Что является необходимым умением учителя основной и средней школы при реализации трудовой функции

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МКОУ Березовская ООШ

СЕМИНАР по теме:

Рассмотрение пяти трудовых функций педагога.

Обучение. Воспитание. Развитие.

Подготовила: Дальчанина Т.М., учитель

Рассмотрение трудовых функций педагога

Воспитание. Развитие. Обучение.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Как известно, составляющими образования детей являются обучение, воспитание и развитие. Поэтому и в содержание профстандарта педагога входит описание соответствующих трудовых функций.

Трудовые действия

- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

-Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

- Планирование и проведение учебных занятий

- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

- Формирование универсальных учебных действий

- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

- Формирование мотивации к обучению

- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Конвенция о правах ребенка

Воспитательная деятельность

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Развивающая деятельность

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Оказание адресной помощи обучающимся

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования. Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.

  • на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;
  • совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.

Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения.

Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Учитель должен уметь:

Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой.

Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение.

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.

Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности.

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.

  • современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
  • разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования.
  • основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками.

Знать:

  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
  • программы и учебники по преподаваемому предмету;
  • теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
  • современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • Правила внутреннего распорядка;
  • Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.

Источник: профстандпрт педагога

Примечание. Блог предоставляет пользователям информацию без комментариев, которые можно найти в методических журналах.

2 thoughts on “ Профстандарт учителя основной и средней школы ”

Добрый день, Екатерина! Если вы обучаетесь по программе магистратуры при наличии диплома бакалавра, то это НЕ СЧИТАЕТСЯ вторым высшим образованием, и вы имеете полное право на учебный отпуск. Основание: ст.173, 177 ТК РФ, Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1368.

от 18 октября 2013 года N 544н

(с изменениями на 5 августа 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Пункт 2 настоящего приказа применяется с 1 января 2017 года - приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н.

в Министерстве юстиции

6 декабря 2013 года,

регистрационный N 30550

____________________________________________________________________

Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года - см. пункт 2 настоящего приказа.

- Примечание изготовителя базы данных.

В Настоящий профессиональный стандарт с 3 сентября 2016 года внесены изменения на основании приказа Минтруда России от 5 августа 2016 года N 422н. - См. предыдущую редакцию.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

I. Общие сведения

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

Преподаватели в средней школе

Персонал дошкольного воспитания и образования

Преподаватели в системе специального образования

Преподавательский персонал специального обучения

Преподавательский персонал начального образования

Отнесение к видам экономической деятельности:

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Педагогическая деятельность по проектированию

Общепедагогическая функция. Обучение

и реализации образовательного процесса в

организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Модуль "Предметное обучение. Математика"

Модуль "Предметное обучение. Русский язык"

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

ВложениеРазмер
professionalnyy_standart_pedagoga_makarova_t.p.rar 19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Татьяна Павловна, ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Профессиональный стандарт педагога

Макарова Татьяна Павловна,

учитель высшей категории

ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Общенациональный проект стандарта может быть дополнен региональными требованиями , учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательной организации , в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

  • Общепедагогическая функция.
  • Обучение.
  • Воспитательная деятельность.
  • Развивающая деятельность.
  • Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые функции реализуются через трудовые действия, состава которых определяется содержанием необходимых умений и необходимых знаний.

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

4. Планирование и проведение учебных занятий.

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

7. Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

8. Формирование мотивации к обучению.

1. Владеть формами и методами обучения, оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. 3. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Владеть ИКТ-компетентностями : общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

5. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно - досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко - культурного своеобразия региона.

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы.

2.Проектирование и реализация воспитательных программ. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

3.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

4. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

1.Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

3. Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

4. Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

5. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

6. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

7. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

8. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико - педагогического консилиума.

5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

6. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

7. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

9. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. 2. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ. 3. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. 7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и межпредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

1. педагогические закономерности организации образовательного процесса.

2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития, 3. Теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. 4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально - психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. 5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

8. Сделан акцент на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Система критериев дифференциации уровней стандарта профессиональной деятельности педагога включает:

Читайте также: