Режим учебной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вступление

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

В исследованиях ряда авторов по данной проблеме отмечается, что дети, учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в школе, несмотря на то, что программа является более щадящей по сравнению с программой общеобразовательных школ, испытывают высокие нагрузки, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся и без того напряженное, повышая уровень их утомляемости и невротизации. Ученые педагоги полагают что проблема перегрузки учащихся в рамках развивающей парадигмы становится псевдопроблемой. Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.

Адаптация учащихся начальной школы

Каждый из учащихся, поступив на обучение в школу или при переводе в другое учебное заведение проходит процесс адаптации. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

О недопустимости перегрузок учащихся начальной школы

Отправной точкой в процессе организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения для педагогов являются документы Министерства образования РФ, которыми педагогу необходимо руководствоваться.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

От 22 февраля 1999 г. №220/11-12

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза — патология органов пищеварения.

Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования и науки РФ от 10.04 2002 г. № 29/2065-п утверждён учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности:

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной её продолжительности не более 27 часов в неделю. Поэтому при обучении ребенка особое внимание уделяется организации режима учебной деятельности.

Режим учебной деятельности учащихся начальной школы

Учебный год в начальной школе, начинается с 1 сентября и делится на 4 учебных четверти, а именно:
Первая четверть с 1 сентября по 1-5 ноября.
Вторая четверть с 9-10 ноября по 26-29 декабря.
Третья четверть с 110-11 января по 24-26 марта.
Четвёртая четверть — с 1-4 4 апреля по 25 мая

Учащиеся первых классов в феврале предоставляются дополнительные каникулы в количестве шести календарных дней.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99

"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: ". в сентябре - октябре

проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно - урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме

изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения

урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.

Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4 - 5 экскурсий по окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и 6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равно­мерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

1. Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5. 35-минутный урок в течение всего учебного года.

6. Во всех кабинетах, в которых занимаются первоклассники, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возмож­ности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Заключение

Проблемы не решатся сами собой. Нужно решать их как можно скорее, в самом начале школьной жизни ребенка. Самый важный результат такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к повседневной школьной деятельности. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно – улучшение его собственных результатов.
Благодаря такой девальвации школьных ценностей можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которое в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Первый и последний день учебного года в Школе для обучающихся 1–11 классов определяется графиком учебного процесса. График учебного процесса утверждается приказом директора с учетом мнения Педагогического совета Школы и по согласованию с советом Школы.

С целью обеспечения эффективного качества образовательной подготовки обучающихся с учетом здоровьесберегающих технологий, учебный год делится на триместры. Этим достигается равномерное распределение учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерная интервальность отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и в целях оптимизации учебной нагрузки продолжительность учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком и составляет:

Продолжительность учебного года при заочной форме обучения составляет 36 недель. Обучающиеся заочной формы обучения, не имеющие возможности посещать занятия в общеобразовательном учреждении (организации), получают консультации и представляют зачетные работы в письменном виде с обязательной сдачей зачетов по всем учебным предметам за курс класса.

Учебный год для учащихся заочной формы обучения делится на сессии. В соответствии с календарно-тематическим планированием во всех классах отведено время для проведения консультаций, зачетов в межсессионный период, практических и лабораторных работ, а также, проверки письменных работ учащихся.

В школе устанавливается пятидневная рабочая неделя с 1 по 4 класс с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), шестидневная рабочая неделя с 5 по 11 класс с одним выходным днем (воскресенье), исходя из интересов обучающихся и по согласованию с советом школы. В субботу для 1-4 классов возможно проведение занятий в кружках и секциях по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей) и по приказу директора Школы;

В учебное время первая половина дня отводится непосредственно образовательной деятельности, требующей повышенной умственной нагрузки.

Вторая половина дня отводится внеклассной и внеурочной деятельности, направленной на физическое, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие обучающихся.

Начало учебных занятий начинается в 8.30. Проведение нулевых уроков не допускается.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2–4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5–6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7–11-х классов — не более 7 уроков.

Внеурочные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом внеурочных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) необходимо чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2–4-м уроках.

Продолжительность урока (академический час) во 2–11 классах составляет не менее 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут и две перемены по 20 минут.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Лекция. Общая характеристика учебной деятельности

Лекция. Общая характеристика учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Общая характеристика учебной деятельности
План лекции
1. Научение и его виды.
2. Общая характеристика учебной деятельности.
3. Структура учебной деятельности.
4. Самоорганизация учебной деятельности. Личностно-деятельностный подход в обучении.
Ключевые понятия: научение, созревание, реактивное научение, оперантное научение, когнитивное научение, учебная деятельность, учение, компоненты учебной деятельности, учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки, самостоятельная работа.

1. Научение и его виды.

2. Общая характеристика учебной деятельности.

Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.
Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.
Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову. Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными сноеобами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта. Отметим основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов);
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);
5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).
Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание. В нем выделяется предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ,'алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика. В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности — потребность ее продолжать либо уведение от нее.
Д. Б. Эльконин выделяет деятельностные характеристики этой формы учения. Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; по смыслу, поскольку она общественно значима и общественно оцениваема по форме, потому что она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Кроме того, учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную внешнюю структуру.

3. Структура учебной деятельности.

4. Самоорганизация учебной деятельности. Личностно-деятельностный подход в обучении.

Учебная деятельность — один из видов практической педагогической деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельного обучения и применения полученных знаний на практике.

Сущность учебной деятельности заключается личностном росте и развитии обучающегося.

В психологии учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самих видах деятельности — игровой, трудовой, общественной и др. Она формирует основы и конкретных механизмов саморазвития, выступая и как способ формирования системы научных знаний, и как метод активного конструирования обобщенных способов действий, развития творческого мышления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характеристики

  1. Направлена на усвоение учебного материала с помощью выполнения задач и примеров.
  2. Нацелена на освоение общих способов действий и научных понятий.
  3. Общие способы действий предваряют решение задач.
  4. Субъект — ученик, объект — получаемые знания.
  5. Ведет к изменениям субъекта.
  6. Изменение психических свойств и поведения учащегося зависит от его достижений.

Основные цели

  • приобретение знаний и образование навыков;
  • освоение компонентов выбранной профессии;
  • удовлетворение социальных потребностей (общение, самовыражение, познание);
  • исследование интересующей области науки.

Основные функции

  1. Социальная. Этот вид деятельности служит средством психического развития личности, формируя новые способности, так же вырабатывает взаимодействие ребенка и взрослого (ученика и учителя), включает детей в коллективную деятельность.
  2. Познавательная. Для младших школьников эта деятельность крайне важна, они познают окружающий мир, систему знаний и осваивают способы деятельности.
  3. Образовательная. Направлена на формирование знаний, умений и навыков, опыта творчества.
  4. Развивающая. В процессе деятельности происходит всестороннее развитие личности, созревание мышления, развитие кругозора, силы воли, эмоций и чувств, ответственности и др.

Компоненты

  1. Мотивация. Мотивация делится на познавательную (интерес к знаниям, желание получить профессию) и социальную (долг, общение).
  2. Учебные задачи. По итогу их решения постигаются и усваиваются основные способы решения класса задач определенной научной сферы.
  3. Учебные действия. Это действия ученика на уроке, с помощью которых происходит усвоение учебных задач (бывают общие, или же имеют специфику для каждого предмета);
  4. Контроль/самоконтроль. Наблюдение и проверка хода усвоения учебных задач.
  5. Оценка/самооценка. Определение успешности усвоения учебных задач.

Что такое учебно-практическая деятельность

Учебно-практическая деятельность — вид учебной работы, направленный на закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков с целью комплексного освоения всех видов деятельности, формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Практическая деятельность учащихся реализуется в конкретных формах:

  • трудовая;
  • физическая;
  • конструктивно-техническая;
  • расчётно-измерительная;
  • вычислительная;
  • экспериментальная;
  • изобразительная;
  • речевая.

Осуществляя практическую деятельность, учащиеся усваивают правила действия, алгоритмы операций и соответствующие умения и навыки.

Читайте также: