Развитие способностей детей как условие подготовки к школе контрольная работа

Обновлено: 06.07.2024

Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Рассмотрены вопросы: подготовки ребёнка к школе в семье;Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению; Взаомоотношения воспитателя и дошкольников; Взаимоотношения воспитателя с семьиёй дошкольника; Дидактические заняти и игры для успешной подготовки дошкольника к школе; Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям.
Автор: Пшеничная Надежда Геннадьевна

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях.

- Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

- Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

- подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;

- подбор упражнения для сплочения родителей; способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;

- изготовление буклета для родителей.

Ход семинара

Воспитатель: - Дорогие мамы и папы, сегодня на нашем онлайн семинаре рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, и мы, воспитатели детских садов, с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Исходя из вышесказанного, сегодня будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

(Слайд №2) Составляющие познавательной деятельности это- восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Как развить у ребенка составляющие познавательной деятельности? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи и педагоги в этом вопросе единодушны: ребенок развивается в игре.

(Слайд №3) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии ребенка дошкольного возраста нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Хочется остановиться на таком психическом процессе, как внимание развитие и совершенствование которого, как и обучение, письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности.

(Слайд №4) Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем в наше время.

И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

(Игры на слайде)

(Слайд №5) Найди чем отличаются картинки. Сколько отличий ты нашел?

(Слайд №6) Что общего? (в двух разных картинках необходимо найти одинаковые элименты.

(Слайд № 7-8) Найди и зачеркни предмет

(Слайд № 9) –Игра сыщики

1. (Играем с родителями). Игра "Бывает - не бывает" (Летает-не летает)

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Папа ушел на работу

Поезд летит по небу

Кошка хочет есть

Человек вьет гнездо

Почтальон принес письмо

На березе выросли шишки

Волк бродит по лесу

Волк сидит на дереве и т. д.

(Слайд 10) Итог: Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию.

(Слайд 11) Важное место в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста отводится развитому логическому мышлению. Мышление – одна из высших форм деятельности человека.

Ло гика (др. -греч.)— наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.

Овладев логическими операциями, ребенок старшего дошкольного возраста станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

Несформированность логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создаст ему большие трудности, и трудности будут расти, поскольку материал будет усложняться. Практика показывает, что если простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) формируются стихийно, то составные логические операции (построение отрицания, доказывание, рассуждение с использованием различных схем) имеют более сложный комплексный характер, их формирование требует целенаправленной методической работы.

(Слайд № 12). Многие методисты сегодня отмечают, что низкий уровень логической культуры старшеклассников – закономерное следствие отсутствия систематической работы над формированием логического мышления с детьми более младшего возраста.

- Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Современной истории доподлинно неизвестна история возникновения первых логических игр в человеческой цивилизации, историю логических игр оставим историкам и перейдем к полезным фактам. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Разнообразие логических игр очень велико:

(Слайд 16-17)Палочки Кюизенера

Подробнее хочу рассказать о логический игре- Блоки Дьенеша.

• Как ваше настроение?

• Было ли вам интересно на нашем мероприятии?

• Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие познавательных процессов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка в период подготовки к школе. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом и психологическом отношениях.

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить. А закончить я хочу стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он

должен у меть взаимодействоват ь со сверстниками, выполнять требования

Основным новообразованием дошкольного детства, считает ся умение

играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы – в игры с

И самое г лавное – у него должно быть хорошее умственное развитие,

которое является основой для успешного овладения школьными знаниями,

умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа

Проблема исследования: Какие условия необходимо создать для

психологической готовности старшего дошкольника к школе?

Объект исследования: целенаправленный процесс формирования

психологической готовности старших дошкольников к школе.

Предмет исследования: проблема психологической готовности

Цель исследования: составление и реализация программы «Готовимся

В процессе написания дипломной работы необходимо решить

1. проанализировать состояние данной темы в психологической

2. подобрать методики для выявления уровня готовности

5. сравнить полученные результаты в констатирующем и

Гипотеза исследования: уровень психологической готовности детей

старшего дошкольного возраста повысится, если реализоват ь программу

Методы исследования: эксперимент (констатирующий, формирующий

1.1 Характеристика понятия психологическая готов ность ребенка к

Одним из важнейших компонентов психического развития в период

дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному

Под психологической готовностью к школе понима ется необходимый

и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения

школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Кулагина И.Ю. выделяет два аспекта психологической готовности –

личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе,

проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, ин теллектуальной

Оба аспекта важны как для того, ч тобы учебная д еятельность ребенка

была успешной, так и для его быстрой адаптации к новым условиям,

безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Под психологической готовностью к школе понима ется необходимый

и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения

школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.M

Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном детстве, приход ит в

школу с определенным уровнем развития этих психи ческих сфер, чего нельзя

сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с задержкой

психического развития (ЗПР), не говоря уже об умственно отсталых.

MКаким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы

можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному

обучению? В данном вопросе имеет смысл при держиваться положений,

разработанных Л.С. Выготским и его п оследователями Л.И. Божович и Д.Б.

В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на

значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих

же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть

наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две

1. широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с

потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их

оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное

место в системе доступных ему общественных отношений";

2. мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью,

интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями ,

Ребенок, готовый к шко ле, хочет учиться и потому, что ему хочется

занять определенную позицию в обществе людей, а именно позици ю,

открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть

познавательная потребность , которую он не может удовлетворить дома.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового

отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович

"внутренней позицией школьника" [3, 35]. Этому новообразованию Л.И.

Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя

позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному

MД.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению,

на первое место ставил сформированность необходи мых предпосылок

учебной деятельности. Анализируя эти пред посылки, он и его сотрудники

 умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно

 умение ориентироваться на заданную систему требований;

 умение вним ательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

Фактически это — параметры развития произвольности, яв ляющиеся

частью психологической готовности к школе, на кото рые опирается обучение

MЛ.С.Выготский считал, что готовност ь к школьному обуч е нию со

стороны интеллектуального развития ребенка заключает ся не в сумме

усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже нем ало важный фактор, а в уровне

развития интеллектуальных процес сов: ". ребенок должен уметь выделять

существенное в явления х окружающей действительност и, уметь сравнивать

их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить

причины явлений, делать выводы. . По мнению Л.С .Выготского, быть

готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обла дать умением

обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и

MС нашей точки зрения, при исследовании интеллекта ребенка на

предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти

характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе.

Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в

себя два этапа интеллекту альных операций. Первый — усвоение нового

правила работы (решение задачи и т. д.); второй — перенос усвоенного

правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.

Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

MУровень развития обобщения, проявляющийся при определе нии

обучаемости, желательно дополнительно исследовать и дру гими методами,

поскольку эта интеллектуальная операция рас сматривается исследователями

готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика

MОб уровне интеллектуального развития ребенка свидетельст вует также

и его речь. Плохо развитая речь обуславливается раз личными причинами,

одной из которых является слабое развитие фонем атического слуха.

Неразличение фонем приводит к то му, что ребенок неправильно произносит

слова, а затем неправил ьно их пишет. Современная методика обучения

чтению строится на основе звукового анализа слова, п оэтому умение

выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально

важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному

обучению, необходимо работать в группе развития по специальной

развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н.И.

MСоответственно приведенному выше теоретическому пони манию

психологической готовности к школьному обучению Гуткиной Н.И.

разработана программа диагностического обследования, позволяющая

выявить детей, не готовых к школе, хорошо гото вых к школе и готовых к ней

MПрограмма предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет

определения психологической готовности к школе. MМет одики, из которых

состоит программа, позволяют дать качественную характеристику

психологической готовности ребенка к школьному обучению.

В данном подпункте было рассмотрено понятие психолог ической

готовности ребенка к школе. Из вышеперечисленных определений

психологической готовности ребенка к школе следует, что это комплексное

понятие, которое включает в себя как психолог ическую, так и умственную и

1.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную

На сегодняшний день проблема подготовки детей к школьному

обучению заним ает значительное м есто в психологических исследованиях.

Во многом это связано с тем, что на повестку дня поставлен вопрос о

постепенном переходе к обучению в школе детей, начиная с шестилетнего

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприят ное профессиональное становление во

многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень

Успешное п ретворение в жизнь этого положения школьной реформы

будет во многом зависеть от тог о, насколько полно при этом будут

учитываться индивидуальные и возрастные психологические особенности

детей, уровень их подготовленности к обучению в школе. Им еются в виду

как первые классы для шестилеток в дет ских садах и школах, так и обычные

первые классы (для семилеток). Неоценимую помощь здесь могли бы оказать

средства психологической диагностики готовности к школьному обучению.

Хотя в теоретическом плане проблемой готовности детей к обучению в

школе за последние 15—20 лет занимались психологи, педагоги, гигиенисты,

педиатры как в странах бывшего советского союза, так и в других странах, В

современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и

четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости". [ 27,

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как

достижение такой степени в развитии, когда ребенок “становится способным

принимать участие в школьном обучении”. В качестве ком понентов

готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный,

социальный и эмоциональный компоненты. [17, 251] А.Анастази трактует

понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями,

способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального

уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".

В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара

выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Исследователь из ГДР Г. В итцлак считает, что для полноценног о обучения в

первом классе школы необходимы определенный уровень умственного

развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни

стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к

обучению (обучаемости), а также социального поведения.

А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе

"представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской

личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития

познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень

сформированности механизмов в олевой регуляции действий и т.д." [23, 56].

Читайте также: