Речевой этикет этика и этикет в электронной среде общения план урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Этика – это философская дисциплина,
предметом исследования которой
являются мораль и нравственность.
Этикет - правила поведения
людей в обществе,
поддерживающие
представления данного
общества о подобающем.

Сетевой этикет (Сетикет) — это система правил общения,
поведения во всемирной сети.
Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было
комфортно и легко общаться между собой.
Правила не носят специального характера, но они делают
сетевые коммуникации более удобными для юзеров.
При общении в Интернете необходимо руководствоваться
здравым смыслом, уважать собеседников.
Можно отстаивать свою точку зрения, но при этом не следует
оскорблять других людей.
В сети нужно придерживаться точно таких же правил поведения,
что и в реальной жизни.

У сетевого этикета есть свой термин –
НЕТИКЕТ.
В 1994 году на свет появилась книга, в
которой были записаны десять
основных правил нетикета,
соблюдение которых заметно облегчит
жизнь как вам, так и всем окружающим.

Этика общения
При работе в сети необходимо руководствоваться
определенными негласными, но общепринятыми нормами
поведения, этикой общения людей.
Нормы поведения в сети должны оговариваться в
следующих ситуациях:
при общении в реальном времени (чатах);
при работе с электронной почтой;
при участии в телеконференциях.
7

8. Средства общения в сети Интернет-д/з

• Электронная почта
• Дискуссионные группы
(списки рассылки, группы новостей)
• Аудио- и видеоконференции
• Чат
• Форум
• Электронная доска
объявлений
• Блоги
• ICQ (или qip)
• Гостевая книга
• Социальные сети

Правило 1
Помните, что Вы
разговариваете с
человеком. Это одно из
самых очевидных и все
же часто нарушаемое
правило в сети. Очень
многие, к сожалению,
забывают, что их
собеседник — не
компьютер, что за
строками на экране
прячется живой человек,
которого легко обидеть, и
расположение которого,

Правило 2.
Старайтесь придерживайтесь тех же
стандартов поведения, что и в реальной
жизни. Интернет создает ощущение
анонимности, вам кажется, что вам никто
ничего не сделает, тем самым появляется
заблуждение, что в сети правила
поведения не так строги.
И всё же необходимо соблюдать этику
общения, а также оставаться в пределах
рамок закона, как в реальном, так и в
виртуальном пространстве.

Правило 3.
Помните то, что без колебаний принимается в одном месте,
могут посчитать за грубость в другом.
Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные
программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное
явление.
Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую
дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
Хорошим является совет первое время, оказавшись в новой
области виртуального пространства, сначала осмотритесь.
Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о
чем говорят люди. Только после этого вступайте в разговор..
Не стоит навязывать свои правила и учить сообщество, даже
если Вы уверены, что все не правы.
В конце концов, Вы пришли в сообщество, а не сообщество к
Вам.

Правило 5.
Сохраняйте лицо. Репутация в Интернете значит
ничуть не меньше, чем в реальной жизни. Если даже
на первом этапе знакомства с Интернетом у Вас
будетнесколько ников, со временем один из них
станет главным, тем, в котором вы себя ощущаете
спокойно и надежно, возможно — даже надежнее, чем
в паспортом. (Вспомните Нео из “Матрицы”) Стоит
ли марать свой ник репутацией скандалиста?
Выскочки? Невежды? Зануды?

Правило 8.
Уважайте право на частную переписку. Нет, я не думаю,
что уважаемый читатель лазает по чужим почтовым
ящикам и читает чужие письма. Но это правило желательно
толковать более широко.
А именно: не распространяйте в Сети личную информацию
других людей — реальные имена, адреса, телефоны,
фотографии без согласия этих людей. Никогда — ни при
каких условиях! — не публикуйте логи ваших разговоров
тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких
собеседников, если разговор предполагал
конфиденциальность.

Правило 9.
Не злоупотребляйте своими возможностями.
Виртуальное пространство предполагает различный
доступ к тем или иным ресурсам, различный
уровень знаний и умений в тех или иных вопросах.
Обладая преимуществами над другими
пользователями, не следует хвастаться ими, тыкать
ими другим в лицо и рассказывать о них на каждом
углу. Помните таким образом вы можете унизить
своего собеседника.

Правило 10.
Будьте
снисходительны и
прощайте другим их
ошибки. . или хотя
бы время от
времени
вспоминайте,
сколько ошибок
сделали вы сами.

У сетевого этикета есть свои особенности.
Во-первых, если вы торопитесь или просто не находите
нужных слов, вы можете обойтись…. Смайликом.
Задание. Определите значение символов (устно)
:))))) ;) :-0
Во-вторых, по этим же (или иным) причинам вы можете
использовать сокращение известных словоформ. Например:

Для внесения разнообразия в чат (придания большей
эмоциональности высказываниям) или в неформальную
переписку по электронной почте можно использовать некоторые
сокращения:
AFAIK
AKA
Apporox
ASAP
BAC
BTW
CUL
F2F
FYI
GA
IMO
TNKY
WB
4U
brb
as far as I know
also known as
approximately
as soon as possible
by any chance
by the way
see you later
face to face
for your information
go ahead
in my opinion
thank you
welcome back
for you
be right back
Насколько мне известно
Также известный как…
Примерно
Как можно быстрее
При случае
Между прочим
Увидимся позднее
Лицом к лицу, при личной встрече
Информация для вас
Продолжай
По моему мнению
Спасибо
С возвращением
Для тебя
Сейчас вернусь
21

В-третьих…А вот теперь о грустном. В последнее время русский литературный
язык в сетях стали часто заменять весьма странным языком, который получил
название
ОЛБАНСКИЙ ЯЗЫК – стиль, основанный на заведомо неправильной
орфографии (как слышится, так и пишется).
У олбанского языка не только своеобразная орфография (если то, что есть,
можно вообще считать орфографией), но и пунктуация, и синтаксис.
Если с орфографией решили попроще (как слышится…), то с пунктуацией еще
проще – часто ее просто нет. Например:
дань какое дз на зафтра
Или:
сидитедома
Или еще проще:
С НГ.
Ну и совсем просто:
??
И, наконец, предельно просто - .
Задание. Найти и записать 2-3 примера использования олбанского языка в
СМИ.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУССИЙ.
Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости.
Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо,
когда игра стоит свеч.
Второе: дискутировать только о том, что Вы знаете, о том же, чего Вы
не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.
Третье: слушать то, что говорит Ваш оппонент.
Четвертое: из того, что говорит Ваш собеседник, нужно извлекать, в
первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно
стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали,
постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет
необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.

Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые
высказывает Ваш противник, первым делом, дайте ему
высказаться. Всякая разумная дискуссия является
оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем
больше он делает ошибок.
Помимо той позитивной информации, которую Вы извлекаете из
суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки.
Когда Вы приводите аргументы в дискуссии, то помните, что Вы
должны приводить не те аргументы, которые убедительны для Вас, а
те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это
самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии,
любой риторической прозы. Человек убеждает самого себя и часто —
никого больше. То, что убедительно для вашего собеседника, как раз и
вытекает из его речи. Итак, нужно из речей собеседника извлекать
позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые в своей
собственной речи выражает Ваш собеседник.
Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь разбирать их таким
образом, чтобы Вашего оппонента не обидеть, потому что, если Вы его
обижаете, Вы тем самым прерываете дискуссию и ничего доказать уже
не сможете. Как только Вы проявляете в дискуссии агрессивность, то
немедленно прекращается сам по себе речевой контакт. Спор
превращается в ругань.

При использовании коммуникаций Интернета:
ПЛЮС: снятие зажатости, раскованности –
человек сидит перед монитором и не
волнуется, не переживает, а в спокойном ритме
выполняет работу.
МИНУС:
чувство
безнаказанности
за
некорректные поступки, чувство агрессии по
отношению к другим – это удел ограниченных
людей, которые не могут реализовать себя в
реальности и имеют желание какими-то
средствами самовыражаться виртуально.
27

Конспект урока ру сского языка в 9 классе по теме: «Сетевой этикет:

Учитель: Шатал ова Алсу Фо атовна, учитель русског о языка и

Цель урока: сф ормулировать ос новные прав ила общения в сети Интернет;

дать оценку конк ретным сообщ ениям в сети Интернет, умет ь корректи ровать

различные нар ушения свода правил сетевог о этикета .

регулятивных – цел еполагание, ввб ор способа д остижения цели,

планирование действий на у роке, коррекция, ре флексия;

коммуникатив ных – умение работать в г руппе, вести диалог с учител ем,

познавательны х – обогащение жиз ненного опыта, словарно го запаса,

Оборудование урока: доска, проектор, экран, ноутб ук, учебник по р усскому

языку А.Д.Шмелева для 9 класса, текст ы о сетевом этикете (ресурсы

Сеть - это публ ичное место. В нем " ходят" разн ые люди, в том числе и дети.

Уважайте окруж ающих. Если вы н овичок, ведите се бя как в гостях - бу дьте

готовы изучить и п онять чужие п равила и принц ипы, прежде чем

Большинство люд ей предпочитает зав одить друзе й, а не врагов.

Если Вы будете сле довать нескольки м простым прав илам, то с меньшей

вероятностью бу дете совершать о шибки, котор ые могут пре пятствовать

Как и в обычном общении, грам отность вашей р ечи будет важной

характеристи кой вашей личн ости. Вас будут оцен ивать по тому, как в ы

пишете. Общение в Интернете отражает урове нь общей коммуникат ивной

культуры челове ка. Перед ва ми могут встать комм уникаци онные трудности.

Надо высказать с обственную м ысль, оформить ее грамотно, оказаться

интересным для других, не выгля деть глупо и неловко. Надо выдержать

общий, не так ой уж элементарн ый, тон и стиль о бщения, никого п ри этом не

Кроме того, соб еседники не в идят друг др уга, не слышат ре альных

интонаций и потому, проеци руют - наделяют его своими, фа нтазийными,

кажущимися ощ ущениями. Опа сайтесь быть неп равильно п онятыми.

Несмотря на чр езвычайное удобств о общения, э лектронная почта не

позволяет передава ть ирон ию, сарказм и многие другие нюансы общения,

поэтому обща йтесь, по возмо жности, лаконич но и избегайте двус мысленны х

формулировок. К онечно, существуют десятки ви дов "смайлов", н о они едва

ли уместны в серьез ном деловом общении с мал ознакомым человек ом, а

именно с малоз накомыми лю дьми Вам придется общаться чаще всег о.

Не посылайте б ольших сообщен ий. Относитесь с уважением ко всем лю дям,

с которыми Вам приходится общаться по электр онной почт е. Помните, что

многие из них не имеют неограни ченного дост упа в Интерне т и вынужде ны

платить за кажд ую минуту соед инения с Инт ернет из собст венного кармана,

по возможност и не пользуясь присоед инением файл ов к телу письм а.

Не превознос ите себя и не ун ижайте конк урентов. Эта реко мендация

применима не т олько для Интернет - общения, н о в Интернет она особенно

актуальна. Лю бые слова (осо бенно - заведомо лж ивые) могут п овернуться

против Вас и зако нчится самыми не приятными п оследствия ми. Да, да -

Интернет хоть и с читается вирт уальным, после дствия спосо бен вызвать

более чем реаль ные. Будьте всег да лояль ны, беспристрастн ы и великодушны

Никогда не п ишите то, что вы не с казали бы челов еку в лиц о при личной

встрече. Никогда не говорите то, чт о вы не хотели бы услышать от д ругих в

свой адрес.Б удьте политко рректны – не затрагивайт е вопросы, касающ иеся

вероисповедан ия, пола, возраста, н ациональности и т.д. ваших партнеров по

Однажды дир ектор одной из м еждународных образователь ных сетей получил

письмо из пите рской школы с мате рным английск им ругат ельством (видно,

детишки узнали н овое слово и реш или применить свои знания п о

назначению). Д иректор от реагировал оч ень интеллигентн о: "Ребята, - писал

он в ответе, - я д иректор межд ународной о бразовательной с ети, членом

которой является ва ша школа. Мы ста раемся об ъединить ус илия школьников

всего мира для т ого, чтобы с пом ощью современ ных технологи й изменить

жизнь на земле к л учшему…" Детей, к онечно, нашл и, устыдили, они

написали пока янные письма, пот ом извинялась учительница… Все это

вылилось в дис куссию в телеко нференции Ш кольной сети Петербурга: как

Не разрешать дет ям пользоваться эл ектронной п очтой без надзо ра учителя?

Или же риск овать тем, что рано или поз дно попадешь в дур ацкое положение?

В дискуссии пр инял участие сам пострадавший директор, к оторый написал

следующее: "Д рузья. Подобные эк сцессы случают ся в любой стра не, не

считайте свою сит уацию уникаль ной. Единстве нное, что м ы можем сделать

— это постоя нно проводить в оспитательную работу, не л ениться часто

напоминать детям, что все прав ила вежливост и, принятые в обычной жизн и,

Прочитайте д иалог общен ия одноклассник ов в сети и исп равьте ошибки,

ниже запишите п равильный д иалог. Под ошибка ми подразумеваются

иностранные и сле нговые слова, а также грамм атические о шибки в словах на

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель Н.А.Бутримова

Тема урока: Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.

Цель урока:

обучающая: создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры

развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли

воспитательная: повысить уровень культуры общения

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Ответить на вопросы:

Что такое Интернет?

Какова история создания Интернета?

Почему данная сеть была названа глобальной?

В чём отличие глобальной сети от локальной?

Что такое домен?

Для чего была разработана доменная система имён?

Что такое IP -адрес?

Что такое электронная почта?

Что такое гиперпространство?

Какие сетевые протоколы вы знаете?

3. Актуализация знаний.

- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.

- Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?

Тема: Этика сетевого общения.

Цель урока:

обучающая: создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры

развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли

воспитательная: повысить уровень культуры общения

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Ответить на вопросы:

Что такое Интернет?

Какова история создания Интернета?

Почему данная сеть была названа глобальной?

В чём отличие глобальной сети от локальной?

Что такое домен?

Для чего была разработана доменная система имён?

Что такое IP -адрес?

Что такое электронная почта?

Что такое гиперпространство?

Какие сетевые протоколы вы знаете?

3. Актуализация знаний.

- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.

- Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?

Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с непорядочным поведением в сети Интернет? Приведите примеры:

а) нетерпимости б) навязывания своих убеждений в) экстремизма

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Хотя Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили название "сетевой этикет".

Учитель: Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остаётся на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям.

Учитель: Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту.

А также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни.

Учитель: Приходилось ли вам быть в подобных ситуациях? Как вы себя в них вели?

Учитель: Для того, чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определённых правил:

Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.

Учитель: Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет.

Сетевой этикет регулирует:

стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях;

общие правила написания публикуемых текстов в сети;

Учитель: Приходилось ли вам пользоваться электронной почтой? Каких правил вы придерживались при написании электронного письма?

Учитель: При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах:

Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.

По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.

Пишите кратко, грамотно и аккуратно.

С уважением, Петров Вася,

В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.

Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.

Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (т.е. имеет ли он на своём компьютере нужную программу-архиватор).

Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.

К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.

Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.

При обращении к незнакомы людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использовать других средств связи, отличных от электронной почты.

Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно быть указано, что приложено и зачем.

Учитель: Рассмотрим теперь правила сетевого этикета действуют в асинхронных конференциях.

• Будьте предельно вежливы

• Не используйте телеконференцию для переписки с одним человеком

• Не задавайте частных вопросов (о поле, возрасте, работе и пр.)

Учитель: При общении в синхронном режиме, т.е. в чате, аудио или видеоконференции, действуют несколько иные правила сетевого этикета. Это самый "экстремальный" вид общения в сети, самый приближенный к личному прямому диалогу. Скорость обмена информацией в этом случае очень высока, а поскольку участник сетевого диалога вынужден акцентировать своё внимание, как на самом диалоге, так и на используемых технических и программных средствах, это общение даётся ему очень нелегко - человек быстро устаёт от высокого темпа общения и необходимости действовать строго по правилам. Вместе с тем , если общение в асинхронном режиме пускать на самотёк, или не обращать внимание на правила, то подобное общение очень быстро превратится в хаос, эффективность же диалога будет минимальной. Как вы думаете, каких правил следует придерживаться, например при общении по "аське" или в ВКонтакте? Правила, которые помогут вам в синхронном режиме.

• (Золотое правило) Никогда не пишите в конференции то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.

• Не используйте нецензурные выражения.

• Будьте политкорректны – не затрагивайте вопросы, касающиеся вероисповедания, пола, возраста, национальности и т.п. ваших партнёров по диалогу.

• Не пытайтесь быть тем, кем вы на самом деле не являетесь.

• Не задавайте вопросы, ответы на которые могут потребовать личную информацию о других людях.

• Не переусердствуйте со смайликами.

Учитель: В правилах было упоминание о смайликах. Для чего их используют?

Учитель: Верно, для придания эмоциональности и демонстрации своего настроения во время общения.

5. Закрепление нового материала.

Учитель: Подведём итоги сегодняшнего урока и попробуем сформулировать основные правила общения в сети.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Шалаев Евгений Викторович


Нижнекамский агропромышленный колледж

Дисциплина общепрофессионального цикла: Основы менеджмента

Учебная: способствовать формированию знаний об этических нормах информационной деятельности, выяснить основные нормы поведения в сети, особенности этики общения по электронной почте;

Развивающая: формировать у обучающихся рациональные приемы и способы мышления, развитие познавательной активности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда; развитие творческих способностей, навыков работы в группе.

Воспитательная: формирование этических норм деятельности человека в информационной среде

Формируемые компетенции:

Результатом освоения содержания урока является создание условий для овладение общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа,индивидуальная работа обучающихся, демонстрация роликов,

выполнение упражнений.

Оснащение: презентации, раздаточный материал,интерактивная доска, компьютерный класс , подключенный к Internet; АРМ учителя, Мультимедийный проектор.

Межпредметные связи:

  • Психология общения
  • Менеджмент
  • Информатика и ИКТ
  1. Войкович, Р.Р. Менеджмент/Р.Р. Войкович. –М.: Астель, 2012
  2. Морозов, И.П. Основы этикета/И.П. Морозов. –М.: Сфера, 2011
  3. Савочкина, Н.Т. Психология общения/Н.Т. Савочкина. –М.: Сфера, 2010
  4. Угринович, Н.Д Информатика и ИКТ: Учебник для учащихся 11 классов образовательных учреждений. Профильный уровень/Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 308 с.

Интернет – ресурсы:

Структура урока:

1. Организационный момент. Игровая ситуация, психологический настрой на работу (2 мин.)

Слайд 1


Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой в ходе игровой ситуации.

Ребята, я, как менеджер, хочу проверить наш сегодняшний настрой на занятие. Встаньте, пожалуйста, те …

-кто учится в группе 97?

-у кого хорошее настроение?

-у кого есть личный адрес электронной почты?

-кто, будучи хорошим специалистом, будет правильно общаться со своими клиентами?

-кто сегодня готов к деловому общению?

-кто хочет выполнять задания легко и правильно?

-кто готов к работе?

-кто хочет получить новые знания?

Спасибо вам за проявляемый интерес к получению новых знаний.

2. Начальная мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Слайд 2

А) Работа на формулировкой названия темы урока

Занимательное начало урока:

-Менеджмент - интересная и увлекательная наука, и я предлагаю начать наш урок именно с такой увлекательной ситуации.


Идет работа над решением занимательной ситуации. Обобщение, вывод.

Слайд 3


В) Определение целей и плана изучения темы, значения, связи с выбранной специальностью, современностью, перспектив развития вопроса

- Ребята, давайте определим цели сегодняшнего урока. (Рассуждения студентов).

- Правильно. Спасибо. Целью нашего урока является ознакомление с основными этическими нормами поведения в сети, особенностями этики общения по электронной почте. Сегодняшнее занятие способствует формированию профессиональных и общих компетенций ФГОС.

Слайд 4

- Что вы скажите о важности и необходимости изучения данной темы для вашей будущей специальности.

(Рассуждения студентов).

- Ребята, вы – будущие специалисты в области сервиса домашнего и коммунального хозяйства, менеджеры в данной сфере. Основной вид деятельности в вашей сфере – общение с людьми, клиентами, вышестоящими органами как лично, так и с использованием компьютерных информационных технологий.

Знать этические и правовые нормы общения в сети Интернет нужно каждому специалисту.

Слайд 5

Работу на уроке будем строить по следующему плану (на слайде 6)

Слайд 6

План изучения темы:

1. Этика сетевого общения (сетикет).

2. Рекомендации по соблюдению этических норм работы в сети Интернет.

3. Ведение деловой переписки посредством электронной почты

Сегодня большую часть новых правил вы сформулируете самостоятельно.

3. Формирование новых знаний (16 мин.)

А) Вступительная беседа об этикете- сетикете

- Ребята, приступим к первому пункту изучения плана - Этика сетевого общения (сетикет).

Начнем с детского ролика (безопасный Интернет)

- Ребята, как вы думаете, в чем проявляется информационная культура человека?

(ответы, их обобщение)

- Информационная культура человека состоит в умении работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы при этом, соблюдая правовые и этические нормы.

- Кто вспомнит, что такое этика?

(ответы, их обобщение)

- Этика — философское исследование морали и нравственности.

(словарная работа на слайде).

Слайд 7

Б) Беседа о правилах сетикета при использовании различных средств электронного общения.

- Ребята, перейдем ко следующему пункту темы - Рекомендации по соблюдению этических норм работы в сети Интернет.

Слайд 8

- Перечислите средства общения менеджера при работе в сети Интернет?

(ответы, их обобщение)

Слайд 9

- Правильно. Понятие сетевого этикета возникло с появлением электронной почты. Интернет развивается, становятся все более популярными форумы, телеконференции. Также очень популярными стали такие средства общения, как чаты, социальные сети, обеспечивающие возможность беседовать в режиме реального времени. Вполне естественным является то, что как при общении в реальной жизни, в виртуальном общении мы должны придерживаться правил сетикета. Они во многом похожи на правила поведения в реальной жизни.

Основные общие правила и рекомендации сетикета характерны для всех средств Интернет-общения. Эти правила несложны и очень схожи с элементарными культурными нормами.

- Давайте сформулируем общие правила сетикета

(рассуждения ребят).

- Итак, вот общие правила сетикета: (перечислены на слайде).

Слайд 10



1. Помните, что Вы говорите с человеком! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера, вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило.

2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанно. Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле.

4. Уважайте время и возможности других! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками – иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные проблемы. Однако этот принцип имеет и другую сторону, зафиксированному в правиле номер пять.

5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи, воплощенными в такой вот форме:

"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо"

Из этого правило вытекает и правило шестое.

6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило седьмое.

7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Уважайте право на частную переписку! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам. Как и следующее правило.

9. Не злоупотребляйте своими возможностями! Завоевать доверие трудно, а потерять - очень легко!

И, наконец, последнее, самое главное правило.

10. Учитесь прощать другим их ошибки! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

- Спасибо, вы правы. Вот основные правила, характерные для сетевого общения, как по электронной почте, так и в чате, видеоконференции и др.

Закрепить ваши рекомендации поможет видеоролик.

В) Формирование знаний о ведении деловой переписки посредством электронной почты

Слайд 11

- Самым распространенным средством электронного общения менеджера является деловая переписка посредством электронной почты, которая применяется для общения с партнерами, коллегами и друзьями.

Деловая переписка важный атрибут успешного бизнеса. От того, как оформлено и написано письмо, во многом зависит будущее сотрудничество. Неграмотное послание или e-mail с небрежным оформлением, если и не отправится сразу же в корзину, то вряд ли будет сколько-нибудь эффективным.

- Электронное письмо имеет определенную структуру.

- Ее основные части предлагаю найти на примере моего электронного послания коллеге. Накануне мною было отправлено электронное письмо моей коллеге. Предлагаю рассмотреть на его примере структурные компоненты.

Слайды 12,13



Рассмотрим первый элемент данной структуры.

- Ребята, как вы думаете, с чего зачинается электронное письмо?(предполагаемые ответы).

Для каждой солидной организации необходимо иметь свои фирменные бумажные бланки. Тем самым, ваши послания станут выглядеть более респектабельно (солидно).

3. Приветствие

Уважаемая Ирина Владимировна!

4. Содержание (цель обращения)

В деловой переписке нельзя использовать использовать смайлики. Это совершенно неприемлемо!

Рассмотрим еще несколько рекомендаций.

Слайд 14


Для деловой переписки желательно завести отдельный электронный адрес, в названии которого фигурируют настоящие имя и фамилия.

Если вы не получили ответ на отправленное деловое письмо, не засыпайте адресата гневными или требовательными письмами с просьбой обратить на вас внимание. Уместно напомнить о себе через пару дней после отправки письма и через неделю после первого напоминания. Во второй раз можно и позвонить, но не с вопросом, почему ваше письмо осталось без ответа. Вежливо поинтересуйтесь, было ли получено письмо. Вполне возможно, что почтовый ящик вашего собеседника переполнен или ваше письмо попало в спам. В таком случае вас даже поблагодарят за важное напоминание.

По правилам хорошего тона, электронную переписку должен заканчивать тот, кто её начал.

Итак, будущие менеджеры, нужно запомнить данные рекомендации и правильно применять их в электронном общении.

4. Закрепление нового материала в ходе выполнения задания по группам (17 мин.)

А) Выполнение пробных упражнений по группам

Слайды 15-17

- Поработаем над закреплением сегодняшнего материала, формированием этических норм ведения электронной переписки

1 группе нужно найти ошибки в представленном электронном письме.

(раздаются индивидуальные листы текста электронного письма с ошибками)

2ой группе предлагаю составить электронное письмо на имя директора жилищной компании с текстом о необходимости введения новой системы исчисления расчетов за домовладения.

Время выполнения задания – 7 минут.

Б) Представление и обсуждение выполненной работы

Вывод, итог.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Слайд 18

6. Заключительная часть (3 мин.)

Приятно закончить изучение сегодняшнего материала

- кто узнал, что такое сетикет

- кто будет соблюдать информационную культуру в своей деятельности

- кто будет бороться с нарушениями сетикета

- кто обязуется правильно планировать, проводить или участвовать в видеоконференциях

- кто откажется от ошибок в чатах

- кто обещает применять этические сетикет-правила в своей жизни и профессиональной деятельности?

Читайте также: