Развитие мелкой моторики старших дошкольников как средство подготовки детей к школе

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Соколова Алла Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 141 "Ладушки"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Совершенствование мелкой моторики руки как эффективный способ подготовки старших дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование

Соколова Алла Геннадьевна

воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 141

«Совершенствование

эффективный

В условиях гуманизации и демократизации системы образования все более

актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и

младшего школьного звеньев образовательной системы.

подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации

движений пальцев рук.

психологов. М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова считают, что одной

из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него

развитой мелкой мускулатуры.

графических), как показывают исследования А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева,

В. А. Силивон, усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях

специально организованных упражнений

Таким образом, цель -

создание условий, способствующих развитию

мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через различные

В соответствии с целью были определены основные задачи:

дошкольного возраста в разных видах деятельности.

пальцев, кистей рук; точность и координацию движений руки и глаза.

Развивать психические процессы:

произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое

умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

формирования мелкой моторики рук.

деятельности детей для совершенствования мелкой моторики рук.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. В

координации движений пальцев рук регулярной деятельностью, выделив для

этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий; в

деятельности детей в созданной РППС.

особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были

положены задания, предложенные в следующих изданиях:

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.:

координации движения руки и глаза, готовность руки к овладению письмом,

продолжать выполнение поставленной задачи.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу,

инициативность, самостоятельность, творчество.

Пассивная гимнастика – самомассаж. Пассивная гимнастика или

самомассаж рекомендуется перед проведением активной гимнастики, чтобы

руки разогрелись. Использую приемы: поглаживание, растирание.

Активная гимнастика - это игры для развития мелкой моторики

рук ребенка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности

пуговицы, счетные палочки.

III."Пальчиковый игротренинг".

фигурок , умение манипулировать ими способствует развитию мелких мышц,

тонких произвольных движений, повышению качества управления движениями.

Игры подбираю доступные по содержанию и воспроизведению.

расслабление. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они меняются.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям

получения максимального эффекта пальчиковые упражнения построены таким

образом, что сочетаются сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также

изолированные движения каждого из пальцев.

образовательной и совместной деятельности в режимных моментах.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у

движениями кисти или пальцами руки дети имитировать движение персонажей:

наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук.

предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения

совершенствовать мелкую моторику руки.

IV. Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой

Рисование, лепка, аппликация - это эффективные пути, используемые для

подготовки руки ребенка к письму.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых,

уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для

отработки движений кисти, слева направо и справа налево.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Один из видов

мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и

навыков управления мелкими движениями.

Работу начинаем от простого рисунка, который выкладываем разными

геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат. ). Это лисичка, жираф,

Снегурочка, до сказок: " Два жадных медвежонка", "Лиса и заяц".

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно

использовать в играх, инсценировках - это оригами. Развивающий потенциал

оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Например: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь.

Игрушки - забавы, например: прыгающий лягушонок.

V. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения

изделий. Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у

детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности.

настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до

конца, постепенно контролируя свои действия.

VI. Развитие графической моторики.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической

моторики. Задания на развитие графической моторки включаются в занятия по

обучению грамоте в виде игровых заданий.

произвольное внимание, воображение, например,: "Найди лишнюю фигурку и

между синим и желтым, а желтый был рядом с красным, подумай, на что

похожа картина и дорисуй ее.

является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

Сравнительный анализ результатов диагностики начала и конца учебного

года показал, что увеличилось количество детей, имевших хорошее развитие

правильно и оказались эффективными, разработанная и внедренная система

качественного уровня развития мелкой моторики детей.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой

моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Читайте также: