Социология как предмет изучения спенсер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Спенсер вошел в историю социологии как представитель доктрины социального дарвинизма. В соответствии с ней общие принципы эволюции относят не только к биологическим видам. Принципы эволюции присущи:

  1. человеческому обществу;
  2. социальным классам;
  3. отдельным индивидам.
  1. и человеческий организм, и общество не могут сводиться лишь к неорганической материи. Они способны развиваться, ребенок вырастает во взрослого, а небольшие общины разрастаются в крупные городские агломерации;
  2. рост и общества, и физического организма происходит за счет усложнения структуры. Но усложнение должно контролироваться, иначе это нерегулируемые процессы приводят к негативным последствиям и конфликтам;
  3. и организм, и общество являются сложными системы, внутри которых все элементы зависят друг от друга. Дифференциация структуры прогрессирует и сопровождается прогрессирующей дифференциацией функций системы в целом. Также дифференцируются и ее отдельные элементы, поэтому контролируемость процессов выходит на передний план.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад Герберта Спенсера в развитие социологической мысли

Спенсер является одним из основателей теории социальных институтов. Под социальным институтом он понимает значимый механизм самоорганизации совместного сосуществования индивидов. Социальными институтами обеспечивается превращение асоциальной природы индивида в социальную, ввиду чего люди могут выполнять совместные действия, сотрудничают друг с другом, советуются относительно решения значимых проблем и могут обмениваться мнениями.

Спенсером было выделено несколько социальных институтов:

  1. домашние институты – семья и брак, которые делают свой вклад в социализацию личности и ее воспитание;
  2. обрядовые – это социальные институты, которые регулируют ежедневное поведение людей, устанавливают обряды, нормы этикета и этики в целом;
  3. политические – появление этих социальных институтов обусловлено переносом внутригрупповых конфликтов в отрасль межгруппового взаимодействия;
  4. церковные – приходские школы, церкви и храмы, которые сохраняют в себе религиозные традиции;
  5. профессиональные – иными словами их еще называют промышленными институтами. Они формируются на базе разделения труда.

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие). По сей день его работы не утратили своей востребованности и актуальности, и многие современные исследователи используют их в качестве основы для объяснения явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальные институты не изменились по своему содержанию, хотя инновационные процессы и научные открытия, несомненно, затронули и их.

Герберт Спенсер (1820—1903) – английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии.
Спенсер был довольно разносторонней личностью. Он успел поработать учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом.

С именем Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  • понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития;
  • учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира. Данное направление базировалось на успехах естествознания, а также на эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Органическая теория общества Г.Спенсера

Органическая теория Спенсера представляет общество как социальный организм, который развивается по тем же законам, что и биологический.
Социолог выделяет пять общих черт социального и биологического организма:

  1. организмы в процессе своего роста увеличиваются в объеме;
  2. организмам присуща внутренняя структура;
  3. структура организма усложняется по мере его роста;
  4. при усложнении структуры организма наблюдается усиление дифференциации функций составляющих его частей;
  5. части организма взаимодействуют между собой.

Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг в обществе – это правительство; кровообращение — торговля; сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д.

Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма:

  • в обществе человек меньше зависит от социального целого;
  • в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

Спенсер выделил три подсистемы высокоорганизованного общества:

  • производительная подсистема;
  • распределительная;
  • регулятивная.

В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.) Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на "страхе перед живыми" (поддерживается государством) и "страхе перед мертвыми" (регулируется церковью).

Типы общества по Г.Спенсеру

В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества:

  • общество военного типа;
  • общество промышленного типа.

Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.

В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты:

  • управление децентрализовано;
  • в обществе - господство принципов самоуправления и самоорганизации;
  • широкое распространение получают разные неформальные объединения;
  • общество открыто для международного сотрудничество и инноваций;
  • сословное право меняется на гражданское;
  • ограничена сфера общественного контроля и т.д.

Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. В течение времени спенсеровская концепция "однолинейного" прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия.

Задача социологии

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие).

По мнению Спенсера, задача социологии - изучение массовых социальных фактов, которые раскрывают действие всеобщих законов эволюции, совершающихся процессов, их индивидуальных свойств и субъективных намерений, а также типичных явлений. Именно этим социология отличается от истории, интересующейся конкретными фактами.

Отрицание социологии, как говорит Спенсер, зачастую происходит из-за смешений двух групп явлений: массовых (типичных) и единичных (случайных).

Во время размышления о специфике социологии, Спенсер выделяет субъективные и объективные трудности социального познания. Социологические факты, по мнению социолога, не измеряются при помощи приборов, наблюдения под микроскопом. Их устанавливают только опосредованно, с помощью сравнения множества данных. Социальными фактами для Спенсера являются такие явления, в которых возникают эволюционные процессы, к примеру, дифференциация функций и структуры, усложнение политической организации и т. п.

Герберт Спенсер является виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, которая рассматривает социальную эволюцию как продолжение и часть биологической эволюции.

0

Г. Спенсер относился к социологии как к всеобъемлющей науке, включающей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений И процессов. В "Автобиографии" он следующим образом проводит разграничение между своим и контовским учением: "Какова цель, провозглашенная Контом? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческого мира. Конт предлагает описывать необходимую и реальную филиацию (развитие, преемственность. - Г.З.) идей. Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель - объяснить. генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно"*10.

Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального знания, из продолжения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансформировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Ведущей естественной наукой во второй половине XIX в. английский социолог считал биологию (выше уже говорилось о большом влиянии на него идей Дарвина).

Поэтому вполне логичным и понятным становится его отношение к социологии как науке, продолжающей разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их таким образом в законы социологические. В работе "Социология как предмет изучения" Спенсер пишет, что "биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, черты, из которых одни встречаются во всех организмах, другие - в известных больших группах, третьи - в известных подгруппах, заключающихся в этих группах, точно также и социология должна узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их, черты, из которых одни - законы всеобщие, другие - общие для групп и третьи - законы частные" [1996. С. 331].

Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь - постоянство отношений между частями общества

Для того чтобы дать собственное представление о нем, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет "общественным агрегатом", то с "классом агрегатов неорганических", то с "классом агрегатов органических". В качестве первого он часто использует пример дома и его составных частей - кирпичей, камней, кусков дерева и др., в качестве второго - любого живого существа, рассмотрению составных частей которого он постоянно уделяет большое внимание.

В Калининграде сформирован сводный отряд полицейских, которых `янтарный город` командировал в Сочи на охрану строящихся и построенных строительных объектов, которые возводятся к зимней Олимпиаде 2014 года Сотрудников своего ведомства приветствовал зам начальника по охране общественного порядка Управления МВД России по Калиниградской области

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

Основные труды: “Синтетическая философия”, “Социология как предмет изучения”, “Основы социологии”.

На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

1. эволюционной теории,

2. органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

3. учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах.

Предмет социологии:

1. Изучение эволюции в ее наиболее сложной форме.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.

В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом - части соединены неразрывно, вторые же - дискретное целое, в котором части - люди - свободны и рассеяны. В первом - способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

1. интеграция - в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

2. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы - это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза - это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза - возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая - возникновение и развитие человека и общества.

Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер первый приметил в социологии понятия структуры и функции, системы, института.И последнее, надо сказать, является его важной заслугой. Не смотря на то, что Спенсер ввел термин социальный институт,четкого определения дать ему не смог.

Социальный институт - орган общественного суперорганизма, который делает возможными совместную жизнь и сотрудничество. Им были выделены домашние и., обрядовые и., политические, церковные и., профессиональные и., промышленные и.

1. Спенсер является родоначальником органической школы в социологии;

2. Сформулировал основные функции общества: поддерживающая, распределительная, регулятивная;

4. Сформулировал закон равной свободы: каждый человек волен делать все, что захочет, если не ограничивает свободу других людей.

Герберт Спенсер родился в 1820 году в небольшом английском городке Дерби в семье школьного учителя. В связи со слабым здоровьем Спенсер не мог регулярно посещать школу и преимущественно занимался самостоятельным обучением. Наиболее углубленно он изучал естественные науки, такие как математика и механика, уделяя гуманитарным наукам меньше внимания.

Связь социологической теории Спенсера с общей биологией, в наибольшей мере соответствующей интересам автора данной работы, и обусловила выбор данной темы контрольной работы.

1. Научно-методологические основы социологической теории Г.Спенсера

Середина XIX века характеризуется широким распространением теории Чарльза Дарвина, оказавшей большое влияние на все области научного знания. Социологическая наука в то время находилась в зачаточном состоянии и ограничивалась единственной крупной теорией – теорией ее основоположника французского ученого Огюста Конта, которая воспринималась в научных кругах преимущественно скептически.

В результате Спенсер пришел к выводу, что для биологической эволюции и развития общества (социальной эволюции) характерны одни и те же закономерности, и провел аналогию между обществом и биологическим организмом. Спенсер выделял следующие сходства между обществом (социальным организмом) и живым организмом:

В то же время, по мнению Спенсера, нельзя полностью отождествлять биологический и социальный организмы, поскольку между ними существуют следующие основные различия:

2. Социальная эволюция: представления Г.Спенсера о развитии общества

Как уже отмечалось, Г.Спенсер рассматривал развитие общества (социальную эволюцию) не как стихийный процесс, а как совокупность закономерных изменений, имеющую упорядоченный и направленный характер. Эволюция человеческого общества, с точки зрения Спенсера, является одним из частных случаев универсального закона природы, и закономерности развития общества в целом не отличаются от закономерностей развития любых других явлений живой и неживой природы.

Он подчеркивал, что социальная эволюция (как и любая другая) представляет собой многолинейный процесс, заключающийся в реализации одновременно нескольких тенденций. Согласно Спенсеру, социальная (надорганическая) эволюция происходит в следующих основных направлениях:

Исходя из концепции социальной эволюции, Спенсер разработал и классификацию обществ, в основе которой лежит уровень эволюционной сложности, т.е. стадия развития, на которой находится данное общество:

Несмотря на то, что любое общество развивается по одним и тем же законам, особенности процесса социальной эволюции каждого отдельного общества, по мнению Спенсера, не являются однозначно предопределенными. Социальная эволюция в каждом случае осуществляется под влиянием различных факторов социальной эволюции[18], к которым автор относил:

Изучая влияние перечисленных факторов на течение процесса социальной эволюции, Спенсер обосновал и сформулировал следующие законы развития общества[20]:

3. Структурно-функциональный подход Г.Спенсера к изучению общества

Уподобляя общество биологическому организму, Г.Спенсер считал, что развитый социальный организм (общество) состоит из систем органов (социальных институтов), где каждый орган связан с другими и обусловливает его функционирование. В основе различия систем органов общества лежит разделение труда между социальными элементами как результат процесса дифференциации, характерного для эволюции социального организма. По мнению Спенсера, структура общества включает следующие составляющие:

В зависимости от особенностей регулирующей (управляющей) системы органов социального организма Спенсер разработал классификацию обществ по типу внутренней регуляции, разделив все общества на:

4. Политические взгляды Г.Спенсера

Как уже отмечалось, Герберт Спенсер придерживался мнения о том, что эволюция общества осуществляются под влиянием естественных закономерностей независимо от желаний людей, и для развития общества не требуется никакого вмешательства со стороны человека.

Спенсер считал, что государственная власть должна быть основана на идее справедливости и придерживаться следующих основных принципов[33]:

  1. Признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами;
  2. Признание известных ограничений этой свободы, необходимых благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

Заключение

Кроме того, Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать общенаучный подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу.

Таким образом, социологическая теория Спенсера сыграла большую роль в развитии социологии как науки.

Список литературы

[1] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

[2] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002.

[11] Спенсер Г. Основания социологии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994 – 383 с.

[16] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[20] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[22] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

[26] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[27] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[29] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[31] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[37] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

Читайте также: