Развитие личности ребенка в трудовой деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.

1) привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка;
2) вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость, а это возможно при условии, что он посилен ребёнку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя малыш всё лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание активизирует восприятие, Труд развивает мышление — ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело,

Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребёнок приобретает умение планировать деятельность,

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании,

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании, В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе, Труд объединяет, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие ребёнка.

Со времён становления дошкольного воспитания знание о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Итак, чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

-первая задача направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

- вторая задача направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

- третья направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе,

Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель - научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Понимание специфики детского труда позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.

Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.

Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.

Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.

1) повышение педагогической компетенции родителей в вопросах трудового воспитания;

2) привлечение внимания родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребёнка;

3) повышение интереса родителей к совместной трудовой деятельности с ребёнком дома.

Хабибуллина Л.Р., воспитатель МАДОУ №106 г. Набережные Челны РТ.

4. Консультация для родителей. Тема: "Трудовое воспитание в семье".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Полениться и хлеба лишиться.

Терпение и труд всё перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Работе время, а потехе час.

Судят не по словам, а по делам.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что делано наспех, то и сделано на смех.

Дело мастера боится.

Было бы терпение – будет и умение.

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Со времён становления дошкольного воспитания знание о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.
Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственных отношений к миру.
Формирование усложняющих знаний о труде, которые раскрывают детям в младших группах отличие трудовой деятельности от всякой другой – нетрудовой, и дают возможность в дальнейшем организовывать, руководствуясь приобретенными знаниями, собственную элементарную трудовую деятельность. Дети получают знания о результатах труда в разных трудовых процессах взрослых, о том, что эти результаты труда удовлетворяют различные потребности детей и взрослых, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке материала или предмета труда.
Программа средней группы предполагает освоение знаний о составе (структурных компонентах) трудового процесса: постановка цели и её мотивация; отбор материалов и инструментов в соответствии с их качеством; получение итогового результата труда соответствующего поставленной цели и позволяющего удовлетворить потребности детей и взрослых. Дети осваивают первые обобщенные знания о видах труда и профессиях: труд няни, повара, прачки дворника.
Программа старших групп предполагает освоение детьми знаний о видах труда по созданию разнообразных предметов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формирование знаний об отношениях человека к труду, к своим обязанностям.
Программа старших групп предполагает освоение детьми обязанностей дежурных по столовой, занятиям, уголку природы: освоение всех простейших способов организации коллективного труда в повседневной трудовой деятельности (общий, совместный труд).
В соответствии с теорией социального наследования, позволяющей рассматривать становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, основными критериями для определения уровней освоения детьми программного содержания стали: полнота, дифференцированность и обобщенность знаний о трудовом процессе, его направленности, компонентах (от целеполагания до получения результатов) и последовательности их включения в трудовой процесс; овладение социально закрепленным способом осуществления трудового процесса (самостоятельность, целеполагания, отбора материала и трудового оборудования). Выполнения трудовых действий, получение промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целью, самостоятельность оценки труда; наличие интереса, бережного отношения к результатам труда, значимая и осознаваемая мотивация такого отношения, самостоятельность суждений.
Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.
Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни.
Трудовое обучение в детском саду является средством трудового воспитания. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель - научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста. Воспитатели широко используют при руководстве повседневным трудом детей приёмы обучения отдельным, наиболее сложным действиям при выполнении ребёнком трудового задания.
Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда. Этими компонентами труда и должны овладевать дети, так как человек, освоивший деятельность сознательно определяет её цель, мотивирует, планирует и контролирует её выполнение. Отсюда обучение дошкольников трудовой деятельности должно быть направлено на освоение ими целостных трудовых процессов. Это обуславливает необходимость формирования общетрудовых (умение принять и самостоятельно поставить цель труда; умение спланировать основные этапы работы: умение отобрать предметы труда и трудовое оборудование в соответствии с целью трудового процесса; умение организовать рабочее место; умение поддерживать порядок на рабочем месте; умение оценить результат с точки зрения соответствия цели трудового процесса и т.д.) и специальных умений (намыливать, тереть и т.п.), а также требует обучения детей специальным действиям самоконтроль.
Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также оно осуществляет в повседневной жизни и на занятиях и может быть индивидуальным и групповым.
Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей.
Следует оказывать ребенку только необходимую помощь, не торопиться делать за него.
Главная задача - показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля.

2 Основные задачи трудового воспитания детей обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

3 Различают четыре основных вида детского труда Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Самообслуживание Ручной труд

4 уважительное отношение к окружающим предупредительность понимать нужды и затруднения окружающих поведения в окружении сверстников формирования привычки к опрятности и чистоте, Самообслуживание

5 хозяйственно-бытового труда стремятся к хорошему результату проявляют старательность приводить всё в порядок после работы подбирают необходимый инвентарь самостоятельно организовать его доброжелательно относятся к сверстникам

6 6 Постоянные обязанности дежурных

7 Поддерживают чистоту в комнате и на участке

8 Труд в природе развитие наблюдательности любви к родной природе воспитание бережного отношения ко всему живому воспитание бережного отношения ко всему живому развитие способности к физическому усилию. повышение выносливости

9 В подготовительной группе выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт Формируется начала материалистического понимания природных явлений. Устанавливают связи между отдельными явлениями без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы Повышается самостоятельность детей в трудовых делах приемы размножения растений путем черенкования, Обнаруживают закономерности

11 Ручной труд Развивает конструктивные способности Учатся пользоваться различными инструментами Творчество, фантазию, выдумку Нравственно- волевые качества. Формирует эстетические чувства Знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения Аккуратность, терпение Аккуратность, терпение

12 Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

2 Основные задачи трудового воспитания детей обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

3 Различают четыре основных вида детского труда Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Самообслуживание Ручной труд

4 уважительное отношение к окружающим предупредительность понимать нужды и затруднения окружающих поведения в окружении сверстников формирования привычки к опрятности и чистоте, Самообслуживание

5 хозяйственно-бытового труда стремятся к хорошему результату проявляют старательность приводить всё в порядок после работы подбирают необходимый инвентарь самостоятельно организовать его доброжелательно относятся к сверстникам

6 6 Постоянные обязанности дежурных

7 Поддерживают чистоту в комнате и на участке

8 Труд в природе развитие наблюдательности любви к родной природе воспитание бережного отношения ко всему живому воспитание бережного отношения ко всему живому развитие способности к физическому усилию. повышение выносливости

9 В подготовительной группе выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт Формируется начала материалистического понимания природных явлений. Устанавливают связи между отдельными явлениями без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы Повышается самостоятельность детей в трудовых делах приемы размножения растений путем черенкования, Обнаруживают закономерности

11 Ручной труд Развивает конструктивные способности Учатся пользоваться различными инструментами Творчество, фантазию, выдумку Нравственно- волевые качества. Формирует эстетические чувства Знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения Аккуратность, терпение Аккуратность, терпение

12 Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Читайте также: