Какие проблемы порождает признание многообразия культур кратко охарактеризуйте каждую из них

Обновлено: 02.07.2024

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде — функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой —

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность — сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия:культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины:преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

Поработайте с источником

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей.

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят. представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — С. 141—145.

Духовный мир личности

что такое духовная культура? В чем заключается сущ­ность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внима­ние главным образом на духовной жизни индивида.

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь че­ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством — ду­ховностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де­ятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризу­ют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только созна­ние, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало раз­вита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

На высшем уровне развития человека мотивами, смысла­ми его жизнедеятельности становятся не личные потребнос­ти и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красо­та, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стрем­ление человека строить свою жизнь и преобразовывать дей­ствительность в соответствии с ними.

Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современ­ников, показывает, что важнейшими элементами человечес­кой духовности являются мораль, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение.

Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Роди­не, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и ве­ре своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за до­стижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народ­ной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для стра­ны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-

кой Отечественной войны 1941—1945 гг.), а также при ре­шении сложнейших и животрепещущих для Родины про­блем (освоение Арктики, космические исследования, созда­ние новых технологий и т. п.).

О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

Сознательный патриотизм как нравственный и социаль­но-политический принцип предполагает объективную оцен­ку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чув­ства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных на­циональностей .

j публицист, лауреат Нобелевской премии ]

С патриотическими ориентирами человека связаны и ка­чества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувст­во любви к Родине, и ответственность за развитие ее соци­альных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью

прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в зна­нии и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязан­ностей.

На 1-ый взор кажется что в многообразии культур нет ничего плохого и никаких проблем быть не может. Но даже культурный плюрализм как связь различий имеет проблемы.

Вообщем, трудности появляются в 3-х взаимосвязях: диалог культур, проникновение чужеродного компонента для обогащения культуры, равноправный диалог с обменом ценностями.

Здесь появляются последующие задачи:

- локальные культуры развиваются по своим законам, все они уникальны и их невероятно синтезировать.

- Данилевский разговаривал о том, что культуры как человек рождается, развивается, гибнет.

- трансляция ценностей приводит к колониализму

- неувязка вклада культур в общемировой уровень культуру

- неувязка повышение воздействия одной культуры над иными и становится более главной

- проблема в гонке культур для популярность сегодня и в будущем

- проблема в зоне воздействия культур и разделение мира на зоны воздействия, борьба за великую зону

На первый взгляд кажется что в многообразии культур нет ничего плохого и никаких проблем быть не может. Но даже культурный плюрализм как взаимосвязь различий имеет проблемы.

Вообще, проблемы возникают в трех взаимосвязях: диалог культур, проникновение чужеродного компонента для обогащения культуры, равноправный диалог с обменом ценностями.

Тут возникают следующие проблемы:

- локальные культуры развиваются по своим законам, все они уникальны и их невозможно синтезировать.

- Данилевский говорил о том, что культуры как человек рождается, развивается, погибает.

- трансляция ценностей приводит к колониализму

- проблема вклада культур в общемировой уровень культуру

- проблема увеличение влияния одной культуры над другими и становится более важной

- проблема в гонке культур для популярность сегодня и в будущем

- проблема в зоне влияния культур и разделение мира на зоны влияния, борьба за большую зону

Многообразие культур, или "культурный плюрализм", если позволите, - это совокупность и взаимосвязь различных компонентов деятельности человека.
Вообще существует 3 вида взаимопроникновения культур:
- диалог культур (внутреннее переосмысление ценностей "чужой" культуры);
-"прививка черенка на чужое дерево" ("черенок" - чужеродный компонент, не способный обогатить свою культуру);
- равноправный диалог (обмен ценностями)
Я их расположила в порядке от самого наиболее влиятельного: в первом случае культура полностью вымещает другую (американизм в Европе и России).

Основные проблемы:
- вопрос о сравнительном вкладе разных культур в общемировую культуру;
- какая культура из них наиболее важна;
- какая культура из них наиболее популярна в будущем;
- какая культура имеет более большой ореол распространения;
- какие установки сильнее влияют на ОБЫДЕННОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ сознание;
- очевидность неравнозначности культур - возникновение контркультур как недовольства доминирующей культурой;
и т.д.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Обществознание либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.




Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

Читайте также: