Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с внесенными в марте 2021 года в федеральный закон об образовании изменениями Министерство культуры Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.

Принятый Порядок детализирует положения статьи 83 федерального закона об образовании в части определения особого статуса детских школ искусств среди организаций дополнительного образования, определяет цели и разъясняет особенности разработки и реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. В Порядке подчеркивается, что реализация предпрофессиональных программ является основным видом образовательной деятельности детских школ искусств, а обучение в таких школах осуществляется в очной форме.

Порядок вступит в силу с 1 марта 2022 года.

База нормативных документов для образовательных организаций в сфере искусств — в специальном разделе.

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств

I. Пояснительная записка

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие Рекомендации разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ.

Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83)*.

* Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей.

Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.

Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

II. Рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств

2.1. Общие положения

Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает самостоятельно:

планируемые результаты освоения образовательной программы;

график образовательного процесса и промежуточной аттестации;

содержание и форму итоговой аттестации;

систему и критерии оценок.

Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем.

В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:

формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.

Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.

2.2. Рекомендации к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области театрального искусства

Результатом освоения общеразвивающей программы в области театрального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области художественно-творческой подготовки:

- знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической площадке;

- умений использовать выразительные средства для создания образа (пластика, выразительность поведения и т.д.);

- навыков владения основами актерского мастерства;

- навыков владения средствами пластической выразительности;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

- навыков тренировки физического аппарата.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведениях в области театрального искусства;

- знаний основных средств выразительности театрального искусства;

- знаний наиболее употребляемой театральной терминологии.

Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства культуры РФ от 18 сентября 2017 г. № 299-01.1-39-ВА “По вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий”


Обзор документа

Письмо Министерства культуры РФ от 18 сентября 2017 г. № 299-01.1-39-ВА “По вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий”

В связи с поступающими в Минкультуры России многочисленными обращениями от руководителей органов управления культурой субъектов Российской Федерации, директоров и преподавателей детских школ искусств Минкультуры России направляет для использования в работе информацию по вопросам формирования государственных (муниципальных) заданий для детских школ искусств, структуры базового норматива затрат и осуществления платной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств согласно приложению.

Кроме того, направляем для принятия соответствующих мер письмо Минкультуры России от 15.09.2017 № 297-01.1-39-ВА.

Просим довести данную информацию до учредителей и руководителей детских школ искусств.

Приложение: на 50 л.

В.В. Аристархов

К настоящему времени действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ как за счет государственного (муниципального) задания, так и на внебюджетной основе.

При формировании на 2018 год государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусств), учредителям необходимо руководствоваться:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (статья 99);

Несмотря на то, что ДШИ являются региональными или муниципальными образовательными учреждениями, а не федеральными, при формировании государственного (муниципального) задания следует использовать в работе следующие документы:

Обращаем внимание, что государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания образовательным учреждениям равных условий при оказании ими одних и тех же образовательных услуг. Такие равные условия возможно обеспечить путем утверждения базового норматива затрат по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств), который определяется учредителями ДШИ самостоятельно.

Структура государственного (муниципального) задания состоит из следующих разделов: полное и сокращенное наименование учреждения, вид деятельности учреждения, сведения об оказываемых услугах, наименование услуги, потребители услуги, показатели, характеризующие объем и качество услуги, порядок оказания услуги, нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуги, порядок информирования потенциальных потребителей услуги, условия и порядок досрочного прекращения исполнения государственного (муниципального) задания, предельные цены (тарифы) на оплату государственной (муниципальной) услуги при оказании услуги на платной основе, порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, иная информация, необходимая для исполнения (контроля за исполнением) государственного муниципального задания.

Государственное (муниципальное) задание формируется с учетом условий оказания государственной (муниципальной) услуги (например, применение дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации программ и др.), а также тех или иных категорий потребителей (например, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.).

При утверждении учредителем ДШИ базового норматива затрат по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее - предпрофессиональные программы) рекомендуется формировать перечень и состав стоимостных групп по указанным программам с учетам реализации по этим программам в большей или меньшей степени таких форм учетных занятий как групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.

В структуру норматива затрат по предпрофессиональным программам входят расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, приобретение материальных запасов и движимого имущества, формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, приобретение учебной литературы, повышение квалификации педагогических работников, проведение периодических медицинских осмотров, на коммунальные услуги, содержание объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и Интернет, приобретение транспортных услуг, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги.

Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае, если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей) предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), то плата за оказание таких услуг взимается.

Обзор документа

Разъяснен порядок формирования государственных (муниципальных) заданий для детских школ искусств, структуры базового норматива затрат и ведения платной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств. В частности, отмечено следующее.

Государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания равных условий при оказании одних и тех же услуг. Это обеспечивается путем утверждения базового норматива затрат по реализации программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств).

Приведена структура задания. Определено содержание затрат.

Плата с физлиц за услуги, предусмотренные заданием, не взимается. Исключение - оказание дополнительных услуг по желанию родителей (законных представителей).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок отбора граждан для приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования. Утв. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26 апреля 2012г. № 400 Открыть на сайте Минкультуры РФ

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утв. Приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504. Открыть на сайте Минкультуры РФ

Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств. Проект / Министерство культуры РФ. Открыть на сайте Минкультуры РФ

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств. Письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ Открыть pdf (230 kb) Открыть в КонсультантПлюс

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утв. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008. Открыть на сайте РГ

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств. Утв. Приказом Министерства культуры РФ от 14 августа 2013 г. №1145 Открыть pdf (300kb) Открыть в КонсультантПлюс

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств . Утв. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 998. (ред. от 25.11.2015) Открыть в pdf

О выдаче документов государственного образца. Письмо Минобрнауки РФ от 27 июля 2012г. Открыть pdf (119kb) Открыть в КонсультантПлюс

Форма свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Утв. Приказом МК РФ № 975 от 10.07.2013. Открыть pdf (196kb) Открыть в СПС КонсультантПлюс

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 9 февраля 2012 г. N 86, в ред. Приказа Минкультуры России от 14.08.2013 N 1146. Открыть pdf (175kb) Открыть в КонсультантПлюс

Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств. Проект / Министерство культуры РФ, 11.01.2013 Открыть на сайте Минкультуры РФ

Правила оказания платных образовательных услуг . Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706. Открыть pdf (156kb) Открыть в КонсультантПлюс

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Асабина Елена Юрьевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №1,

г. Межгорье Республика Башкортостан

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДШИ

Образованность, по В. Далю, значит “улучшать духовно“. Невозможно воспитывать, не обучая, нельзя обучать, не воспитывая.

Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности.

В настоящий момент в дополнительном образовании продолжается осмысление его роли, места в образовании детей, а также в обществе в целом. Наиболее распространено понимание дополнительного образования как образования, которое дополняет общее образование или какую-либо из образовательных областей школьной программы глубиной и отличными от школьного способами освоения данной области.

Дополнительное образование осмысляется как продолжение школы – как ее наиболее вариативная часть. И стоит отметить, что дополнительное образование довольно успешно справляется с этой ролью. Создан богатый банк программ по различным направлениям, программ различной сложности, для различных категорий учащихся.

У каждой семьи свое понимание качественного образования для своего ребенка, а у каждой школы свои условия для обеспечения качества образования. Поэтому говорить о повышении качества можно лишь, спрогнозировав образовательные потребности учащихся и их семей, соотнеся с теми ресурсами, которыми обладает школа для их обеспечения. Ибо, образовательный процесс - это организованная совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей по достижению оптимальных для каждого ученика результатов обучения, воспитания и развития.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся нашей школы – это публичные выступления, которые стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, и, следовательно, способствуют оживлению учебного процесса, росту интереса учащихся к творчеству.

Организация образовательного процесса (в том числе начало и окончание учебного года, продолжительность каникул) регламентируется:

- годовым календарным учебным графиком, утверждаемыми Школой самостоятельно,

Все рабочие образовательные программы соответствуют лицензии Школы на образовательную деятельность, имеют разностороннюю направленность и различные сроки освоения, что делает образование для детей города доступным и качественным. Для учащихся существует возможность выбора образовательной программы на различных этапах обучения, определены условия смены образовательной программы.

Четвертый год в ДШИ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан успешно реализуются:

1. дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области:

- хореографического искусства (Хореографическое творчество),

- музыкального искусства (Фортепиано, Народные инструменты, Инструменты эстрадного оркестра),

- изобразительного искусства (Живопись, Декоративно-прикладное творчество).

2. дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области музыкального искусства (по видам инструментов, сольного пения, групп раннего эстетического развития).

Цель данных программ - привлечение на обучение наибольшего количества детей, адаптация и подготовка к поступлению на предпрофессиональные образовательные программы.

В 2015г в ДШИ №1 разработаны учебные планы со сроком реализации 4 и 2 года. Ученики 4 класса считаются окончившими полный курс обучения, а учащиеся 2 класса получают свидетельство о начальном музыкальном образовании и при успешной итоговой аттестации право на продолжение обучения.

В учебном плане предусмотрены часы занятий на основном музыкальном инструменте, а также учащийся по желанию может освоить дополнительный музыкальный инструмент или обучаться сольному пению.

ДШИ в пределах имеющихся средств может расширить перечень учебных дисциплин и увеличить количество указанных часов с учетом решения Педагогического совета школы.

Предельная недельная учебная нагрузка на одного учащегося устанавливается в соответствии с учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями учащихся, нормами СанПиН.

В образовательном учреждении ежегодно проводится анкетирование и тестирование учащихся и изучение мнения родителей (законных представителей) о насущных проблемам обучения и воспитания в ДШИ № 1. Анализируя результаты, можно констатировать, что около 80% респондентов ожидают от школы хорошего образования и навыков социализации. Таким образом, возрастает роль школы как общественного института, дающего опыт социального взаимодействия, общения.

Проанализировав диагностику обученности детей, можно сказать, что 71% детей находятся на среднем уровне знаний, 27% - на высоком, и только 2 % -на низком уровне. Результаты мониторинга учебных достижений обучающихся по каждому учебному предмету свидетельствуют о том, что:

обучающиеся усваивают образовательные стандарты на базовом уровне;

сохраняется стабильность учебных достижений учащихся;

наблюдается положительная динамика уровня обученности.

Изучение материалов мониторинга дает возможность оценить уровень знаний учащихся и наметить пути по повышению качества.

Анализ образовательного процесса в ДШИ дает возможность определить ведущие тенденции в развитие школы, сохраняя основные позиции по качеству образования и высокой востребованностью ДШИ в городе.

Планы на перспективу:

- расширить образовательный спектр по общеразвивающим образовательным программам в области изобразительного и хореографического искусства, а также ГРЭР по видам искусств;

- внедрить новые общеразвивающие образовательные программы в области искусств с углубленным изучением предметов, для успешного поступления в вузы и сузы по профилю.

Культурная среда школы – основа формирования человека, так как человек является высшей ценностью и высшей целью образования и воспитания. Среда школы, ее образовательная программма должны “предвосхищать будущее”, а не просто адаптироваться к настоящему.

Главная ценность в образовании – ребенок. Вся система школы должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, саморегулирующееся существо. Цель – создание в школе условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.

Читайте также: