Какова главная тема поэзии о войне кто главный герой этой поэзии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. Семейные ценности и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, — вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

Тема памяти в лирике Твардовского

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, — ума не приложу, —

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, —

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам наравне с живыми голос свой

Я обращаю в каждом новом слове, —

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна ни покрышки, —

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

Тема памяти в стихотворениях о Великой Отечественной войне.

ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ

Память — понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…

В.А. Жуковский

Поэма “Певец во стане русских воинов”

В тематике стихотворений В.А. Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут

”; Дмитрия Донского, который “
летит погибельной грозой на рать иноплеменных
”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “
грозный наш Суворов
”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:
За них, друзья, всю нашу кровь
!
На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы
А.С. Пушкин

По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков:Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества

Степан Щипачев

Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта: Весь под ногами шар земной.Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мнойПогибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?

Поэма “Реквием”, одно из центральных произведений всего творчества Анны Ахматовой. Была написана после того, как поэтесса “провела семнадцать месяцев в тюремных очередь в Ленинграде”. Поэма состоит, будто из отдельных стихотворений, не имеет внешне построенного сюжета, но на самом деле композиция ее довольно четкая, а переход от одного эпизода-мгновения создает даже определенное сквозное действие. Прозаичный отрывок “Вместо предисловия” объясняет, откуда возник замысел, “Посвящение” декларирует авторское отношение к теме и собственно то, о чем будет идти речь в основной части, но уже в “Посвящении” вместо местоимения “я” стоит “мы”:

Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат.

Итак, Анна Ахматова рассказывает не только о себе, ее лирическая героиня — это, кроме нее, еще и все “невольные подруги”, что прошли кругами ада от ареста близких людей до ожидания приговора. “Нет, это не я, это кто-то другой страдает”, — не только отстраняется от собственного состояния души, а снова намек на обобщение.

Разве можно определить, о ком именно речь идет в строках: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, — пишет она уже в эпилоге, где подводится своеобразный итог темы. Эпилог поэмы частично тоже посвящение, в нем выражается желание назвать всех страдалиц поименно, но так как это невозможно, Анна Ахматова призывает отдать им (и не только им) честь другим способом — запомнить в страшные времена, когда

… Безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных “Маруся”. — так, как поклялась помнить она. Даже памятник себе она просила поставить там, “где стояла я триста часов”, Чтобы не забыть обо всем и после смерти.

Тема памяти в стихотворениях о Великой Отечественной войне.

Поэмы А. Т. Твардовского

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы “Василий Теркин”. В главе “Переправа” автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, – Ни приметы, ни следа. Слово “память” в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение “вечная”. Много погибло народу на той переправе (“Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…”). “Вечная память погибшим!” – будто восклицает автор.

Знаменитая поэма Твардовского “По праву памяти” – это своеобразное “окно” в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя “врагов коммунизма”. Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране.

основные темы произведения:

Сын за отца не отвечает — Пять слов по счету, ровно пять. Но что они в себе вмещают. Вам, молодым, не вдруг обнять. Их обронил в кремлевском зале Тот, кто для всех нас был одним Судеб вершителем земным, Кого народы величали На торжествах отцом родным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

твардовского я убит подо ржевом


В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Ответ: Главная тема поэзии о войне - сама война. Ее быт, порой жуткий и пугающий для современного человека, но обычный для военного.

Главный герой этой поэзии - обычный русский солдат. Он прост, но не простоват. Это солдат-герой, солдат-освободитель память, о котором будет жить вечно.

Рассказ называется "хамелеон", потому что герой Очумелов меняет свой настрой к собаке, как хамелеон: при нужных объстоятельствах по-разному. Это можно понять по резкой смене настроя, настроение, отношение к другим людям.
Очумелов- хамелеон, который боится наказания.
Хрюкин-тот, кто спровоцировал всё дело.
Толпа постоянно выкрикивает разные додумки по поводу того, чья собака. Из-за неё Очумелов и меняет свой "окрас".

Размышляя над особенностями жанра, мы можем сопоставить исторический роман с древнерусской летописью или западноевропейской хроникой. Что в них общего и чем они различаются?

Прежде всего, повествование ведётся о событиях прошлого, но летопись и хроника создают впечатление независимого объективного повествования. Летописец ничего не сочиняет, он рассказывает о том, что было, по его мнению, на самом деле. Рассказывает последовательно и обстоятельно, стремясь создать системную, целостную картину мира. Хроника напоминает личный дневник, но посвящена она не жизни отдельного человека, а истории каких-то земель, правлению европейских государей и жизни народа в разные периоды правления. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические деятели и вымышленные персонажи.

Итак, в процессе изучения романа В.Скотта попытаемся разобраться в том, с какой точки зрения рассматривает автор историю, как сплетаются в романе история и вымысел, каким предстаёт перед читателем средневековье в изображении английского писателя-романтика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

К поэтам, писавшим стихи о войне, можно отнести:

Какое стихотворение о ВОв произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нем особенно вам понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использованы в этом стихотворении? Приведите примеры.

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

Ответы

Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.

Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- знакомство с поэзией и поэтами периода ВОВ;

- сформировать представление о взаимовлиянии литературы и исторических событий;

- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Вступительное слово учителя

Ведущий 1 (учитель): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое неотопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. К сожалению, в соседнем государстве это реальность. Поэтому забыть, что страшные годы Великой Отечественной войны являются историей нашей Родины, мы не имеем права. Наши прадеды тоже, как и люди на Украине, жили мирно, не ожидая, что фашизм ворвется в их дома.

У каждого из вас была

Своя семья, своя забота,

Своя привычная работа

И мир привычного тепла.

Наш сад был вишнями богат,

был чистым добрый летний вечер…

Эпиграфом к данному уроку мы подобрали строки стихотворений Ю. Друниной .

Цели и задачи урока:

- присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

- услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

- выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом.

К уроку учащиеся должны были выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные ВО войне.

Проверка домашнего задания

Учащиеся наизусть рассказывают стихи о войне, вначале называя авторов этих стихотворений.

- Какую роль играла в годы войны поэзия?

( Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)

- Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

( Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.)

Учитель : Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке "Когда говорят пушки, музы молчат" в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо.Поэзия как самый короткий, самый оперативный, становится самым популярным жанром военных лет. Много замечательных стихотворений было рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Ученик 1. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

Учитель : 1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом.. Более 400 из них остались на поле боя… Одни, как В. Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов били военными корреспондентами на передовой. Другие прошли войну как солдаты и офицеры. Среди них В.Астафьев, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, А.Тарковский и многие другие. А сколько их было совсем юных. Они еще не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники, а это аудитория строгая и живая. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.

Показ слайда 8

Учитель : У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви…

Учитель : Чувства, усиленные близостью смерти , находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды , надежды на то , что тебя любят , помнят и ждут…

Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКОМ

- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут?

- О чем же стихотворение Симонова? ( О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)

Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.

Показ слайда 18

Учитель : Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но на этой войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из"снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала "языка". Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

ЧТЕЦ-ДЕВУШКА: Поэтесса Юлия Друнина в далеком 1943г. написала такие строки:

Я только раз видала рукопашный,

Раз — наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне

Тот ничего не знает о войне.

Ю. В. Друнина."Я только раз видала рукопашный. ". 1943

Учитель : Юлия Друнина, (1924—1991), поэтесса. На войне была санинструктором (2-й Белорусский фронт). Награждена медалью "За отвагу", была ранена. В госпитале ее "впервые за всю войну. вдруг снова потянуло к стихам". Вернувшись в Москву, в конце декабря 1944 г. поступила в Литературный институт. Участница Первого Всесоюзного совещания молодых писателей (1947). Сборники стихов "Разговор с сердцем" (1955), "Современники" (1966), "Не бывает любви несчастливой. " (1973), "Окопная звезда" (1975), "Мир под оливами" (1978), "Бабьелето" (1980), "Мы обетам верны" (1983) и др. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России и др. "Незащищенное, обожженное" сердце ее не выдержало мирного, жестокого времени. Она ушла из жизни в 92-м, ушла добровольно.

Учитель : Стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году:

Учитель : Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остаётся женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

Показ слайда 22 (продолжается)

Учитель : Победа. Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными натруженными руками. И впервые за тысячу четыреста восемнадцать дней надЕвропой воцарилась тишина.

Показ слайда 25

Учитель : Победа. Народ ждал ее четыре года. Четыре долгих года он шел к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, все же выстоял и победил.

Показ слайда 26

Учитель : 2 миллиона 700 тысяч сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Пусть каждый осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших,

чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей и пусть вопрос: достойны ли мы памяти павших – всегда будет волновать нас, Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. Показ

5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.

Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, столько всяких дыр.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку; А как зовут, забыл его спросить.

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме…

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она спасена.

И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее.

В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

* Завещаю в той жизни * Вам счастливыми быть * И родимой отчизне * С честью дальше служить.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Тема памяти является сквозной в лирике А.Т. Твардовского. Поэт, всей душой любящий свою Родину, не может быть равнодушным к её судьбе и истории, а потому творчество Твардовского пронизано острым драматизмом, вызванным множеством несчастий и горестей, выпавших на долю русского народа. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского условно делится на два аспекта: это осознание важности памяти о погибших в Великой Отечественной войне и понимание значения памяти семейной.

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода…

И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Тема памяти в лирике Твардовского

нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же.

Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете Живых и мертвых, знаю только я.

Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.

Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!

Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Читайте также: