Развитие школы и педагогической мысли в казахстане

Обновлено: 07.07.2024

Лекция 9-10. Этнопедагогическая мысль в Казахстане

План:

1.Казахскаяэнтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане

2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау

3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании

4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке

Литература:

1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

3. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. история школы и педагогической мысли КАзахстана. – Алматы: Кайнар, 1998. – 168.

4. Шалгимбекова А.Б. Проблемы истории школы и педагогической науки в трудах казахстанских педагогов (конец XIX– первая половина ХХ века). – Костанай, 1997. – 28 с.

1. Казахская энтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане

С.А. Узакбаева (дис. д.п.н.): «Народная педагогика – это совокупность знаний, умений, навыков народа в области воспитания иобучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение преимущественно в устной форме через народное творчество (устное и декоративно-прикладное).

С.К. Калиев: Этапы развития этнопедагогики в Казахстане:

1. Мысли и взгляды о национальном воспитании, обычаях и традициях народа. Впервые отраженные в трудах и путевых заметках демократов-просветителей (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин), ученых-этнографов и путешественников второй половиныXIXвека.

2. В 20-е – 30-е годы XXвека специально обращались к этому вопросу А. Диваев, А. Байтурсынов, С Торайгыров, М. Дулатов, Н. Кулжанова, М. Ауэзов.

3. После 45-летнего перерыва стали возобновляться исследования казахской этнопедагогики. Труды М. Габдулина, Б. Момышулы, Б. Адамбаева, И. Оршибекова, С. Калиева, К. Сейталиева, А. Табылдиева, С. Узакбаевой, М. Курсабаева.

Другая позиция (К.Ж. Кожахметова): Развитие казахской этнопедагогики началось в 70-е годы (И. Оршибеков, А. Мухамбаева). С 1991 года наметилось явное оживление в этом вопросе в связи с получением суверенитета республики.

В исследованиях 90-х годов явно наметился культурологический подход к исследованию этнопедагогики (Магауова) и этнографический подход, свойственный исследованиям, связанным с народным декоративно-прикладным искусством, историко-педагогического плана.

2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау

Школа воспитания казахских поэтов-сказителей (жырау)XV – XIX веков нашла отражение в их толгау – стихотворениях-размышлениях.

В поэтическом творчестве АсанКайгы (XV век) изложены мысли о том, каким должен быть человек, о его положительных и отрицательных качествах:

Не возвесть на правду тень.

Мудрого ума примета –

Не искать прошедший день.

Труса подлого примета –

Против вражьих сил не встать.

Злого, хитрого примета –

Скот у немощных отнять.

Глупых и невежд примета –

Слову умному не внять.

Шалкииз-жырау в своих размышлениях о жизни и человеке советует различать хороших и плохих людей:

Хорошие люди – гора, куда не взлетает сова.

Умрут – но хорошие их остаются слова.

А людям плохим – так я думать привык –

Самим же во вред их болтливый язык.

Пронырливость лисья – плохая игра,

Не может она довести до добра.

Жиембет-жырау (XVII век) прославляет смелых и отважных людей:

Ты видел, каков в бою

Я был в походах твоих.

Ты знаешь храбрость мою

И советы слушать привык.

Как я храбр, меня спроси, –

Как тигр, чей прыжок – огонь.

Как я горд, меня спроси, –

Как необъезженный конь.

Актамберды-жырау (XVIII век) в период джунгарского нашествия указывал на священную обязанность каждого джигита защищать родную землю от врагов:

Иной готов похвастать: я батыр.

Но прав ли он, покажет только бой.

Старайся на врага скорей напасть,

Его жалеть – и самому пропасть.

Бухар-жырау (XVIII век) призывает народ к единению и дружбе:

Выступать, казахи, нужно,

Кочевать давайте дружно.

Меж собой объединяйтесь,

Не богатством – этой дружбой

Первым делом вы гордитесь…

Рознь народ мой позабудет,

Во всех врагов вселяя трепет.

Мысли о воспитании, о качествах человека нашли отражение в произведениях Шал-акына (XVIII век):

Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,

На свете есть потяжелее вещи.

Не хвастай, что достиг большого чина,

Ведь выше – белоснежная вершина.

А за вершиной этою в покое

Превыше солнца – небо голубое.

И, думая, что счастлив ты навеки,

Что не страшны измены и наветы,

Не вздумай же в погоне за поживой

Таскать ты зло в мир бессердечный, лживый.

Махамбет Утемисулы (XVIII век) призывает к борьбе за счастье народа:

Красавцы даже в честь своей любви

Без страха жизни жертвуют свои.

Нам трудности любые не страшны,

Когда огонь страстей кипит в крови.

Во имя правды сел на скакуна,

Грудь грозной силой большинства полна,

Чтоб то, что было отнято врагом,

Тебе вернуть, любимая страна.

3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании

Ценные мысли о воспитании высказаны казахскими просветителями Ч. Валихановым, И. Ал­тын­сариным, А. Кунанбаевым.

Чтоб человеком ты был,

И вровень с веком ты был,

И не жил бы суетой,

Ты пять врагов покори

И пять друзей избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Тщету пустую и лень

Смети с пути своего.

Одним из главных средств воспитания Абай считал труд. Он указывал на необходимость учиться ремеслу: скот гибнет от джута, а ремесло не зависит от стихийных бедствий. Абай отмечал важность овладения знаниями, призывал не жалеть средств для обучения детей; считал целесообразным обучение детей в русской школе; вместе с тем уделял особое внимание обучению детей родному языку, чтобы они служили своему народу.

4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке

В ХХ веке этнопедагогические идеи развивались учеными-педагогами, общественными деятелями, исследователями М. Жумабаевым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Айма­у­ы­то­вым, Х. Досмухаметовым, Ш. Альжановым, А. Диваевым.

Көзiндiаш, оян, қазақ, көтербасты,

Өткiзбейқараңғыдабекержасты.
Жеркеттi, дiннашарлап, хал харамбоп,
Қазағым, ендiжатужарамасты .

Таким образом, ученые, просветители ХХ века, думая о будущем своего народа, видели его образование в единстве направленности содержания и чистоты языка, в соответствии с национальным, народным духом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие педагогической мысли в Казахстане. Первый период.

1. Педагогическая мысль Казахстана с древних времен до образования казахского ханства (5-15 вв)

2. Развитие педагогической мысли с момента образования казахского ханства (1 половина 15в)

3. Развитие образования после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней в период приобретения суверенитета и независимости в РК.

История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана . Условно выделяют три основных периода становления педагогической мысли.

1. Ее истоки первоначальные этапы зарождения ведущие отсчет с 5-15 веков (древнетюркские письменные памятники, наследие Аль-Фараби, творение поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой орды, сюда также относится народна педагогика).

2. Развитие педагогической мысли связано с моментом образования казахского ханства – государство раннефеодального типа (1 половина 15 века)

3. Развитие педагогической мысли после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней, период приобретения суверенитета и независимости РК.

В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:

В IX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).

Аль-Фараби не только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной науки представляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектам возрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.

Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.

В начале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстан вторглись войска Чингисхана. Чужеземные захватчики уничтожили десятки городов и поселений, подорвали экономическую основу культурной жизни народов региона. Родина Фа-раби— город Отрар, когда-то процветавший культурный центр средневекового Казахстана, со своей обсерваторией, библиотекой, медресе и караван-сараем, принимавшим богатых купцов из дальних стран, первым в степи оказал сопротивление и пал после шестимесячной героической борьбы. В Отраре сгорела самая значительная, после знаменитой Александрийской, библиотека.

Развитие педагогической мысли в Казахстане Второй период.

В XV—XVII вв. на общественную арену выходят мыслители-жырау, благодаря дару поэтического слова оказавшие определенное влияние на народные массы и завоевавшие большой авторитет. Поэтические толгау (философские стихи) казахских жырау имели не только воспитательно-прикладное, но и идейно-эстетическое значение. Жырау участвовали в походах, являлись советниками хаков, предводителями войск, воспевали сражения, оплакивали смерть батыров, были старейшинами родов и племен. Из этой плеяды мыслителей XV—XVII вв. своей педагогической направленностью особо выделялись Асан Кайгы-жырау (Асан Скорбящий), Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау.

Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в., период джунгарского нашествия, представлена творчеством Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына (1748—1814) и других. Шал-акын, делясь своими размышлениями о различных этапах человеческой жизни, говорит о трех типах юношей, дает характеристику каждому из них.

В отличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) в странах Востока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзия вбирала в себя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика, эстетика, психология, педагогика и т. Об этом писал еще В. Г. Белинский, который отмечал, что поэзия и философия часто до того смешиваются друг с другом, что иное философское сочинение, прежде всего, вы назовете поэтическим, а поэтическое — философским.

Детям казахской феодально-родовой знати (султанов, бисв и старшин) был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др.

На территории казахстана особенно в оседлых его районах еще в период раннего средневековья стали функционировать многочисленные мектебы и медресе. Крупные медресе имелись в Отраре, Таразе, Туркестане. Мектебы находились в аулах, почти в каждом населенном пункте. Учителями были приходские муллы, которые содержались в основном на средвства народа. Учащиеся занимались осенью и зимой 4-6 месяцев в году курс обучения 4 года обучались с 7 лет.

Вторая половина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстане возникает просветительское движение. С появлением на общественной арене предводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новую полосу развития.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841—1889)— видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, публицист, детский писатель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился Затобольском районе, Костанайской области. Был знаком с трудами Ушинского и Коменского. В 1879 году получил назначение на должность инспектора Тургайской обл. в первые годы работы в каждом их 4 уездов открыл по 1 училищу. При них были открыты интернаты на 30 человек, одновременно разрабатывает тип волостных и аульных школ. Аульные школы с 2-х летним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайшей по расстоянию от них волосной или 2-х классной русско-казахской школе и находились под наблюдением заведующих. По его инициативе были открыты женские училища с пансионатом для девушек-казашек.

На территории Казахстана в 1914-1915 годах 2.011 школ, из них 53 средних и неполныхсредних, где обучались более 100 учащихся.

Развитие педагогической мысли в Казахстане 3 период.

Дошкольные учреждения в Казахстане появились после Октябрьского переворота. Первые детские сады появились в Верном (Алматы) и Семипалатинске, в 1917. В 20 годах 20 века активно шла подготовка кадров для детских садов. В Ташкенте открылся казахское училище для подготовки учителей начальных классов и воспитателей детских садов. В 1924 году в Оренбурге, и Кызыл- орде открылись краткосрочные курсы для девушек казашек, которые направлялись в детские сады аулов и сел Казахстана.

Общеобразовательные школы.

По мнению Фараби, природа реально и объективно существующая дан­ность, а человек - центр мироздания, продукт природы.

Целью воспитания, по его мнению, является формирование личности, которая обладает высокими достоинствами, отвечающими требованиям совершенного, добро­детельного, т.е. идеального общества. Задачи воспитания раскрываются через умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

Базой умственного воспитания, развития разума он считал познание ок­ружающего мира, которое возможно через органы чувств и через разум, внут­реннее познание. При этом необходимо наличие целеустремленности и актив­ности обучающегося в учебном процессе. Показателем образованности он счи­тал овладение науками,

Первостепенное значение Аль-Фараби придавал духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. Он перечислил черты характера и нравственные достоинства, которые надо вырабатывать у человека: смелость, мужест­во, дружелюбие, щедрость, правдивость, совесть, добропорядочность, рассуди­тельность, милосердие и др.

Воспитание, по его мнению, должно осуществляться родителями в семье, учителем в школе, добропорядочным правителем в добродетельном обществе. Воспитанию и обучению обязательно должны сопутствовать самовоспитание и самообразование. Педагогику он трактует как практическую (прикладную) философию.

Значительный интерес для нас представляют его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Для него важны, по мнению Аль-Фараби, такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли и выдержка и т.п. Нетребовательного учителя не уважают. Однако, требовательность принимается только в том случае, если сам наставник требователен к себе. По Аль-Фараби, норма поведения учителя в том, что он не должен проявлять излишней строгости, но и не потворствовать нарушениям дисциплины.

Аль-Фараби известен и как педагог-методист по математике. Он показал методику решения геометрических задач, в частности, предложил оригинальную методику построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора и др.

Имя Аль-Фараби в Казахстане упоминается с 1942 года, а интенсивное изучение его трудов началось с 1960 года. Только в Казахстане о нем написано более 500 работ, издано на казахском и русском языках пять трактатов Аль-Фараби. За достижения в области науки учреждена премия имени Аль-Фараби.

Педагогическая деятельность и взгляды Ибрая Алтынсарина.

Ибрай Алтынсарин (1841-1889) - педагог-просветитель, поэт и прозаик, публицист, детский писа­тель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился 20 октября 1841 года в Кустанайском уезде, в зажиточной семье. Он был первым ребенком в семье, и его отдали на воспитание деду, Балгоже, который был известен своей честностью, справедливостью и грамотностью. Дед научил внука грамоте, а в 9 лет отдал его в русско-татарскую школу-интернат (1850-1857). Обуче­ние в школе-интернате велось на татарском языке. И.Алтынсарин окончил школу с отличием. Затем 2 года работал у своего деда, войскового старшины, писарем (1857-1859).

В 1859 году переехал в Оренбург, где работал в областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика) при генерале-губернаторе. Эти годы оказали на И.Алтынсарина основополагающее влияние. У генерала была боль­шая библиотека, к которой Ибрай имел свободный доступ.

В 1860 году И.Алтынсарина назначают учителем русского языка в городе Тургае. В 1879 году И.Алтынсарин получил назначение на должность ин­спектора школ Тургайской области. На этом поприще он открывает 4 цен­тральных училища, которые сам считал очагами светской культуры в казах­ской степи. При училищах были открыты интернаты на 30 человек при каждом. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Одновременно И.Алтынсарин разрабатывает тип волостных и ауль­ных школ. Аульные школы с двухлетним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайших волостных или русско-казахских школах,

И.Алтынсарин стал организатором первого у казахов ремесленного училища. Он открыл и первое сельскохозяйственное училище.

Система школ И.Алтынсарина:

1. Училища: ремесленные, сельскохозяйственные, женские.

2. Типы школ: одноклассные (волостные), аульные передвижные школы, двухклассные училища с интернатом.

Обучение на родном языке.

История педагогической мысли и просвещения Казахстана. Мусульманские мектебы и медресе. Зарождение основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави. Идеи мыслителей казахской степи.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.02.2014
Размер файла 76,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В выборе жанра своей поэмы Юсуф Баласугуни придерживается традиционного и довольно широко применяемого в средневековье дидактического стиля повествования. Сочинения такого направления были характерны для древних народов Египта, Индии; использовались в арабской и персидской литературе.

В основе нравственных позиций и взглядов Юсуфа Баласугуни находится разум и на этой основе поэт утверждает, что " в жизни нет проблемы непосильной для разума. Только с помощью хорошо и умно сказанного слова, человек заслужит к себе уважение". Главным условием нормального существования человеческого общества автор считает "верховенство закона". Справедливость и закон несут в себе образы главных героев поэмы. Правитель Кунтуды олицетворяет именно ту законность, которая должна восторжествовать в человеческом сознании. И как следствие этого, на землю ступает Счастье, слившееся с образом визиря Айтолды.

Педагогическая тематика "Кутатгу билиг" является ключевой в каждой сюжетной сцене разговора, беседы, диалога. Идея всечеловечности, гуманизма пронизывает поэму. "Ум-это божественный дар. Но личное совершенство человека безусловно," - считает поэт. "Знание - дорога к счастью, " - такова ключевая позиция Юсуфа Баласугуни. Он выделяет шесть качеств, которые лишают человека жизненного счастья. Это пустословие, сквернословие, отказ от сказанного, пристрастие к вину, пересуды, безнравственные поступки. Вся мировоззренческая позиция Баласугуни сосредоточена на четырех принципах: справедливость, счастье, ум, воздержанность. По мнению поэта, для того, чтобы каждый был образованным, просвещенным, нужно учиться. В основе богатства, материального достатка лежит труд, профессия, честность. Немаловажное значение он придает природе, социальной среде. Особую актуальность приобретают мысли о воспитании детей в своей семье, в окружении родительской любви и ласки. Поэт больше всего ценит молодость, которая не должна, по его мнению, пройти беззаботно и бесцельно. Формулу счастья он посвящает этому возрастному периоду. В произведении представлена общественная жизнь Караханидского государства, показаны нравы двора и феодально-клерикальной знати, затрагивается вопрос социального устройства города и деревни. Примечательна связь поэмы с народным творчеством, в ней большое место занимают пословицы и поговорки.

Высекая мудрым "звуком" каждую свою идею, Баласугуни выступает в роли великого художника слова. Сила его слов в его философии, гуманности и педагогичности: "Всеведущий создал язык твой толковым, храни свою голову, властвующую над словом!" - восклицает он.

Заключение

В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно-духовными ценностями. Это связано, помимо других обстоятельств с принятием Декларации о суверенитете республики, провозглашением ее независимости. Идеи суверенитета республики стали пронизывать почти все формы экономической, политической и идеологической жизни современного общества. Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубины веков народные методы обучения и воспитания. Недаром говорят: "Если хочешь узнать чужой народ, изучи его обычаи и традиции". Это позволяет сделать вывод, что изучение идей народной педагогики в развитии образования и в творчестве казахских просветителей на современном этапе актуально.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы научно-педагогического исследования: общие для всех наук исторический и логический методы исследования, а также специфические методы, характерные для педагогики и образования: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной и документальной литературы; сравнительно-исторический анализ источников, систематизация и классификация теоретических взглядов различных педагогов, направлений и течений народной педагогики; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений.

В курсовое работе освещаются проблемы становления образовательной системы и развития педагогической мысли в Казахстане, характеризуется просветительская и педагогическая деятельность представителей тюркской гуманистической педагогики, раскрываются вопросы развития системы образования в первой половине ХХ века.

Список использованной литературы

1. Альджанов О. Беседы о воспитании киргизских детей // Киргизская степная газета. 1898. № 13;

2. Библер B. C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4.

3. Библер B. C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992.

4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979.

5. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., 1992.

6. Букин И. Физическое и умственное воспитание у киргизов // Туркестанские ведомости. 1883, № 13;

7. Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.

8. Жапанов К. Как обучают киргизы своих детей? // Киргизская степная газета.1895, № 8;

9. Жарикбаев К. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. 1978.

10. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост. - Алматы: Рауан, 1995. - С.523

11. Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре. 1987.

12. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.

13. Кукушин B. C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Дону, 2000.

14. Кунанбаева К. К вершинам знаний. 1968.

15. Курманбаев Л. Кого киргизы считают хорошим человеком // Киргизская степная газета.1894, № 26;

16. Кушеков И. Теория обучения. 1976.

17. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 1960.

18. Мадии И. Развитие педагогической мысли Казахстана в советский период 1976.

19. Мендикулов М.М. Памятники полуострова Мангышлак и Западного Устюрта. Алма-Ата, 1956;

20. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Уфа, 2000.

21. Саламатов Н. Воспитание и обучение детей у киргизов // Русская школа, 1913, № 1;

22. Сембаев А. История развития советской школы в Казахстан (1962);

23. Сейталиев К. Теория воспитания (1986);

24. Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительная деятельность II Алтынеарина. 1968.

25. Тажибаев Т. Развитие педагогической мысли в Казахстане во 2-й половине XIX в. 1962.

26. Типгков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

27. Уманов Г. Педагогические проблемы развития профессионально-технического образования в Казахстане. 1968.

28. Храпченков Г. Научно-педагогические вопросы народного образования в Казахстане. 1976.

29. Шалабаев С. Мангышлак. Алма-Ата, 1973.

30. Казахская советская энциклопедия. Т.7. // Памятники Мангышлака // Алма-Ата, 1976. С.453-455.


Говоря о научных школах, сформировавшихся в университете, следует сказать в первую очередь о педагогической науке. Активное ее становление произошло в 40-80-ые годы ХХ в. В эти годы крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития образования разрабатывались в исследованиях Т.Тажибаева, Р.Г. Лемберг, С.А. Ситдыкова, А. И. Сембаева, К.Бержанова, С.Мусина, Г.А. Уманова, Н.Д. Хмель, Р.Д. Иржановой, Г.М. Храпченкова, К.К. Кунантаевой, К.Б. Жарикбаева, Х.К. Аргынова, М.А. Кудайкулова, А.П. Сейтешева, Т.С. Сабирова и др.

Знаковым моментом в развитии педагогической науки Казахстана в 40-е годы было появление целой группы ученых из центра России. Одним из таких ученых являлась профессор Р.Г. Лемберг. До ссылки в Казахстан (1937 г.) 13 лет ее педагогической деятельности прошли в стенах института им. А.И. Герцена. В стенах КазПИ им. Абая ею была сформирована первая научная школа. Учениками и последователями этой школы были широко известные в Казахстане видные ученые К.Б. Бержанов, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, Р.Д. Иржанова, И.М. Кузьменко, Б.Р. Айтмамбетова, Б.И. Муканова, А.А. Бейсенбаева, Т.С. Сабиров, Г.К. Байдельдинова, Н.Д. Иванова, Э.И. Шныбекова и др.

Результаты исследований Р.Г. Лемберг, стоявшей в 40-50 годы у истоков разработки в СССР чрезвычайно актуальных и важных комплексных общедидактических проблем активизации учебной деятельности учащихся, методов обучения, типологии уроков и оптимизации хода их проведения за счет реализации логической связи всех звеньев познавательного процесса, являются востребованными и по сегодняшний день.

Неоценимый вклад в развитие историко-педагогической тематики внес доктор педагогических наук, профессор К.Б. Бержанов. Его исследования неразрывно связаны с темой прогрессивного значения передовой русской культуры и общественной мысли для развития просвещения Казахстана, начиная со второй половины ХVІІІ века. Под руководством профессора К.Б. Бержанова 35 человек стали кандидатами педагогических наук.

Важнейшей задачей в годы обретения независимости Казахстана стал постоянный поиск путей и средств профессиональной подготовки педагогических кадров РК в контексте мировых тенденций, в соответствии с национальными, экономическими и духовно-культурными потребностями развивающегося казахстанского общества. В решение этих вопросов значительный вклад внесли исследования Т.C. Садыкова, А.П. Сейтешева, А.А. Бейсенбаевой, К.К. Жампеисовой, Г.К. Нургалиевой, Н.Н. Хан, Г.Т. Хайруллина, А.Е. Абылкасымовой, Е.У. Медеуова, А.Н. Ильясовой, В.Г. Храпченкова, Б.А. Альмухамбетова, Р.К.Бекмагамбетовой, А.К. Сатовой, Л.Н. Нарикбаевой и многих других.

За годы существования КазНПУ имени Абая сформировались научные школы по многим другим направлениям науки: в филологии (Оразбаева Ф.Ш., Келимбетов Н.К., Адибаев Х.А., Жаналина Л.К., Ахметжанова З.К., Шеляховская Л.П.,Жовтис А.Л.), в философии и социальных науках (Шулембаев К.Ш., Есим Г., Сабит М.. Абсаттаров Р.Б.), в исторической науке (Садыков Т.С., Койгелдиев М.К., Кузнецов Е.А.), в физико-математических и естественных науках (Уалиев Г.А., Бидайбеков Е.Ы., Боос Э.Г., Бектемесов М.А., Кулбек М.К., Кожамкулов Б.А., Бейсенова А.С.). В области искусства и культуры сформировались направления, которыми руководили известными в Казахстане художники: Толепбай Ерболат, Нурлыбаев Муратбек, Нарымбетов Молдакул, Владимир Власюк, Алексей Бегов; в области спорта - доктора наук, профессора Адамбеков К.И., Караков А.К., Кудашева Л.Р., Хлыстов М.С. и другие.

Читайте также: