Проект маленький гражданин в доу

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ИНН/КПП 6168098950 / 616801001 ОГРН 1026104366144 ОКПО 53521035

Педагогическим совет МБДОУ № 220ъ

Протокол от 31.08.2021 № 1

Заведующий МБДОУ № 220

Приказ от 31.08.2021 № 91

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

МБДОУ города Ростова-на-Дону

Светлана Васильевна Чумак

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель, задачи образовательной программы.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Тематическая разработка основных блоков образовательного модуля

Тематическая разработка основных блоков образовательного модуля

Тематическая разработка основных блоков образовательного модуля

Тематическая разработка основных блоков образовательного модуля

Тематическая разработка основных блоков образовательного модуля

Список использованной литературы

1. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема патриотического воспитания.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст как возраст формирования основ личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Педагогическая область деятельности, и в смысле теории и в смысле практики, – особая область в общественной жизни.

Огромное значение системы дошкольного образования в настоящее время доказывать не приходится.

Требования современности показали, что педагогам, работающим в сфере дошкольного образования, невозможно в своей практике использовать только регламентированные положения и рекомендации основных образовательных программ дошкольного образования.

Совершенно недостаточно, чтобы педагог работал профессионально и грамотно, необходимо, чтобы человек, который воспитывает детей, обязательно был человеком добрым, работал творчески, с открытой душой и сердцем, любил детей и был озабочен будущим каждого ребенка.

Чрезмерное количество различных гаджетов в современных семьях, которые практически с пеленок доступны малышам;

компьютерные игры, в которых часто проповедуются бесчеловечность, культ убийства, причинение человеку человеком боли, нанесение увечий;

просмотры мультфильмов с непонятными персонажами, чуждыми исконно русским народным традициям;

развенчание всего того, чему столько лет поклонялись и безоговорочно верили – все это безоговорочно доказывает необходимость целенаправленной работы детских дошкольных учреждений в направлении гражданско-патриотического воспитания.

Страшно сказать, но мы, педагоги – дошкольники, наверное, самыми первыми чувствуем весь негативизм отрицательных явлений жизни на самых маленьких гражданах нашей страны.

-Как привить чувство любви и гордости за свою страну – Россию?

-Как научить каждого малыша беречь, сохранять и разумно пользоваться богатствами родной природы?

-Как воспитать чувство гордости, восхищения и привязанности к своему родному городу, Донскому краю?

-Как поднять престиж семейных традиций и традиций своего народа?

-Как научить нормальным человеческим взаимоотношениям со всем окружающим миром?

Образовательная программа дошкольного учреждения предполагает обязательную и вариативную часть. В настоящее время, как никогда актуальнее становится вопрос гражданско-патриотического воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста.

Педагоги дошкольного учреждения в течение ряда лет успешно работают над воспитанием гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию может проводится

-в разнообразных организованных формах совместной деятельности детей, воспитателей и родителей,

-на занятиях,в игровой деятельности,в музыкально-театрализованной деятельности.

Наиболее близки и понятны детям те нормы, которые преподносятся на музыкальных праздниках, развлечениях, театрализованных представлениях, а также на занятиях, где они могут что-то сделать сами, своими руками. Одним из методов и средств интеграции творческих видов деятельности и гражданско-патриотического воспитания дошкольников является изготовление традиционных тряпичных кукол. Такая работа интересна и интуитивно понятна детям, вызывает живой отклик и желание слушать воспитателя, узнавать новое, вникать в особенности истории и культуры своей страны и региона. После изготовления кукол каждый ребенок может проигрывать со своей игрушкой в совместной игре с другими детьми бытовые традиционные сюжеты, рассказанные воспитателем. Таким образом, сама кукла способствует организации игрового сюжета, закреплению опыта и предметом интереса, вокруг которого разворачивается действие.

Среди традиционных для МБДОУ № 220 форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей можно назвать следующие.

- Беседы, подготовка и просмотр видеоматериалов, подготовленных к памятным датам, таким как День освобождения Ростова, День города и др.

-Патриотические праздники: День защитников отечества, День освобождения Ростова, День древонасаждения, День победы, День России, День семьи, любви и верности, День города.

-Традиционные народные развлечения и гулянья: Масленица, Старый новый год, Колядки.

- Организация мероприятий по обмену опытом как на местном уровне (посещение Музея Воинской славы в МБОУ лицей № 103, выставок Областного музея краеведения), так и на межрегиональном уровне – участие воспитанников МБДОУ № 220 в видеоконференциях.

Системная организация и реализация подобных мероприятий способствует решению важнейших задач воспитания у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство, осуществляется в проектной деятельности. Реализуемые в нашем учреждении мероприятия и проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста построены на единой мировоззренческой основе, предполагающей комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной отечественной культуры. Единство сюжетно-тематической основы обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность программ, определяет целостность всей жизнедеятельности детского сада, взаимное дополнение и сотворчество в работе сотрудников, детей и родителей. Организуют содержание программ три проблемы, которые одинаково значимы для всех народов России и мира, для каждого человека, к какому бы этносу он ни принадлежал:

-человек и его место в природе,

-человек и взаимоотношения в семье, семейные традиции,

-человек и его вклад в историю и культуру Отечества.

Основные задачи при реализации данных направлений:

-обеспечить необходимые научно-методические, материально-технические условия для реализации проектов, создать развивающую среду в детском саду,

-формировать чувство привязанности к своему дому, своим близким,

-формировать у детей чувство любви к своему родному городу, Донскому краю – своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям казачества, изучения и бережного и созидательного отношения к родной природе, к народно-прикладному искусству,

-воспитывать патриотизм, уважение к культурному наследию Донского края средствами музыкальных, литературных и изобразительных произведений искусства,

-развивать творческие способности детей в игровой, изобразительной и речевой деятельности.

Основными критериями реализации разнообразных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся являются: наличие интереса детей и родителей к познанию родной страны и Донского края, эмоциональный отклик дошкольников на произведения русских художников, музыкантов, писателей, проявляемая инициатива в реализации детских и детско-родительских проектов, продуктивная деятельность, способность ребенка проявлять самостоятельность и творчество в изобразительной, речевой и игровой деятельности.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом и с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

2.Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Госстандарт ДО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Одними из основных принципов дошкольного образования провозглашены принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

В Госстандарте ДО определены задачи, направленные на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основные направления развития и образования детей - образовательные области Госстандарта ДО:

Образовательная область социально-коммуникативного развития детей предполагает усвоение ими норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

- формирование патриотических чувств,

- чувства принадлежности к мировому сообществу.

Задача педагогов и родителе й – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому городу, родной улице, детскому саду, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

3.Научные подходы, основные принципы и методы

-Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии проекта:

-окружающий мир – система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

-усвоение существенных взаимосвязей между явлениями;

-усвоение детьми знаний о социальных явлениях, окружающей природе, которые обязательны для формирования понятий.

-Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддъякова, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее, дети получают знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

-Культурологический подход – предполагает ценность пути развития каждого региона, родного края.

-Создание проблемных ситуаций - служат мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.

Нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека - база патриотического воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Основные принципы и методы образовательной программы :

-Принцип энциклопедичности (отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, общественные явления, природа, культура и т.д.).

-Краеведческий (региональный) принцип -изучение природного и культурного наследия, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития Донского региона. Донской край рассматривается как универсальная природная и общественная ценность для жителей, которые считают его своей Родиной. Природная, культурная, историческая, социально-экономическая уникальность Донского края, связь с предшествующими поколениями (народные традиции, традиции казачества, декоративно-прикладное творчество)-важнейшее условие формирования культуры личности ребенка.

-Принцип интеграции предполагает единство содержания и методов образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

- Принцип "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

- Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Принцип деятельностного подхода;

Методы познавательной активности :

- установление причинно-следственных связей,

-экспериментирование и опыты

Методы эмоциональной активности :

- игровые: воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации,

Методы установления связей между различными видами деятельности :

-интеграция образовательных областей.

Методы обучения, развития, творчества :

4.Структура и содержание образовательной программы

Название модуля

Основополагающие нравственные понятия интеграции основных модулей проекта

Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию :

(старший дошкольный возраст)

Автор: Ионова Е. В.

ст. воспитатель

Патриотизм – преданность и любовь

К своему отечеству, к своему народу.

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Данный проект поможет педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твердой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине.

Актуальность проекта :

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком –дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

В настоящее время гражданско-патриотическое и правовое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России. Таким образом, гражданско–патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач ДОУ, поэтому важно создать условия для активного познания ребенком социальной действительности окружающего мира.

Цель: познакомить детей с гражданскими правами и обязанностями, дать элементарные представления о предвыборной кампании и проведении выборов. Воспитывать гражданина и патриота своей страны.

• Дать элементарные знания о правах человека, ребенка.

• Расширить знания детей о государственной символике.

• Развивать у детей чувство собственного достоинства, осознание своих прав.

• Развивать нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка.

• Воспитывать гражданскую ответственность.

• Познакомить детей с процедурой голосования в период проведения выборов.

Объект проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Предмет проекта : методы и средства гражданско-патриотического и правового воспитания детей дошкольного возраста.

Сроки и этапы реализации: проект рассчитан на учебный год, среднесрочный, познавательный, интегрированный.

Проект предусматривает 3 этапа реализации:

1 этап- подготовительный:

1. Создание картотеки.

2. Создание предметно-развивающей среды.

3. Чтение художественной литературы.

4. Отгадывание загадок.

5. Разучивание стихов, песен о Родине, родном городе.

6. Создание фотоальбомов.

7. Анкетирование родителей.

8. Оформление уголка для родителей по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию.

1. Консультация для педагогов.

3. Непосредственно-образовательная деятельность.

5. Родительское собрание.

6. Викторина для детей и родителей.

7. Праздники и развлечения совместно с родителями.

8. Досуг для детей.

9. Сюжетно-ролевая игра.

10. Конкурс рисунков.

1. Подведение итогов проекта.

2. Публикация опыта работы.

План реализации проекта

• Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, пословицы);

• Разучивание стихов, песен о Родине, родном городе;

• Анкетирование родителей по правовому и гражданско-патриотическому воспитанию;

• Оформление уголка для родителей по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию.

• Подведение итогов проекта.

• Публикация опыта работы.

Предполагаемый результат: у детей сформированы элементарные знания о родном городе, стране, в которой они живут, знания о государственной символике, о правах человека, формируются основы гражданской ответственности. Дети ознакомлены с процедурой голосования в период проведения выборов.

Образовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию

Образовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

"Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества" ("Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации").

Современность бросает вызов историческим фактам, вековым традициям, нравственным нормам, культурным эталонам! Духовное оздоровление всего народа жизненно необходимо и связано, прежде всего, с возрождением гражданственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Природа патриотизма не абстрактна, она основана на любви к конкретным матерям, отцам, родным, близким, друзьям, деревушке, речке, улице, городу, стране…! Дети не рождаются с чувством любви, патриотизма, гражданской идентичности. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, и, прежде всего, своими собственными поступками!

Педагогическая область деятельности и в смысле теории, и в смысле практики – особая область в общественной жизни. Огромное значение системы дошкольного образования в настоящее время доказывать не приходится. Детский сад является первой ступенькой сложной лестницы всего образовательного комплекса страны, и от того, насколько успешно пройдет эту "ступеньку" каждый малыш, приходящий в детский сад, зависит его будущее, будущее его семьи, будущее страны – России.

Требования современности показали, что педагогам, работающим в сфере дошкольного образования, невозможно в своей практике использовать только регламентированные положения и рекомендации основных образовательных программ дошкольного образования. Совершенно недостаточно, чтобы педагог работал профессионально и грамотно, необходимо, чтобы человек, который воспитывает детей, обязательно был человеком добрым, работал творчески, с открытой душой и сердцем, любил детей и был озабочен будущим каждого ребенка.

Мы живем в непростое время, и именно педагогам приходится закрывать собой "амбразуры", из которых строчат по нашим детям безнравственность, жестокость, насилие, бескультурье и многие другие социальные пороки. Чрезмерное количество различных гаджетов в современных семьях, которые практически с пеленок доступны малышам; компьютерные игры, в которых часто проповедуются бесчеловечность, культ убийства, причинение человеку человеком боли, нанесение увечий; просмотры мультфильмов с непонятными персонажами, чуждыми исконно русским народным традициям; недостаток времени у родителей, занимающихся бизнесом, для общения с собственными детьми; развенчание всего того, чему столько лет поклонялись и безоговорочно верили, – все это безоговорочно доказывает необходимость целенаправленной работы детских дошкольных учреждений в направлении гражданско-патриотического воспитания.

Страшно сказать, но мы, педагоги-дошкольники, наверное, самыми первыми чувствуем весь негативизм отрицательных явлений жизни на самых маленьких гражданах нашей страны.

  • Как привить чувство любви и гордости за свою страну – Россию?
  • Как научить каждого малыша беречь, сохранять и разумно пользоваться богатствами родной природы?
  • Как воспитать чувство гордости, восхищения и привязанности к своему родному городу, Донскому краю?
  • Как поднять престиж семейных традиций и традиций своего народа?
  • Как научить нормальным человеческим взаимоотношениям со всем окружающим миром?

Безбрежное море "как?", "каким образом?", "почему", "для чего?" Решая эти вопросы, мы пытаемся заложить основы, крохотные кирпичики фундамента огромного прочного дома, именуемого в настоящее время русским, российским менталитетом. Это, как мы считаем, главная цель всей работы по проблеме гражданско-патриотического воспитания в детском саду.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Воспитание нравственных качеств личности, чувства коллективизма, гражданственности, любви к своей большой и малой Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу, – эти прописные истины составляют основу реализации образовательного проекта гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Маленький гражданин".

Цель проекта: создание в ДОУ развивающей образовательной среды для формирования у дошкольников основ гражданственности, любви к родной земле, дому, городу, стране, формирования у детей таких черт характера, которые помогут стать достойными людьми и достойными гражданами своей страны.

Задачи проекта:

  1. Развивать у дошкольников любовь и привязанность к своей семье, родному городу, стране.
  2. Формировать у воспитанников основы нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города, Донской земли.
  3. Закладывать основы гражданственности и гражданской позиции, чувства гордости за свою малую и большую Родину, патриотических чувств к великому прошлому, настоящему и будущему родного края, города, страны.
  4. Создавать условия для привития дошкольникам любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Детский сад № 220" (МБДОУ № 220).

Целевая аудитория проекта: дети дошкольного возраста от 2 до 7 лет, педагогические работники, родители (законные представители) воспитанников МБДОУ № 220.

Срок реализации проекта: 3 года – с 2019 по 2021 гг.

Вид проекта: образовательный, практико-ориентированный, социальный, долгосрочный.

Структура и содержание проекта:

В образовательном проекте заложена глубокая интегративная связь всех модулей и блоков, их взаимопроникновение в содержании, методах и приемах образовательной работы. Материалы проекта могут использоваться педагогами в повседневной, специально-организованной, образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста, совместной деятельности педагога с детьми и их родителями.

Образовательный проект "Маленький гражданин" представляет собой синтез пяти основных образовательных модулей:

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

ПРОЕКТ : “Маленький гражданин”

Проект : долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта : Дети МДОУ №38, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи патриотического воспитания:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному

дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию

  • Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного

отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям,

соседям, другим людям.

  • Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда,

родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства,

  • Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Гипотеза : при комплексном подходе для решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, которые реализуются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим и при тесном сотрудничестве с семьей, к концу дошкольного возраста дети могут знать:

  • домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери,

детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.

  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду
  • Дети могут выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести

ответственность за их выполнение.

  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость;

символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города

и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные

  • Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать
  • на карте России несколько крупных городов. Дети могут знать флаг, герб, гимн России.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Опыт работы состоит из пояснительной записки, перспективного планирования для среднего дошкольного возраста, выявления уровней знаний умений и навыков детей средней группы по гражданско-патриотическому воспитанию, перспективного планирования для старшего дошкольного возраста, выявления уровней знаний умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, заключения, библиографии, приложения.

Перспективное планирование. Средний дошкольный возраст

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие 1. Тема: « Адаптация детей в группе ,

Беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, игры направленную на адаптацию детей

Занятие, беседы о дружбе, экскурсии по детскому саду.

Занятие, беседа о доме, членах семьи, семейных традициях.

Анкетирование родителей с целью определения отношения к детскому саду.

Сбор информации и видеоматериалов о труде взрослых.

Сбор пословиц о труде.

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятия, беседы об осенних приметах, целевая прогулка.

Занятия, беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций, опытно-экперементальная деятельность(наблюдение за ветром), знакомство с названиями деревьев, наблюдение за птицами, составление осенних букетов

Занятия, беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций

Помощь в организации целевой прогулке

Походы в осенний лес семьями

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, беседы о зимующих птицах севера, наблюдения за птицами. Чтение стихов о птицах

Разучивание стихов, песен, танцев.

Придумывание сказок про диких животных.

Изготовление кормушек для птиц.

Занятие развлечение для родителей и детей

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, беседы о приметах зимы, целевая прогулка, наблюдения в природе, наблюдения за зимующими птицами, подвижные зимние игры на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений о зиме.

Опытно-экспериментальная деятельность со снегом

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, беседы о зимних приметах, рассматривание иллюстраций.

Труд на участке детского сада: расчистка дорожек, постройки из снега.

Работа с детьми

Работа с родителями

Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Занятие, беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города.

Занятие, беседы о труде взрослых в родном городе, составление рассказов о труде родителей. Пословицы, поговорки, стихи о Родине, загадки о профессиях.Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

Занятие, беседы о городском транпорте, рассматривание картинок с изображением транспорта, загадки про транспорт.

Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны

Изготовление маршрута выходного дня.

Создание презентаций о водителях города

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине.

Занятие, рассматривание иллюстраций государственного флага РФ.

Занятие, рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на документах.

Занятие, прослушивание государственного гимнаРФ.

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, рассматривание и игры с дымковскими игрушками.

Занятие, целевая прогулка.

Чтение стихов и художественной литературы о весне.

Наблюдения за ростом рассады овощей.

Конкурс дымковских игрушек (лепка из соленого теста)

Музыкальное развлечение ко Дню Земли (22 апреля)

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, беседы о весенних приметах.

литература о весне, загадки, стихи.

Работа на участке детского сада.

Работа на детских огородах и цветниках

Уровень знаний умений и навыков детей среднего возраста по

гражданско- патриотическому воспитанию

Критерии уровней знаний умений и навыков детей средней группы ( 4-5 лет)по нравственно-патриотическому воспитанию .

Перспективное планирование. Старший дошкольный возраст.

Работа с детьми

Работа с родителями

Закрепить знания разных видов городских

зданий, их назначение, познакомить детей с

сооружениями культуры и досуга, их

назначением. Пополнять словарь детей:

бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный

театр, филармония, художественный музей,

Занятие, беседы о городских

открыток с видами города.

Дидактическая игра «Жилое-

Занятие, беседы об осенних

приметах в родном городе,

поэтов об осени.

Народные приметы об

пословицы о приметах погоды.

букета в группе.

Разучивание стихов, песен, танцев.

Занятие развлечение для родителей и детей

Работа с детьми

Работа с родителями

Повторить домашний адрес

Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер

Занятие, беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков.

Сопровождение детей на экскурсию

Работа с детьми

Работа с родителями

Воспитывать чувство гордости за свой родной город

Задачи: Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким

Занятие, беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт.

Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме.

Разучивание стихов, песен, танцев.

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие, беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города.

Занятие, беседы о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Кольского залива.

Работа с детьми

Работа с родителями

Разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны

Работа с детьми

Работа с родителями

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага

Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику.

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с ведами разных городов России.

Утренник для мам и бабушек.

Работа с детьми

Работа с родителями

Задачи: Познакомить детей с обороной Мурманска в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите города Мурманска.

Занятие-развлечение для детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев.

Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве, о столице.

Занятие, прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Мурманске в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия в Музей северного флота.

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятие-викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

Уровень знаний умений и навыков детей старшего возраста по

гражданско - патриотическому воспитанию

Критерии уровней знаний умений и навыков детей старшей группы ( 5 – 6 лет)по нравственно-патриотическому воспитанию .

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Таким образом, решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, которые реализовались на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим и при тесном сотрудничестве с семьей, к концу дошкольного возраста дети могут знать: домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад; место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; дети могут выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия; знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов; дети могут знать флаг, герб, гимн России; должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

1.Баранникова О.Н .Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.М.,2007

3.Козлова С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.М.,1998.

5.Микляева Н.В, МикляеваЮ.В., АхтянА.Г..Социально-нравственное воспитание детей от 2- до5 лет. М.,2009.

6.Образовательная программа МДОУ № 38 (протокол № 1 от.30.09.2010г)

8.Ривина Т.И.Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.М.,2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание маленького гражданина"

В консультации расскрыты основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ средствами музыкального искусства. Использован авторский материал. Консультация разработана с прив.

Памятка "Как воспитать маленького гражданина"

Памятка используется как информационный материал для родителей.


Как воспитать маленького гражданина? Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, с.



Маленький гражданин большого города


занятие по правам ребенка "Я маленький гражданин и у меня есть права"

знакомство детей с их правами с использованием дидактических игр и аппликации.


Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Потребность современного образования в нравственно – патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста (Концепция модернизации российского образования, Закон об образовании, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и т.п.);

Создание нравственной среды развития личности и оказание помощи в нахождении своего места в обществе (выбор цели, жизнедеятельности, способов культурной реализации);

Приобщение ребенка к миру культуры;

Развитие социально - коммуникативного потенциала личности;

Использование сензитивного периода в развитии способностей, оказании помощи ребенку и поддержки в преодолении кризисов и развитии личности.

Воспитывать у ребенка любовь к своей семье, детскому саду, родному городу Таганрогу;

Развивать интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям своего народа;

Формировать любовь к Родине через любовь к родной природе.

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Проект разработан с использованием:

Реализация проекта осуществляется:

В специально-организованной синтезированной социально –коммуникативной деятельности, где применялись:

Нормативно- правовое обеспечение

Конституция Российской Федерации.

Читайте также: