Факультатив как форма внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

ФГОС не предусматривает таких занятий как факультатив в школе. Они предусматривались только ФКГОС. В соответствии с ФГОС часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется преимущественно через внеурочную деятельность. Учебные занятия внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу. Они определяются планом внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является частью образовательной программы основного общего образования по ФГОС. Из рекомендации Как организовать внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС Понятие факультатива в школе применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана. Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива в школе и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельностью в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Можно ли включать факультативы в план внеурочной деятельности?

Если говорить о плане внеурочной деятельности как части основной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС общего образования, то нельзя.

Понятие факультатива применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана.

Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности, данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации

Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.

Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.

В каком объеме реализуется внеурочная деятельность Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет: — для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения; — на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 внесены изменения, согласно которым регламентированы не только максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в зависимости от продолжительности учебной недели, но и максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности.

Отмечено, что максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает |обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю.

«Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Примечание. В общеобразовательных организациях осуществляется постепенный переход на ФГОС. В 2015-2016 учебном году на них полностью перешла начальная школа и 5 классы основной школы. Одно из требований ФГОС — организация внеурочной деятельности обучающихся. Однако ни ФГОС, ни разъяснения к нему Минобрнауки не дают четкого ответа, сколько часов в неделю эту работу можно проводить и об обязательности или необязательности посещения этих занятий. Поправки в СанПиН 2.4.2.2821-10 снимают эту проблему.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

 Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе Ю.А. Ермакова

Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Ю.А. Ермакова

Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

Апробация результатов исследования

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по русскому языку на начальном этапе обучения

1.1. Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Глава 2. Факультатив по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности младших школьников

2.1. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

2.2. Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности

2.3. Содержание и тематический план факультативного курса по русскому языку в 3 классе

Список использованных источников информации

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

  • Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса, деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
  • Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
  • Ориентирована на создание условий для:
  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, которая позволяет стимулировать возникновение личностного интереса к различным вопросам жизнедеятельности и позитивного отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и выполнения совместной деятельности в детском коллективе, в результате взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения обучающегося, которое необходимо для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Направления:

Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности Факультатив – вид предметной внеурочной деятельности, реализуемой в рамках общеинтеллектуального направления. Факультатив ориентируется на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Основан на добровольном выборе обучающимися тех предметов для углубленного изучения, которые им наиболее интересны. Посещение факультатива обучающимися, которые выбрали данные занятия, обязательно, так как они входят в расписание и учебную нагрузку преподавателя. Принципы организации: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности

  • Факультатив – вид предметной внеурочной деятельности, реализуемой в рамках общеинтеллектуального направления.
  • Факультатив ориентируется на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат.
  • Основан на добровольном выборе обучающимися тех предметов для углубленного изучения, которые им наиболее интересны.
  • Посещение факультатива обучающимися, которые выбрали данные занятия, обязательно, так как они входят в расписание и учебную нагрузку преподавателя.
  • Принципы организации: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Практическая работа (МБОУ БГО СОШ № 10, 2014-2015 уч. г.)

(3 класс, 34 часа)

Цели факультативного курса:

  • активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению,
  • повысить уровень овладения русским языком.

Раздел 3. В мире слов (лексика и фразеология) 7 часов

  • формировать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, убеждение в необходимости и возможности его грамотного использования;
  • способствовать раскрытию творческих способностей детей;
  • формировать умение самостоятельной работы с текстами;
  • стимулировать интеллектуальное развитие детей;
  • формировать эффективную речевую деятельность;
  • корректировать речевые недочёты;
  • формировать основы общей культуры через изучение родного языка;
  • воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
  • активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
  • способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Метапредметные результаты:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии.

Предметные результаты

Отборочный тур

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Сколько букв, обозначающих гласный звук, в русском алфавите? (10)
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после ъ-ь)
  • Какие согласные всегда твердые? (ж, ш, ц)
  • Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)
  • Какие слова нельзя разбить для переноса? (Слова, состоящие из одного слога)
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (После согласных)
  • Как обозначается мягкость согласного на письме? (ь, е, ё, ю, я, и)
  • В каком слове 7 букв я? (Семья)
  • В каких словах сто согласных? (Стол, стог, стой)

Отгадывание загадок.

а) Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас — атлАс.)

б) Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирИс.)

в) Мы — для пильщика подставка,

Мы -для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

В нас другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)

Затем обучающимся предлагается привести по три своих примера пар слов, в которых ударение меняет значение

Первый этап:

Составление диалога со словами орфоэпического минимума:

коридор, календарь, директор, семь, восемь, радио, асфальт, бомба, компас, компот, женщина, мощный, овощной, хищный, поздравить, велосипед.

Второй этап:

Ролевая игра по составленным диалогам:

Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.

Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.

  • Какие пословицы подходят к данным ситуациям:

Экономическое развитие страны, появление высокотехнологических производств, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, рост конкуренции на рынке труда, а также мировые финансовые вызовы последнего времени предполагают постоянное обновление содержания образования.

Образование, получаемое в школе, определяет дальнейший путь молодого человека, дает возможность развития гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала.

Обучение в школе – это не только получение качественного образования, но и подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, свободное их ориентирование в многообразных информационных потоках, привитие гражданской позиции, а также развитие навыков непрерывного обновления знаний и умений в течение всей жизни.

Типовые учебные планы обеспечивают непрерывный режим изучения учебных предметов с периодической аттестацией (промежуточной – за четверть, итоговой – за год). Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Причем равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультатив, консультация, экскурсия, семинар, лекция, практикум.

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др. В соответствии с этим, а также на основе учёта опыта проведения факультативных занятий в нашей стране и за рубежом определили функции факультативных занятий:

  • предметно-повышающую: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
  • мотивирующую: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
  • общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
  • профориентационную: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов. В нашем случае принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.

Управленческие и дидактические принципы, способствующие успешной реализации функций факультативных занятий: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.

1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.

7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.

Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения, различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

Целями факультативных занятий могут быть:

  • подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
  • подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
  • формирование профориентационной компетентности учащихся;
  • общекультурное развитие учащихся;
  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Виды факультативных занятий

Факультативы профориентационной направленности Их предназначение – помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании.

Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей

Цель методической работы состоит в информационном, научно-методическом и психологическом сопровождении педагогов. Предполагается, что результатом МР должны стать:

знание учителями:

– видов факультативных занятий, способов и средств обеспечения преемственности уроков и факультативов;

– особенностей факультативных занятий, оценочной деятельности учителя и учащихся

– разрабатывать вариативные авторские программы факультативных курсов в соответствии с запросами учащихся и рынка труда;

– выбирать технологии обучения для факультативных занятий;

– проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на уроках и на факультативных занятиях.

Актуальными критериями оценки эффективности МР будут являться:

– осведомленность учителей в нормативно-методическом обеспечении, касающемся нововведений в школьную практику;

– направленность МР на удовлетворение запросов учителей и на преодоление их профессиональных затруднений в организации факультативного обучения;

– свидетельства овладения учителями актуальными технологиями, методами и средствами обучения;

– удовлетворенность педагогов ходом и результативностью МР;

– удовлетворенность педагогов результативностью своей педагогической деятельности.

Интегральным критерием эффективности МР является повышение качества образования учащихся.

На факультативных занятиях должно быть очень много оценки, которая понимается как выражение отношения к явлениям, деятельности, поведению, к образовательным продуктам учащихся. Субъектами оценки на факультативном занятии является каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы, сам учитель.

Существуют дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

“Презентация учащимися образовательных продуктов”: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

“Эталонный продукт”. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся”. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

“Похвала”. Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

“Выставки и конференции”. Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.

Для разъяснения сущности и организационно-методических особенностей факультативных занятий удобно использовать мотивационно-технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ) “Факультативные занятия”, которую предлагает Запрудский Н.И., заведующий кафедрой педагогики и философии образования ГУО “Академия последипломного образования г.Минска”, кандитат педагогических наук, доцент. В данной модели представлены 8 координатных осей (К), на каждой из которых в определённой последовательности расположены ключевые слова, выражающие основное содержание факультативного обучения в целом \приложение 1\.

К1 – сущность факультативного обучения:

К2 – виды факультативных занятий:

К3 – цель и задачи:

– удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

– углубления знаний; развития мышления и интеллектуальных умений;

– развития навыков самостоятельной и исследовательской работы; формирования опыта познавательной деятельности; личностного развития; подготовки к осознанному выбору профессии и др.

К5 – организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:

К7 – механизмы управления:

К8 – критерии эффективности факультативного обучения:

ЛСМ “Факультативные занятия” в каждом образовательном учреждении может быть составлена с учётом его специфики, миссии и программы развития.

Новые концептуальные и содержательные направления преобразований в образовании могут быть реализованы лишь общими усилиями всех субъектов образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и управленцев). Эти преобразования должны осуществляться последовательно, логически, поэтапно, при грамотном использовании нормативной правовой базы, всех потенциальных возможностей, основных и дополнительных ресурсов. Оптимальное включение каждого субъекта в инновационную деятельность обеспечивает управленческая команда школы.

Итак, основные условия эффективной организации в общеобразовательном учреждении факультативного обучения:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

учебный план образовательного учреждения;

дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Читайте также: