Религия как одна из форм культуры 8 класс обществознание краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

План урока (основные вопросы для изучения нового материала):

  • Что такое религия (актуализация знаний).
  • Особенности религиозной веры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Религиозные организации и объединения.
  • Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ход урока

Что такое религия?

  • совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь);
  • определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Когда появились первые религии?

Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления).

Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д.

Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии.

Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Особенности религиозной веры

Работа с понятиями. Анализ религиозной веры.

Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований.

Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов.

Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Роль религии в жизни общества

Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97-98).

Определяем функции религии.

  • Регулирует поведение людей (регулирующая);
  • Воспитывает человека (воспитательная);
  • Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);
  • Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная);
  • Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);
  • Объединяет общество или порождает вражду (интегративная).

Религиозные организации и объединения

  • церковь;
  • секты;
  • организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

! Обратить внимание на отличия сект от церкви.

Свобода совести, свобода вероисповедания

Работа с понятиями и материалами Конституции РФ.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил.

Статья 14 Конституции РФ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Делаем вывод:

  • каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом;
  • мы должны с уважением относиться к выбору каждого.

Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний

Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений.

право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства

это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов

совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия

это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил

Рефлексия

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Религия, как одна из форм культуры

Религия – это общественное сознание, основанное на вере в одного или нескольких богов и имеющее свой социальный институт – церковь. Если церкви нет, то это не религия, а верование .

Сначала в первобытном обществе были такие верования: тотемизм – поклонение животному или растению, как своему предку-защитнику. Вместе с тотемизмом постепенно сформировался фетишизм – вера в магические свойства предметов(амулеты, фигурки..). Далее тотемизм сменился анимизмом – верой в духов, душу и одухотворённость природы.

Далее после этих верований начали формироваться религии. Есть два вида религий:
1. Политеистические – вера в нескольких богов(индуизм, любое язычество).
2. Монотеистические – вера в одного бога(иудаизм, христианство, ислам).

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1.Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день(культ вуду, шаманизм и т.п.);
2. Национально государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, синтоизм, иудаизм(?) и др.);
3. Мировые религии . Их всего три(четыре): христианство, иудаизм(?), буддизм и ислам.

Основатели мировых религий:
1.Христианство – Иисус;
2.Иудаизм – Моисей;
3.Ислам – Мухаммед;
4.Буддизм – Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

К признакам мировых религий относят:
1) огромное число последователей во всем мире;
2) космополитизм(наднациональный и надгосударственный характер);
3) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
4) необычайная пропагандистская активность.

Христианство делится на католицизм , где главой церкви является Папа Римский, православие , в котором над церковью стоит Патриарх, а также протестантизм , делящийся в первую очередь на лютеранство и кальвинизм и большое количество сект, где нет главы церкви.

Церковь – это социальный институт, объединяющий последователей одного культа.
Выделение из церкви группы мирян, не признающих часть догматов называется сектой .

В России церковь отделена от государства и господствует принцип свободы совести (свободного выбора вероисповедания). Все религии в стране являются равноправными, государство гарантирует свободное отправление культа. Религиозные организации освобождены от налогов.
В России порядка 80% населения называют себя православными. Также в России огромное количество мусульман, а самым большим мусульманским народом являются татары. Иудаизм исповедуют в первую очередь евреи. Буддизм исповедуется в Бурятии, Тыве, Алтае, Калмыкии, причём Калмыкия единственный буддистский регион в Европе.

Противостоит религии атеизм – научно-теоретическое учение об отсутствии Бога. Сомневающихся в существовании Бога называют агностиками.

Цель : обобщить и систематизировать знания о религии; раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе; охарактеризовать основные типы религиозных организаций; раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Основные понятия: религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам (термины: образование, наука, общественный долг, мораль, личность).

2. Фронтальный опрос:

- Перечислите элементы научного знания.

- Охарактеризуйте нравственные принципы труда ученого.

- Назовите причины возрастания роли современной науки.

  1. Актуализация изученного.
  2. Изучение нового материала:

1. Особенности религиозной веры.

2. Роль религии в жизни общества.

3. Религиозные организации и объединения.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Беседа с классом.

- Вспомните, что такое религия?

- Когда появились первые религии?

- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА: Религия как одна из форм культуры

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций. ;

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий

религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессионалъный конфликт', харак­теризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи ми­ровых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; при­обретать опыт регуляции речевого поведения как основы ком­муникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотно­сить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся си­туацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фик­сировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ста­вить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания; уважение к свободе вероисповедания, взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Введение в новый материал

Как возникла жизнь? Что происходит после смерти? Суще­ствуют ли другие миры? Что лежит в основе поступков человека? В чем разница между добром и злом? Религия — один из способов найти ответы на эти вопросы.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Особенности религиозной веры.

Роль религии в жизни общества.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Проблемные вопросы

Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране?

Какова роль религии в жизни общества?

Работа по теме урока

Из уроков истории вам известно, что религиозные представле­ния зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад. На опреде­ленном этапе развития религии появляется социальный институт, объединяющий людей одного вероисповедания, формирующий единые каноны, догматы, нормы поведения (например, церковь в христианстве).

Запись в тетради

Религия (от лат religio — святыня) — совокупность представле­ний, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ).

Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы.

Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).

Религия — это познание всех наших обязанностей как боже­ственных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жест­кие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).

Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание чело­века, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).

Вопросы к классу

Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность религии?

С какими высказываниями вы согласны, а с какими не со­гласны? Почему?

Особенности религиозной веры

Понять, как и почему возникли различные верования, пыта­лись и светские мыслители, многие из которых были неверующи­ми, и представители церкви.

Послушайте различные мнения о происхождении религии.

Одни исследователи считают, что религия сложилась как свое­образный ответ на страдания и лишения людей. Мечтавшие об ином уделе люди находили утешение в вере в помощь сверхъестественных сил. Другие предлагают психологическое объяснение происхождения религии. По их мнению, бессознательное восхищение отцом, поэти­зация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества — это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему божества в различных религиях и добрые, и суровые, они и карают, и милуют.

Некоторые исследователи вопросов веры полагают, что религия, особенно единобожие, объективное следствие того, что человеку не­обходимо познать целостность мироздания, единую систему законов природы и общества. Существует мнение, что религия способствует творческой, познавательной деятельности. Некоторые представители науки и искусства замечали, что вера дает импульс к творчеству.

Вопрос к классу

Какая точка зрения, на ваш взгляд, наиболее объективно объясняет появление религиозных верований? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

(Проверка выполнения задания.)

В любой религии существуют определенные обряды. Они яв­ляются зримым воплощением религиозных представлений. Это совокупность специфических действий и ритуалов, обусловлен­ных верой и регламентированных вероучением. Нередко обряды имеют воспитательное значение. Они приучают человека подчи­няться общему порядку. Вершиной обрядовых действий являет­ся молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Роль религии в жизни общества

Как любой социальный феномен религия выполняет в обще­стве определенные задачи:

регулирует поведение людей в обществе — религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения;

воспитывает человека — побуждает к развитию таких поло­жительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

снимает психологическое напряжение — верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облег­чение, приток сил;

объединяет людей в рамках религиозной общины, избавляя их от одиночества;

объединяет общество для решения различных задач.

Из курса истории России вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой.

— Изучите и прокомментируйте схему.


Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Список заповедей в современной трактовке, с исходными цита­тами.

Вопросы к тексту

Актуальны ли сегодня эти заповеди?

Какие функции религии реализуются посредством этих за­поведей?

Религиозные организации и объединения

Правовое положение религиозных организаций в России ре­гулируется Федеральным законом № 125-ФЗ «О свободе совести

Предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие.

Рабочий материал

Слайд 2. Священнослужители разделяются на диаконов, пресви­теров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому духовенству.

Слайд 3. Секта (от лат. secta, sequi — следовать за кем-то, повино­ваться, secare — отсекать (часть от целого)) — группа, следующая за ли­дером, произвольно формирующим особое религиозное направление и отсекающим людей от изначальной религиозной целостности как организационной, так и мировоззренческой.

Слайд 5. Для всех сект свойственен: 1) молодой исторический воз­раст; 2) преувеличенное представление о личности лидера, с которо­го только и начинается история секты; 3) доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Слайд 6. Выделяются так называемые тоталитарные секты — осо­бый тип организаций, для которых характерны авторитарные мето­ды управления, ограничения прав человека для членов организации. Их деятельность представляет опасность для жизни и здоровья гра­ждан. Например, члены секты Аум Синрике совершили газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин.

Свобода совести, свобода вероисповедания

В Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий. По данным социологического исследования, проведенного в 2012 г., население России распре­деляется по религиозной принадлежности следующим образом:

православные верующие (прихожане Русской православ­ной, грузинской, армянской и других церквей) — 42,4%;

христиане, не принадлежащие к определенной конфес­сии, - 4,1%;

последователи неоязычества — 1,1%;

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом.

Запись в тетради

Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвер­гающая всякую религию.

Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

— Изучите и прокомментируйте схему.

Представьте, что мы с вами стали свидетелями спора между посетителями одного из форумов, которые обсуждали проблему вовлечения детей в религию. Одни участники дискуссии утвержда­ют, что ребенок должен по мере взросления самостоятельно опре-

делиться в вопросе выбора религии, а другие считают, что родите­ли должны помочь ребенку, а во многих случаях и сделать выбор за него, руководствуясь собственными религиозными взглядами.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 12 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

Что вы получили от этого урока?

Что вас удивило?

За что вы можете себя похвалить?

За что вы можете похвалить одноклассников?

Мне больше всего удалось.

Для меня было открытием, что.

Домашнее задание

Прочитать § 12 учебника.

Читайте также: