

мне, как учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показывает, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестаёт быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. Создается ситуация моего творческого роста, благодаря которой я выхожу на более высокий виток своего профессионального развития.

Школа закладывает фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу.

Использование интерактивной доски.

Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента — интерактивной доски Smart Notebook, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

Любой урок имеет двух субъектов — учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска — это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе — наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т. д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т. е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь — способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской — управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше — в центре внимания.

Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — класс, учащийся — учащийся, группа — группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

1. Программа развития образования Самарской области на 2011–2015 годы

2. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Мн., 2005.

3. Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И. В. Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. — 2005. — № 4.

4. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2003.

5. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

6. Сиротенко Г. А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. — Х.,2003.

Основные термины (генерируются автоматически): Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, начальная школа, учебная деятельность, обучение, учащийся, эффективное использование.

Похожие статьи

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного.

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Эффективность использования интерактивных методов.

интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника.

Технология интерактивного обучения | Статья в журнале.

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

Повышение эффективности применения интерактивных.

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Повышение эффективности применения интерактивных.

Использование интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно — учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания.

Использование интерактивных методов обучения на уроках.

Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика [6, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного.

Эффективность использования интерактивного метода.

интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, учебный процесс, ученик, учащийся, русский язык, процесс обучения, учитель, результат обучения, литературный персонаж.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале.

Интерактивный метод обучения как средство повышения. Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению.

Методы интерактивного обучения на уроках математики.

ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Читайте также: