С какой целью мы используем в речи этикетные слова и выражения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить учащихся с этикетной лексикой, расширить знания учащихся о речевых формах этикета.

1. Организационный момент

2. Мобилизирующий этап

На столах у учеников лежит карточка с заданием. Необходимо распределить слова в таблице. ( Приложение 1 )

Учитель. Ребята, необходимо было распределить слова по группам. Проверка выполнения задания, один человек читает, все проверяют (самопроверка).

Какие слова вы не отнесли ни в одну группу? (Спасибо, будьте добры, до свидания, благодарю, прошу прощения).

Что это за слова?

Для чего они нужны?

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Цель урока: Дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой; расширить знания учащихся о речевых формах этикета.

4. Изучение нового материала

Учитель. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? ( Использовать правила этикета .)

Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.

Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

Этикетные слова – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Учитель. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Так, например, в русском языке для ситуации приветствия есть определённые единицы. (Доброе утро! С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую! Привет! Будьте здоровы! Здравствуй (те)!)

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если люди незнакомы, то общение начинается со знакомства. Этикет предлагает несколько возможных формул: (Разрешите с вами познакомиться; Я хотел бы с вами познакомиться; Давайте познакомимся; Будем знакомы).

Я предлагаю вам поработать в парах: Представьте себе, что вы незнакомы, поприветствуйте друг друга.

После выполнения задания несколько пар представляют свои приветствия.

Со словами В.Бокова трудно не согласиться, ведь ничто не даётся нам так дёшево и не расценивается так дорого, как доброе слово, сказанное человеку. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Прочитайте высказывание ( на доске ).

Как вы понимаете это высказывание?
Как оно соотносится с темой нашего урока?
Почему в языке важен хороший тон?

Ребята, а приходилось ли вам когда– нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

  1. (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
  2. В настоящее время это (сделать) невозможно.
  3. Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
  4. Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
  5. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Предлагаю вам поработать в группах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации.

5. Закрепление изученного материала

Учитель. В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают просьбы. Выполните задание. ( Приложение 2 ).

Распределите этикетные выражения по графам таблицы. Поставьте цифры 1, 2. Проследите, какие из этих этикетных слов и выражений вы никогда не употребляете в своей речи? Как вы думаете, почему? А какие этикетные слова вы используете в разговоре с приятелями? ( Ответы учащихся. )

Учитель. Столь же регулярны и устойчивы речевые формы прощания, извинения и некоторых других часто повторяющихся ситуаций общения . Попробуйте перечислить этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания. (Учитель записывает выражения на доске, учащиеся объясняют, когда они употребляются) Запишите эти выражения .

Этикетные формы прощания

Особенности их употребления

В любой ситуации

Всего хорошего! Всего доброго!

В любой ситуации с оттенком пожелания

когда предполагается условная встреча

При прощании на длительный срок или навсегда

Всего! Привет! Пока!

Дружеское с оттенком фамильярности.

Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи

Официальное, употребляют люди старшего поколения

Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?

Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Этикетные слова.

Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие: способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи; развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей; расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи; совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Ход урока.

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.

1. Сердечное слово до сердца доходит.

2. Малое слово большую обиду творит.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

4. Слово народы поднимает.

Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.

в). На доске написаны слова в три столбика. Задание: определить слова для сверхредкого употребления в разговоре, слова для сверхчастого употребления, и слова, изъятые из употребления.

а) вот, так сказать, теперь, значит. б) прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите. в) “железно”, “будь спок”, “клево”, “разоряться”(в смысле “говорить”).

2. Знакомство с новыми словами.

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? Рассмотрим модель речевых ситуаций:

Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.

3. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.

- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.

добрый день (утро, вечер)

дружеское, с указанием на время встречи

дружеское, чаще между мужчинами

как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.

Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.

б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.

Поэтому совсем не безразлично, как вы здороваетесь. Можно сказать просто: “Здравствуй (те)!”– а можно – “Здравствуй(те), я рад Вас видеть, дорогой Иван Иванович или Сережа”! или “Милая моя бабушка, здравствуй”!

4. Разыгрывание нескольких ситуаций.

ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)

4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.

-А какие формы прощания вы знаете?

ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?

- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья.

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:

- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

- Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:

- До свидания, утята! (М.Пришвин)

Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

- Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.

- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?

Вывод: До свидания - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.

- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?

Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания, а не счастливый путь, как сам автор.

- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?

5. Слово учителя.

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

6. Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

Убирайте за собой посуду!

У нас посуду убирают сами.

Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)

2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.

Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)

Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

- Что девочка сделала неправильно?

- Почему все её осудили?

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу..

1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь?

Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;

2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);

3 – правильный ответ.)

2. Ты помнишь эти строки?

Ты все пела? Это дело:

Так пойди же попляши! (Крылов. “Стрекоза и муравей”)

Так Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить и обогреть её “до вешних только дней”.

А как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым, но не очень богатым Муравьем?

1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай вместе с нами.

2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед, Шмель, ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится – заходи поесть и обогреться.

3. Ну ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя прокормить. А там – ищи себе другое место.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.

Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..

1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.

2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

Твоя пословица:

3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Пословицы для выбора:

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Эта беда – не беда, только бы больше не была.

Наши лепешки тоже поели кошки.

И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

2. Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения?

1. Спокойствие, только спокойствие!

2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?

3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.

4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.

Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.

7. Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:

На доброе слово

не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Творческое задание.

Послушайте отрывок из рассказа “Новогоднее приключение” и напишите, как было бы лучше всего поступить учительнице в этой ситуации.

Со своим пятым классом мы решили провести чаепитие по поводу Нового года. В назначенный день мы с детьми и родителями хлопотали в кабинете, накрывали столы, заканчивали последние приготовления. Все веселы, нарядны, у детей прекрасное настроение. Дети в новогодних костюмах весело носились друг за другом, визжа от восторга. Сама я тоже постаралась выглядеть понаряднее в этот день.

Всё было уже почти готово. Я вышла из кабинета, чтобы принести призы. Возвращаясь, я предвкушала новый взрыв восторга при виде большого пакета с игрушками и яркими книжками. И действительно, некоторые дети выбежали в коридор и, увидев меня, радостно запрыгали, облепили меня, с нетерпением разглядывая большой пакет с призами, приставая ко мне с расспросами. И вот мы у дверей класса. Дети, посторонившись, пропускают меня вперёд с моей ношей, и вдруг на меня обрушивается целый поток холодной воды. Оказывается, за дверью спрятался мальчик с литровой банкой воды в руках, поджидая обидчика, который обрызгал его. Но вместо долгожданного обидчика вошла я, и Артур машинально выплеснул воду на меня. На мгновение воцарилась тишина. Артур смотрел на меня глазами Зайца из “Ну погоди!”, когда к нему приближается Волк. Все дети притихли и испуганно взирали на нас обоих. В первый момент я стояла как оглушённая. Моя нарядная белая блузка вся вымокла и прилипла к телу.

В следующую минуту я уже оценила ситуацию: страх Артура, испуганные глаза детей, которые выжидающе смотрели на нас. Что же делать?

Чтобы не выглядеть ещё более смешной и жалкой, я решила …

8. Заключение. Слово учителя.

Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: “ Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.

Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев”, этимологический словарь.

II. У. В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

– Приветствия (добрый день, привет, здравствуй);
– прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания);
– просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас);
– благодарности (спасибо, благодарю вас);
– извинения (извините, не сердитесь).

Происхождение слова ЭТИКЕТ от фр. Etiguette “ярлык на чем– либо”, “этикетка” – правила поведения.

У. Чем чаще, к месту и искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!

У. Ребята, этикетные слова родились не сегодня, а пришли к нам из древности. Может кто – то знает, как образовались эти слов?

Здравствуйте – желание здоровья.

Спасибо – спаси бог.

Благодарю – благо дарю.

Пожалуйста – пожалей меня.

Извините – изгнание вины, из – древнерусский предлог.

III. У. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы и разъясните стоящие за ними правила речевого поведения.

  1. Сердечное слово до сердца доход_ т.
  2. Слово не вор_ бей, вылетит – не поймаешь.
  3. К_ ня на в_ жжах не удержишь, а слова с языка не в_ ротишь.
  4. Малое слово б_ льшую обиду творит.
  5. Кр_ сно поле пш _ном. а речь – слушаньем.
  6. Приветливое слово и ж _лезную дверь отопрет.
  7. Ласковое слово гнев поб_ ждает.

Сформулируйте и запишите правила речевого поведения, выраженные в пословицах.

Вывод: Сначала подумай, а потом говори; умей слушать.

У. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться кто – говорящий. Он говорит кому, – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – о чём. Речевое общение происходит в пространстве и времени – где, когда. Наконец, должен быть мотив речевого действия – почему и цель – зачем.

Речевую ситуацию можно представить в виде схемы – рисунка:

Кто? – Кому? – О чем? – Где? – Когда? – Почему? – Зачем?

IV. У. Язык и литература. Найдите этикетные слова в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”

– Кто их произносит?
– Как они характеризуют этого героя?

V. Физкультминутка. Необычная зарядка русского языка.

У. Я называю слово, а вы определяете, какая это часть речи.

Для головы.

Существительное – влево.
Прилагательное – вправо.
Глагол – вперед.

Существительное – левая рука вверх.
Прилагательное – правая рука вверх.
Глагол – вперед обе руки.

VI. Сценка. (У врача.)

Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же не здороваетесь, молодой человек?

Доктор: На что вы жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что – то горло дерет, бащка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как же лечились вчера, например?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да. Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.

У. Какие слова, по – вашему, совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Объясните почему? Какими синонимами их лучше заменить?

Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?

VII. У. Этикетные слова есть, конечно, в каждом языке. Расскажите, какие этикетные слова и выражения используются в том языке, который вы изучаете в школе. В какой речевой ситуации они применяются?

А в других языках?

Немецкий – Гутен так – Ауфидерзейн

Англ. – Хай! Хеллоу! – Гуд! Бай!

Французский – Бон Жур! – Аревуар!

Итальянский – Чао! – Арнведерче!

Японский – Конитева! – Саё пара!

VIII. Разыграйте сценку “В автобусе”. Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.

IX. Вспомните, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия,, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).

По рядам:
I ряд – родителям,
II ряд – учителям,
III ряд – соседям.

Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них.

X. Есть еще и неречевой этикет. Между речевым и неречевым этикетом существует прямая связь. Речь в таких случаях может сопровождаться соответствующими жестами.

Так, естественно, если человек, который встретил друга после долгой разлуки, скажет: “Здравствуй, дорогой!” – распахнет руки, чтобы обняться.

Нередко жесты заменяют словесные формулы. Например, здороваясь, двое молодых мужчин молча пожимают руки друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы.

– Провожая подругу, которая побежала к автобусу и вошла в него, девушка помахала ей рукой.

XI. Стихотворение французского поэта Робера Десноса.

Я – черепаха,
Поэтому ясно.
Что я и умна,
И собою прекрасна.
А то, что. как ласточка,
Я не крылата.
Так в этом не я,
А судьба виновата.
Но быть недовольной
Своею судьбой
Не значит ведь быть
Недовольной собой.

У. В одном предложении сформулируйте ответ на вопрос: О чем рассуждает черепаха? “Она хвалит себя, она довольна собой. Может быть, нам нужно себе говорить: “Молодец!”

(Нужно всегда сохранять присутствие духа, не отчаиваться, подбадривать себя.)

Этикетные слова есть смысл жизни. Чем больше мы говорим хорошего, тем лучше и для нас.

Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.

Что такое этикет?

Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.

В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.

И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.

Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.

Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.

Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.

Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.

В Голландии этот жест обозначает умного человека.

Речевые этикетные формулы

Наша речь играет важную роль в этикете.

Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.

Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.

Этикетный диалог

Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.

Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.

Это фраза-стимул к началу диалога.

После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.

Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.

Читайте также: