Почему разноцветная радуга проект в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

  • формировать первоначальное представления о свете и цвете;
  • познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
  • обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
  • воспитывать интерес к изучению нового.
  • описывать чувства, возникающие при виде радуги;
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
  • работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.
  • Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
  • Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.
  • Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
  • Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверт №1-15 шт., конверт №2-30 шт., сигналы, цветные карандаши, проектор,

1. Организационный момент.

- Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернёмся и поздороваемся.

- Проверим готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, конверт № 1 – 1 шт., конверт № 2 – 2 шт., сигналы, цветные карандаши.

- Послушайте девиз нашего урока.

Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Мы - хороший дружный класс!
Всё получится у нас!

Вы согласны с этими словами? Тогда за работу.

2. Актуализация знаний.

  1. Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
  2. Луна – это планета
  3. На Луне есть воздух.
  4. Ветер – это движение воздуха.
  5. Холодный воздух легче тёплого.
  6. Ухо – орган слуха.
  7. Звук распространяется волной.
  8. Эхо появляется, когда дует сильный ветер.
  9. Громкий звук вреден для ушей.
  10. Туча – это дым.
  11. Насекомое издает жужжащий звук.
  12. Из тучи идёт дождь, потому что капли воды в ней тяжёлые.

- Молодцы! Вы порадовали меня своими хорошими ответами.

3. Объявление темы урока.

- А продолжит наш урок сказка, которая поможет нам определить тему урока.

Автор: Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:

Солнечный зайчик.

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.

Муравьишка: Кто ты?

Автор: А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик.)

Муравьишка: Что ты делаешь там, так высоко?

Солнечный зайчик: Я делаю чудеса!

Автор: И тут Муравьишка увидел в небе…

Муравьишка:

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.

Автор: Ребята, что же увидел Муравьишка в небе?

Муравьишка: Как же так? – удивился – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

Учитель. Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Тема урока: “Почему радуга разноцветная?” Слайд 3

4. Постановка учебной задачи.

-Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- А что бы вы хотели узнать про радугу? (Предположения детей).

- Муравьишка предлагает провести исследование и узнать: (учитель вывешивает карточки с вопросами, приложение 1).

- Что обозначает слово радуга?

- Как и когда она появляется?

- Почему радуга разноцветная?

- Как получить радугу в домашних условиях?

- Из каких цветов состоит радуга?

- Задачи нам понятны, приступаем к работе.

4. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.

Поднимите руку те, кто видел радугу?

Где вы видели радугу? Какие чувства вы испытывали в это время?

- Откуда же пришло к нам слово радуга? Расскажет нам докладчик. Слушайте внимательно. Слайд 4

- Как в старину называли радугу? Во что верили люди?

- В какое время года можно увидеть радугу?

- После какого природного явления можно наблюдать радугу? (После дождя)

- Когда появляется радуга?

- Как радуга образуется?

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть! Слайд 5

5. Музыкальная физкультминутка (приложение 4)

6. Продолжение изучение нового материала.

- Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета. Почему в воздухе возникло такое чудо? Слайд 6

Проведём исследование “Прохождение луча света через стеклянную призму”.

1. На слайде мы видим луч света, который направлен на призму.

- Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.

- Так можно получить небольшую радугу.

- Как же получилась радуга? (Луч света прошёл через призму и распался на цветные лучики).

- Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

2. А сейчас мы рассмотрим радугу с помощью специального прибора, напоминающего бинокль.

- Для чего нужна щель? (Для светового луча. Через щель можно смотреть)

- Как вы думаете, что внутри? (Стеклянная линза, заменяющая капельки воды)

Рассматривание радуги (прибор на 3 парты) – 3-5 мин

- Ребята, а кто является главным “художником” в природе? (Солнце)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

- Что при этом образуется? (Радуга).

- Молодцы! Вы правы. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

- Что же такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

- Прочтём вывод в учебнике.

(Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику. Стр.31)

Послушаем стихотворение про радугу.

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга
Заслонила облака.

Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Слайд 7, 8

Сколько цветов у радуги? (семь) Может, кто-то уже знает порядок следования цветов в радуге? Проверим, собрав картинку из пазлов.

Работа в парах. (конверты №1 с пазлами, приложение 5) Слайд 9

- Какой цвет создаёт наружную сторону дуги? Какой находится внутри? Какой цвет следует за красным? Оранжевым? Жёлтым? Зелёным? Голубым? Синим? Какая дуга окажется самой длинной? Самой короткой?

- Как запомнить их по порядку и очень быстро?

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” Слайд 10

- Как же могут помочь эти странные слова?

- По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.

Выучим порядок следования цветов радуги.

(заучивание запоминалки) учебник – с. 40

Проверка. Слайд 11

7. Закрепление изученного.

Запомнить цвета радуги Вам поможет стихотворение "Цвета радуги" (автор А. Венгер, приложение 6).

- Проверим, как вы запомнили цвета.

Игра “ Что изменилось?” (поменять 2 цвета, убрать один цвет, назвать цвета по порядку, восстанови радугу)

8. Физкультминутка. Игра “Построй радугу”.

(Участвуют 2 команды. У каждого ученика радуги на шее платочек

одного из семи цветов радуги. Какая команда быстрее построит радугу)

9. Закрепление изученного материала.

- Посмотрите, что делают Муравьишка и Мудрая Черепаха? (они решили сами сделать радугу)

- Может ли получиться у них радуга?

Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

О каком правиле надо при этом помнить? Слайд 12

(Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой).)

Работа в рабочей тетради.

- Поможем правильно раскрасить. Радугу будем рисовать в рабочей тетради – с. 26 Она будет яркая и красивая. Но с какого цвета надо начать? (работа по ЭОР)

– Хором проговорим ещё раз запоминалку.

(слайд ЭОР закрыть, включить песню “Радуга”).

Взаимопроверка - работа в парах (слайд ЭОР открыть).

Индивидуальная работа у доски

10. Проверка знаний. Слайд 13 (конверт №2, приложение 8)

  • Оранжевый, коричневый, жёлтый;
  • Зелёный, голубой, белый;
  • Фиолетовый, малиновый, красный;

- МОЛОДЦЫ! А какого радужного цвета здесь нет?

11. Домашнее задание:

1. Раскрасить вагончики в рабочей тетради.

2. Выучить фразы – подсказки.

12. Итог урока. Рефлексия.

- Какое настроение у вас было на уроке?

- Что узнали нового на уроке?

Когда было трудно? Интересно? Весело?

- Оцените свою работу на уроке. (Дети показывают сигналы, соответствующие уровню усвоения учебного материала).

Тема: Почему радуга разноцветная?

Задача урока : ученик должен узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности

1. Наглядность для актуализации опорных знаний,

2. Наглядность для подведения к проблемному вопросу.

4. Тематические рисунки.

Ход урока.

I Организация проблемной ситуации.

а) Введение третьего лица

- Начнём наш урок со сказки.

- «Однажды Муравей Вопросик попал

под сильный дождь и спрятался под

зонтиком. А когда дождь почти кончился

и появилось солнце, Муравей услышал,

как высоко в небе кто –то запел тоненьким

- Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

пробегаю по листве.

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей-Вопросик.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

- Давайте отгадаем загадку и узнаем,

что увидел Муравьишка:

Что за чудо-красота!

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (радуга)

( На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

- Как же так? – удивился Муравьишка.

– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

б) Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова: дождь, радуга

- ДОКАЖИТЕ, что у этих слов есть общий признак.

(дождь, радуга - природные явления.)

- Объясните причину возникновения дождя.

(Капли дождя, из которых состоят тучи,

тяжелые. Они не могут долго держаться

и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения радуги.

(Учащиеся затрудняются ответить.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

в) Подведение к проблемному вопросу.

- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной.

- А хотелили бы узнать? (да)

- Давайте послушаем стихотворения о радуге

(Чтение стихотворений о радуге. Читают подготовленные дети)

1. Солнце светит и смеется,

а на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга! (Данил)

2. Летний дождь прошел с утра,

Посмотрев в оконце, -

Заслонила облака (Настя)

-Как авторы называют радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- А почему семицветная? (из 7 цветов)

- Ребята, как вы думаете, что нам сегодня нужно исследовать? (узнаем почему радуга разноцветная. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

II Открытие новых знаний.

а) Наблюдение-исследование деятельности исследования.

- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Фильм( 3 мин.)

- Что нового и интересного для себя вы узнали?

(Кажется, что свет белый, но он состоит

из различных цветов. Каждый цвет распространяется

разными волнами. Чем крупнее дождевые капли,

тем ярче радуга. Если мы будем находиться над

дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.)

-На что попадают в небе солнечные лучи?

(На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами?

(Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)

б) Формулировка открытия

- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Что такое радуга?

РАДУГА – ЭТО СОЛНЕЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ

- Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга.

III Проверка открытий.

а) Продолжение исследования-наблюдения

(прозрачная призма заменяет

в опыте капельку воды,

- Направьте призму на солнечные лучи.

- Что увидели на стене?

- Рассмотрите получившие разноцветные лучики.

- Какие цвета увидели? Зарисуйте их.

- Какой вывод можем сделать?

(Из опыта доказали, что луч

света, проходя через призму,

распадается на разные цвета.

- ДОКАЖИТЕ, почему радуга разноцветная?

(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.)

В небе дождь, гроза.

Дождь прошёл. Трава блестит.

В небе радуга стоит.

Выбегай из дверей

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком

- В чем, по вашему мнению, красота радуги?

(В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Какие это цвета?

- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?

(на доске две радуги)

-Рассмотрите в учебнике на с.

40 рисунок радуги Мудрой Черепахи

-Назовите цвета радуги, начиная сверху.

(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Так какая же радуга правильная? (радуга под номером один)

IV Подведение итогов.

а) Работа в паре.

- У вас на партах лежат конверты с полосками:

расположите цветные полоски так, чтобы

получился кусочек радуги.

Б) Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.

- Ребята давайте поможем Вопросику раскрасить радугу.

- Представьте, что на радуге живут радужные

человечки, у каждого изних есть шарик своего

цвета, раскрась эти шарики в той

последовательности, что и на радуге.

-Радужные человечки любят ездить на радужном

поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики.

-Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.

-А теперь поднимите зеленые светофорчики те ребята, у кого все правильно, красные те, кто допустил ошибку.

Рассмотрите рисунок на с. 41.

- ДОКАЖИТЕ, что у Муравья и Мудрой Черепахи получится радуга.

(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.

V Выводы исследования.

- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

- Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

- Из каких цветов состоит радуга?

(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

-У радуги семь цветов?

-Все цвета расположены в определённом порядке?

-В радуге есть коричневый цвет?

-Строители радуги – солнце и дождь?

- Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

Оранжевый, коричневый, желтый.

Зеленый, голубой, белый.

Фиолетовый, малиновый, желтый.

Красный, черный, синий.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

- Оцените свои достижения на уроке.

(зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

(жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

(красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Защита.docx

Солнце светит и смеётся,

А на землю дождик льется.

И выходит на луга

Цель моего проекта: изучение природного явления радуга.

узнать, что такое радуга;

выяснить условия появления радуги в природе;

рассмотреть разные виды радуг;

попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

5 слайд

Предмет исследования : радуга

6 слайд

отбор и классификация материала, его изучение, анализ литературы по теме исследования.

беседы с учителями и библиотекарем школы;

7 слайд

Мифы и легенды народов мира.

Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды.

В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).

В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.

По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.

В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите - брит) бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет.

8 слайд

История исследования радуги учёными.

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности.

Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой

9 слайд

Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце

освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне

неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя.

Почему радуга разноцветная?

Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге.

По первым буквам слов и вспоминают цвета. ( К , О , Ж , З , Г , С , Ф )

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

Для проверки своих предположений я провел несколько опытов.

19 слайд

Получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.

20 слайд

Получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.

21 слайд

Получение радуги в домашних условиях при помощи компакт –диска.

22 слайд

П олучение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.

23 слайд

Все выдвинутые гипотезы подтвердились.

Я узнал, откуда произошло слово радуга.

Провел опыты для ответа на вопрос: почему радуга разноцветная?

Запомнил порядок расположения цветов радуги.

Узнал, что радугу можно увидеть не только днем в летнее время, но и зимой и даже ночью.

Узнал, что могу получить радугу в домашних условиях и могу научить этому других.

24 слайд

А вы хотите сами создать радугу?

Смотрим на черную точку 20 секунд не отводя глаз

Переводим глаз на небо или на потолок

25 слайд

Спасибо за внимание.

Выбранный для просмотра документ Презентация Почему радуга разноцветная.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Солнце светит и смеётся, А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга.

Цель проекта: изучение природного явления – радуги.

Задачи проекта: узнать, что такое радуга; выяснить условия появления радуги в природе; рассмотреть разные виды радуг; попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Методы исследования: отбор и классификация материала, его изучение, анализ литературы по теме исследования. беседы с учителями и библиотекарем школы; поисковый метод; сравнительный анализ; наблюдение; эксперимент.

Мифы и легенды народов мира. Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды. В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов). В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии. По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём. В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите - брит) бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет.

История исследования радуги учёными.

По первым буквам слов и вспоминают цвета. Каждый охотник желает знать где сидит фазан

Практическая часть. Для проверки своих предположений я провел несколько опытов.

А вы хотите сами создать радугу прямо сейчас?

Выбранный для просмотра документ Проект Почему радуга разноцветная.docx

История исследования радуги учёными…………………………

Когда появляется радуга………………………………………….

Почему радуга разноцветная……………………………………..

Список использованных источников………………………………….

После ливня и грозы –

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться-

Можно только любоваться.

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.

Как образуется радуга? Что же это за разноцветное чудо природы? А можно ли наблюдать эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

Эти вопросы заинтересовали меня. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников.

Цель исследования: изучение природного явления – радуги.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

узнать, что такое радуга;

выяснить условия появления радуги в природе;

рассмотреть разные виды радуг;

попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Предмет исследования : радуга

Объектом исследования является:

Гипотеза исследования:

Если радуга явление природы, возможно, мы можем сотворить её сами.

Методы исследования:

отбор и классификация материала, его изучение, анализ литературы по теме исследования.

беседы с учителями и библиотекарем школы;

Сроки исследования: январь – март 2016 года.

Мифы и легенды народов мира

Когда-то давным-давно люди стали задумываться, почему же на небе появляется радуга. В те времена об оптике даже и не слышали. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.

Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды.

В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).

В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.

По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.

В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите - брит) бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет.

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги? Я нашёл ответ на этот вопрос в разных источниках.

История исследования радуги учёными

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто. Общая физическая картина радуги была уже четко описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 1611 году. Он объяснил, что радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Первая попытка закончилась плачевно. Автор рукописи был заточен в тюрьму, где и умер, дожидаясь смертной казни. Инквизиция приговорила любознательного священника к смерти за то, что его теория о возникновении радуги противоречила библейскому толкованию. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись казни, но его тело и рукописи были сожжены.

Но спустя 26 лет французский философ, физиолог, математик и физик Рене Декарт, связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.

А в 1672 сэр Исаак Ньютон провел исторический опыт. Он направил пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую полос. Ученные выделили семь основных цветов, которые мы наблюдаем в радуге.

Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)

Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)

Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

Научно исследовательский проект
"Радуга… Что это такое?"

Радуга – это великолепное красочное явление поражающее воображение людей. Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.

Цель исследовательской работы: узнать как можно больше о природном явлении и причинах появления радуги; какая существует связь между дождем, солнечным светом и появлением радуги.

Гипотеза: радугу можно получить в домашних условиях.

Задачи исследования:

-изучить литературу и материалы из сети интернет по данной теме;

-обобщить полученную информацию;

-подтвердить или опровергнуть гипотезу

Петух увидел радугу:
- Какой красивый хвост!
Баран увидел радугу:
- Какой высокий мост!
И конь глядит на радугу:
- Подкова велика.
Река глядится в радугу:
- И в небе есть река?

II .Понятие радуга

2.1. Радуга в мифах и легендах

В древнегреческой мифологии радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. Небесной змеёй представляли радугу и африканские мифы.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Собранную воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.

Суеверные люди считали, что радуга является дурным знаком. Они считали, что души умерших переходят в потусторонний мир по радуге, и если появилась радуга, это означает чью-то близкую кончину.

Давным-давно люди считали радугу дорогой в небеса и верили, что по ней можно добраться до мира Богов.

2.2. Научное объяснение радуги

Первым, кто объяснил природу радуги, был древнегреческий философ Аристотель. Он определил, что "радуга - это оптическое явление, а не материальный объект".

Теперь радуга имеет свое научное объяснение.

Как возникает радуга. В природе для появления радуги нужен свет и обильная влажность. Мы видим радугу как раз после дождя в солнечном свете. Увидеть радугу можно в солнечный день у водопада. Но иногда и погода солнечная, и дождь идёт, а радуги нет. Почему так происходит?

Дело в том, что для того, чтобы увидеть радугу, должны быть соблюдены определённые условия.

Во-первых , лучи света должны падать на капли под углом 42°.

Во-вторых , наблюдатель должен стоять спиной к источнику света.

С олнце, ваши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, провести такую прямую линию невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Днем ее увидеть нельзя.

Белый солнечный свет состоит из множества различных световых волн разной длины. В зависимости от длины волны он воспринимается нашим глазом как определенный цвет — от красного (самые длинные волны) до фиолетового (самые короткие). При смешении все эти цвета и дают видимый белый свет.

После дождя некоторые капельки зависают в воздухе, так и не добравшись до земли. Солнечный свет сталкивается с каплей дождя, часть света от капли отражается, а остальная часть попадает во внутрь капли. Свет преломляется на поверхности капли, потом этот свет попадает на заднюю стенку капли дождя и отражается от неё. Когда этот внутренне отраженный свет вновь достигает поверхности капли, он снова преломляется при выходе.

При этом возникает дисперсия света, то есть разложения света. Вследствие этого и возникает красивое природное явление - радуга.

Вот как это выглядит на схеме:


Впервые цвета радуги в 1672 году выделил английский ученый Исаак Ньютон. Правда сначала он определил только пять окрасок – красная, желтая, зеленая, голубая и фиолетовая. Но позже увидел ещё и оранжевый цвет. Однако число 6 в те времена считали дьявольским, и ученый добавил в спектр синий оттенок. Семь – число равное количеству нот музыкальной гаммы, показалось Ньютону очень симпатичным. Так и оставили, хотя на самом деле цвета в радуге плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.

Заметили, что радуга бывает разной по насыщенности цвета? Это зависит от размера капель: чем они больше, тем радуга ярче. Чем капли мельче, тем радуга становится более широкой и блеклой с оранжевым или желтым краем.

2.3. Форма, разновидности радуги

А какой формы на самом деле радуга? Мы всегда считали её дугой. Но ближе к правде оказались африканские мифы, считавшие радугу кольцом. Действительно, настоящий радужный замкнутый круг мы можем увидеть из иллюминатора самолёта, а на земле мы видим только его часть.



Время радуги . Когда мы говорим про появление семицветной радуги, одним из условий её возникновения называем свет. Рождение радуги возможно и ночью. Света луны вполне хватает для появления радуги. Н еобходимо, чтобы дождь шел напротив луны. Он отражается от водяных капелек, образуя знакомые нам цвета. Однако в темноте человеческий глаз плохо различает цвета и принимает их за обычный белый свет. Наиболее видимой для людей лунная радуга становится во время полнолуния.


Иногда лучи света, прошедшие внутрь капли, отражаются от нее 2 и более раз. Тогда появляются сразу 2 радуги (3-я и последующие, как правило, не различимы для глаза).


При освещении солнечными лучами легкого тумана, состоящего из мельчайших капелек, возникает белая радуга — широкая блестящая белая дуга, называемая также туманной радугой.


Как сделать радугу в домашних условиях?

3.1.Метод с использованием стакана воды

-Поставьте стакан с водой перед окном в солнечный день.

- Положите листок белой бумаги на пол.

- Намочите окно горячей водой.

3.2.Метод с использованием компакт диска

- Возьмите компакт- диск.

- Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном.

- Смотрите на диск, покрутить его, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.

3.3.Метод с использованием зеркала

-Наполните стакан водой и поместите туда зеркало .

- Комната должна быть темной, а стены светлые.

- Двигая стакан светите фонариком в воду - появится радугу.

3.4. Метод дымки

Берём шланг с льющейся водой, сжимаем основание горлышка шланга, чтоб струя превратилась в брызги. Направляем брызгающую струйку в солнечную сторону. В брызгах будет видна радуга.

3.5. Способ с помощью фонарика и зеркала

-положите зеркальце в неглубокую миску с водой.

-расположите миску так, чтобы луч света от фонарика отразился от зеркальца на лист белого картона;

В воде свет преломится и разобьется на цвета, а на картоне отразится маленькая радуга.

Как запомнить цвета радуги?

Все мы знаем известную фразу для запоминания порядка цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Но существуют другие забавные варианты:

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Крот Овце, Жирафу, Зайке Гладил Старые Фуфайки.

IV .Заключение

Радуга - это оптическое явление - результат преломления лучей света в капельках воды во время дождя. В природе, для появления радуги, нужен свет и обильная влажность.

Чаще всего радуга возникает утром и вечером. Солнечный свет должен попасть в дождевую каплю под углом примерно 42 градуса.

Источник света, солнце, должен находиться за вашей спиной.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с борта самолета.

Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги.

Подтвердили гипотезу - сделать радугу можно и в домашних условиях.

Для этого провели ряд экспериментов: метод с использованием стакана воды; с использованием компакт диска; с использованием зеркала;

Читайте также: