План урока многозначность слова

Обновлено: 30.06.2024

Цели: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Встретив зайку, ёж-сосед

2) А его сосед ушастый

3) К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

4) Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

5) Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

6) Говорит лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Ты, лиса, не жалуйся,

7) Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

8) На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

III. Самоопределение к деятельности

— Составьте из букв слово. (Месяц.)

— Какое значение имеет это слово? (Единица времени по календарю.)

— Это слово имеет ещё одно значение. Отгадайте загадку.

Был рогатым — круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, которые имеют несколько значений.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.

— Что вы можете о них сказать? Почему одним словом вы назвали несколько картинок?

— Сколько значений имеет слово колокольчик? А слово кисть?

— Как называются такие слова? (Многозначные.)

— Назовите слова, которые имеют только одно значение.

— Как называются такие слова? (Однозначные.)

— Найдите в толковом словаре слова колокольчик, кисть и определите их значения.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

— Прочитайте на с. 27, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

— Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 27, 46).)

1) Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход. (Карандаш.)

2) В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал.)

— Запишите в тетрадь слова карандаш, пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами.

— Прочитайте о происхождении слова пенал на с. 29.

— От какого слова образовалось слово пенал?

— Что хранили в пенале раньше?

— А что сейчас у вас лежит в пенале?

3. Работа по учебнику

— Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой.

— Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь!

— Какое значение имеет выражение золотые руки?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Откройте словарь на с. 141. Как называется этот словарь?

— А как называется словарь на с. 142?

— Как расположены слова в этих словарях? Почему?

V. Физкультминутка

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.

— Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.

— Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

2. Упражнение в подборе слов с противоположным значением

— Подберите к данным словам слова с противоположным значением.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Назовите однозначные слова, которые вы подчеркнули.

— Прочитайте. Выполните задание.

— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря.

— Прочитайте. Выполните задание.

— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря. (Учитель может использовать задания из пособия (см. СУ, задания 9-13 на с. 12, 13).)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи.

Тип урока: Урок изучения нового.

создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Оборудование урока: тетради,, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для индивидуальной работы .

сальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Ручки, карандаши, тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,

ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

Подготовка класса к работе

Читает хорошо читающий ученик.

Настрой на учебную деятельность

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

Ребята, я забыла у вас спросить ,а вы поздоровались друг с другом?

Разминка для пальчиков.

Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться.

-. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

Напишем заглавную и строчную букву.

Правильно и красиво говорить, …

Подготовка пальчиков к письму.

Каждый пишет большую букву своего имени.
( письмо буквы)

Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1.Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
2.Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

3. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….

4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"

5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это.
Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему?

Поменяемся тетрадями и проверим друг друга. У кого нет ошибок – красный кружок, у кого 2 ошибки – синий, у кого 3 и более – зелёный

Слайд с проверкой.

Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона карандаш

сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш.

Карандаш, потому что все остальные птицы.

4.Постановка учебной задачи.

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Внимательно послушайте и отгадайте следующую непростую загадку:

Можетнапоитьводою,
Можетгайкуотвинтить,
Аещезамокоткроет,
Чтобхозяеввдомвпустить.
(ключ)
1.Родник
2.Гаечный
3.Дверной

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План –конспект урока

Тема: Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слова Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников .

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проведем языковую разминку. (слайд №2)

В этом нам поможет Структура Сималтиниус Раунд Тэйбл (4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу по кругу, прочитывая запись друга ).

- стол № 1, 3 должен по лексическому значению определить слова.

- стол № 2 должен определить лексическое значение данных слов.

- Найдите пару с помощью тэйк оф-тач даун.

- отвечает стол № 1 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2

- отвечает стол № 3 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2

2. Работа со словарем . Структура Финк-Райт-Раунд Робин (подумай, запиши, обсуди по очереди в команде). (время 30 сек).

– Как вы думаете, что обозначает слово жалюзи ? ( Предположения учеников .)

(зачитать ответы. ученик №2 каждого стола)

– Сравните со словарём (учебник)

- Совпали ли ваши предположения?

– Запишите слово жалюзи в тетрадях. Поставьте ударение.

– На какой слог оно падает?

– Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово. (новые жалюзи, красивые жалюзи и др.)

- Что вы заметили? (употребляется только во мн. числе)

- Так сколько же значений у слова жалюзи? (одно)

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Постановка проблемы.

1. Мотивирующий приём.

- И скажите, сколько лексических значений имеет слово дорога ? (4)

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

- Итак, слово жалюзи имеет 1 ЛЗ, а слово дорога несколько.

– Предположите, какой будет тема урока.

( Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова и однозначные).

-Запишите тему в тетради.

Актуализация изученного .

- определите ЛЗ слов жаворонок и иней

- выскажите свои предположения в виде записи на листочке.

(отвечают по очереди ученики под номером 2 от каждого стола. (ЛЗ слова жаворонок ).

- теперь сравните с информацией из толкового словаря (слайд)

- как вы думаете, что записано под цифрами в статье слова жаворонок ?

- сколько значений у этого слова?

- как можно назвать слова, у которых несколько ЛЗ? ( многозначные). В словарной статье все значения даются под определенными цифрами.

- (отвечают по очереди ученики под номером 3 от каждого стола ( ЛЗ слова иней ).

- А сколько значений у слова иней ?

- теперь сравните с информацией в толковом словаре.

- догадайтесь, как называются слова, у которых только одно ЛЗ?

( однозначные).

- прочитайте определение в учебнике и сравните со своими ответами

- попробуйте представить данное правило в виде схемы (слайд 5) (ученик у доски. Схема.)

Структура Раунд Тэйбл (по очереди на листочке каждый по кругу составляют словосочетания, чтобы получились слова с разными ЛЗ, т.е многозначные) (1 мин.)

- Прочитайте что у вас получилось. Зачитывают ученики под №1,2

- Получились ли они многозначными?

IV. Открытие нового знания. (слайд 7)

Продолжим наблюдение. Посмотрите на слайд.

- Что вы видите? ( золотые изделия и раннюю осень.)

- Как ещё называют раннюю погожую осень? ( золотая)

- Сравните словосочетания золотая осень и золотое кольцо .

- Что у них общего? (сл. Золотой)

- Почему осень называют золотой? (похожа по цвету).

- Как вы думаете, что было вначале? Золотое кольцо или понятие золотая осень?

- можно сказать, что у слова золотой вначале появилось первое значение ( прямое) , а потом второе ( переносное ?)

Сформулируйте проблему урока. ( Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?)

- Как же все-таки происходит перенос значений?

Посмотрите на слайд.8

- А есть ли сходство в значениях?

Давайте обобщим сказанное . (слайд 9)

- по какому признаку это сходство? ( по цвету, по ощущениям, по действию, по качеству)

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Назовите прямое (первичное) значение каждого слова.

- Есть ли связь между понятием многозначные слова и переносное значение ?

- Какой можно сделать вывод? ( многие многозначные слова имеют переносные значения)

Прочитайте статью из толкового словаря и обратите внимание, какая помета сопровождает толкование переносного значения слова.( перен.)

– Запишите ключевые слова урока в тетради. ( Многозначные слова, прямое, переносное значение. )

Это и есть тема сегодняшнего урока.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений

1. золотое кольцо , золотые руки, золотая рамка .

2. тяжелая сумка, тяжелые дни, тяжелое горе.

3. горьки мысли , горький кофе, горькая таблетка.

2. Рефлексия (слайд 12)

3. Упр. 125 – развивается умение находить в тексте слова, упо­
треблённые в переносном значении. Выполняется коллективно под руководством учителя .

VI. Подведение итогов.

- Что показалось интересным на уроке? А что полезным?

-Как вы думаете, нужно знать переносные значения слов? А для чего? (для красоты и выразительности речи).

- Как вы думаете, где чаще всего встречаются слова в переносном значении? (в художественных произведениях)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарём, формировать умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы;

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, презентация.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Повторение изученного материала (5 мин)
  3. Знакомство с новой темой (15 мин)
  4. Закрепление (15 мин)
  5. Итог (6 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

- Добрый день, ребята! Встаньте, Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке (пожелания учащихся). Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке. Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами, послушав одну сказку.

В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь.

2.Проверка изученного материала:

- А как назывался этот словарь?

- Какие значения имеет слово?

- Словарный запас человека – это….

- Словарный состав человека – это ….

- У каждого человека одинаковый словарный запас слов или разный?

- Напишите, почему вы так думаете?

Спикер каждой группы защищает ответы, а затем сверяются с ответами учителя. (ОЦЕНИВАНИЕ)

- А скажите, в какой стране живут слова и куда их помещают?

Какова главная задача слов? Для чего они необходимы человеку?

Какова главная задача слова?

Может напоить водою

Может гайку отвинтить

А еще он дверь откроет

Чтоб хозяев в дом впустить.

- Какова же отгадка? (учащиеся рассуждают и дают ответы)

- Что можно сказать о слове КЛЮЧ?

- Итак, ребята, о каком ключе идет речь? Изобразите на А 4 ключ. (ОЦЕНИВАНИЕ)

Формулирование темы урока, постановка цели:

Значит о чем пойдет речь на уроке?

Чему вы должны научиться сегодня?

К чему должны стремиться?

(учащиеся проговаривают цели и задачи урока)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему урока.

3.Открытие новых знаний.

  1. Что значит слово колокольчикв следующих текстах?

Еду, еду в чистом поле;

Что глядите на меня,

-Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом – это

звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.

- Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.)

- Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение)

ФИЗМИНУТКА

4.Закрепление

А) - На экране вы видите слова. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика, 1 – однозначные, 2 - многозначные:

Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, телевизор, тарелка, человек, стул, кошка.

- На какие 2 группы вы их разделили? (однозначные и многозначные) (ОЦЕНИВАНИЕ)

Б) Самостоятельная работа

- Напишите примеры слов, которые, по вашему мнению, будут являться однозначными?

(ОЦЕНИВАНИЕ)

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками. Расскажите о каждом значении слова.

- Как называются все эти слова? (многозначные)

- Почему?

Учащиеся на А 4 выполняют задание, затем выбирают спикера и защищают работу.

(ОЦЕНИВАНИЕ)

Г) Обратите внимание на экран. Сколько разных картинок на нем. Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название

5.Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь? (ответы учащихся)

Ребята поднимите сигнальные знаки:

- я понял тему урока (зеленый)

- я не совсем понял (желтый)

- мне сложно понять эту тему (красный)

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.

6.Домашнее задание:

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание

1. Составить небольшой рассказ, используя многозначные слова

2. Записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова.

Напишите пожелания одноклассникам на Новый Год на игрушках и повесьте на елочку!

Читайте также: