Примерные программы внеурочной деятельности по математике в основной школе по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Зарипова Гулюса Маратовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нурлат

Автор: Гибадуллина Гульшат Илсуаровна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нурлат

Пояснительная записка

В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов- личностных, предметных и метапредметных. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, ориентирована на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, приобрести навыки исследовательской деятельности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • развитие у обучающихся познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
  • расширение и углубление знаний по предмету.

Режим и формы занятий

Началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября- начало октября, а завершением работы – конец апреля. Режим проведения занятий: по 1 занятию в неделю в течение 34 учебных недель. Срок реализации- 1 год.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично- поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.

Предполагается изложение и обобщение теории, практические занятия с элементами игр, ребусов, головоломок; конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады; заслушивание рефератов учащихся; коллективный выпуск математической газеты; разбор заданий муниципальной олимпиады; изготовление моделей для уроков математики; чтение и обсуждение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика возникла в результате необходимости использования ее эле­ментов в практической деятельности людей. В начале своего развития мате­матические знания служили преимущественно практическим целям. Оторван­ность математических знаний школьного курса от практики приводит к непо­ниманию цели изучения правил, формул, теорем, закономерностей и вызывает снижение интереса к математике.

Данной программой предусмотрено использование всех заданий исклю­чительно с практическим содержанием (в том числе и заданий на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из по­вседневной жизни.

Включение в образовательный процесс математических задач практиче­ского содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечи­вает формирование познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной дея­тельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребно­стей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетво­рены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математиче­ских знаний в реальной действительности. Она способствует развитию пред- метных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Программа ориентирована на базовый уровень владения математически­ми знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении ма­тематики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматри­вают математику как средство получения дополнительных знаний о профес­сиях.

Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности уча­щихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения по­ставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.

Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.

Задачи программы:

расширить представление учащихся о практической значимости мате­матических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сфор­мировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформиро­вать устойчивый интерес к математике, как к области знаний;

сформировать представление о математике, как о части общечеловече­ской культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для ис­пользования в практической деятельности; обеспечить возможность погруже­ния в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой; развитие навыков организации и осу­ществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и други­ми. взрослыми людьми для решения общих проблем; формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

развивать логическое мышление, творческие способности обучающих­ся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следствен­ные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделиро­вания ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической дея­тельности с реальными объектами.

В основу программы заложена педагогическая идея моделирования ре­альных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.

Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностного подхода, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.

Проведение занятий возможно на базе учебного кабинета, оснащенного оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий.

В основу содержания программы заложены следующие психолого- педагогические принципы:

• доступность и наглядность;

• связь теории с практикой;

• учет возрастных особенностей школьников;

• вовлечение обучающихся в активную деятельность;

• целенаправленность и последовательность деятельности;

• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения;

• единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом;

• учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах их проявления;

• свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном опыте;

• развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать друг друга.

В основу реализации программы заложена следующая структура педагогической деятельности:

1. Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учи-тель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.

2. Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач, постановку проблемы, решение которой обеспечивает освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.

3. Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности (заинтересованное наблюдение, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности).

• Школьники приобретают опыт социальных знаний о реальных событиях, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни и практической деятельности.

• У школьника формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества - человек, семья, природа, знания, труд, культура.

• Каждый школьник приобретает опыт самостоятельного социального действия: взаимодействие друг с другом, с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его компетентности, идентичности.

Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Метапредметные результаты

Формируемые регулятивные УУД:

• Определять цель деятельности самостоятельно и с помощью учителя.

• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

• Планировать деятельность (в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) и последовательность выполнения отдельных действий в её составе.

• Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).

• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).

Определять успешность выполнения своего задания, причины трудно­стей, степень достижения запланированных результатов.

Формируемые познавательные УУД:

навыки решения проблем творческого и поискового характера;

навыки поиска (в информационных источниках и в открытом информационном пространстве), анализа, интерпретации и представления информации;

навыки выбора наиболее эффективных способов действий, в том числе в ситуации исследования.

Формируемые коммуникативные УУД:

умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

умение формулировать собственное мнение и позицию, с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли;

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

В результате прохождения программы школьники получат более полное представление о математике как о сфере человеческой деятельности, о её роли в познании и практике, а также научатся:

Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни; распознавать математические понятия и приме­нять их при решении задач практического характера.

Моделировать практические ситуации средствами математики, способ деятельности через использование схем, интерпретировать результат решения задачи.

Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического значения и с применением известных правил.

Применять навыки инструментальных вычислений, некоторые приё­мы быстрого решения практических задач.

Применять навыки измерений и решения геометрических задач для моделирования практических ситуаций.

Выдвигать гипотезы при решении практических задач и понимать не­обходимость их проверки.

Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

Получать знания об экономических и гражданско-правовых понятиях и осмыслять их математические аспекты.


Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые (кто знает?!) в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера, через посещение предприятий, встречи со специалистами позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку.

Вид программы: авторская.

Новизна заключается в том, что программа разработана для семи параллелей: для учащихся 5–11 классов. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.

Цели организации внеурочной деятельности:

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;

4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.

Обучающие:

- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.

- Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.

- Формировать навык применения операций Булевой алгебры: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания в прикладных задачах.

- Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

- Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.

- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

- Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.

- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

Развивающие:

- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

- Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

- Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания.

Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия.

Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.

Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС, ООП и ООО [2].

Особенности возрастной группы. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Этим можно объяснить то, что основной формой внеклассной работы по математике с учащимися 5–7 классов может стать кружок, с учащимися 8–9 классов — турниры, конкурсы; с учащимися 10–11 классов — олимпиады, конференции, проектная деятельность, экскурсии, математические дебаты (совместные размышления, споры по той или иной математической проблеме). Набор детей — свободный, по желанию.

Режим занятий: в 1 час в неделю — в 5–7 классах, по 2 часа один раз в две недели — в 8–11 классах (каждый учитель вправе планировать и менять режим занятий по своему усмотрению).

Содержание программы

Элементы содержания: введение в тему, решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания; комбинаторика-1: ключевые задачи; высказывания, Булева алгебра, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; геометрические забавы.

Формы организации образовательного процесса: уроки-практикумы, конкурсы, интерактивный урок, соревнование, праздник, урок-презентация, моделирование, урок-сюрприз, урок-исследование, брейн-ринг.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Элементы содержания: введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; простейшие графы-1; задачи на оптимизацию, алгоритм Ли; забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой); неопределенные уравнения; теорема Пифагора; полуправильные многоугольники, задачи на разрезание; построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея; геометрические измерения на местности.

Форма организации образовательного процесса: урок-сказка, урок-игра, урок-соревнование, проблемный урок, конференция, урок-симпозиум, лабораторная работа, смотр знаний, экскурсия, семинар.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проектно-исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Тема III. Делимость иостатки (12часов).

Элементы содержания: введение в тему; остатки, четность-нечетность, признаки делимости; остатки, алгоритм Евклида; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Тема IV. Вычисления (28 часов).

Форма организации образовательного процесса: турнир, экскурсия, урок-практикум решения задач, устный журнал, политехническая викторина, КВН, деловая игра.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Тема V. Комбинаторика— 2 (34 часа).

Элементы содержания: введение в тему; математическая индукция; классические задачи, разные схемы ММИ; делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах; исследовательский проект.

Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач, конференции, симпозиумы, проектная деятельность, уроки-семинары, уроки-презентации.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Тема V. Комбинаторика— 2 (43 часа).

Элементы содержания: введение в тему; треугольник Паскаля; правило произведения; сочетания, перестановки, размещения; встречи с преподавателями ВУЗ-ов; теория стратегии, шары и перегородки; бином Ньютона; теория вероятности в задачах; понятие инварианта; раскраска, инвариант — остаток; принцип крайнего.

Форма организации образовательного процесса: уроки-лекции, уроки-практикумы решения задач, уроки углубления, пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки-аукционы, проектная деятельность.

Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. познавательная, учебно-тренировочная.

Элементы содержания: введение в тему; изоморфизм, формула Эйлера; ориентированные графы, топологические опыты и исследования; неравенства, индукция в неравенствах; исследовательский проект; алгоритмы и программирование.

Форма организации образовательного процесса: урок-демонстрация, урок-практикум решения задач; конференции, проектная деятельность, урок-исследование, урок-презентация, экскурсия.

Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение, познавательная, учебно-тренировочная.

Планируемые результаты испособы их проверки

Требования куровню освоения содержания курса. Врезультате изучения курса учащиеся:

- Расширяют представление о методах математики в познании действительности;

- Приобретают знания и навыки в решении нестандартных, в том числе олимпиадных задач.

Развивают умения:

- воспроизводить изученные понятия, алгоритмы решения задач с помощью нестандартных методов;

- анализировать и выбирать оптимальные способы решения нестандартных уравнений и неравенств;

- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения;

- самостоятельно выдвигать гипотезы, логически обосновывать суждения, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения.

Воспитывают:

- критическое мышление, умения в исследовательской, творческой деятельности;

- самостоятельность в конструировании своих знаний;

- самостоятельность в выдвижении гипотез, логических обоснований суждений.

Способыпроверки результатов. Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.

образовательн ой программе осн овного общ его образова ния предусмат риваются:

− учебные курс ы, обеспечиваю щие разли чные интерес ы обучающихся ;

Это означает воз растание роли в неурочной деят ельности, в рамках которо й

создаются нов ые возможн ости для самореализации и творческого развития

Впервые в документах таког о уровня уделяется столь значительное внимание

деятельности шк ольников, организ уемой за рам ками уроков.

В педагогиче ских словар ях и энцикло педиях, специ альных работ ах ученых

которым понимают ся организова нные и целена правленные занятия с учащим ися,

проводимые шк олой для расширен ия и углубления з наний, умений, нав ыков

развития инд ивидуальных спос обностей, а также дл я проведения ими р азумног о

Внеклассная работа – это составная часть учебно - воспитательной работы

школы, которая ор ганизуется во в неурочное время пионерской и комсомольск ой

организациями, другими органами детского самоуправ ления при активной

помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего,

классных рук оводителей и вожат ых. (Педагогическая энцик лопедия. М., 196 4).

В Российской педагогическо й энциклопедии, изданной в 1 993 г., внеклассная

работа вообще не рассматриваетс я, но раскрывается поняти е «внеурочная

для проявле ния творчес ких спосо бностей, орга низация реальных дел, доступных

для детей и и меющих конкретны й результат, внесение в жизнь ребенка

романтики, фантазии, элемент ов игры, оптимист ической перспективы и

которая стала рассматриватьс я как н еотъемлемая часть образователь ного

процесса, но ее четкого определения в стандарте не дается. Она хара ктеризуется

как о бразовательна я де ятельность, осуществляемая в формах, о тличных от

классно - урочн ой системы. Эта деятельность имеет свои собственны е задачи, но,

одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения

1.Обеспечен ие достижения планируемых резуль тато в освоения о сновных

3. Обеспечен ие благоприятной ада птации ребё нка в школе;

5. Учёт возрастн ых и индивидуаль ных особенностей о бучающихся.

Специфическ ой чертой внеурочной р аботы по матем атике, с учетом

решаемых в ней д идактических задач, а также возрастны х особенностей

учащихся, являетс я то, что формы ее организации деля тся на постоянные и

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект на тему:"Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС".

Ф.И.О. участника:

Галиева Резида Амирзяновна, учитель математики

Казань - 2017

Содержание с указанием страниц:

2.1. Нормативные и методические основы внеурочной

2.2.Формы внеурочной деятельности.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта.

1.Постановка проблемы.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Цель проекта: Выявить основные виды внеурочной деятельности по предмету математика и реализовать (наиболее приемлемые) на базе ОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта:

1. Определить роль внеурочной деятельности в ФГОС.

2. Классифицировать внеурочную деятельность по математике по видам и по формам.

3. Разработать рабочую программу для математического кружка в 5 классе.

4. Применить данную программу при работе кружка в 5 классе.

Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (апрель 2017 учебного года): изучение ФГОС ООО, нормативно-правовых документов, методической и психолого-педагогической литературы, интернет - ресурсов, положительного опыта педагогов-математиков, имеющих эффективные наработки в данной области; конкретизация проблемы.

3.Рефлексивный этап (апрель-май 2018 учебного года) - подведение итогов проекта и анализ результатов; разработка рекомендации для дальнейшей проектной работы.

2. Содержание работы

Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС.

2.1.Нормативные и методические основы внеурочной деятельности.

2.ФГОС ООО (утверждены приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МО и Н РФ от 4 октября 2010 г. № 986);

4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МО и Н РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106).

6.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования (приложение к письму МО и Н РФ 12.05.2011 №03-296).

Необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов

внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2.2.Формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность по математике строится на принципах добровольности и дополнительности, служит для углубления и закрепления математических знаний, формирования культуры математического мышления, развития интереса к предмету, формирования и развития элементов математической креативности. Она развивается по основным направлениям (в ФГОC названы такие формы):

I. Традиционные.

круглые столы, конференции, диспуты;

олимпиады, ШНО, исследования;

общественно полезные практики

II. Новые формы работы

1. Участие в дистанционных научно- практических конференциях.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

1)вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; 2)углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;

3)развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;

4)выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Внеурочные формы обучения построены на принципе добровольности, не регламентированы необходимостью выставления оценки учащимся, проходят в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.

Формы организации внеурочной работы по математике делятся на постоянные и непостоянные (временные) в зависимости от решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся,

например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют диагностический характер.

Рассмотрим некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике.

1)Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок объединяет учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководителем кружка является учитель математики.

К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера .

2) Главная цель математического вечера - вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. В математический вечер обязательно включаются фрагменты в игровой форме, художественная часть, а также элементы соревновательного характера — викторины, конкурсы и т.п. Игровая часть может начинаться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.

3)Математическая конференция имеет своей целью выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция чаще всего приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе).

4) Эффективная и популярная форма работы с одаренными учащимися – олимпиады, позволяющие ребенку проявить свои способности. Уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.

5)Математический бой – это командный вид соревнования. Мат. бой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Во - первых мат. бои могут быть организованы как турниры внутри классные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Во-вторых, мат. бои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд. В-третьих, при всем многообразии содержательной стороны мат. бои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Мат.

бои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков.

6) Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.

Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.

7)Научное общество учащихся – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению. Они направлены на развитие творческой личности; сплочение коллектива; воспитание нравственности; развитие познавательной активности, трудолюбия, творческих способностей; выработку общественных норм поведения .

8) Неделя математики.

Проведение Недели математики преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

9)Факультатив направлен на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Итак, систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1:


На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Итак, среди многообразия форм внеурочной деятельности, мы остановились на кружке как наиболее стабильной форме проведения организованной внеурочной деятельности , которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

2. Повышение интереса учащихся к изучению математики.

3. Повышение учебной и познавательной активности учащихся.

4. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся.

5. Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности;

6. Развитие навыков организации научного труда, работы с различными источниками информации.

7.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.Заключение

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

5.Литература

1.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.

3.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010г.

4.Примерные программы внеурочной деятельности. М. Просвещение, 2012г.

5.Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / Кривоногов, В. В. / М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.

6.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 80

Читайте также: