Когда и где возникли первые консерватории в россии кем они основаны чьи имена носят кратко

Обновлено: 08.07.2024

158 лет назад, 20 сентября 1862 года, в Петербурге было открыто первое в России высшее музыкальное учебное заведение. Инициатором создания консерватории был пианист и композитор Антон Рубинштейн.

Консерватория открылась при попечительстве великой княгини Елены Павловны на базе классов Русского музыкального общества. Её первым артистическим директором стал Рубинштейн, которому сразу же был пожалован чин действительного статского советника. Он же стал профессором по классу фортепиано. В первый год было принято 179 учеников. А первым выпускником по классу композиции стал Пётр Чайковский, который окончил консерваторию в 1865 году с серебряной медалью.

В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность стала началом нового этапа в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Он стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, которыми пользуются студенты и в наше время.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная консерватория — старейший и один из ведущих музыкальных вузов России. В 1995 году Указом Президента РФ она внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Старейшая консерватория России, Санкт-Петербургская, основана в 1862 году на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых тремя годами ранее. Главным инициатором создания Консерватории и первым её артистическим директором был Антон Рубинштейн, он же стал первым профессором по классу фортепиано.
Среди педагогов, преподававших в Консерватории в первые годы её существования — Антон Рубинштейн, Теодор Лешетицкий (фортепиано) , Генрик Венявский, Леопольд Ауэр (скрипка) , Карл Давыдов (виолончель) , Эрнесто Каваллини (кларнет) , Николай Заремба (теория музыки) , Джовании Ферреро (контрабас) и другие выдающиеся музыканты.
Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.
В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в Консерватории (1871—1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории, как, например, Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг.



Московская консерватория роздана в 1866 году Н. Г. Рубинштейном на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) . С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. В дальнейшем должность директора Консерватории занимали: С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов (1889—1905), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922).

Старейшая консерватория России, Санкт-Петербургская, основана в 1862 году на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых тремя годами ранее. Главным инициатором создания Консерватории и первым её артистическим директором был Антон Рубинштейн, он же стал первым профессором по классу фортепиано.
Среди педагогов, преподававших в Консерватории в первые годы её существования — Антон Рубинштейн, Теодор Лешетицкий (фортепиано) , Генрик Венявский, Леопольд Ауэр (скрипка) , Карл Давыдов (виолончель) , Эрнесто Каваллини (кларнет) , Николай Заремба (теория музыки) , Джовании Ферреро (контрабас) и другие выдающиеся музыканты.
Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.
В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в Консерватории (1871—1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории, как, например, Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг.


20 сентября 1862 в Петербурге была открыта первая российская консерватория, подарившая миру Петра Ильича Чайковского, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Сергея Сергеевича Прокофьева. Начав с Певческой академии, консерватория стала одним из самых авторитетных учреждений подобного рода в мире.

Встреча с Великой Княгиней

В 1857 году композитор Антон Григорьевич Рубинштейн отдыхал в Италии. По счастливой случайности, в это же время здесь находилась Великая княгиня Елена Павловна. Она была известна в обществе своими передовыми взглядами и гремевшими на весь Петербург светскими раутами и салоном, в который были вхожи самые даровитые и знаменитые писатели и художники России: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Карл Брюллов, Иван Айвазовский.


Так в 1858 году он основывает Певческую академию, а в следующем году — Русское музыкальное общество. Помещение для общества, разумеется, дала Великой княгиня, которая покровительствовала Рубинштейну во всех его начинаниях. Так занятия стали проходить в залах Михайловского дворца. Учащиеся посещали классы теории музыки, пения, хорового искусства, фортепиано, скрипки и виолончели. Эти сборища посещали не только люди с достатком, но и люд, что называется, попроще. За два года курсы стали настолько популярны, что были преобразованы в 1862 году в Петербургскую консерваторию.

Открытие Консерватории

Торжественное открытие Консерватории состоялось 20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория Демидова на углу Мойки и Демидова переулка.

Первым артистическим директором Консерватории был назначен сам Рубинштейн, которому был пожалован чин действительного статского советника. Для того, чтобы доказать свою способность к преподаванию, Рубинштейн даже выдержал экзамен и в числе первых получил диплом Консерватории на звание свободного художника. В Консерватории он стал профессором по классу фортепиано, также для преподавания были приглашены профессора Теодор Лешетицкий, Генрик Венявский, Карл Шуберт, Карл Давыдов, Альберт Цабель и другие выдающиеся музыканты.


Как Чайковский бросил службу ради музыки


Популярность Консерватории получила такой размах, что в первый год её существования в неё записались 179 человек, а на следующий год — 200. В числе первых выпускников был Пётр Чайковский, который закончил Консерваторию с серебряной медалью и получил звание почётного гражданина, присуждавшееся каждому выпускнику этого столь уважаемого упреждения.

Любопытно, но если бы не обучение в Консерватории, мир, возможно, никогда бы и не узнал о выдающемся гении Чайковского, который получив чин титулярного советника, работал в Министерстве юстиции и, невзирая на то, что всегда получал огромное наслаждение от опер Моцарта и Глинки, никогда всерьёз не думал бросить службу ради музыки. Здесь своё влияние оказал Рубинштейн, настояв на том, что у Чайковского есть дар и негоже расходовать его на государственную службу.


Консерватория переезжает

1 января 1889 года Рубинштейн получает радостную телеграмму, в которой сообщается, что Александр III, вняв просьбе Великой Княгини Елены Павловны, пожаловал для Консерватории здание бывшего Большого Театра на Театральной площади, построенное в 1775 году архитектором Антонио Ринальди. Здание каменного театра разобрали и к 1896 году перестроили по проекту архитектора Владимира Николя. Увы, новое здание Рубинштейн так и не увидел - он скончался за два года до его торжественного открытия.


Римский-Корсаков приходит в Консерваторию

В том же году новым ректором был назначен композитор Александр Глазунов, остававшийся на этой должности до 1928 года. В отличие от своих предшественников, он был избран не дирекцией РМО, а Советом профессоров Консерватории.


Советские годы

В 1918 году Консерватория становится государственным учреждением, переходя под крыло Наркомпроса — Народного комиссариата просвещения, превращаясь в Петроградскую консерваторию. В те годы открываются отделения по подготовке научных работников, преподавателей для средних музыкальных учебных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. С целью лучшего обеспечения самостоятельной работы студентов был создан кабинет звукозаписи, расширена и упорядочена библиотека. В 1938 году Консерваторию наградили орденом Ленина, а в 1944 ей присвоили имя Н.А. Римского-Корсакова.

В 1941 году Ленинградскую консерваторию эвакуировали в Ташкент. Однако студенты и преподаватели, оставшиеся в городе, продолжали работать в блокадном Ленинграде.

Выпускниками Консерватории в разные годы XX века являлись Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Юрий Темирканов, Евгений Мравинский, Василий Соловьёв-Седой, Георгий Свиридов, Владимир Софроницкий, Александр Мелик-Пашаев и другие известные миру композиторы.

В этот день 155 лет назад была основана Московская консерватория, одно из самых престижных высших учебных заведений во всем мире. Но когда-то такой системы обучения не существовало, уроки давались частными преподавателями, а многие композиторы получали другую специальность. Все изменилось благодаря Антону и Николаю Рубинштейнам

Братьям с детства прививали любовь к музыке, этим занималась мама — Калерия Христофоровна, которая была пианисткой. От нее сыновья и получили свои первые уроки, а с семи лет уже начали активно гастролировать как по родине, так и за рубежом.

В юности их пути разошлись по двум столицам: старший, Антон, отправляется в Санкт-Петербург, где посвящает себя дирижированию и композиции, а Николай едет в Москву и поступает на юридический факультет. Там он знакомится с Александром Островским и Аполлоном Григорьевым, начинает все больше и больше погружаться в музыкальное общество Москвы и благодаря своему блистательному уму и очарованию с легкостью располагает к себе самых разных людей. Сам он учится, дает уроки музыки, а после окончания университета попадает на службу, которую тоже в конце концов оставит — не привлекала его карьера чиновника.

Николай и Антон Рубинштейн, 1910 год Public domain/WikimediaCommons

Тем временем Антон Григорьевич в Петербурге налаживает крепкие связи с Михаилом Глинкой (автором первой русской оперы), Александром Даргомыжским (основоположником реализма в русской музыке) и другими крупнейшими музыкантами. Он совершенствует свои навыки дирижера, пишет оперу "Дмитрий Донской", одноактные оперы о русской жизни, работает над проектами первой русской академии музыки.

Кстати, либретто для "Дмитрия Донского" написал Владимир Соллогуб (прозаик и драматург, который работал и над знаменитой оперой Глинки "Жизнь за царя"). Главную партию в этой патриотической истории о князе Владимирском и его победе в Куликовской битве в 1380 году исполнил прославленный русский бас Осип Петров, который был одним из самых любимых вокалистов у композиторов. А премьера спектакля состоялась на сцене Большого театра в Петербурге, который позже станет домом для консерватории.

В 1858 году Николай возвращается к своей регулярной концертной деятельности, а Антон, уже имеющий к тому моменту связи не только с русскими музыкантами, но и с зарубежными, например с Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном, занимается организацией Русского музыкального общества (РМО), которое существует до сих пор, но называется уже всероссийским. Главная задача общества — просветительская, его члены устраивали концерты, развивали образование, открывали музыкальные школы. Им было суждено сыграть одну из главных ролей в становлении русской музыкальной культуры.

Здание Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова Юрий Белинский/TACC

Николай Григорьевич тем временем в Москве на пару с Островским организовывает Артистический кружок, чтобы объединить и собрать интеллектуальную художественную элиту. После появления РМО в Петербурге он становится инициатором создания московского отделения. На базе его он собрал хор из ста человек, многие из которых были любителями. Но недостаток опыта не помешал коллективу успешно конкурировать с певцами из Большого театра. Николай Григорьевич до конца своей жизни занимался деятельностью РМО в Москве, он был художественным руководителем и главным организатором концертов, а еще дирижировал на них симфонические произведения.

Юрист, бунтарь, любовник.

Благодаря ему московская публика смогла услышать ранее не исполняемые произведения Иоганна Себастьяна Баха, все симфонии Мендельсона, Роберта Шумана, Листа, а еще он активно исполнял музыку Глинки, Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова и, конечно же, своего брата. Кроме того, именно ему досталась честь первого исполнения многих произведений Петра Чайковского (например, 1–4-й симфоний, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", симфонической поэмы "Франческа да Римини"), которому в юности очень помогал, даже поселил композитора в своей квартире, потому что видел в нем огромный потенциал. Чайковский считал Рубинштейна непревзойденным интерпретатором своей музыки и всегда с удовольствием вручал ему свои партитуры.

Тем временем в 1860 году при РМО открываются музыкальные классы (которые, кстати, во время обучения и посещал Чайковский). Спустя два года решено было их переформировать в первую российскую консерваторию. Антон Рубинштейн становится первым ее директором, а также профессором по классу фортепиано. Вместе с ним преподавали Леопольд Ауэр, Генрик Венявский, Чезаре Чиарди, Николай Заремба и многие другие. Все эти имена позже войдут в историю музыки, а исполнители до сих пор вспоминают их как великих учителей.

Николай Григорьевич деятельность брата всячески поддерживал и следовал за ним по пятам. В своей квартире он тоже организовал музыкальные классы, поддерживал его музыковед и меценат князь Николай Трубецкой. Там он преподает элементарную теорию музыки, дает уроки по фортепиано, а в 1866 году приглашает на работу Чайковского — первого выпускника Петербургской консерватории.

Санкт-Петербургская Консерватория Юрий Белинский/ТАСС

Конечно, все музыканты чувствовали, что Москве необходимо свое учебное заведение, а музыкальное образование должно быть систематизировано и приведено в норму. Потому открытие консерватории было делом времени, и главным инициатором этого был Николай Григорьевич. Свои двери она открыла 1 сентября 1866 года, а в 1871 году переехала в дом Дашковой — особняк на Большой Никитской, в котором существует до сих пор.

Так братья положили начало двум самым престижным и желанным для музыкантов высшим учебным заведениям. Несмотря на свою занятость в консерваториях, они ездили в Европу, США, организовывали там концерты русской музыки, популяризируя отечественных композиторов за рубежом. Антон Григорьевич еще успевал заниматься композицией, написал, например, большую оперу "Демон" по поэме Михаила Лермонтова.

Николай Григорьевич обучил целую плеяду выдающихся музыкантов, например композитора Сергея Танеева, пианистов Александра Зилоти и Эмиля Зауэра. Он стал одним из самых сильных дирижеров в мире, современники говорили, что сравниться с ним сможет только разве что Рихард Вагнер. В конце 70-х он поехал в тур по 33 городам России, чтобы собрать средства для Красного Креста.

Всю свою жизнь Антон и Николай Рубинштейны посвятили музыке, причем не просто занимались тем, что нравилось, — они распространяли искусство вокруг себя, дарили его каждому страждущему. Бесконечные альтруисты, филантропы, творцы оставили два главных памятника в музыкальной истории — две великие консерватории.

Читайте также: