Что такое подати в истории кратко
Обновлено: 06.07.2024
Взималась в Древнем Риме в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289-290 годов, - со всех городских жителей. В средние века и Новое время существовала в Западной Европе: периодически вводилась в Англии в XIV и XVI века; в виде капитации (от латинского caput - голова) взималась во Франции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Аналог подушной подати с немусульманского населения в Халифате и Османской империи - джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европейской России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 года с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
Для подготовки к введению подушной подати по указу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 миллионов ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание подушной подати возлагалась у государственных крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях - на помещика, в городах - на органы посадского (мещанского) самоуправления и городскую администрацию. Величина подушной подати законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку подушной подати в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отдельных дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер подушной подати был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 году подушная подать определена в 74 копейки. С 1725 года для крестьян подушная подать составляла 70 копеек, для податного городского населения - 80 копеек (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, государственные крестьяне и городское население были обложены дополнительным оброчным сбором в пользу государства в размере 40 копеек с ревизской души). До 1782 года старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Русской православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядческих общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740-1750-е годы 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отдельные годы (от 3 до 17 копеек), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и другие). С начала 1760-х годов, когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, подушная подать возрастала, к 1798 году составила 1 рубль 26 копеек для помещичьих крестьян, 4 рубля 26 копеек для государственных крестьян и близких к ним категорий и 2 рублей для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших военных расходов подушный оклад в 1810 году увеличен до 2 рублей для крестьян и до 5 рублей для мещан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек соответственно. В 1839 году, с началом денежной реформы министерства финансов Е.Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 копеек, для мещан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отдельным местностям, составив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
Введение подушной подати привело к значительному росту государственных доходов, поступления от неё составляли 54,1% государственных доходов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В дальнейшем роль подушной подати снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов - с городских недвижимых имуществ (1863), государственного поземельного налога (1875). К 1881 году подушная подать составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% государственных доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату подушной подати стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории подушной подати её сбор сопровождался значительными недоборами. Так, к 1740-м году общая сумма недоимок достигла 5 миллионов рублей. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой - периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократического аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й половине XVIII века).
в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с феодально-зависимого населения. Социальные группы населения, платившие П., назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. были заменены системой налогов, охватывающих все население страны.
Смотреть что такое ПОДАТИ в других словарях:
ПОДАТИ
Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова — наиболее правильное как в те. смотреть
ПОДАТИ
Подати — Под словом П. подразумеваются или все вообще прямые налоги, или же только некоторые личные. Последнее употребление слова — наиболее правильное как в теории, так и в законодательстве. В т. V Св. Зак. П. названы только следующие налоги: а) подушная и оброчная П. в Сибири, б) сбор с евреев-земледельцев, в) подымная П. в Закавказском крае, г) П. со скота у киргизов Внутренней орды, д) кибиточная П., е) ясак с кочевых и бродячих инородцев, ж) налог взамен исполнения воинской повинности в натуре в Кавказском крае и з) сбор с приезжающих в гор. Нижний Новгород. В смысле общетеоретическом к П. почти целиком относится все, что сказано о налогах личных (см.) и вообще о налогах (там же). Все существующие до сих пор русские П. представляют собою либо исключительные налоги с инородцев и вообще жителей окраин, либо исторические остатки. Обясняется это тем, что в налогах личных следует видеть самую несовершенную форму обложения, падающего только на субъектов, при полном или почти полном игнорировании доходов и имуществ (некоторое исключение составляет в этом отношении только Π. кибиточная и со скота). Незначительную роль П. стали играть у нас только после сравнительно недавней отмены подушной П. (см.). В Сибири последняя отчасти сохранена, отчасти заменена государственной оброчной и поземельной П. (см. Подушная подать). Из числа отдельных П. сбор с евреев-земледельцев взимается в казну в колич. 21 коп. с души. Подымная П. в Закавказск. крае (см. Дым) взимается на основании особых (местных) правил, в Св. Законов не включенных. П. со скота у киргизов Внутренней орды взимается в следующих размерах: с верблюда и лошади по 28 коп., с рогатого скота крупного по 14 коп., с мелкого (овцы и козы) по 4 коп. в год с головы, по особому исчислению количества скота раз в 3 года. О Кибиточной П. см. соотв. ст. Ясак [О замене ясачного сбора с 1899 г. в одной части Сибири — см. Подушная подать.], взимаемый с сибирских кочевых и бродячих инородцев, за исключением киргизов и других вышеупомянутых, уплачивается звериными шкурами или деньгами или же теми и другими вместе. Весь этот сбор идет не в государственный доход, а в Кабинет Его Императорского Величества. Обложение им производится через особые комиссии. Уплачивается ясак не отдельными лицами, а каждым из родов, на которые разделяются инородцы. Для взимания ясака устанавливается особая (на три года) оценка рухляди, причем она разделяется на дорогую (черные и чернобурые лисицы) и мелкую (соболя, обыкновенные лисицы, белки, волки и проч.). Налог взамен исполнения воинкой повинности натурой взимается (на основании временных правил) с инородцев мусульман и отчасти христиан, принадлежащих к туземному населению Терской и Кубанской обл. и Закавказья. Налог этот определяется в общей годовой сумме в размере 543440 руб., распределяемой особыми присутствиями сообразно с количеством подымного сбора или с ценностью и доходностью имуществ, промыслов и т. д. Денежный сбор приезжающих в Нижний Новгород на ярмарку взимается в размере 60 коп., а с крестьян и мещан, не выбирающих торговых документов, — в размере 5 коп., при прописке паспортов. В. Я.
ПОДАТИ
ПОДА|ТИ (332), МЬ, СТЬ гл.1.Вручить; дать, подать; поднести: и абиѥ подасть ѥдинъ ѿ прѣсто˫ащихъ прѣдъсто˫ащюмѹ лъжицю. УСт к. XII, 198 об.; тъгда же . смотреть
ПОДАТИ
ВИКЛАДА́ТИ (вести урок, лекцію, навчати слухачів певної дисципліни), ЧИТА́ТИ, ПОДАВА́ТИ. — Док.: ви́класти, прочита́ти, пода́ти. Кілька свят та неділь . смотреть
ПОДАТИ
I. НА СВЯТИЛИЩЕСамыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1-. смотреть
ПОДАТИ
Подать — подати (1) 1. Перен. Внушить, возбудить что-л.: Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста и въ морѣ погрузиста, и великое буиство подасть Хинови. смотреть
ПОДАТИ
дава́ти (подава́ти) / да́ти (пода́ти) знак кому і без додатка. Повідомляти, інформувати кого-небудь про щось яким-небудь рухом, звуком і т. ін.; сигналізувати. Змахнув рукою Тиміш — теж дав знак своїм (О. Довженко); Ворог іде. А Дмитрій спокійний, знає, що не полізуть татари зразу, та й вартові пильно стежать, помітять щось, то знак дадуть (А. Хижняк). дай Бо́же (Бог, Го́споди), вставн. словоспол. 1. що. Уживається для вираження побажання кому-небудь чогось доброго. В тому гаю два Голуби були І як брати милесенько жили — Дай Боже так і людям жити (Л. Глібов); — Дай Боже щастя вашим діточкам! — хрипить старик (Ю. Смолич); — Прощай, друже! Дай Господи, щоб мали силу чесно й сміливо сповнити свій довг (обов’язок) .. — Дай Боже! (М. Коцюбинський). 2. Уживається для вираження схвальної оцінки кого-, чого-небудь щодо розміру, кількості, якості, ступеня вияву і т. ін. У старого Лук’яна Хомутенка сімеєчка дай Боже: він з жінкою та восьмеро дітей (Григорій Тютюнник); — Те, що Оксана Кульбачка посадила,— росте дай Бог! Ось у кого нам треба вчитись… (О. Гончар). пода́й Бо́же (Го́споди). — Що ж? Ви жених такий, що подай Господи! (О. Маковей). не дава́ти (не подава́ти) / не да́ти (не пода́ти) знаку́ (взнаки́) про що. Не показувати, не виявляти своїх почуттів, думок, ставлення до чогось і т. ін. І хоч серденько його (Юрасика) завмирало, він і взнаки не давав, як йому боязко (З. Тулуб); Впізнав царя селянин, тільки не подає про це знаку (І. Волошин); Боїться (Галя) поворухнутися, щоб не дати знаку, що вона ще жива, що вона все чує (Панас Мирний); Канцлер Замойський навіть і взнаки не дав, що помітив сотникову помилку (І. Ле). не подава́ти (не пока́зувати) / не пода́ти (не показа́ти) ви́гляду (ви́ду). Не виявляти своїх почуттів, думок, ставлення до чогось і т. ін. Вони хотіли б мати отаку проворну невістку .. Знає це й Дмитро, але, звісно, й вигляду не подає (М. Стельмах); — Натерпілася (Вутанька) від багачів. Виду не подавала, а скільки тих сліз потаємці ночами виплакала,— одна лиш подушка знає (О. Гончар); Він був злий і нарочито мовчав. Павло помітив це зразу, як тільки в хату зайшов, але не показував виду (В. Кучер); Виду не подала Тамара, що приємно їй було це почути (А. Хижняк). підно́сити (подава́ти) / піднести́ (пода́ти) на блю́дечку (на тарі́лочці). Давати можливість кому-небудь мати, одержувати щось без будь-яких затрат, зусиль. Всяка робота вимагає старанності й уміння і до всього треба рук прикласти. Бо ніхто не піднесе нам готового на тарілочці (З журналу); — То що ж, може, партійна організація на блюдечку подасть цьому нерозгаданому сфінксові (Преображенському) свою згоду (Іван Ле). підно́сити (піднести́) на блю́ді. — Хіба мало ще серед нас отаких, що ждуть, сподіваються: десь хтось за нас і цю революцію зробить. На блюді піднесе (А. Головко). подава́ти (дава́ти, простяга́ти і под.) / пода́ти (да́ти, простягти́ і под.) (бра́тню (помічну́ і т. ін.)) ру́ку (допомо́ги) кому і без додатка. Підтримувати когось, допомагати кому-небудь у скрутний для нього час. Не знаєш ти (чехословацький вчений) мене, і я тебе не знаю, Та руку мій народ твоєму подавав (Д. Павличко); Тратять наші громади свої права, свої ґрунти, свої ліси і тратитимуть до останку, якщо ніхто не подасть їм помічної руки (І. Франко). подава́ти / пода́ти (свій) го́лос. 1. Видавати певні звуки, обзиватися. Наливайка пекли у мідному бику: уся Варшава збіглася послухати, як зареве бик, та нічого не почули — істлів, сердешний, а голосу не подав (О. Стороженко); — Ви! Жовтороті! — несподівано подав голос Левченко. — Та як ви так смієте про неї? (О. Гончар); — А чому на Різдво активізується нечиста сила? — подала голос .. красива сусідка справа (А. Крижанівський). 2. за кого—що. Висловлюватися на захист кого-, чого-небудь, на чиюсь користь. Подаю свій авторський голос за участь Лілі і Оксани Ст. (Стешенко) в моїй драмі (Леся Українка); Я голос подаю за людськість і людину, За міста цвіт гінкий, за красний зріст села (М. Рильський). пода́ти / рідко подава́ти ду́мку. Запропонувати що-небудь, висловити пропозицію. Думку тоді подала ясноока богиня Афіна Мудрій Ікарія доньці .. Лук женихам принести для змагань в Одіссеєвім домі… (Переклад Б. Тена); Підійшло ще кілька селищанських, оглядали пляму — слід від зниклої таблиці. Семко Дейнека подав думку, що треба б і міліціонера покликати (О. Гончар). пода́ти / подава́ти прави́цю. Духовно поєднатися, побрататися з ким-небудь. Однокровному народу Наш народ подав правицю На єднання, на помогу (М. Рильський). руко́ю пода́ти. Зовсім близько, недалеко. Від Солоних Хуторів уже рукою подати до містечка (О. Донченко); Від Сімферополя до Євпаторії рукою подати (Ю. Збанацький). ті́льки (так (і)) подава́й / пода́й. Уживається для підкреслення чиєї-небудь можливості, потреби, чийогось бажання робити щось. — Це хлопці навмисно придумали вам для буксира танка послати. А Єгипті цього тільки подавай… (О. Гончар). смотреть
ПОДАТИ
По́дати в России до сер. 19 в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные групп. смотреть
Подушная подать (подушный налог, подушный оклад) – это вид налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи.
Подушная подать введена в 1724 году Петром 1, заменив подворное обложение.
Этим налогом облагалось всё мужское население податных сословий независимо от возраста (т.е. все кроме дворян и духовенства).
Причины введения подушной подати:
- подворное обложение было неэффективным, так крестьяне часто объединяли свои дворы единым забором, чтобы платить меньше, образуя единый двор;
- требовались серьёзные затраты для проведения внутренней и внешней политики.
Отменена подушной подати.
Подушная подать была отменена в 1885 году, в период правления Александра III.
Из истории.
Инициатором отмены подушной подати был Н.Х. Бунге – министр финансов.
В 1885 году ему удалось добиться принятия общего закона о замене крестьянской подушной подати государственной оброчной податью и поземельным налогом.
Бывшие помещичьи крестьяне в основной своей массе стали платить государственную оброчную подать, размер которой зависел от площади используемой каждой общиной земли.
Владельцы личных участков наравне с другими частными собственниками (дворянами) платили поземельный налог.
И оброчная подать, и поземельный налог рассчитывались в зависимости от площади землепользования (землевладения).
Система налогообложения Древней Руси была достаточно сложной и разделялась на три вида доходов: судебные, торговые и податные.
Податные доходы
Подати (дань, истужница, полюдье, урок или оброк, вено, почестье и повоз) - это денежные налоги, взимаемые с зависимого населения России до середины XIX века. Социальные группы, платившие этот вид налогов, назывались податным населением. С середины XIX века подати были заменены другими видами налогов и взимались уже со всего населения России.
Сбор податей осуществлялся в соответствии с принципами, которые обеспечивали возможность прогнозировать, какую сумму принесет та или иная область. Это свидетельствует о том, что княжеские налоги были утверждены законом и взимались по определенным правилам, что характеризует уровень развития тогдашнего общества как высокий.
Если на начальном этапе развития налоговой системы подати платились всеми плательщиками одинаково, например, дань и полюдье, то со временем они начали взиматься с доходов и имущества - это повоз, оброк и другие.
Налоговая система, основанная на сборе налогов с дохода или капитала, говорит о существовании в государстве кадастровой системы, содержащей информацию о доходах населения. В противном случае правительство не смогло бы строить количественные прогнозы своих доходов.
Читайте также:
- С помощью каких реакций можно доказать наличие в глюкозе альдегидной и гидроксильных групп кратко
- Какие современные рельефообразующие процессы преобладают в высокогорных районах кратко
- Какой вклад внесла оон в дело борьбы с наркологом кратко
- План урока орфография 7 класс
- Али смит как краткое содержание