Как заставить ребенка одеваться в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, что мне делать! Как быть? Дочке 4 года и 11 месяцев, и она не хочет одеваться в детский сад по утрам. Каждое утро, после умывания отправляю ее в комнату одеваться, она уходит. Пока я убираю ее пасту, щетку, полотенце, прибираюсь на кухонном столе, по идее она должна уже одеться. Но когда я захожу в комнату, чтобы проверить это, то вижу, что она сидит и играет в игрушки. И так почти каждый день.

Начинаю ее поторапливать — она злится и капризничает. А то и вовсе говорит, что я мешаю ей играть. А когда я в 35-ый раз скажу, чтоб она оделась — начинает реветь, что я не даю ей заниматься игрушками. Хотя после детского сада вечером времени предостаточно, чтобы наиграться, да и в саду тоже. Каждый день из-за нее опаздываю на работу. Та же самая ситуация и когда я ее бужу утром в детский сад: вроде, проснется, глазки откроет, а все лежит и не хочет вставать.

Не хочу применять силу против нее, тысячу раз объясняла ей, что в детский сад нужно собираться побыстрей, чтобы мама не опаздывала.

Сбор в детский сад у нас затягивается почти на час вместо получаса. Муж на это только разводит пруками. Прошу его поговорить с ней и пристрожить, но он не хочет принимать в этом участия (он очень мало времение проводит с дочкой).

А так она очень добрая девочка. Если прошу помочь, никогда не откажет. И подружек у нее много в садике. Есть тяга к знаниям, особенно к природе. Я ее люблю и стараюсь уделить ей как можно больше времени, к чему папа, например, совсем не стремится, хотя вижу, что он искренне ее любит.

Помогите, пожалуйста. Боюсь потерять взаимопонимание с дочкой и работу. Заранее огромное спасибо!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ребенок, как всегда, действует просто и гениально. Да и Вы молодец, что не пережимаете.

Для решения вопроса нужно просто расслабиться, и тогда будут разрешены сразу все трудности, о которых Вы пишете в письме. Вы опаздываете на работу из-за того, что дочка медленно собирается? Не ждите ее. Выходите из дому так, чтобы успеть на работу вовремя. А малышка пусть идет в сад с папой. Ей, может быть, не хватает общения с ним. Такой простой способ, который предлагает Вам Ваш маленький ребенок.

Если остерегаетесь вот так, сразу, прыгнуть с разбегу в волшебные воды защищенности, можете начать 8 Марта – очень подходящее время. Главное – продолжать это восьмое марта каждый следующий день.

Навыки самостоятельности, мотивация детей и подготовка к детскому саду

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Родители будущих детсадовцев прекрасно понимают: если ребенок умеет самостоятельно одеваться-раздеваться и есть за столом, его адаптация к детскому саду пройдет проще. Но что делать, если ребенок умеет, но не хочет проявлять эти навыки самостоятельности? Надо ли "дожимать" ребенка, чтобы всегда все делал сам — или можно пустить этот процесс на самотек? О том, как поступает в ситуации "не хочу одеваться" психолог и мама Анна Быкова, она рассказывает в "Большой книге ленивой мамы".

Ребенок не хочет одеваться самостоятельно

Ребенок не хочет одеваться самостоятельно

Умеет, но не хочет. Может сам надеть колготки, штанишки, носочки, но сидит и ждет, когда его оденут. Зачем напрягаться, если есть взрослые, которые гораздо быстрее справятся с этой задачей.

Для любой деятельности нужны мотивация или стимул. Мы что-либо делаем благодаря двум импульсам: либо потому, что нам так хочется, либо потому, что нам так надо. А "надо" может возникнуть по двум причинам: чтобы получить что-то хорошее или чтобы избежать чего-то плохого.

Получается, чтобы активизировать ребенка, нужно либо донести до него "надо", либо увлечь его "хочется". И чем меньше ребенок, тем больше опоры на "хочется".

  • Можно вовлечь ребенка в соревнование "Кто быстрее оденется?".
  • Можно создать игровую ситуацию: съемки супербоевика "Успеть за пять минут одеться и спасти мир".
  • Можно искать компромисс: "Давай ты сам наденешь штаны, а с кофтой я помогу".
  • Можно действовать через личную потребность ребенка: "Хочешь прийти в группу самым первым? Тогда нам нужно выйти через десять минут. Скорей одеваться!"

Навык самостоятельного одевания: когда тренировать, а когда нет

"Сыну пять лет. Мне нужно, чтобы он быстро сам собрался, а он меня не слышит. То, что мы в садик опоздаем, его никак не огорчит. Он все делает сам, но так медленно, что я теряю терпение".

Знаете, есть такой анекдот. Объявление: "Сделаем ремонт. Быстро, качественно, недорого. Выберите любые два пункта". Здесь похожая ситуация: "Сборы в садик. Быстро, качественно, самостоятельно. Какие два пункта выбрать?"

  1. Быстро и самостоятельно. Хм, это отразится на качестве: или зубы забудет почистить, или кофту наизнанку наденет.
  2. Быстро и качественно. Реализуется с маминой помощью.
  3. Качественно и самостоятельно. Возможно. Но медленно.

На данном возрастном этапе (ребенок-дошкольник) "быстро, качественно, самостоятельно" — это завышенные ожидания. Можно, конечно, ориентироваться на эту планку, но тогда крепнущее раздражение у мамы неминуемо. Раздражение — плохой советчик в воспитательном процессе.

Ребенок не робот. Вообще, если ребенок что-то делает медленно, это не значит, что он не слышит родителей из вредности. Возможно, что у него такая скорость жизни, такой темперамент.

И да, у него нет личной заинтересованности в результате. Это маме нужно вовремя прийти в садик, а ребенок с удовольствием остался бы дома.

В ситуации, когда вы куда-либо очень торопитесь, можно помочь ребенку, а навык самостоятельного одевания тренировать, когда у ребенка есть личная заинтересованность в этом, когда в случае опоздания негативные последствия почувствует он, а не мама. Если у ребенка нет личной мотивации быстро одеться и идти туда, куда он не хочет, на заигрывания и компромиссы он не откликнется. Вам нужен срочно одетый ребенок? Тогда просто оденьте его, целее будут нервы и у вас, и у него.

За годы работы в детском саду я наблюдала многих детей в разных ситуациях. Я видела, как одни и те же дети стремительно одевались, когда у них была личная заинтересованность в этом. (Например, пойти в парк аттракционов, за новой игрушкой в магазин или в гости к другу.) И как же они ме-е-едле-е-енно одевались, когда заинтересованности не было.

Самостоятельность легко развивается из личной заинтересованности или потребности. А вот через давление: "Я кому сказала!", через шантаж: "А то дома одного оставлю!", через критику: "Вечно ты самый последний" формируется негативное отношение к процессу. В дальнейшем при любой возможности ребенок будет избегать самостоятельных действий.

Ищем мотивацию для ребенка

Ищем мотивацию для ребенка

Развитие самостоятельности — это всегда задача поиска подходящей для ребенка мотивации. Здесь сложно подобрать универсальную рекомендацию. Ищите, что будет мотивировать именно вашего ребенка, ищите нужные слова, понаблюдайте, какие ситуации подталкивают его к деятельности. И оценивайте мотивацию не с позиции "зачем это надо маме", а с позиции "зачем это надо ребенку".

Например, мой старший сын Арсений не хотел чистить ботинки. Потому что "и так сойдет". Начищенные ботинки нужны были маме, а не ребенку. Я начистила до блеска правый ботинок. На контрасте левый стал сильно проигрывать, и стало понятно, что "так не сойдет". В итоге левый ботинок Арсений уже почистил сам — мотивация на это появилась.

А младшего, Сашку, и мотивировать не пришлось — он сам захотел чистить обувь. Ему было три года, когда он выпросил у меня персональную губку для чистки обуви, ревностно следил, чтобы никто ее не брал, и каждый вечер протирал ею свои ботиночки.

Было важно не упустить этот момент личной заинтересованности. Когда-то давно, в этом же возрасте, и Арсений хотел чистить обувь сам, но я не позволила, потому что "грязь, микробы, запачкается, заболеет". (Увы, я не всегда была "ленивой мамой".) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок "дорастет", этот интерес у него останется.

Ребенок не хочет раздеваться самостоятельно

"Дочка пяти лет не желает сама раздеваться, когда приходит домой. И что мне делать? Не давить, не критиковать, не отчитывать?" — спрашивает знакомая мама.

Надоест быть в одежде — разденется. Я помню, как в четыре года, возвращаясь из садика, подолгу валялась на полу в пальто. Видимо, ленивой я была уже тогда. Родители меня не уговаривали, не стыдили, не подгоняли, но и не помогали раздеваться. Когда мне надоедало лежать, становилось жарко, некомфортно, появлялась личная мотивация на раздевание — я вставала и снимала пальто.

Одно дело, когда ребенок просто валяется, а если он стонет на всю квартиру: "Раздееееень меня!" — какой фразой отвечать?

Прежде всего постарайтесь понять, почему он стонет. Может, он заболел, и тогда ему надо помочь. Если ребенок не болен, не истощен физически или эмоционально, четко выразите свою позицию: отступать вы не намерены. Рано или поздно до ребенка дойдет, что ныть бесполезно.

Например, можно сказать: "Я сама раздеваюсь. И ты сама разденься. Я знаю, ты справишься".

Или: "Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина".

Или: "Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь".

Подберите те слова, которые вам ближе. Важно не что именно вы скажете, а как скажете. Нужна спокойная уверенность. Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть.

Кстати, не вижу ничего критичного в том, чтобы иногда помогать ребенку раздеваться. Если ребенку действительно тяжело, не стоит игнорировать его просьбы о помощи.

Ребенок не хочет есть самостоятельно

— А что делать, если ребенок не хочет есть самостоятельно? Дочери уже четыре года, а ее до сих пор приходится кормить с ложки.

Что значит "приходится"? Это же ваше решение: потакать и кормить. И что такого случится, если вы перестанете это делать? Ребенок так и будет сидеть перед полной тарелкой, не притронувшись к еде? Но в этом случае он останется голодным.

Предположим, у вас завтрак. "Не хочешь — не ешь. Вставай из-за стола. Завтрак окончен". Потом обед: "Ты так и не возьмешь ложку? Ну, как хочешь". К ужину ребенок так проголодается, что начнет есть самостоятельно, прекрасно орудуя ложкой. Если, конечно, не будет никаких перекусов в виде печенья, пряников, конфет и так далее.

Важно одно — унять внутреннюю тревогу взрослых. Спокойствие, только спокойствие, как говорил Карлсон, — за один день ребенок не умрет с голоду. У него есть инстинкт самосохранения, и здоровое чувство голода рано или поздно возьмет верх над упрямством. Но сработает это, только если ребенок увидит спокойную уверенность родителей и поймет, что отступать со своей позиции они не намерены.

Если вы видите, что ребенок здоров, весел и активен, значит все в порядке. Не стоит поднимать панику.

Как перестать кормить ребенка с ложки

Отказаться от кормления с ложечки можно и постепенно, через игру. (Да-да, тот самый принцип постепенности!) Попробуйте договориться с ребенком: "Давай по очереди. Одна ложка — я тебя кормлю, вторая — ты сам ешь, потом снова я и снова ты".

Или так: "Хорошо, я тебя покормлю, но только после того, как ты ровно пять ложек съешь сам". (Ребенок сам ест и сам считает — реализация принципа самоконтроля. Если считать он пока не умеет, будет слушать, как это делает мама, тоже полезно.) "Давай, ты ешь, а я буду считать громко и торжественно". (Словосочетание "громко и торжественно" почему-то служит для детей веским аргументом.)

В период, когда я работала в детском саду, в подобные игры приходилось играть только с недавно пришедшими детьми, то есть с теми, кто еще адаптируется, чье эмоциональное состояние нестабильно. По отношению к ним больше уступок. Но если адаптация прошла успешно, ребенок хорошо себя чувствует в новой обстановке и не плачет, капризы из серии "покорми меня" мягко игнорировались.

"Покорми меня!" — требовал Виталик. И если в первую неделю (неделю адаптации к детскому саду) я его кормила, то начиная со второй недели я специально создавала ситуацию, при которой малыш был вынужден есть сам. "Виталик, подожди, мне надо всем компот налить". А потом: "Подожди, я схожу в спальню, в спальне нужно проветрить перед сном". И Виталик ждал. Какое-то время. Но голод не тетка, поэтому мальчик брал ложку и начинал есть.

Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно

Утро практически каждого родителя начинается с множества дел, которые требуют быстрого решения, самым сложным оказывается одевать ребенка. Малыш зачастую не хочет сам справляться с этой задачей. Необходимо помочь ему научиться делать это с удовольствием.

Как научить ребенка одеваться

Три года, такой возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает информацию, проявляет интерес к окружающему миру, способен множество действий выполнить без помощи взрослых. Ребенок посещает садик, а значит, самостоятельность будет являться одним из критериев его адаптации среди других детей.


Самостоятельное одевание пойдет на пользу развитию

Когда и с чего начинать

Любой психолог объяснит, что главное – начать. Приучать кроху можно с момента, когда он впервые заинтересовался красивой кофточкой. Поначалу он будет отвлекаться, возможно, раздражаться, все зависит от того, в какой форме родитель начнет учить.

Хорошее время – перед походом в детский сад. Малыш видит, что родители собираются, захочет участвовать и повторять, для начала просто брать и подавать одежду.

Красивая блузка, кофта на пуговицах – не то, с чего нужно начинать. Предпочтительнее обычный свитер, справившись с которым, кроха сможет надевать что-то посложнее.


Родителям необходимо научить малыша самостоятельности

Не нужно стараться насильно приучить чадо к самостоятельности, оказывая давление.

Поэтапное обучение

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года? Как раз в этом возрасте может возникнуть ряд проблем, так как формируется характер, который кроха проявляет, свое мнение, которое высказывает, желания, через которые не хочет переступать. Как же быть родителям:

  • Одеться. Это непростой урок для чада. Начать его следует с объяснений, где какая часть одежды и что с ней делать: для чего нужен рукав, горлышко, молния, пуговица. Если на этом этапе малыш проявляет инициативу, высказывает желание нарядиться по-своему, не стоит отвергать эту идею. Родитель может дать совет, ненавязчиво указать на ошибки в выборе, предложить попробовать различные варианты, но не критиковать.
  • Носить. Не следует останавливаться на достигнутом, когда кроха впервые смог самостоятельно одеться. Он лучше адаптируется и вырабатывает привычку, если еще и проходил в выбранном наряде как можно дольше. Особенно, если отправился в нем на прогулку, по делам с родителями, просто остался дома. Памятка родителю: проверить, чтобы одежда, на которой ребенок тренируется, была удобной. Нигде не должно тереть, пережимать, доставлять какой-либо дискомфорт, иначе он просто не захочет ее носить.


Родители должны набраться терпения

  • Снять. Обычно раздеваться для детей намного проще. Во-первых, физически снимать одежду легче. Во-вторых, без нее они чувствуют себя комфортнее. Единственное, что может омрачить этот этап – нежелание ложиться спать, идти купаться. Поэтому в самом начале желательно как-то поощрить самостоятельность ребенка: игрой, совместным просмотром телевизора, небольшим подарком.
  • Убирать за собой. Для многих этот этап является самым сложным. Под конец дня дети устают и не желают выполнять завершающий пункт в обучении. Тем не менее, он является очень важным. Это дисциплинирует, прививает любовь к порядку, в будущем поможет ребенку найти и снова надеть ту или иную вещь. Чтобы было проще, родители должны подкрепить слова собственным примером, первые несколько раз помочь, убрать все вместе, возможно, в игровой форме. Многим помогает консультация друзей или родственников, так как у каждого есть свои секреты и хитрости в данном вопросе.

Обратите внимание. Самостоятельность ребенка и приобретение нового навыка будет напрямую зависеть от ответственности и разумного подхода родителей.

Во-первых, необходим ранний подъем, что для многих является проблемой. Но если взрослые в этом вопросе поддадутся лени, то систематичности занятий с ребенком не будет, значит, навык не усвоится. Во-вторых, поначалу на тренировки будет уходить много времени, следует проявить терпимость, при необходимости помочь, но не делать все за малыша. И, наконец, похвала. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Он мотивирует ребенка к дальнейшей работе.

Советы доктора Комаровского

Ознакомившись самостоятельно с данной информацией, родители смогут не только получить ряд действенных примеров, но и лучше разобраться в своем малыше.


Одевание в игровой форме дается легче и интереснее

Дополнительная информация. Тяжело в период обучения приходится не только малышу, но и взрослому. Существуют практические советы, которые следует попробовать применить.

Маленькие хитрости, которые помогают и детям, и родителям:

  • Если ребенок не хочет одеваться сам, пусть оденет свою любимую игрушку. Это может быть кукла, машинка, мягкая игрушка. Важно объяснить малышу, для чего это происходит: игрушке холодно, так красивее, аккуратнее и так далее.
  • Иногда дело не в желании ребенка, а в том, что у него не получается по причине плохо развитой мелкой моторики. В этом случае необходимо обзавестись небольшими специализированными игрушками, больше работать с пластилином, тестом или простыми крупами, которые имеются на кухне у каждой хозяйки.
  • Превратить рутину в игру. Тут все будет зависеть только от фантазии. Одеться наперегонки, у кого красивее наряд, кто выбрал вещи теплее.

К сведению. Важно первое время поддаваться ребенку, чтобы ему нравилось, и он продолжал игру и обучение.


Мы пошли в садик и сегодня воспитатель пожаловалась .что ваш ребенок не умеет сам одеваться и раздеваться. надо его срочно научить. и попу он сам не подтирает, а орет из туалета:помогите. пока дома сидел, то постоянно сама его одевала, когда пыталась показать и научить как носочки и все остальное надевается получала в ответ "не хочу" или "не могу". кто как справлялся с такой проблемой.


ну и воспитатель у вас. мы когда пошли в садик ни один ребенок себе попу не вытирал! лет до 4 наверное.
по поводу одеваться, тоже сам не хотел. но постепенно в форме игры (соревнований кто быстрее или что-то в этом духе) стал сам одеваться. еще уговаривали тем что в садике круче всех будет :0 сам сможет одеться и раздеться и его похвалят :)





Вот в садике пусть и учат. Моего там научили. Тоже пошел в 3 года, ничего сам не хотел делать, даже кушать.


учить это одно. но я не поверю, что у вас в яслях дети себе попу вытирали. ну может конечно и вытирали. но как





автору то воспитатель видимо имела ввиду, что ребёнок сам себя уже должен обслуживать, в том числе качественно попу вытереть. не факт, что она проверит качество.



На счет проверит или нет (про попу) ничего не могу сказать. просто как научить то ребенка все это делать и как можно быстрее. просто когда мы только только пошли в садик (а было это более 2 мес назад, проходили всего7 дней и потом заболели) нам ничего такого не говорили. а сегодня второй день как он пошел после болезни дедушке и пожаловались на внука. :(




Несадичные дети совсем по-другому себя ведут. У мужа племянница до 4.5 лет ела только при помощи мамы, прекрасно умела, но каждый раз вредничала, одеваться тоже не умела, пошла в садик, оооочень быстро пришлось всему научиться. и никаких капризов не стало :gy:

РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…



вот,у нас тоже самое.одеваться более менее худо бедно может и умеет,но НЕ ХОЧЕТ.тоже воспитательница жаловалась,что в 3 года он сам должен одеваться и кушать,ну что я сделаю если он не хочет,мне кажется это уже работа воспитателя убеждать его;дома стараюсь чтоб сам переодевался и ел,но не всегда это получается.Чего жаловаться то?это твоя работа. да,не спорю,что надо как можно раньше прививать навыки самостоятельности,но дети разные,и пока ребенок сидит до 3-4 лет дома он уступает иногда в некоторых навыках садичным детям,но это по-моему проблема не только родителей и воспитателей,а в первую очередь тех,кто не может в полном объеме обеспечить детей местами в детских садах. :P



%) с чего бы это? воспитатели помогают одеваться, но в 3 года основное дети сами одевают - колготки, штаны, вещи достают из шкафа.
почему остальные дети должны ждать кого-тто, кто просто не хочет, потому что привык, что мама одевает


проблема не только родителей и воспитателей,а в первую очередь тех,кто не может в полном объеме обеспечить детей местами в детских садах.



с чего бы это? воспитатели помогают одеваться, но в 3 года основное дети сами одевают - колготки, штаны, вещи достают из шкафа.




пока дома сидел, то постоянно сама его одевала, когда пыталась показать и научить как носочки и все остальное надевается получала в ответ "не хочу" или "не могу". кто как справлялся с такой проблемой.


Наверное, вы пропустили тот момент, когда они сами стремятся все натянуть, сейчас придётся уговаривать, можно один носочек надеть, а второй попросить натянуть самому, пока вы что-то еще делаете, шапки, кофты куртки, растегнуть, дальше сам снимает, колготки, натянуть на лапки, а на попу он сам, сандали надеть, застёгивай - сам и так по мелочи, хвалить много, говорить, вот как маме помогаешь, мама никуда не опоздает, потихоньку втянется.


дочке 2,8
где то месяц назад я ей объяснила, чито на уже большая и одеваться раздеваться должна сама, я буду ей только чуть чуть помогать

со слезами, с подсказками, с шутками прибаутками. прошел месяц, на 90% сама одевается-раздевается.

попу моем пока мы с папом, че она там навытирает то %)

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. (с)

Читайте также: