Какие проблемы порождает признание многообразия культур кратко охарактеризуйте каждую из них
Обновлено: 02.07.2024
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что
значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.
Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-
тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде — функционирует множество субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди придерживаются различных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой —
побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толерантность.
Толерантность основывается на гуманистических принципах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.
Толерантность — сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
ЯШ Основные понятия:культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины:преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).
охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?
Подумайте, обсудите, сделайте
2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.
3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв
ную связь материальной и духовной культуры.
4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы
ваемых культур к тому или другому типу.
Поработайте с источником
ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей.
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят. представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.
Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — С. 141—145.
Духовный мир личности
что такое духовная культура? В чем заключается сущность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?
В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внимание главным образом на духовной жизни индивида.
О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ
Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.
Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-
кой Отечественной войны 1941—1945 гг.), а также при решении сложнейших и животрепещущих для Родины проблем (освоение Арктики, космические исследования, создание новых технологий и т. п.).
О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.
Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает объективную оценку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей .
j публицист, лауреат Нобелевской премии ]
С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью
прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
На 1-ый взор кажется что в многообразии культур нет ничего плохого и никаких проблем быть не может. Но даже культурный плюрализм как связь различий имеет проблемы.
Вообщем, трудности появляются в 3-х взаимосвязях: диалог культур, проникновение чужеродного компонента для обогащения культуры, равноправный диалог с обменом ценностями.
Здесь появляются последующие задачи:
- локальные культуры развиваются по своим законам, все они уникальны и их невероятно синтезировать.
- Данилевский разговаривал о том, что культуры как человек рождается, развивается, гибнет.
- трансляция ценностей приводит к колониализму
- неувязка вклада культур в общемировой уровень культуру
- неувязка повышение воздействия одной культуры над иными и становится более главной
- проблема в гонке культур для популярность сегодня и в будущем
- проблема в зоне воздействия культур и разделение мира на зоны воздействия, борьба за великую зону
На первый взгляд кажется что в многообразии культур нет ничего плохого и никаких проблем быть не может. Но даже культурный плюрализм как взаимосвязь различий имеет проблемы.
Вообще, проблемы возникают в трех взаимосвязях: диалог культур, проникновение чужеродного компонента для обогащения культуры, равноправный диалог с обменом ценностями.
Тут возникают следующие проблемы:
- локальные культуры развиваются по своим законам, все они уникальны и их невозможно синтезировать.
- Данилевский говорил о том, что культуры как человек рождается, развивается, погибает.
- трансляция ценностей приводит к колониализму
- проблема вклада культур в общемировой уровень культуру
- проблема увеличение влияния одной культуры над другими и становится более важной
- проблема в гонке культур для популярность сегодня и в будущем
- проблема в зоне влияния культур и разделение мира на зоны влияния, борьба за большую зону
Многообразие культур, или "культурный плюрализм", если позволите, - это совокупность и взаимосвязь различных компонентов деятельности человека.
Вообще существует 3 вида взаимопроникновения культур:
- диалог культур (внутреннее переосмысление ценностей "чужой" культуры);
-"прививка черенка на чужое дерево" ("черенок" - чужеродный компонент, не способный обогатить свою культуру);
- равноправный диалог (обмен ценностями)
Я их расположила в порядке от самого наиболее влиятельного: в первом случае культура полностью вымещает другую (американизм в Европе и России).
Основные проблемы:
- вопрос о сравнительном вкладе разных культур в общемировую культуру;
- какая культура из них наиболее важна;
- какая культура из них наиболее популярна в будущем;
- какая культура имеет более большой ореол распространения;
- какие установки сильнее влияют на ОБЫДЕННОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ сознание;
- очевидность неравнозначности культур - возникновение контркультур как недовольства доминирующей культурой;
и т.д.
Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Обществознание либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что
значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.
Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-
тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что
значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.
Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-
тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
Читайте также: