План урока многозначность слова
Обновлено: 30.06.2024
Цели: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Встретив зайку, ёж-сосед
2) А его сосед ушастый
3) К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
4) Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
5) Трясогузка с бережка
И за угощенье рыба
6) Говорит лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Ты, лиса, не жалуйся,
7) Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
8) На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече.
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте из букв слово. (Месяц.)
— Какое значение имеет это слово? (Единица времени по календарю.)
— Это слово имеет ещё одно значение. Отгадайте загадку.
Был рогатым — круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, которые имеют несколько значений.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.
— Что вы можете о них сказать? Почему одним словом вы назвали несколько картинок?
— Сколько значений имеет слово колокольчик? А слово кисть?
— Как называются такие слова? (Многозначные.)
— Назовите слова, которые имеют только одно значение.
— Как называются такие слова? (Однозначные.)
— Найдите в толковом словаре слова колокольчик, кисть и определите их значения.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте на с. 27, на что нужно обратить внимание.
— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.
— Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 27, 46).)
1) Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)
2) В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)
— Запишите в тетрадь слова карандаш, пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами.
— Прочитайте о происхождении слова пенал на с. 29.
— От какого слова образовалось слово пенал?
— Что хранили в пенале раньше?
— А что сейчас у вас лежит в пенале?
3. Работа по учебнику
— Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой.
— Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь!
— Какое значение имеет выражение золотые руки?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
— Откройте словарь на с. 141. Как называется этот словарь?
— А как называется словарь на с. 142?
— Как расположены слова в этих словарях? Почему?
V. Физкультминутка
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.
— Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.
— Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Упражнение в подборе слов с противоположным значением
— Подберите к данным словам слова с противоположным значением.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Назовите однозначные слова, которые вы подчеркнули.
— Прочитайте. Выполните задание.
— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря.
— Прочитайте. Выполните задание.
— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря. (Учитель может использовать задания из пособия (см. СУ, задания 9-13 на с. 12, 13).)
Умение различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи.
Тип урока: Урок изучения нового.
создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
Оборудование урока: тетради,, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для индивидуальной работы .
сальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Ручки, карандаши, тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
Подготовка класса к работе
Читает хорошо читающий ученик.
Настрой на учебную деятельность
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.
Ребята, я забыла у вас спросить ,а вы поздоровались друг с другом?
Разминка для пальчиков.
Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться.
-. Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать
- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
Напишем заглавную и строчную букву.
Правильно и красиво говорить, …
Подготовка пальчиков к письму.
Каждый пишет большую букву своего имени.
( письмо буквы)
Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1.Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
2.Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
3. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….
4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это.
Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему?
Поменяемся тетрадями и проверим друг друга. У кого нет ошибок – красный кружок, у кого 2 ошибки – синий, у кого 3 и более – зелёный
Слайд с проверкой.
Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона карандаш
сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш.
Карандаш, потому что все остальные птицы.
4.Постановка учебной задачи.
Формирование цели урока и постановка учебных задач
Внимательно послушайте и отгадайте следующую непростую загадку:
Можетнапоитьводою,
Можетгайкуотвинтить,
Аещезамокоткроет,
Чтобхозяеввдомвпустить.
(ключ)
1.Родник
2.Гаечный
3.Дверной
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План –конспект урока
Тема: Многозначность слова.
Прямое и переносное значение слова Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников .
М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.
6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проведем языковую разминку. (слайд №2)
В этом нам поможет Структура Сималтиниус Раунд Тэйбл (4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу по кругу, прочитывая запись друга ).
- стол № 1, 3 должен по лексическому значению определить слова.
- стол № 2 должен определить лексическое значение данных слов.
- Найдите пару с помощью тэйк оф-тач даун.
- отвечает стол № 1 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2
- отвечает стол № 3 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2
2. Работа со словарем . Структура Финк-Райт-Раунд Робин (подумай, запиши, обсуди по очереди в команде). (время 30 сек).
– Как вы думаете, что обозначает слово жалюзи ? ( Предположения учеников .)
(зачитать ответы. ученик №2 каждого стола)
– Сравните со словарём (учебник)
- Совпали ли ваши предположения?
– Запишите слово жалюзи в тетрадях. Поставьте ударение.
– На какой слог оно падает?
– Придумайте какуюнибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово. (новые жалюзи, красивые жалюзи и др.)
- Что вы заметили? (употребляется только во мн. числе)
- Так сколько же значений у слова жалюзи? (одно)
III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.
Постановка проблемы.
1. Мотивирующий приём.
- И скажите, сколько лексических значений имеет слово дорога ? (4)
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога .
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне…
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога .
- Итак, слово жалюзи имеет 1 ЛЗ, а слово дорога несколько.
– Предположите, какой будет тема урока.
( Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова и однозначные).
-Запишите тему в тетради.
Актуализация изученного .
- определите ЛЗ слов жаворонок и иней
- выскажите свои предположения в виде записи на листочке.
(отвечают по очереди ученики под номером 2 от каждого стола. (ЛЗ слова жаворонок ).
- теперь сравните с информацией из толкового словаря (слайд)
- как вы думаете, что записано под цифрами в статье слова жаворонок ?
- сколько значений у этого слова?
- как можно назвать слова, у которых несколько ЛЗ? ( многозначные). В словарной статье все значения даются под определенными цифрами.
- (отвечают по очереди ученики под номером 3 от каждого стола ( ЛЗ слова иней ).
- А сколько значений у слова иней ?
- теперь сравните с информацией в толковом словаре.
- догадайтесь, как называются слова, у которых только одно ЛЗ?
( однозначные).
- прочитайте определение в учебнике и сравните со своими ответами
- попробуйте представить данное правило в виде схемы (слайд 5) (ученик у доски. Схема.)
Структура Раунд Тэйбл (по очереди на листочке каждый по кругу составляют словосочетания, чтобы получились слова с разными ЛЗ, т.е многозначные) (1 мин.)
- Прочитайте что у вас получилось. Зачитывают ученики под №1,2
- Получились ли они многозначными?
IV. Открытие нового знания. (слайд 7)
Продолжим наблюдение. Посмотрите на слайд.
- Что вы видите? ( золотые изделия и раннюю осень.)
- Как ещё называют раннюю погожую осень? ( золотая)
- Сравните словосочетания золотая осень и золотое кольцо .
- Что у них общего? (сл. Золотой)
- Почему осень называют золотой? (похожа по цвету).
- Как вы думаете, что было вначале? Золотое кольцо или понятие золотая осень?
- можно сказать, что у слова золотой вначале появилось первое значение ( прямое) , а потом второе ( переносное ?)
Сформулируйте проблему урока. ( Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?)
- Как же все-таки происходит перенос значений?
Посмотрите на слайд.8
- А есть ли сходство в значениях?
Давайте обобщим сказанное . (слайд 9)
- по какому признаку это сходство? ( по цвету, по ощущениям, по действию, по качеству)
- Можно ли эти слова назвать многозначными?
- Назовите прямое (первичное) значение каждого слова.
- Есть ли связь между понятием многозначные слова и переносное значение ?
- Какой можно сделать вывод? ( многие многозначные слова имеют переносные значения)
Прочитайте статью из толкового словаря и обратите внимание, какая помета сопровождает толкование переносного значения слова.( перен.)
– Запишите ключевые слова урока в тетради. ( Многозначные слова, прямое, переносное значение. )
Это и есть тема сегодняшнего урока.
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений
1. золотое кольцо , золотые руки, золотая рамка .
2. тяжелая сумка, тяжелые дни, тяжелое горе.
3. горьки мысли , горький кофе, горькая таблетка.
2. Рефлексия (слайд 12)
3. Упр. 125 – развивается умение находить в тексте слова, упо
треблённые в переносном значении. Выполняется коллективно под руководством учителя .
VI. Подведение итогов.
- Что показалось интересным на уроке? А что полезным?
-Как вы думаете, нужно знать переносные значения слов? А для чего? (для красоты и выразительности речи).
- Как вы думаете, где чаще всего встречаются слова в переносном значении? (в художественных произведениях)
Цели урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарём, формировать умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы;
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, презентация.
ПЛАН УРОКА.
- Организационный момент (2 мин)
- Повторение изученного материала (5 мин)
- Знакомство с новой темой (15 мин)
- Закрепление (15 мин)
- Итог (6 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Встаньте, Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке (пожелания учащихся). Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке. Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами, послушав одну сказку.
В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь.
2.Проверка изученного материала:
- А как назывался этот словарь?
- Какие значения имеет слово?
- Словарный запас человека – это….
- Словарный состав человека – это ….
- У каждого человека одинаковый словарный запас слов или разный?
- Напишите, почему вы так думаете?
Спикер каждой группы защищает ответы, а затем сверяются с ответами учителя. (ОЦЕНИВАНИЕ)
- А скажите, в какой стране живут слова и куда их помещают?
Какова главная задача слов? Для чего они необходимы человеку?
Какова главная задача слова?
Может напоить водою
Может гайку отвинтить
А еще он дверь откроет
Чтоб хозяев в дом впустить.
- Какова же отгадка? (учащиеся рассуждают и дают ответы)
- Что можно сказать о слове КЛЮЧ?
- Итак, ребята, о каком ключе идет речь? Изобразите на А 4 ключ. (ОЦЕНИВАНИЕ)
Формулирование темы урока, постановка цели:
Значит о чем пойдет речь на уроке?
Чему вы должны научиться сегодня?
К чему должны стремиться?
(учащиеся проговаривают цели и задачи урока)
- Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему урока.
3.Открытие новых знаний.
- Что значит слово колокольчикв следующих текстах?
Еду, еду в чистом поле;
Что глядите на меня,
-Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом – это
звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.
- Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.)
- Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение)
ФИЗМИНУТКА
4.Закрепление
А) - На экране вы видите слова. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика, 1 – однозначные, 2 - многозначные:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, телевизор, тарелка, человек, стул, кошка.
- На какие 2 группы вы их разделили? (однозначные и многозначные) (ОЦЕНИВАНИЕ)
Б) Самостоятельная работа
- Напишите примеры слов, которые, по вашему мнению, будут являться однозначными?
(ОЦЕНИВАНИЕ)
- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками. Расскажите о каждом значении слова.
- Как называются все эти слова? (многозначные)
- Почему?
Учащиеся на А 4 выполняют задание, затем выбирают спикера и защищают работу.
(ОЦЕНИВАНИЕ)
Г) Обратите внимание на экран. Сколько разных картинок на нем. Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название
5.Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли ее достичь? (ответы учащихся)
Ребята поднимите сигнальные знаки:
- я понял тему урока (зеленый)
- я не совсем понял (желтый)
- мне сложно понять эту тему (красный)
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.
6.Домашнее задание:
- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание
1. Составить небольшой рассказ, используя многозначные слова
2. Записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова.
Напишите пожелания одноклассникам на Новый Год на игрушках и повесьте на елочку!
Читайте также:
- Контроль в доу по познавательно исследовательской деятельности в
- Что за праздник святой богородицы кратко
- Какова главная тема поэзии о войне кто главный герой этой поэзии кратко
- В чем заключались особенности политического развития монархии габсбургов кратко
- План урока применение производной к исследованию функции