Интермедия что это в литературе кратко
Обновлено: 05.07.2024
ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius – находящийся посередине), вставная сценка (комическая, музыкальная, танцевальная и т.п.), не имеющая непосредственного отношения к основному действию спектакля. Интермедии могут быть разыграны как во время антракта, разделяющего части основного спектакля, так и непосредственно включаться в действие в виде своеобразного экскурса, – как тематического (в рамках одного жанра), так и жанрового (шутовские вставки в трагедиях Шекспира).
Интермедия возникла в европейском средневековом театре, сопровождая трансформацию литургической драмы в мистерию. Под влиянием народного площадного театра, в строго формализованное звучание литургической драмы, входившей в состав рождественской или пасхальной службы, с течением времени начал проникать мирской язык, усиливались бытовые интонации. Это, несомненно, повышало популярность средневекового религиозного театра. Однако церковь не могла допустить нарушения канона ритуально-символического исполнения в конкретных инсценировках евангельских эпизодов. Народные выражения, бытовая манера исполнения были возможны лишь в комических эпизодах, резко разграниченных с основным действием драмы и предназначенных для эмоциональной разрядки публики.
Изгнание литургической драмы из церкви на паперть практически ознаменовало ее видоизменение в мистерию. К этому же времени в представлениях стали принимать участие и миряне, – естественно, в комедийных ролях. Мистериальные представления, приуроченные уже не только к религиозным, но и к городским праздникам, длились иногда несколько дней. Количество вставных эпизодов-интермедий постоянно возрастало, этому способствовал и их импровизационный характер: горячее одобрение и бурная реакция зрителей обусловливали их все увеличивающуюся продолжительность. Стихия балаганного театра подминала под себя пафосно-патетическое воздействие религиозных эпизодов. Комических интермедий становилось столько, что они трансформировались в отдельный жанр – фарс (от лат. farta – начинка, фарш). Однако интермедии продолжали существовать и в своем прежнем качестве вставных номеров.
Интермедии самого различного типа были распространены в театре эпохи Возрождения, особенно – в комедии дель арте, целиком построенной на импровизации. Интермедии широко использовали в своем творчестве Мольер, Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега, Гольдони, Гоцци и другие великие драматурги. Широкое распространение интермедий во всей Европе породило национальные варианты их названий (интерлюдии – в Англии; пасос – в Испании, энтремиш – в Португалии).
Татьяна Шабалина
История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
интерм е дия [тэ], интермедии, жен. (итал. intermedio) (театр., лит.). Небольшая комическая пьеска, обычно исполняемая между двумя актами драматического представления.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. intermedius — находящийся посреди) — небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы. В XIX—XX вв. интермедия утратила значение самостоятельного жанра и сохранилась только как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле.
Рб: роды и жанры литературы
Род: драматические жанры
Перс: С.М. де Сервантес, В. Шекспир
* Большую популярность интермедия получила в Испании и в Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекспир). У Шекспира интермедии входили обычно в состав трагедий, например, сцена с могильщиком, открывающая 5-й акт Гамлета (А.С. Сулейманов).
Ярким примером интермедии может служить интермедия-пастораль Искренность пастушки в опере Чайковского Пиковая дама (А. Чернышев). *
Словарь музыкальных терминов
(от лат. intermedius — промежуточный)
1. Небольшая комическая пьеса или сценка, исполняемая между действиями театрального спектакля. Такое же значение имела и интерлюдия.
2. Промежуточный эпизод, который готовит и соединяет соседние проведения темы в фуге.
Словарь Ожегова
ИНТЕРМЕДИЯ [ тэ ], и, ж. Комическая пьеска, исполняемая между актами драматического представления.
Словарь Ефремовой
- ж.
- :
- Самостоятельная сценка (обычно комического характера), исполняемая между действиями или в середине действия драмы, оперы и т.п.
- Короткая комическая сценка, разыгрываемая клоунами (в цирке).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
или интермеццо (Intermedio, intermezzo) — маленькая музыкальная пьеска в простой коленной форме, преимущественно веселого характера. И. часто помещается между пьесами, написанными в более обширной форме и в более серьезном характере. И. называется музыкальный эпизод с новым содержанием, помещенный между вариациями для избежания однообразия, которое могло бы оказаться при непрерывном повторении варьированнной темы, а также небольшой инструментальный номер (антракт), одноактная комическая опера, небольшой балет, исполняемые между актами оперы. Мадригалы, исполнявшиеся в прошлых столетиях между актами опер, также назывались И. Об И. драматич. — см. Комедия.
На афише пишут: пьеса с интермедией и буффонадой. Стоит ли покупать на нее билеты?
Столяру дают роль Льва, там не надо запоминать слова. Женские роли в те времена играли мальчики. Но для смеха Шекспир дает их двум мужланам. Смех вызывает и репетиция, и выступление самодеятельности. Текст никто не помнит, говорят как-нибудь – получается еще смешнее.
Разновидности интермедий
Интермедия – это название целой коллекции театральных жанров. Видов ее немало, вот лишь некоторые:
- Пантомима.
- Балет (во французской лирической трагедии).
- Маскарад (в итальянской комедии Дель Арте).
- Опера-миниатюра (опера Д. Белли "Страдающий Орфей" (1616), написанная как интермедия к "Аминте" Тассо).
- Сольное пение и диалоги.
- Комическая сценка (в России в 17-18 веков, пародия на саму драму).
- Музыкальная пьеса (в драмах-панегириках).
- Балаганная (с Петрушкой).
Интермедия в музыке
Дэвид Гарретт, скрипач-виртуоз, может исполнить все, что угодно. Его концерты смело можно назвать дивертисментами. Он артистичен, способен к импровизации. Всегда ждешь от него чего-то светлого, доброго. Он часто шутит со зрителями. Получается своеобразный концерт-интермедия, это такой импровизированный каркас программы.
Театр интермедий
Пет Киле, современный литератор, считает свои пьесы интермедиями античного театра, которые разворачиваются по ходу действия. Он хорошо изучил историю спектакля и обосновывает появление интермедий как замену античного хора.
Хор заполнял промежутки между сценами (а занавеса тогда не было) и представлял зрителей, которые в стихотворной форме вопрошают, сочувствуют, напоминают, в общем – участвуют в действии. Сопровождается это пением и танцами.
С выходом театра на площадь эту роль исполняют акробаты, певцы, клоуны и танцовщики. Заодно действие наполняется злободневным содержанием (газет тоже не было). Так из уличных интермедий рождается опера, театр Дель-Арте и Кабуки.
Цирковые интермедии
Искусство цирка определяется ареной. Занавеса нет, и это напоминает площадной театр. Между номерами программы выступают клоуны. В России жанр клоунады высоко поднял сначала Дуров, потом его подхватил Карандаш. Но признанным в целом мире солнечным клоуном стал Олег Попов.
Его интермедии-сценки талантливы и порой до слез трогательны. Такова его история с солнечным лучиком. Он выходит на арену под свою особенную лиричную музыку, садится в световом круге прожектора, обедает и ложится отдохнуть.
Все это время лучик шутит с ним: то уходит в сторону, когда нужно достать из корзинки еду, то не хочет отойти, когда нужно поспать. В результате клоун начинает его ловить, это ему с трудом удается. Он сгребает солнечный зайчик, который уменьшается на глазах, помещает его бережно в корзинку и уходит с арены.
Интермедия в новых жанрах
Многие современные наименования происходят от латинских слов. Из слова "интермедия" можно сразу вычленить два составляющих его корня: inter и medius, то есть "находящийся в середине". В современном русском языке этот термин имеет два основных значения.
Театральная интермедия
Первоначально это относилось только к театральному искусству, но постепенно слово стало употребляться шире.
Что такое "интермедия" на сцене?
В театре так называется вставная пьеса обычно музыкального или танцевального характера, не имеющая прямого отношения к основному сюжету спектакля и исполняемая, как правило, во время перерыва главного представления. Интермедии в основном разыгрываются во время антракта, но могут вставляться в главное действие в виде своеобразного тематического отступления.
История возникновения жанра
Интермедия появилась в европейском театре в средние века, когда под влиянием площадного театра строгая литургическая драма начала переходить в мистерию, то есть мирской язык стал проникать в канонические религиозные тексты.
Представители церкви не могли допустить, чтобы нарушалось ритуальное исполнение сцен из Евангелия, поэтому литургическая драма была изгнана на городские площади и окончательно трансформировалась в мистерию. Под влиянием уличных представлений постановки приобретали все более комедийную направленность. Так, в итоге, и появилась интермедия.
Этот жанр распространился в эпоху Возрождения, особенно в итальянской комедии дель-арте, полностью выстроенной на импровизации. Комических интермедий стало так много, что они превратились в отдельное направление под названием "фарс". Из них вырос еще один самостоятельный жанр — комическая опера.
На Руси узнали о том, что такое "интермедия", в XVII веке от иностранных гастролеров. Небольшие сценки стали появляться сначала в придворном репертуаре, а позднее - в спектаклях школьного и балаганного театров. В начале ХХ века, в связи с интересом к итальянской комедии масок, интермедии начинают появляться в спектаклях Мейерхольда "Дон Жуан" и Вахтангова "Принцесса Турандот". Нередко с помощью этого приема, часто содержащего сюжеты прошлого, режиссеры проводили тонкую ассоциативную связь с происходящим в современном мире.
Что такое "интермедия" в театре, можно проиллюстрировать примером из оперы Чайковского "Пиковая Дама".
Сцена приема гостей в одном из домов Петербурга: в числе приглашенных — все главные герои оперы. И вдруг в это время хозяин предлагает гостям прослушать пастораль на тему, никак не относящуюся к сюжету. Так начинается "спектакль в спектакле": изящная сценка приостанавливает главное оперное действие и отвлекает зрителя на время. Это делается для того, чтобы достичь еще большего напряжения в следующих сценах.
Другое значение слова "интермедия"
В музыке так называется один из элементов фуги, сложного полифонического произведения. В этом случае термин обозначает неустойчивое построение между двумя проведениями темы, которое связывает разнотональные участки композиции. Кроме того, в этой части развиваются и соединяются элементы главной и противоположных тем.
Вот что такое "интермедия" в театральном и музыкальном понимании этого слова.
Читайте также:
- :