Дополнительное образование в доу как способ формирования основ взаимодействия детского сада и семьи

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работу с родительским сообществом. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с участниками образовательного процесса (детьми и родителями (законными представителями)), инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

Да, таким образом мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.

Партнерство - это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

Заинтересованность сторон в сотрудничестве;

Добровольность принятия взаимных обязательств;

Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Каковы же Цели и задачи?

· Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

· Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

· Психолого-педагогическое просвещение родителей.

· Установить партнерские отношения семьями воспитанников;

· Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;

· Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

· Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;

· Привлечение родителей к участию в мероприятиях организованных в детском саду.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ,

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями. Нетрадиционные формы более усовершенствованные (интерпретированные под современное общество), их применение в практике не столько распространено как традиционных форм .

Итак, рассмотрим, что же относится к традиционным формам взаимодействия?

К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

Родительское собрание - это форма работы с родителями по педагогическому просвещению.

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.

Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.

День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.

Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.

Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

ПРИМЕЧАНИЕ: Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

А что же мы относим к нетрадиционным формам взаимодействия?

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:

Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.

Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.

Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Семинар-практикум для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладение методикой воспитания в семье, навыками конструирования, обучения изготовления игрушек и пособий, организация развивающей среды.

Мастер-класс - это собрание, на котором родители и воспитатели могут показать приемы рисования, изготовления поделок из ткани, тряпичных кукол. Мастер-класс может быть, как теоретическим так и практическим.

Открытые занятия, Дни открытых дверей – через эту форму работы взаимодействия с родителями можно организовать их знакомство со структурой и спецификой работы в ДОУ, проведениями занятий в ДОУ, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми.

Презентация дошкольного учреждения в результате такой формы родители знакомятся с его уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных услуг.

Проектная деятельность - хочется отметить, что с особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создает условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирует такие качества, как ответственность, самостоятельность, инициативность.

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные.

Дискуссия является одной из форм деятельности стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может быть какая-то проблема, в которой каждый участник выражает свое мнение.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы и его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками – родителями новые задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Почта доверия, Выставка семейных ценностей, Брошюры, буклеты и визитки и др.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Дополнительные образовательные программы осуществляются с учетом концепции А.В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка путем его вовлечения в специфические детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего, интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования можно считать:

– более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;

– повышение качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.

Ценность дополнительного образования в нашем МДОУ состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы МДОУ, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.

Всего 7% детей, посещающих наше дошкольное учреждение, посещают кружки дополнительного образования вне стен сада.

Модель организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ строилась следующем образом:

I этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

II этап - Назначение и подготовка педагогов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

III этап - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям.

VI этап - Создание нормативной базы.

V этап - Организация проведения рекламы.

VI этап - Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.

На 1 этапе - Определение спектра дополнительных образовательных услуг, для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг было проведено анкетирование родителей в котором родители (представители воспитанника) смогли высказать свои пожелания по направлениям дополнительного образования.

Так же проведены беседы с педагогами на предмет их видения форм доп. образования.

Мы пошли от запроса родителей и при изучении спроса самые востребованными оказались следующие:

· Художественно – эстетическая деятельность

На 2 этапе - Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг: администрация определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию в соответствии с образованием, прохождением КПК, темами самообразования и т.п.

На 3 этапе - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов. Педагоги составляют и разрабатывают программы по дополнительному образованию, которые в дальнейшем согласовываются на августовском педагогическом совете.

4 этап - Создание нормативной базы – разрабатываются и утверждаются положение об организации дополнительных образовательных услуг в МДОУ № 30, издаются приказы и утверждаются: учебный план, расписание кружков, график работы педагогов, список посещающих детей.

6 этап Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг - Отслеживание результатов дополнительного образования, проведение ежегодных отчетных родительских собраний, анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

Образовательной программой ДОУ;

Положением о кружке;

Планом работы кружка на год;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

В нашем саду реализуется дополнительное образование через такую форму организации как кружок.

Основными формами обучения и развития детей на кружках:

• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);

• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;

• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;

• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.

Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду были востребованы следующие направления:

Социально – педагогическая направленность:

2. Х удожественная направленность:

3.Техническая направленность. Кружки:

Планируя работу кружка, педагог самостоятельно выбирает для каждой темы различные формы работы , учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и твор­ческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;

- добровольность выбора их детьми;

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

- нормы нагрузки на ребенка.

Занятия проводятся в групповой комнате или в других помещениях детского сада (музыкальный, спортивный залы, комната старины). Формы работы - подвижные, разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач.

Занятия в кружке не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)

С педагогами в течение года проводятся мной консультации:

Для родителей оформляются групповые уголки, на которых размещаются консультации и материалы о дополнительном образовании в ДОУ, выставки работ воспитанников, занятых тем или иным кружком, совместные выставки детско – родительского творчества, на сайте размещается дополнительная информация, проводятся также открытые занятия.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

· позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граж­дан на основе государственных гарантий;

· созданию необходимых условий для развития индивиду­альных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сфе­ры в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

· повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

· обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

· созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

Отношения между воспитанниками, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора.

ВложениеРазмер
doklad_vzaimodeystvie_s_semey.docx 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
• Дни открытых дверей.
• Конференция.
• Родительское собрание.
• Творческие мастерские.
• Государственно-общественные формы работы.
• Совместная игровая деятельность.

2. Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Посещение семьи на дому.
• Индивидуальная консультация (беседа).
• Просветительская работа.

• Государственно-общественные формы работы.
Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.


Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, педагоги дошкольного образования уже много лет изучают аспект взаимодействия семьи и ДОУ, и пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе ФГОС ДО, передовых достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию и активизация родителей в различных мероприятиях.

Задачи:

– Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

– Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог, логопед) и воспитателей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

Информационно— аналитическое направление имеет цель изучение семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Основополагающий момент изучения семьи через:

– анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

– опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90 % наших воспитанников живут в полных семьях, 10 % в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В большинстве родители молодые, имеют высшее профессиональное образование. 50 % семей составляют семьи с 1 ребёнком, 40 % — с 2 детьми,10 % -с 3детьми.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали специфику семьи и семейного воспитания каждого ребенка, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

C:\для печати\Рисунок2.jpg

Родители — активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Мы используем активные формы и методы работы с родителями:

К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

– консультации. В ходе проведения консультаций используем просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Стараемся раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

– Совместные экскурсии в парк, театр, на выставки и галереи, к памятникам военной славы, а также походы (поездки) выходного дня в музей русской сказки, музей Эйнштейна, трогательный зоопарк, музей русского быта, инициаторами которых часто выступают родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире, о своем крае, а также простейшими знаниями об истории, литературе и других науках. Благодаря таким мероприятиям у родителей появляется возможность проявить организаторские способности, завлечь коллектив группы, и конечно лишний раз побыть со своим ребенком вместе.

– совместное создание предметно— развивающей среды;

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Это и пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Многие из них ходят друг к другу в гости, отмечают совместные праздники и дни рождения, гуляют в парке или выезжают на природу.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

– родительские уголки ввиде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом;

В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.

– картотека Добрых дел— фотоотчет об интересных моментах, дает педагогам возможность поблагодарить родителей за активное участие и привлечь других к посильной помощи в следующем мероприятии.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений.

Сценарии праздников и развлечений мы разрабатываем совместно с родителями, музыкальным руководителем.

Результативность:

На сегодняшний день мы утверждаем, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

C:\педагогическая февральская ярмарка\Рисунок1.jpg

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, мероприятие, педагог, педагогический процесс, родитель стали, семья.

Похожие статьи

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале.

детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании.

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале.

детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании.

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации.

Читайте также: