Информационные технологии применяемые в правотворческой деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Правотворческая деятельность представляет собой деятельность государства по подготовке, принятию и изменению правовых норм и НПА. Она опирается на принципы законности, гласности, демократизма, профессионализма и планирования. Правотворчество – первоначальное звено системы правового регулирования.

Основными стадиями использования информации в правотворческой деятельности являются:

1) Стадия подготовки первоначального варианта законопроекта, где используется следующая информация:

- сведения, обосновывающие необходимость принятия конкретного закона;

- справки или информационные обзоры обо всех действующих актах по данной проблеме;

- заключение юридической службы о соответствии законопроекта Конституции РФ и действующему законодательству;

- расчетная информация (предполагаемые расходы, связанные с реализацией закона);

2) Стадия предварительного рассмотрения законопроекта, где приоритетной информацией являются:

- варианты решений того или иного вопроса, включая альтернативные проекты;

- рекомендации, сформулированные с учетом наиболее удачных правовых решений по этому вопросу, имеющихся в нашей стране и за рубежом;

- экспертные оценки (в том числе правовая, финансово-экономическая и экологическая экспертиза).

3) Стадия первого чтения законопроекта в законодательном (представительном) органе, где подготавливается справочный материал для депутатов, содержащий:

- обоснование общей идеи основного и альтернативных проектов;

- перечень органов и должностных лиц, которым законопроект направлялся на заключение, сведения об имеющихся в этой связи разногласиях и мотивированное мнение о них;

- заключение экспертизы по законопроекту;

- информация о ходе работы над законопроектом в комитете законодательного (представительного) органа при его предварительном рассмотрении.

В этой связи под информатизацией правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной деятельности новейших ИТ, создание крупных информационных центров, внедрение экспертных и консультационных систем, применение интеллектуальных систем и технологий на базе идей искусственного интеллекта.

Правовой основой регулирования информационных отношений в правотворческой деятельности являются следующие нормативные акты:

- регламенты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;

- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, утверждающее Правила подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;

Информационной основой правотворческой деятельности является система объективных данных об общественных явлениях, а также средствах их обработки и оценки.

Основными видами исходной информации, используемыми в правотворческом процессе является:

1) информация, содержащаяся в концепции НПА, где дается характеристика предмета и цели будущего акта, излагаются основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм, примерная структура акта. Информацией должен быть обеспечен каждый элемент концепции, а также каждый структурный элемент НПА – акт в целом, его разделы, отдельные статьи, отдельная правовая норма;

2) информация, получаемая в результате экспертизы законопроектов, осуществляемая юридическими научными учреждениями и вузами, отдельными специалистами или группами экспертов, привлекаемыми профессионалами;

3) научная информация – это данные, получаемые от научных организаций и учреждений, а именно фактические данные (касаются ненормативной информации, используемой в законодательной работе, - юридическая терминология и понятийный аппарат, наиболее распространенные конструкции, данные о логической структуре правовых норм); данные о типичной структуре законодательных актов (наименование, преамбула, общая часть, главная часть законопроекта, процедурные вопросы, механизм действия, порядок вступления закона в силу, характерные примеры из законодательных текстов; систематизированные перечни законодательных ошибок (декларативность отдельных законодательных норм, нарушение баланса между нормами различного вида, отсутствие должного механизма реализации закона, просчеты в прогнозировании эффективности принимаемого акта, противоречия и несогласованность с другими актами).

4) стратегическая информация, включающая такие элементы, как определение долгосрочных задач развития правотворчества, правовой системы и законодательства; тщательный анализ исходной ситуации и определение объективных тенденций развития правовой системы; определение приоритетных правовых средств решения перспективных задач, оценка сравнительной эффективности правовых и неправовых методов достижения конечных целей – юридических и социальных; всестороння оценка ресурсов, которыми располагают РФ и общество для достижения конкретных целей правового развития (материально-финансовых, кадровых, информационных и т.д.);

5) информация, содержащаяся в модельных правовых актах, получаемых при моделировании;

6) социологическая информация, включающая данные о степени распространенности тех или иных социальных явлений, связанных с регулируемыми общественными отношениями; недостатках в правоприменительной практике; недостатках в юридическом и социальном механизме закона; проблемах правосознания в рассматриваемой сфере, отношении различных социальных групп к конкретным нормам закона – поддержка или же негативное восприятие; степени информированности населения, социальных групп о нормативных актах, регулирующих данную сферу.

Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

В состав Федерального Собрания РФ входят Государственная Дума (ГД) и Совет Федерации (СФ).

Информатизация нормотворческого процессав ГД включает следующие этапы:

1) информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;

2) автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;

3) информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;

4) распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;

5) электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;

6) подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Правотворчество в широком смысле представляет собой интеллектуальную деятельность человека, направленную на создание права. Результатом такой деятельности являются нормативно-правовые акты, которые в своей массе составляют позитивное право. В узком понимании под правотворчеством понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на разработку и принятие правовых документов, включающих в себя юридические нормы.

Исходя из этого под правотворчеством стоит понимать процесс, включающий в себя ряд относительно самостоятельных интеллектуальных действий, необходимых для создания правовых норм и нормативных документов. Процесс правотворчества подразумевает поиск и использование разнообразной информации в области права и социальных отношений для творческой обработке и создания на ее основе поведенческих моделей и правил, ложащихся в основу правовых норм.

Стадии правотворческого процесса

Первая стадия в правотворческом процессе (разработка законопроектов) представляет собой поиск и изучение всей исходной информации, необходимой в процессе разработки. К такой информации относятся:

  • история правового урегулирования вопросов, касающихся законопроекта, находящегося в процессе разработки;
  • необходимость формулировки и законодательного закрепления совокупности новых правил в общественных отношениях, то есть актуальности исследования и разработки;
  • информация о практиках применения в действующем законодательстве;
  • международный опыт правотворчества в вопросах, касающихся разрабатываемых правовых норм.

Непосредственно текст будущего законопроекта формулируется основываясь на полученной информации. Именно это и обуславливает необходимость обработки большого объема информации для корректного и правомерного оформления текста нормативно-правового акта или закона.

Следующая стадия в правотворческом процессе (обсуждения будущего законопроекта) заключается в организации всесторонней правовой оценке будущего законопроекта, проведению экспертиз и подготовке к обсуждениям законодательным собранием или другим соответствующим правотворческим субъектом. На этом этапе так же подразумевается проведение сбора, обработки и анализа больших объемов информации правового характера с размножением с целью обработки всеми субъектами, участвующими в прениях с повторной обработкой и анализом. Стадия обсуждения подразумевает использование на ряду с базами данных информационно-аналитических технологий коллегиального участия в разработке законопроекта.

Третья стадия правотворческих процессов (принятие законов) включает в себя детальное обсуждение текстов будущих законопроектов во время пленарных заседаний в палатах Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации). Законопроекту необходимо пройти несколько чтений в процессе пленарного заседания. В промежутках между чтениями происходит доработка законопроекта, внесение правок, исключение отдельных положений с обсуждением вносимых правок и принятием окончательной редакции документа.

Принятый палатами Совета Федерации текст закона вступает в юридическую силу только после утверждения и подписания Президентом Российской Федерации. Этому предшествует проведение правовой экспертизы положений законопроекта на соответствие положениям Конституции РФ и других нормативно-правовых актов. Этот процесс также требует поиска, обработки и анализа информации, содержащейся в законопроекте с целью сопоставления и сравнения.

Информационно-технологическая инфраструктура и информационные системы в юридической деятельности

Из вышеизложенного следует, что информатизация правотворческого процесса обеспечивает подготовку и использование разнообразных баз данных, а также создание надежной информационно-телекоммуникационной среды, способной обеспечить сбор, передачу и использование необходимой информации правового характера. Для обеспечения всем необходимым профессиональных работников Федерального собрания предоставляется:

  • автоматизированное рабочее место и современная вычислительная техника достаточной мощности;
  • информационно-телекоммуникационная сеть, обеспечивающая оперативный доступ к информации и ее передачу;
  • база данных, разработанная для обеспечения правотворческих процессов;
  • компьютерные системы, обеспечивающие поиск, обработку, анализ и общее использование правовой информации.

Данная инфраструктура обеспечивает основу информатизации правотворческих процессов и деятельности, связанной с законотворчеством.

Среди основных задач информационно-технологической инфраструктуры правотворческих процессов выделяют:

  • обеспечение специалистов субъекта правотворческой деятельности техникой, необходимой для качественного и оперативного поиска и обработки правовой информации;
  • создание необходимых массивов информации – базы данных;
  • реализация информационно-телекоммуникационных сетей высокой эффективности с целью передачи и коллективной обработки информации;
  • внедрение современных технологий для обеспечения максимальной эффективности процессов разработки, обсуждения, корректировки и принятия текста законопроекта;
  • обучение необходимым навыкам для работы в среде автоматизированных информационных систем специалистов субъектов правотворчества и депутатов.

Процесс реализации задач информационно-технологического обеспечения правотворчества основан на создании материального, организационного и технологического обеспечения деятельности соответствующих субъектов правотворчества.

Конституция РФ и федеральные законы определяют полномочия набор законодательных функций палат парламента в процессе правотворчества:

  • Государственная Дума РФ наделена полномочиями по принятию законов;
  • Совету Федерации РФ отведены полномочия по рассмотрению и одобрению принятых законов в случае соответствия последних Конституции, федеральным законам и интересам федерации.

С целью учета специфики правотворчества в разрезе отдельной республики, области или другого субъекта федерации Советом федерации формируется отдельный массив информации, касающийся правотворческой деятельности в регионах, и система взаимодействия с ним.

Как известно, под правотворчеством в широком смысле понимается интеллектуальная человеческая деятельность по созданию правовых норм. В узком смысле – деятельность компетентных органов государства по разработке и принятию нормативных правовых актов, а также их дальнейшему совершенствованию, изменению и отмене.

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий интеллектуальной деятельности, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных единой целью – создание норм права и нормативных правовых актов. Правотворческий процесс связан с поиском и использованием различной информации правового и социального характера, массивы которой требуется творчески обработать и на ее основе создать модель правил поведения, из которых формируются нормы права.

На первой стадии правотворческого процесса (разработки законопроекта) необходимо найти и изучить исходную информацию для разработки проекта, отражающую:

· историю правового регулирования по предмету будущего законопроекта;

· потребность в разработке новых правил поведения, т.е. актуальность правового регулирования предметных общественных отношений;

· практику применения действующего законодательства;

· зарубежный опыт нормотворчества по предмету законопроекта.

На основе собранной информации разрабатывается текст законопроекта. При этом требуются базы данных, т.е. большой массив различной информации, необходимой для разработки и оформления текста.

На второй стадии правотворческого процесса (обсуждения законопроекта) необходимо организовать всестороннюю предварительную правовую оценку законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению в законодательном собрании либо иным субъектом нормотворчества.

Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Удовлетворение информационных потребностей правотворческой деятельности Государственной Думы обеспечивает несколько структурных подразделений.

Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе в печатном и автоматизированном виде: подготовку, размножение и доставку депутатам всех документов. Работники этого же управления обеспечивают автоматизированное стенографирование информационного процесса во время пленарных заседаний Государственной Думы и возможность его использования в правотворчестве.

Управление информационно-технологического обеспечения организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.

Информатизация нормотворческого процесса в Государственной Думе включает следующие действия:

· Информационной обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов;

· Автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых условий для прохождения документа;

· Информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;

· Распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;

· Информационно-технологическое обеспечение работы пленарного заседания Государственной Думы, включая обеспечение электронного голосования.

Законотворческая практика постоянно выдвигает новые формы и условия применения ЭВМ и других элементов информационной инфраструктуры законотворческой деятельности. Эти формы находятся в постоянном изменении и развитии.

В настоящее время в состав инфраструктуры входят:

· Компьютерный мониторинг (процедура наблюдения) законодательного процесса;

Читайте также: