Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Козулина Ирина Тагировна

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Холмск

Глава1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Развитие творчества – одна из важнейших задач воспитания. Многие педагогические исследования Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.А.Сухомлинского посвящены воспитанию у детей стремлению участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредствен- ностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами. Фломастерами и ладошкой, пальцами, кулачком. Получать изображение с помощью подручных средств. Это нитки, трубочки,, листья деревьев.

Я работаю в детском саду и меня заинтересовала именно эта тема об использовании в рисовании техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.

Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Глава1.1 ЦЕЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА.

Каждый кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает и особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики современности.

Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Творческая деятельность поможет маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый из детей и поскольку правильно построенная художественно- изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляет возможность широкого выбора форм для самовыражения.

Учитывая все задачи и цели для достижения результата, я стала внимательно изучать литературу по художественному творчеству, находить и разрабатывать занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Составила примерное календарно-тематическое планирование.

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОПЫТА.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование новых способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Опираясь на ФГОС можно увидеть, что художественно – эстетическое развитие является важнейшим направлением в работе у дошкольников. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство разных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня этническое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного отношение к деятельности.

Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности воспитанников, коррекции психических процессов.

Объект : Развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Предмет: особенности развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Цель : Выявить особенности развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности разных техник рисования для детей среднего дошкольного возраста
  2. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с разными техниками рисования
  3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять новые техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  5. Содействовать знакомству родителей с разнообразными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
  6. Знакомить педагогов с некоторыми техниками рисования (консультации, мастер-класс).

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования.

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Знакомство ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изо материалов опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип природосообразности: задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности.

Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен.

Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 6- 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

В основу опыта использования нетрадиционных технологий положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных технологий.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Рисование новыми способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, условия для занятий нетрадиционной техникой рисования. Наполнение материальной базой уголок по изо. Внедрения разных техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень форсированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностический - развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.

Уровни усвоения программы:

Ребенок по собственной инициативе в соответствии

с замыслом использует нетрадиционные техники рисования.

Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными

материалами для создания художественного образа.

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует

фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога.

Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует

только под руководством педагога. Не умеет и не желает

экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.


Ужe с pаннeгo возраста у ребенка должно развиваться чувствo прeкрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и достояние народных промыслов. Эстетическое воспитание детей — это одна из необходимых задач в области образования. Это содействует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей — непростой и продолжительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Формирование творческой личности — одна из важных задач ФГОС на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Наблюдение педагогической практики показали, что дети очень любят рисовать.

Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Появившийся в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может удачно развиваться и в дальнейшие годы дошкольного детства. Как раз в этом возрасте у детей формируются возможности к изобразительной деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с применением нестандартных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней в особенности проявляются различные стороны развития ребенка.

Нетрадиционные методы рисования показывают необычные комбинации материалов и инструментов. Технология его реализации интересна и доступна взрослым и детям. Вот почему нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, поскольку они открывают большие возможности для выражения своих собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

Образовательное и воспитательное значение занятий лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии детей. В конечном счете занятия лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека общезначимыми. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности детей расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Развитие творческих способностей, самостоятельности, является в настоящее время одной из первейших задач детского сада и решать ее необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для работы.

На занятиях лепки необходимо воспитывать художественный вкус детей.

Основные задачи, которые воспитатель решает на занятиях лепки, следующие:

Развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;

Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству;

Развитие трудовых умений и навыков.

Практика эстетического воспитания вырабатывает все новые и новые виды детской изобразительной деятельности. К таким видам можно отнести аппликацию и инкрустацию из природных материалов: листьев, цветов и соломы.

Воспитанники детских садов часто ходят на прогулки. Во время таких прогулок они собирают листья разных деревьев, цветы. Природные материалы можно широко использовать в изобразительной деятельности. Надо направлять детей на создание аппликаций из природного материала.

Изобразительная деятельность — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выполнять разные функции, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Чтобы научиться передавать свои впечатления и чувства в рисунке, нужно как можно больше наблюдать. Перед тем как рисовать, нужно внимательно обдумать задачу, рассмотреть иллюстрацию.

Чтобы рисунок не казался слишком маленьким или слишком большим на фоне листа, нужно правильно установить соотношение размеров листа с изображением, а также найти место расположения предмета на листе. Тогда рисунок будет удачно закомпонован.

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

На сегодняшний день задача чрезвычайной важности, которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Использование игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринуждённым.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть, попробуйте развивать его выносливость, используя массаж, спортивные упражнения.

Удерживайте внимание детей, меняя тон и интонацию.

Эстетическое развитие ребенка должно формироваться через чувство прекрасного, показывая предметы русского народного творчества, обогащая эмоциональный мир детства звуками, красками, формами.

Формирование всесторонне развитой личности, начинается с младенчества. Значит, в дошкольном учреждении такая работа должна начинаться с младших групп.

C:\Users\Администратор.ADMIN-PELESASCN\Desktop\IMG-20200522-WA0014.jpg

C:\Users\Администратор.ADMIN-PELESASCN\Desktop\IMG-20200515-WA0031.jpg
C:\Users\Администратор.ADMIN-PELESASCN\Desktop\IMG-20200515-WA0030.jpg

C:\Users\Администратор.ADMIN-PELESASCN\Desktop\IMG-20200522-WA0013.jpg

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Изобразительная деятельность — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий — создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, занятие, способность, вид деятельности, выполнение рисунка, занятие лепки, эстетическое воспитание, эстетическое развитие детей.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас.

О значении развития художественно-эстетических.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество — специфическая детская.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного.

Кабанова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Кабанова.

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное.

Современные технологии по художественно-эстетическому.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка . Рисование — это один из важных средств в познании мира.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии.

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности дошкольника.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Этапы развития способностей к изобразительной.

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников. Автор: Озерова Виктория Павловна.

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший.

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих.

В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков

Лепка — так же является одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее.

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
На сегодняшний день задача чрезвычайной важности которая соответствут современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим , способным на творческий подход к любому виду деятельности.
Использование игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринуждённым.

Список используемой литературы
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.
2. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребена / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009. - С. 18.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995, С. 65
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344 с.
6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1963.
7. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2001. - 124 с.
8. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1990.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.
10. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Т.Ц Сфера, 2011. – 128 с.

Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй — холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Краткий комментарий к статье от Ольги Геннадиевны:

Творческого чтения…

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, эмпатией, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Творческая деятельность поможет маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый из детей и поскольку правильно построенная художественно- изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляет возможность широкого выбора форм для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Целью моей работы является- развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Познакомившись с методической литературой различных авторов , я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

Совместными усилиями в школе создан специальный класс, с большим овальным столом, дети сидят друг против друга. Куплены стеллажи, где ребята оставляют свои сумки с художественными принадлежностями, бумагу. У каждой группы своя полка с работами. На стене висит магнитная доска, где можно не только повесить материал к уроку, но и можно порисовать маркером. На противоположной стене стенд, где после каждой темы организуется маленькая выставка детских работ.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших и доступных удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредствен- ностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной, пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев, деревьев…)

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Большую роль в этом играет сам преподавательРаботая с детьми дошкольного возраста, преподаватель должен обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это любовь к детям.

Преподаватель обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик, жестокость с его стороны внушают ребенку ужас, калечит психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю.

Грубый, жесткий педагог может лишь убить любовь к рисованию – зародить ее он не может. Если преподаватель в несдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его природным данным, это может привести к психологическому срыву ребенка.

Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация, что в свою очередь не отменяет подготовку и продумывание каждого урока с каждым конкретным учеником.

Работа с дошкольниками требует очень много сил, внимания и терпения. Время урока данной возрастной группы ограничено. Урок всего длится 20 минут, поэтому требует от преподавателя много подготовительной работы. Различные шаблоны, лекала, краски, вода должны быть готовы заранее. Иллюстративный материал должен содержать максимум информации. На каждом уроке с дошкольниками тема занятий должна быть разной , но от простого к сложному. Детям такого возраста нужен быстрый процесс.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Используя нетрадиционные приемы рисования ребенок легче усваивает такие академические понятия как чувство цвета, форм, ритм, композицию.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Дети, знакомясь с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Для того, чтобы работа с детьми была постепенной и последовательной, мной разработан план по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования (НТР). Разрабатывая план работы с детьми, я учитывала критерии, которыми должны отвечать НТР:

- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими,

- содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа,

-знакомить с новыми приемами работы,

Рисование НТ увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка с его индивидуальными возможностями.

Проведение занятий с использование НТР:

  • Способствуют снятию детских страхов
  • Развивают уверенность в своих силах
  • Развивают пространственное мышление
  • Учит детей свободно выражать свой замысел
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям
  • Учит работать с разнообразным материалом
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности
  • Развивает мелкую моторику рук,
  • Развивает творческие способности, воображение

Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.

Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:

  • развитию речи (в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведут непрерывный разговор с детьми, что в свою очередь стимулирует их речевую активность, а также расширяет активный и пассивный словарь;
  • ознакомлению с окружающим миром (уточняет и расширяем знания о различных явлениях природы, животных)
  • развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно);
  • личностному развитию (очень бережка и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям);
  • эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов);

Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Читайте также: