Грустный вид и грустный час анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Объектом моего исследования стали более 242 стихотворений Тютчева. В их названии, теме, образах я искала ответ на вопрос о том, какое место занимает категория времени в лирике Тютчева.

Обращение к понятию времени придаёт лирике Тютчева философский характер.

Время в поэзии Тютчева присутствуют и в упоминаниях различных частей суток.

Время в формах прошедшего и будущего времени встречается соответственно пять и один раз.

Конечно, эти подсчёты относительны и носят довольно субъективный характер. Но всё-таки они наводят на некоторые размышления. Поражает многообразие форм времени. Можно сказать, что поэзия Тютчева — это энциклопедия средств, изображающих время.

Обращает на себя внимание, что из отрезков времени (век, год, час, минута, миг) чаще всего употребляется век, а менее всего — минута и миг. Год и час, можно сказать, равноправны. В названиях частей суток наиболее привлекает поэта ночь, день — почти в два раза меньше. Промежуточное время суток, например рассвет, наименее употребительно. Из времён года более всего встречаются весна и лето.

Не плоть, а дух растлился в наши дни.

Главной темой произведения является разлад, который произошёл в человеческой душе. Человек способен верить, он “жаждет веры — но о ней не просит. ”. Человек как растение, которое тянется к свету, “рвётся из ночной тени”, “отчаянно тоскует. ”, но он “не просит”, и этот глагол — показатель трагизма обезбоженного мира, мира, который в полной степени иссушил душу человека. И кажется, что между верой и неверием такое большое расстояние.

Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью.

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Отрадно спать, отрадней камнем быть.

(1855)

В стихотворении слышится отчаяние поэта. Век здесь “преступный, постыдный”. Тютчев пытается “спать” в этом веке. “Спать” — это ничего не замечать, создавать свой собственный мир.

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный.

Люди, живущие в этом веке, могут не чувствовать, не жить. Тютчев называет эту жизнь — “удел завидный”. И в этих строках слышится ирония. Поэт негодует по поводу этого “удела”, и это подтверждает знак умолчания и отрицательные повторы.

Не жить, не чувствовать — удел завидный.

Для лирического героя легче быть “камнем”, “спать”, чтобы не видеть эти преступления, ложь, бездуховность. Он разочарован веком и находится в состоянии трагического разлада со своим временем, не принимает его, в душе поэта живёт ощущение идеального века. Здесь нет прямого противопоставления, но оно присутствует: “не смей меня будить”, “отрадно спать”. Очевидно, сон рисует контрастное время.

Понятие “век” принимает разные значения: и бесконечной протяжённости времени (например:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней
),

и только “наших дней”, то есть века, в котором обитает лирический герой. Отношение Тютчева к веку эмоционально, оценочно. Само слово “век” часто употребляется с эпитетами: например, “век преступный и постыдный”. Для поэта век — это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности времени, трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщённость, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность.

Это подтверждают и другие стихотворения.

Тютчев постоянно противопоставляет время гармонии, равновесия сегодняшнему отрезку времени. Поэт создаёт образы расколотого мира. И эти образы раздвоенности, утраты цельности: “. Трагедия несогласованности мечты и реальности — всё это станет у Тютчева образами, выхваченными из глубины сердца” (Озеров Л. Поэзия Тютчева). И если век у Тютчева — это время, то это время, символизирующее утраты, разлад. Человек бессилен изменить время, он вынужден жить в нём, не смирившись.

Сквозь слёз гляжу.
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моём
Не нахожу.

Всё в жизни для героя прошло и ещё пройдёт. Прошла его молодость.

Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветёшь!

Поэт говорит, что вскоре умрёт, на смену ему придут новые поколения, и Тютчев их называет “лист иной”.

И всё это будет происходить из года в год.

Мелькнут твои младые годы.

Глагол “мелькнут” также подчёркивает быстроту времени. Для Тютчева год — это прежде всего отрезок времени, который быстр, стремителен и невозвратим. Например:

Год у Тютчева — это время, которое нельзя возвратить, оно обязательно пройдёт, забрав человеческую жизнь, радости, печали.

Обратимся к следующей форме — это час. Почему же час занимает одно из главных мест в поэзии Тютчева? Попробуем ответить на этот вопрос.

На возвратном пути

Грустный вид и грустный час —
Дальний путь торопит нас.
Вот, как призрак гробовой,
Месяц встал — и из тумана
Осветил безлюдный край.
Путь далёк — не унывай.

Ах, и в этот самый час,
Там, где нет теперь уж нас,
Тот же месяц, но живой,
Дышит в зеркале Лемана.
Чудный вид и чудный край —
Путь далёк — не вспоминай.

Аллитерация усиливает ощущение безысходности, глубокой печали. Первая строфа заканчивается глаголом “не унывай” — это своеобразный мостик к другой жизни. Возникает ощущение, что эти две картины словно отражены в каком-то странном зеркале, где одно противопоставляется другому. И обе картины сосуществуют одновременно.

А в этот самый час в другом краю “тот же месяц, но живой”, не мёртвый.

Чудный вид и чудный край —
Путь далёк — не вспоминай.

Не вспоминай, потому что обязательно припомнишь другой, безлюдный край. “Не вспоминай” — оставайся там, где “чудный вид”. И не “унывай” — принимай то, что есть, потому что в сознании зримо встаёт идеал. Так в слове “час” совместились два мира. Понятие “час” здесь является символом противоборства, разлада в сознании лирического героя.

Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.

Так многозначно понятие “час” в лирике Тютчева. Час может совмещать разные временные отрезки, делая их одновременными. Контрастные картины, которые сосуществуют в один и тот же час, — символ дисгармонии бытия. Но не только. Озеров увидел в этом совмещении “игру самих жизненных сил”. Нельзя не согласиться с этой догадкой. Так “час” у Тютчева утверждает многообразие бытия.

Миг в лирике Тютчева закреплён за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта — это мгновения, которые он пытается остановить, запечатлеть их.

И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

(1858)

Для Тютчева существование — это боль, отчаяние, страданье. Но где боль и отчаяние, там вера и стойкость. В этом стихотворении жизнь лирической героини — это воспоминания о прошлом, и в этом минувшем осталось так много горя, грусти. Отрешённость от действительности показывает такие детали, как то, что героиня сидит на полу: “Она сидела на полу. ” Разбирает письма. Сейчас она в другом мире, в прошлом. Письма, которые были дороги сердцу героини, сейчас сравниваются с остывшей золой. И это сравнение даёт представление о том, что когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. Любовь прошла, но героиня, взяв эти письма в руки, обжигается, воспоминания приносят ей боль.

И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Сейчас она смотрит на эти листы, и этот взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это ощущение подтверждается следующей строкой: “. любви и радости убитой”. Взгляд этот необычен. Эпитет “чудно” даёт представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чём не жалеет. Метафора “письма — жизнь” подчёркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, её невозможно вернуть. Но всё же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади.

О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Смотрю я на тебя, мой гость минутный.

И страшный груз минутно приподнимет.

С другой стороны — расширяется. Миг является знаком времени переживаний героев, ассоциируется с человеческой жизнью, с важными её проявлениями, например, с любовью. Это чувство никогда не является счастливым у Тютчева. Герой и героиня любят “убийственно”. И это усиливает ощущение драматизма времени.

Итак, каковы наши выводы?

Во-первых, невозможно не почувствовать исключительную философскую направленность лирики Тютчева. В.Соловьёв утверждал, что поэт воплотил “в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни, которому философ даёт определение в разумных понятиях”. Об этой же особенности Тютчева-философа говорит Л.Озеров: “У Тютчева нет стихотворений специально и преднамеренно философичных в том смысле, как это понимают теперь: проблема, обобщение, область логики и выводов. Философия — не область, а пафос тютчевской лирики”. И “ощутительными образами”, которые придают поэзии Тютчева непреднамеренно философский характер, являются, на наш взгляд, именно образы времени, представленные в самых многообразных формах.

Во-вторых, время — тот многоликий образ, через который поэт выразил своё “переживание жизни”, разных сторон бытия, напряжённое стремление проникнуть в смысл событий. Его отличает страстное отрицание своего “постыдного века”, и по накалу чувств в неприятии своего времени Тютчева можно сравнить, пожалуй, лишь с Лермонтовым, который также страстно отрицал свой “век изнеженный”, земное время, противопоставляя ему небесное.

Но, отрицая, Тютчев никогда не уходил от своего времени. Земное бытие осмыслено Тютчевым и как миг, и как вечность, как время утрат и разлада
в мире и в человеческой жизни. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяжённости, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости, о бурях и потрясениях в природе и человеческой душе. Тютчева привлекают вечные тайны бытия, его непреложные законы, против которых поэт не бунтует, а умеет по-пушкински смиренно принимать “новый лист” — новое поколение. Наблюдая за образами времени, мы видим, что Тютчев показывает и игру жизненных сил, их противоборство как вечный закон жизни. Вводя образы времени, поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.

В-третьих, для Тютчева идеального времени в истории человечества не существует. Идеал — лишь порождение мечты поэта, создание его воображения. Противопоставляя два времени, Тютчев не уходит в прошлое, не идеализирует его в отличие от других поэтов (например, Лермонтова). Идеала нет и в любви. Лишь на короткое время лирический герой может испытать состояние покоя своей души, гармонии с миром и с природой. Тютчев не предлагает свой идеал и не зовёт к его воплощению. Его истоки неудовлетворённости, разочарования скорее психологические, как у Фета.

Но эти два современника не похожи друг на друга. У Фета тонкие оттенки переживаний — у Тютчева страстное стремление к бурям и грозам в природе и человеческой душе. Любимые образы природы у Фета обычно даны в полутонах (вечер, утро), а Тютчева влекут контрасты, противоборство природных сил. Неслучайно из частей суток его более всего привлекает ночь, а из времён года — весна и лето.

В-четвёртых, не имя конкретного воплощения, иное, идеальное время постоянно присутствует в лирике Тютчева как контраст, антитеза, умолчание, ирония и так далее.

На наш взгляд, можно говорить не только о двоемирии, но и о двоевременье в тютчевской поэзии. Двоемирие и двоевременье — обязательное условие композиции его стихов.

Родной ландшафт… Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой…
Все голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья-
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера…

История создания

Читайте по теме:

В центре повествования поставлен путь домой. Эта тема волновала Тютчева всегда, но особенно он стал думать о Родине, когда находился за границей. Это было время размышлений и дум, которые всегда окружали поэта.

Композиция

Стихотворение представлено 2 частями. Первая является более оптимистичной, а во второй в большей степени проявляется грусть. Ритм для частей разный, что подчеркивает смену настроения в стихотворении.

Средства выразительности

Тропы способствуют созданию настроения стихотворения. Поэт применяет средства, которые раскрывают образную составляющую стихотворного творчества.

Читайте по теме:

Эпитеты

Вид и час грустные – это эпитеты. Безлюдный край – троп, формирующий настроение в стихотворении. Эпитеты всегда определяют настроение стихотворного произведения, настраивают читателя на определенный лад.


История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.



Когда в кругу убийственных забот

Когда в кругу убийственных забот Нам все мерзит — и жизнь, как камней груда, Лежит на нас,- вдруг знает бог откуда Нам на душу отрадное дохнет, Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет.

Так иногда осеннею порой, Когда поля. уж пусты, рощи голы, Бледнее небо, пасмурнее долы, Вдруг ветр подует, теплый и сырой, Опавший лист погонит пред собою И душу нам обдаст как бы весною…

22 октября 1849



Красивый стих — Тютчева

Жанр, направление, размер

Стихотворение: Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

Осенний вечер


Красивое стихотворение про осенний вечер

Композиция

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Осенней позднею порою

Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья, На тусклом озера стекле, В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров — И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой…



Стихотворение об осени

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

Обвеян вещею дремотой

Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит… Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным, Когда, пробившись из-за туч, Вдруг по деревьям испещренным, С их ветхим листьем изнуренным, Молниевидный брызнет луч!

Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, Когда, что так цвело и жило, Теперь, так немощно и хило, В последний улыбнется раз.



Осень — Федор Тютчев

Темы, проблемы и настроение

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. Лирика его многогранна. В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы.

Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени. Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт.

Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал М. Ю. Лермонтов.

В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко. Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем. Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом.

Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным.

Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Средства выразительности

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Автор: Диана Танцур

Стих — На возвратном пути

Грустный вид и грустный час- Дальний путь торопит нас… Вот, как призрак гробовой, Месяц встал — и из тумана Осветил безлюдный край… Путь далек — не унывай…

Ах, и в этот самый час, Там, где нет теперь уж нас, Тот же месяц, но живой, Дышит в зеркале Лемана… Чудный вид и чудный край- Путь далек — не вспоминай…

Родной ландшафт… Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой Синеет даль — с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… Все голо так — и пусто-необъятно В однообразии немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья- Жизнь отошла — и, покорясь судьбе, В каком-то забытьи изнеможенья, Здесь человек лишь снится сам себе. Как свет дневной, его тускнеют взоры, Не верит он, хоть видел их вчера, Что есть края, где радужные горы В лазурные глядятся озера…



Стих для детей 2 класса об осени

Небо бледно-голубое

Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем.

Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит.

Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине- Югом блещет, югом веет, И живется как во сне.

Все привольней, все приветней Умаляющнйся день,- И согрета негой летней Вечеров осенних тень.

Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни.

Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой.

В этом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием.

И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось…

Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род.

Родной ландшафт… Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой…
Все голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья-
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера…

Читайте также: