Снежные горы тютчев анализ стихотворения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики.

Правильней будет называть ее пейзажно-философской.

Но Философия поэта на самом деле довольно сложна и понятна не каждому. Тютчев воспринимал природу как особый мир, неподвластный человеку. Наоборот,

Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира – к тем вопросам, которые в свое время получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные Образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Сна, Смерти, Судьбы нашли свое воплощение в стихах Тютчева.

Пожалуй, сложнее всего создавать произведения о зиме. Казалось бы, однообразный пейзаж: все вокруг бело, глазу не за что зацепиться. Однако есть у Федора Ивановича стихотворение “Снежные горы” , в котором поэту, как всегда, удается создать неповторимый образ.

об анализе которого и пойдет речь далее, было написано Тютчевым в Мюнхене, когда он жил за границей, будучи чиновником Русской дипломатической миссии.

Так как на много лет поэт был оторван от русской природы и литературной жизни, он испытывал тоску, и когда Семен Егорович Раич, бывший его учитель, выпускавший в 1829 ?1830 годах журнал “Галатея”, предложил Федору Ивановичу написать несколько стихотворений, тот с радостью согласился. Тютчев сразу же в 1830 году прислал несколько своих произведений, в том числе и “Снежные горы”.

Журнал Раича не был широко известен в России, поэтому и стихи Тютчева не принесли популярности автору. И только спустя долгих шесть лет все его произведения были опубликованы в журнале А. С. Пушкина “Современник” под общим заголовком “Стихотворения, присланные из Германии” и получили признание широкой общественности.

В первоначальном варианте все слова: “горы”, “озеро”, “камней”, “выси”, “землей”, “неба” – были написаны с заглавной буквы. Поэт как будто мифологизировал картину: явления природы оживали у него в первозданной своей сущности. В “Галатее” стихотворение “Снежные горы” было написано вместе с другим похожим произведением “Утром в горах” под одним общим названием “В горах”.

Стихотворения на самом деле объединены общим горным пейзажем, только в первом изображено, в соответствии с названием, утреннее время, а во втором – полдень.

Взор автора как будто скользит от горных высот вниз, в “дольний мир”, и снова вверх, к вершинам гор, к самому небу. Этот контраст темной земли и “лазури неба огневой” усиливается образами второй строфы, где природа оживлена: струи озера синеют, камни блестят на зное и “в родную глубь спешат ручьи”.

В первоначальном варианте была еще одна строфа, изображавшая пасущееся стадо, но в пушкинском издании она исчезла, очевидно, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность ее от человека. Действительно, когда в первой строфе возвышается величественный исполин – гора, все остальное теряет смысл, ведь она вечна, поэтому ей поклоняются как божеству:

Играют выси ледяные С лазурью неба огневой.

А в это время “наш дольний мир” лишен сил, потому что “полдневная пора палит отвесными лучами”. Такое состояние воспринимается поэтом очень необычно, ведь в последней строфе он называет землю издыхающей. Интересно отметить, что в более поздних изданиях такие необычные образы, столь изысканные метафоры “перебирается прохлада”, “над издыхающей землей” не были приняты, например, в последней строфе был использован более нейтральный оборот – “над усыпленною землей”.

И только в 1900 году произошел возврат к самому первому варианту из “Галатеи”.

Таким образом, стихотворение Федора Тютчева помогает с новой силой ощутить, насколько недостижимым может быть идеал вечной молодости, воплощенный в лирике поэта, благодаря олицетворению равнодушной силы природы, неподвластной человеку. Эта именно та природа, которая потрясает подлинностью своего состояния и души.

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,—
И задымилася гора
С своими черными лесами.
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,—
Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Из истории создания произведения

Снежные горы

Судьба стиха

Сюжет поэзии

Поэт обращается к описанию прекрасного зимнего полдня. Вокруг – горы, которые нависают над озерами. Зима – это время, когда природа погружается в сон. Тютчев – мастер-пейзажист. Писатель изображает солнечные лучи, которые, падая вниз, на горы, уподобляют озеру большому зеркалу. На вершинах гор берут начало холодные ручьи. Но пейзаж – это не далеко не центр повествования. На самом деле между строк автор спрятал глубоко философское содержание.

Философский характер текста

Писатель изображает два мира, на которые словно разделилась окружающая среда. Существует некий мир гор (верхний мир) и земли (нижний мир). Стоит подчеркнуть, что Тютчев часто употребляет этот прием.

Любимое художественное средство русского поэта – контраст. Поэтому и сюжет, и философское содержание поэзии выходит именно из контраста. Горные вершины, покрытые льдом, противостоят горячему, озаренному солнцем небу.

Тютчев строит свое произведение на контрасте холода и жара. Автор призывает смириться перед неприступной, всесильной энергией, перед природной стихией.

Снежные горы

Критики расценивают тютчевскую философию как сложное и не всем понятное формирование. Эта философия зиждется на понимании поэтом природы. Для писателя, природа представляется особым миром, над которым не властны люди. Люди оказываются слабыми, сталкиваясь с вечной стихией и ее проявлениями. Вероятно, Тютчев придерживался герметической концепции, согласно с которой стихия – это извечное начало мира. Автор интересовался легендами, обрядами, сказками и теми образами, смыслами, которые в них закодированы. Образы из старинных сказаний тоже нашли свое место в тютчевской поэзии. Ключевую роль в анализируемом произведении сыграли такие образы, как мать-земля, океан, солнце, день и ночь, сон, смерть, судьба.

Образы произведения

Образ огня

В контексте русской культуры огонь – это также символ освобождения, очищения, победы светлых сил над силами тьмы. Огонь – это посредник между людьми и кончиной. Тютчев заставляет вспомнить об образах Чистилища: местная река (она же – дорога к аду) обычно изображается огненной.

Образ воды

Образ земли

Поэт мыслит землю страдающей, издыхающей. Не удивительно, что человек тяготится жизнью на земле. На самом деле человеческая душа жаждет иной жизни. Нижний, земной мир наполняется болью, страданиями, тогда как мир верхний – это полное жизни, счастливое, радостное, приближенное к Творцу измерение.

Образ льда

Земля мучает людей постоянным зноем. Лед – это спасение от жары, которая заставляет страдать и медленно убивает. Полуденный зной больше не имеет значения в верхнем, холодном мире. Лед – это, таким образом, подарок человеку от Богу, надежда на спасение.

Образ гор

Образ горных вершин помогает поэту проиллюстрировать центральную идею произведения – существование двух измерений. Эти измерения существуют в природе. Верхний мир очень древний, ведь горы живут сотни и тысячи лет. Горы – это жители одновременно двух миров, ведь подножием эти гиганты касаются земли, а вершиной – небес.

Снежные горы

С самого начала поэзии, когда образ гор только предстает перед взором читателя, поэт изображает их массивными великанами. Люди почитают горы, поклоняются горным вершинам, словно богам.

Писатель сравнивает людей с горами.

Человек на протяжении жизни стремится достичь вершины, мечтая о покорении гор. Так люди все выше и выше уходят в горы, покоряя новые и новые пики. Писатель объясняет это желание покинуть землю и постичь горы желанием проникнуть в тайны мира.

Человек таким образом касается невидимого доселе мира. На земле человек подвергается манипуляции страстями, что тоже причиняет боль и страдания. Поэтому люди стремятся вверх, в горний мир, чтобы навсегда забыть о мучительных страстях.

Художественные особенности стиха

Ключевая особенность произведения – это цветовые эпитеты. Автор использует колористику и цветопись в поэзии. В целом, тютчевский стих отличается образностью, заставляя работать воображение читателей. Именно воображение приводит в движение все эти цветовые эпитеты и образы. Писатель не забывает об оттенках лазури, о золотом цвете, о кристально-белом оттенке горных ледников. С цветописью тесно связана и мифология – еще одна характерная черта тютчевской поэзии. Образ природы в этой логике изображается как некая первозданная сущность.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В стихотворении описывается зимний полдень в горах, что расположились над озером. Тютчев изображает природу, погрузившуюся в полудрему. Лучи солнца, падают на землю и делают озеро схожим со стальным зеркалом. С вершин гор быстро стекают вниз ручьи.

Автор делит окружающий мир на два: мир высот и мир низов. Этот прием характерен для философских стихотворений поэта. Лирика Тютчева зачастую строится на контрасте. В данной работе автор еще и противопоставляет ледяные вершины огневому небу. Холод контрастирует с жаром, смирение с энергией.

Земля в стихотворении издыхает, и в этом пространстве приходится жить человеку. Но душа его хочет иного. Мир гор, их высот показан миром, полным жизни и счастья, ведь они приближены к Богу. А лед показатель дарованной им возможности спастись во время полуденного зноя.

Образное восприятие в сознании читателя помогает создать множество использованных автором цветовых эпитетов: есть здесь и оттенки лазури, и золота, и кристально-белый цвет вершин.

Обратившись к горным вершинам, Тютчев доходчиво проиллюстрировал идею, с которой был абсолютно согласен: мнение о существовании двух миров природы. Ведь горы существуют сотни тысяч лет. Они стоят на земле и в тот же момент достигают облаков. Люди подобны горам: много лет они стремятся к вершинам, пытаются покорить их, забираются все выше. Такое поведение человека обусловлено желанием понять тайные начала, попробовать прикоснуться к невидимому доселе миру.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Снежные горы.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В этом стихотворении поэт описывает горный пейзаж, завораживающую красоту горных лесов, озёр, ручьёв и ледяных пиков. "Уже полдневная пора", солнце яркое находится в зените и смотрит на горы с высоты. Его лучи, "отвесные", прямые падают на вершины, покрытые льдом, отражаются от них, и вся картина становится более яркой и красочной. Солнечный свет отражается не только от льда и снега, но и от воды в озере. Автор сравнивает горное озеро с зеркалом, сделанным из стали.

Это озеро наполнено водой из горных ручьёв, холодных и чистых, проходящих через "камни, блещущие на зное". Они блещущие, потому что вода, проходящая по ним, тоже отражает солнечные лучи. А на горе, на самом склоне, стоят леса. Деревья не могут отражать свет так же, как лёд или вода, то есть делать его ярче и насыщеннее, поэтому на фоне такой ослепительной яркости они кажутся чёрными, но от того не менее прекрасными и завораживающими, чем ледяные пики, играющие со светом. "Играют выси ледяные с лазурью неба огневой." Эти выси отражают не только яркий солнечный свет, но и синеву неба, которая, как можно догадаться, тоже яркая и красивая. Но их игра со светом посвящается вовсе не человеку-наблюдателю, коим является лирический герой, а горе, на которой они находятся. Тютчев сравнивает ледяные выси с божественными созданиями, а гору - с божеством, которому эти создания подчиняются. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они словно актёры, показывают спектакль, используя свет, а декорацией для него служит "наш дольний мир". От яркого света его клонит в сон и окутывает сонная нега, приятное ощущение приближающегося сна. Сил проснуться у него уже нет, и на этом фоне солнечные небесные блики кажутся волшебными и завораживающими.

Читайте также: