Почему называют платонова писателем будущего кратко

Обновлено: 30.06.2024

Конспект урока на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Используется технология развития критического мышления.

Оценить 3875 0

Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Используется технология развития критического мышления.

Тема урока: Платонов - писатель будущего (по рассказу "В прекрасном и яростном мире")

Задачи урока:

• создать условия для понимания философской сути рассказа, помочьраскрыть писательский замысел и выявить нравственную проблематику рассказа;

• развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения;

• воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции,формировать интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Форма урока: урок мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Технология развития критического мышления.

Платонов - «это взлетевшая над своим временем

Вступительное слово учителя.

И предложить вам рассмотреть репродукции картин современника писателяГеоргия Нисского, обратите внимание на факты из биографии художника, (см. презентацию). Сколько общего у них с Платоновым.(Звучит музыка Георгия Свиридова).Рассматривая репродукции, вы слышите музыку тоже их современника Георгия Ивановича Свиридова.

-Помогли ли вам произведения живописи и музыки почувствовать темп жизни той эпохи, в которой они жили, жил Андрей Платонов? Поделитесь своими впечатлениями.(Так чувствовали они свое время и так о нем рассказали).

Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.

Задание (в парах): Прочитайте историческую справку об этом времени, подчеркните ключевые выражения, характеризующие эпоху Платонова.

- Как автор сумел передать быстрый темп жизни этого времени в своем произведении?( образ ж.д., паровоз)(Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали?)

-Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине(стр.124)

-Кому из героев принадлежат эти слова? Какова особенность повествования в рассказе? Какое преимущество это дает читателю?

(Так писатель дает нам возможность познакомиться сосвоим временем изнутри: мы не просто узнаем историю, которую хочет рассказать автор устами своего героя. Мы узнаем о чувствах, переживаниях главных героев произведения (- Кто они?) и живем вместе с ними в их времени, в их мире. Этот мир автор называет прекрасным и яростным.

-Какое слово является ключевым в названии этого рассказа? Подберите синоним к нему (мир=жизнь).

1.Составление кластера.

-А какое значение вкладывает Платонов в эти слова, можем узнать только из его произведения. Прочитайте начало рассказа.(это первое пр-е)

-А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?(да: он мастер;

Итак, я услышала от вас о любимой работе героев, о таланте, желании учиться мастерству,о недоверии к людям, одиночестве. Что из этого вслед за Платоновым можем назвать прекрасным , а что яростным?

-Какие испытания выпали на долю нашим героям?(От молнии, а затем во время эксперимента ослеп Мальцев. Костя чувствует свою вину.)

Чтобы оценить поведение наших героев во время испытаний, выполним задание, которое я назвала…

В одной части дневника должны быть записаны факты, события, а в другой – чувства, связанные с ними.Вам нужно вписать события или чувства Кости, что пропущено.

1вставка в дневник: чувство несправедливости, хочет , чтобы справедливость восторжествовала.

2Следователь рассказал о результате эксперимента.

-В то время. когда Костя боролся за справедливость, за освобождение Мальцева, что-то предпринимал сам Мальцев?

Заполняем третий уровень кластера. Он отражает разную позицию человека во время испытаний.Какую?(Желание бороться, помогать другим и бездействие).

4 Мальцев прозрел во время поездки. После работы они с Костей просидели весь вечер и всю ночь.

Закрываем кластерэтими словами (выводом). Если мы посмотрим на левую часть этой схемы, то увидим формулу жизни, которуюА.Платонов подсказывает:доброта, милосердие, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, чтобы воспринимать мир, в котором ты живешь, прекрасным.

Мне было приятно познакомиться с вами как с внимательными читателями и интересными собеседниками.

Оценки за работу на уроке скомментариями.

Домашнее задание (на выбор):

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

Домашнее задание (на выбор):

Домашнее задание (на выбор):

Домашнее задание (на выбор):

Домашнее задание (на выбор):

Историческая справка

Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС ( Иосиф Сталин ).

В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим).

Писатель вообще, всегда с "заглядом" в будущее. А неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества".

Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жизни", те же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной;
та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый человек" и "новый мир".

Идея развития личности у Платонова полностью и глубоко слита с образом времени, определяющим это развитие.
Для такого подхода к изображению жизни и человека у писателя имелись глубокие основания, и связаны они были с представлением писателя о своем времени, о своей эпохе.

Все внимание писателя сосредоточено на изображении "нового, высшего типа чело­века на земле", на раскрытии содержания его нравственных побуждений и принципов, на показе новых форм взаимодействия его с миром.

потому что в прошлом его никто не читал А сейчас (будущее) задают школьникам насильно читать

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_1.docx 29.53 КБ

Предварительный просмотр:

• создать условия для понимания философской сути рассказа, помочь раскрыть писательский замысел и выявить нравственную проблематику рассказа;

• развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения;

• воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции, формировать интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Форма урока: урок мудрости.

Тип урока : комбинированный.

Технология развития критического мышления.

Платонов - «это взлетевшая над своим временем

Вступительное слово учителя.

И предложить вам рассмотреть репродукции картин современника писателя Георгия Нисского, обратите внимание на факты из биографии художника, (см. презентацию). Сколько общего у них с Платоновым. (Звучит музыка Георгия Свиридова). Рассматривая репродукции, вы слышите музыку тоже их современника Георгия Ивановича Свиридова.

-Помогли ли вам произведения живописи и музыки почувствовать темп жизни той эпохи, в которой они жили, жил Андрей Платонов? Поделитесь своими впечатлениями. ( Так чувствовали они свое время и так о нем рассказали).

Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.

Задание (в парах): Прочитайте историческую справку об этом времени, подчеркните ключевые выражения, характеризующие эпоху Платонова.

- Как автор сумел передать быстрый темп жизни этого времени в своем произведении?( образ ж. д., паровоз)(Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали?)

-Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине (стр.124)

-Кому из героев принадлежат эти слова? Какова особенность повествования в рассказе? Какое преимущество это дает читателю?

(Так писатель дает нам возможность познакомиться со своим временем изнутри: мы не просто узнаем историю, которую хочет рассказать автор устами своего героя. Мы узнаем о чувствах, переживаниях главных героев произведения (- Кто они?) и живем вместе с ними в их времени, в их мире. Этот мир автор называет прекрасным и яростным.

-Какое слово является ключевым в названии этого рассказа? Подберите синоним к нему (мир=жизнь).

-А какое значение вкладывает Платонов в эти слова, можем узнать только из его произведения. Прочитайте начало рассказа.(это первое пр-е)

-А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?(да: он мастер;

Итак, я услышала от вас о любимой работе героев, о таланте, желании учиться мастерству, о недоверии к людям, одиночестве. Что из этого вслед за Платоновым можем назвать прекрасным , а что яростным?

-Какие испытания выпали на долю нашим героям?(От молнии, а затем во время эксперимента ослеп Мальцев. Костя чувствует свою вину.)

Чтобы оценить поведение наших героев во время испытаний, выполним задание, которое я назвала…

В одной части дневника должны быть записаны факты, события, а в другой – чувства, связанные с ними. Вам нужно вписать события или чувства Кости, что пропущено.

1 вставка в дневник: чувство несправедливости, хочет , чтобы справедливость восторжествовала.

2 Следователь рассказал о результате эксперимента.

-В то время. когда Костя боролся за справедливость, за освобождение Мальцева, что-то предпринимал сам Мальцев?

Заполняем третий уровень кластера. Он отражает разную позицию человека во время испытаний. Какую?(Желание бороться, помогать другим и бездействие).

4 Мальцев прозрел во время поездки. После работы они с Костей просидели весь вечер и всю ночь.

Закрываем кластер этими словами (выводом). Если мы посмотрим на левую часть этой схемы, то увидим формулу жизни , которую А.Платонов подсказывает: доброта, милосердие, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, чтобы воспринимать мир, в котором ты живешь, прекрасным.

Мне было приятно познакомиться с вами как с внимательными читателями и интересными собеседниками.

Оценки за работу на уроке с комментариями.

Домашнее задание (на выбор):

Судьба Андрея Платоновича Платонова оказалось нелегкой, словно заранее подготовив для него множество испытаний. И этот тяжелый жизненный опыт отразился в его творчестве. Платонова нельзя назвать писателем, которым зачитываются взахлеб. Но во всех его произведениях всегда присутствует неумолимая правда, такая неудобная для многих, но совершенно очевидная для самого автора.


Андрей Платонович Платонов

И вот исходя из этой внутренней правды он и творил, причем даже тогда, когда точно знал, что его не опубликуют. Он писал, потому что не мог не писать. И в наши дни, когда возможен более объективный взгляд на эпоху становления государства после революции 1917 года, произведения А. Платонова воспринимаются немного пророческими, как будто бы автор видел будущее.

Вообще одновременно с А.П. Платоновым творит другой яркий представитель этого же направления М.А. Булгаков. И хотя их идейная направленность абсолютна противоположна, художественные средства выражения своих мыслей у этих писателей сходны.

Короткое детство Андрея Платонова

Платонов — учеба, работа и война

Андрей Платонов окончил лишь четыре класса церковно-приходской школы, а с 1913 года был вынужден сменить парту на рабочее место и начать осваивать различные технические профессии. Вообще, Андрей Платонович был очень талантливым инженером и технарем, прекрасно разбирался и в железнодорожном деле, и в электричестве, и в мелиорации. Хотя задатки литератора проявились в нем еще в подростковом возрасте, так как с 12 лет он начал писать стихи.

Семья Платонова. 22-летний инженер Платонов — в центре. Открытие электрической станции в совхозе Рогачёвка. архивное фото. Воронеж. 1924 год. Архивное фото. Воронеж. 1924 год.

Семья Платонова. 22-летний инженер Платонов — в центре. Открытие электрической станции в совхозе Рогачёвка. архивное фото. Воронеж. 1924 год. Архивное фото. Воронеж. 1924 год.

Надежда и разочарование

Революцию 1917 года молодой Платонов встретил с большим воодушевлением, как и многие надеясь, что все обещания большевиков претворятся в реальные дела и наступит всеобщее благоденствие.

Вот почему наряду с учебой в Воронежском политехникуме Платонов становится активным участником и корреспондентом многочисленных литературно-журналистских собраний и изданий.

Не случайно платоновская публицистика всегда была истоком его постоянных, повторяющихся настойчиво и упорно, с великой последовательностью пытливого ума тем и сюжетов, излюбленных проблем и мотивов художественного творчества. Публицистика как бы предваряла, объясняла и задавала тон его художественному творчеству.

Но довольно скоро писатель увидел, что многие действия власти никак не способствуют достижению заявленных целей. Больше всего его угнетала насильственная коллективизация – этот метод, по мнению Платонова, не только не помогал развитию сельского хозяйства, но на корню губил его. Свои мысли писатель открыто высказывал в рассказах и повестях, надеясь донести их до широкого круга читателей, а также до руководства страны.

Платонов и война

Семья писателя

Андрей Платонов был человеком-однолюбом. В 21 год он повстречал Марию Кашинцеву (она работала преподавателем), и с тех пор других женщин для него не существовало. Писатель долго добивался взаимности от девушки. Та даже пыталась порвать с ним отношения, уехав работать в захолустье, подальше от настойчивого жениха.

Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой.

Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой. Источник: Биограф

Но все же Андрей Платонович добился взаимности своей настойчивостью и заботой. Правда, официально выйти замуж Мария Александровна согласилась лишь спустя 6 лет после рождения их первого ребенка – сына Платона.

Андрей и Мария. Источник: Биограф

Андрей и Мария. Источник: Биограф

Андрей Платонов и его личная трагедия

Помимо многих сложностей в жизни и профессии, у А. Платонова случилась еще одна трагедия – потеря сына. В возрасте 15 лет подросток был арестован и попал в один из исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. История с этим арестом до сих пор неясна: то ли юноша озорства ради вместе с друзьями написал какое-то письмо, адресованное немцу, то ли его просто подставили, чтобы насолить отцу.

Как бы то ни было, Платона осудили на 10 лет, но благодаря хлопотам отца и его друзей срок сократили до двух лет. Однако, этого времени хватило, чтобы молодой человек вернулся серьезно больным, и через два года умер от туберкулеза. Отец, который лично ухаживал за сыном, заразился от него. В итоге, Андрей Платонович спустя восемь лет в январе 1951 года тоже скончался от туберкулеза.

Память

Через год после смерти сына супруги Платоновы решились на рождение еще одного ребенка. И в октябре 1944 года на свет появилась дочь Маша. Появление Марии скрасило последние годы писателя, хотя до конца оправится от потери сына от так и не смог. Последние годы Андрей Платонов работал над литературной обработкой русских и башкирских сказок, по некоторым из которых позднее были сняты мультфильмы. Отчасти этот интерес к сказкам был вынужденным: так как его собственные произведения не печатали. Отчасти он делал это и для своей дочери.

Андрей Платонов с женой и ребенком

Андрей Платонов с женой и ребенком

Многие считают Андрея Платонова одним из самых значительных писателей XX века, который главные свои произведения опубликованными так и не увидел.


Андрей с дочкой. Источник: Биограф

Если прибегнуть к метафоре, то родиной для Андрея Платонова была революция, а семьей — народ, ее совершающий. Народ впервые входил в историю, культуру и литературу как полноправный герой, вызывая у писателей старшего поколения сложные, противоречивые чувства — удивления, изумления. восхищения, иногда — опаски…


Памятник А. П. Платонову, Воронеж. Автор Max A. Khlopov.

Путь этот Андрей Платонов проходил прежде своих героев, которых позже наделял своими собственными идеями, сомнениями и утратами…

Читайте также: