Развитие творческих способностей через проектную деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Кроме того, в целостном педагогическое процессе формирование творческих способностей – необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, в том числе и начальной.

В психолого-педагогической науке под творческими способностями принято понимать индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающей в себя готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

В свою очередь, творчество вообще – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Наиболее благоприятные условия для решения вышеуказанных задач создает проектная технология, ведущим методом которой является метод учебных проектов. Принято считать, что метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а его внедрение практикуется уже на начальной ступени школы.

История данного вопроса состоит в том, что МЕТОД ПРОЕКТОВ – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Ещё в начале прошлого века сторонники метода проектов В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др. провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни. Были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов.

Обучение школьников проектной деятельности – это специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно- процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование готовности к проектному взаимодействию с миром. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция. Подготовку к данной конференции учителя и учащиеся начинают с начала учебного года: выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, прогнозируют желаемый результат.

Далее работа над проектом делится на несколько этапов. Учащиеся знакомятся с информационными ресурсами по теме, анализируют, отбирают и систематизируют необходимую информацию. Затем учащиеся приступают к практическому выполнению проекта, создаю проектную папку, готовятся к защите своих творческих (исследовательских) работ. На каждом из этапов выполнения проекта учащиеся работают в тесном сотрудничестве с учителем. На научно-практической конференции проходит презентация ученических проектов. Лучшие работы защищаются на городском уровне.

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого было достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая. Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный (добукварный) период.

2. Проведение викторины на знание алфавита;

4. Придумывание своих необычных азбук: фруктово-ягодные, азбуки имён;

5. Расстановка в классной библиотечке книги по алфавиту (по авторам).

По данной теме дети выполнили следующие творческие проекты:

- записи загадок с рисунками-отгадками;
– был проведён праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок.

Постепенно проектная деятельность увлекла учащихся, их заинтересовал не только сам процесс изготовления продукта, ребята стали активно участвовать в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, старались распределять роли и обязанности в групповых проектах, составлять план работы. Дети получили определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличилось количество ребят готовых защищать свои работы.

В календарно-тематическом планировании мы выдели вводный урок и урок-презентацию (защита проектов).На вводном уроке учитель знакомит детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирует проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Учитель оперативно управляет процессом, указывает источники информации, дает краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок рекомендуется проводить в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Актуальность. Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе, потому что стремление к творчеству присуще всем людям. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить.

Большие возможности для развития творческих способностей школьников создаёт проектная деятельность. Поэтому я определила тему своей работы “Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся”.

Цель работы: рассмотреть возможности использования проекта для развития творческих способностей учащихся.

Глава 1. Возможность развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности с использованием метода проектов

В полной мере реализовать творчество можно с помощью внеурочной деятельности.

Рассмотрим, какие стороны и характеристики метода проектов в наибольшей степени адекватны целям и задачам развития творческих способностей учащихся.

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельность деятельности учащихся. Самостоятельность определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью самостоятельного выбора пути решения задачи, проявить свои способности в проектной деятельности, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта. Метод проектов всегда предполагает целенаправленное использование определённой совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении проектов является креативность. Она связана с постановкой проблемы и поисками путей её решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности и результатам, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует развитие творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Рассмотрев, метод проектов как средство развития творческих способностей на внеурочных занятиях можно говорить, что проектный метод напрямую связан с творчеством.

Глава 2. Организация и результаты работы по развитию творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности

В нашей школе с 2012 – 2013 учебного года 5-ые классы обучаются по ФГОС второго поколения. В рамках введения ФГОС второго поколения для них организована внеурочная деятельность. Среди часов внеурочной деятельности 1 час отведён под проектную деятельность. Я третий год являюсь руководителем кружка “Я исследователь” в своём классе (сейчас это 7 “Б” класс). Под моим руководством ученики выполняют различные проекты. В течение года ученик или группа учащихся выполняют один проект. Вот некоторые из них: “Кукла-закрутка”, “Вязаные тапочки”, вышивка крестом картины “Дельфин”, “Фартук”, светильник ночной “Каменный цветок” и др. (см. Приложение)

Творческие проекты, выполненные учащимися

Во время работы над проектом ученики самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекая знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде.

По окончании работы проводится презентация проекта сначала в своём классе, затем между классами параллели и на окружной НПК.

Защита проекта помогает учащимся развивать монологическую речь, умение уверенно держаться во время выступления, артистические умения, умение отвечать на неожиданные (порой каверзные) вопросы, умение готовить и применять средства наглядности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Важно отметить, что творческие способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания.

Мы рассмотрели метод проекта как средство развития творческих способностей учащихся. В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007 г.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Исходя из этого, перед педагогами специальной (коррекционной) школы встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из таких методов обучения является метод проекта. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограничениями в развитии к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого это детское творчество.

Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Преимущества метода проекта :

• он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

• успешно интегрируется в образовательный процесс;

• обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

• позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия;

• сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Занятия методом проектирования – это удел не только учителей-иноваторов, но и воспитателей, а так же всех творческих людей, включая родителей. Особо важно заниматься творческой, научно – поисковой деятельностью начиная с младшего школьного возраста, когда идёт активное формирование различных процессов и их личностное и социальное становление.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести меж предметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основными этапами проектной деятельности являются :

• мотивационный (я, как педагог заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; воспитанники обсуждают, предлагают свои идеи);

• планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);

• информационно-операционный (воспитанники собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);

• рефлексивно-оценочный (воспитанники представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

Для развития творчества у детей с - педагоги главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от педагогов требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе на равнее с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными, детьми.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей (уровня интеллектуального и физического развития) могут самостоятельно выполнить задание, поэтому учитель совместно с учениками в обсуждении определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы.

При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны очевидны:

• получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

• приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

• духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

• профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ);

• приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

При правильно подобранных методах и поставленных целях при создании проекта, дети с ограничениями в развитии могут ничем не отличаться, а может даже и слиться с нормально развивающимися сверстниками.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Конечно, учитывая особенности таких детей, накладываются естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать и младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.

2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.

3. Шаповалова О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2.

Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей.

Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье. Главная цель моей работы совместно с.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Кроме того, в целостном педагогическое процессе формирование творческих способностей – необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, в том числе и начальной.

В психолого-педагогической науке под творческими способностями принято понимать индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающей в себя готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

В свою очередь, творчество вообще – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Наиболее благоприятные условия для решения вышеуказанных задач создает проектная технология, ведущим методом которой является метод учебных проектов. Принято считать, что метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а его внедрение практикуется уже на начальной ступени школы.

История данного вопроса состоит в том, что МЕТОД ПРОЕКТОВ – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Ещё в начале прошлого века сторонники метода проектов В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др. провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни. Были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов.

Обучение школьников проектной деятельности – это специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно- процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование готовности к проектному взаимодействию с миром. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция. Подготовку к данной конференции учителя и учащиеся начинают с начала учебного года: выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, прогнозируют желаемый результат.

Далее работа над проектом делится на несколько этапов. Учащиеся знакомятся с информационными ресурсами по теме, анализируют, отбирают и систематизируют необходимую информацию. Затем учащиеся приступают к практическому выполнению проекта, создаю проектную папку, готовятся к защите своих творческих (исследовательских) работ. На каждом из этапов выполнения проекта учащиеся работают в тесном сотрудничестве с учителем. На научно-практической конференции проходит презентация ученических проектов. Лучшие работы защищаются на городском уровне.

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого было достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая. Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный (добукварный) период.

2. Проведение викторины на знание алфавита;

4. Придумывание своих необычных азбук: фруктово-ягодные, азбуки имён;

5. Расстановка в классной библиотечке книги по алфавиту (по авторам).

По данной теме дети выполнили следующие творческие проекты:

- записи загадок с рисунками-отгадками;
– был проведён праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок.

Постепенно проектная деятельность увлекла учащихся, их заинтересовал не только сам процесс изготовления продукта, ребята стали активно участвовать в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, старались распределять роли и обязанности в групповых проектах, составлять план работы. Дети получили определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличилось количество ребят готовых защищать свои работы.

В календарно-тематическом планировании мы выдели вводный урок и урок-презентацию (защита проектов).На вводном уроке учитель знакомит детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирует проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Учитель оперативно управляет процессом, указывает источники информации, дает краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок рекомендуется проводить в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Читайте также: