Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу комарова соломенникова

Обновлено: 07.07.2024

В книге представлены диагностические методики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на пороге школы. Методики адаптированы для использования их в массовой педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, школьными психологами, студентами.

Академия развития, 2005 Комарова Т. С., Соломенникова О. А., Ривина Е. К.. Прищепа С. С., Павленко Т. А.. Атякшева Т. В., Штанько И. В., Мухина Ю. С., 2005 Художник Душин М. В., 2005

Авторскийколлектив:

Т.С. Комарова — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

О. А. Соломенникова — кандидат педагогических наук, доцент;

Е.К. Ривина — кандидат педагогических наук, доцент;

С.С. Прищепа — кандидат педагогических наук, доцент;

Т.А. Павленко — кандидат психологических наук;

Т.В. Атякшева— старший преподаватель;

И.В. Штанько — старший преподаватель;

Ю.С. Мухина — старший преподаватель.
Раздел первый

Павленко Т.А. Диагностика психологической готовности детей к школе 6

Прищепа С.С. Диагностика физической подготовленности детей к обучению в школе 26

Ривина Е.К. Диагностика уровня знаний детей о социальной действительности 42

Атякшева Т.В. Диагностика речевой подготовки детей к обучению в школе 50

Мухина Ю.С. Диагностика готовности детей к школе по математике 67

Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе 76

Комарова Т.С. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества 76

Соломенникова О.А. Критерии сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве и критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки 90

Диагностика готовности детей к обучению музыке в первом классе 102

Штанько И. В. Музыкальное развитие102

Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей перед поступлением в школу 127

Раздел первый

Диагностика психологической готовности детей к школе

В настоящее время в системе образования диагностика готовности детей к обучению в школе проводится в подго­товительной группе детского сада и также при поступлении детей в школу. Часто диагностика психологической готов­ности подменяется выявлением уровня знаний и умений детей. Между тем психологическая готовность является важной составляющей школьной готовности и предполагает желание пойти в школу, желание учиться. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться. Как правило, диагностику психологической готовности проводят психологи, но не везде в детских садах имеются такие специалисты и не всегда есть возможность обратиться к ним с целью проведения комплексной диагностики детей. Мы предлагаем диагностику, которая может использоваться воспитателями для определения психологической готовности детей к школе.

Желательно диагностику проводить в виде интересных игровых заданий. Лучше проводить диагностическую работу, учитывая состояние ребенка: его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние и физическое самочувствие. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Длительность одного занятия не должна превышать 30—40 минут. При быстром утомлении ребенка необходимо сделать физкультурную паузу, подвигаться. Обследование проводится за детским столом с детским стулом, воспитателю необходимо сесть на одном уровне с ребенком, т. е. на детский стул. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Рядом не должно быть ничего, что могло бы отвлекать внимание (интересные игрушки, яркие, необычные предметы).

В структуре психологической готовности выделяются основные компоненты:


  1. личностная готовность;

  2. волевая готовность;

  3. интеллектуальная готовность.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ включает в себя коммуникативную готовность детей, формирование предпосылок внутренней позиции школьника, формирование учебной мотивации.

Коммуникативная готовность подразумевает достижение ребенком определенных показателей развития общения со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке (Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1986.).
Развитие общения со взрослыми у детей проходит ряд этапов.

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения.

Для внеситуативно-познавательной формы общения ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого. Дети хотят похвалы и не желают мириться с замечаниями. Если ребенок идет в школу с этой формой общения, то возникают трудности во взаимодействии со взрослым, выступающим в роли учителя. Дети обижаются па замечания, не хотят исправлять ошибки, малопривлекательные задания выполняют хуже или отказываются выполнять вообще.

О коммуникативной готовности к школе дошкольников свидетельствует развитие внеситуативно-личностной формы общения. У ребенка формируется представление о взрослом как об учителе и о себе как будущем ученике, а также наиболее успешно усваиваются новые знания, так как ребенок направлен не только на получение похвалы, а и на то, чтобы правильно выполнить задание. Эта форма общения позволяет детям успешно осваивать правила поведения в социальном мире.

Диагностика развития общения детей со взрослыми проводится в процессе наблюдения за детьми в режимных моментах, свободном общении со взрослыми, на занятиях. Воспитатель выделяет время наблюдения (например, вторник — наблюдение детей в ходе проведения занятия, среда — на прогулке, четверг — в свободной деятельности) и результаты наблюдения заносит в таблицу. Чтобы исключить случайный результат, наблюдение проводится по два раза в каждом режимном моменте и только в том случае, когда ребенок находится в своем обычном состоянии, не болеет, не перевозбужден.
Мы выделили показатели развития общения со взрослыми у старших дошкольников, сформированность которых важна будущему ученику (эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребенка).

1) Умение слушать и слышать взрослого:


  1. балла - слушает задание, начинает выполнять его, при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками;

  2. балла - внимательно слушает все, что говорит воспитатель, выполняет задание воспитателя, даже если оно ему не очень интересно.

  1. балл - выполняет только легкие задания, сложные задания выполнять отказывается;

  2. балла - сложные задания выполняет частично, не доводит до конца, начинает заниматься другими делами (рисует, разговаривает и т. д.);

  3. балла - старается выполнить задание, независимо от его сложности, доводит начатое дело до конца, стремится выполнить указания взрослого.

  1. балл - не хочет исправлять ошибки, говорит, что у него все хорошо, обижается в ответ на замечания;

  2. балла - исправляет ошибки, но неохотно;

  3. балла - старательно исправляет ошибки, спрашивает у взрослого, правильно ли он теперь сделал.

1 балл - темы общения связаны с окружающими предметами;

2 балла - расспрашивает о явлениях окружающего мира, устройстве мира;

3 балла - вопросы касаются особенностей человеческих отношений и личности взрослого.

Уровень развития общения ребенка со взрослыми высчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям.

Так как наблюдений несколько, то для каждого наблюдения отдельно высчитывается общий балл. Далее определяется, какой уровень развития общения соответствует этому баллу:

Уровень ниже среднего - 1-5 баллов.

средний уровень - 6-9 баллов;

высокий уровень - 10-12 баллов.

Сферы общения со взрослыми и сверстниками связаны между собой.
Опыт общения ребенка со взрослыми является определяющим фактором в развитии общения детей со сверстниками.

Развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, в основе которого лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

К концу дошкольного возраста преобладает ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы общения. Последняя наблюдается у немногих детей, но тенденция ее развития намечается у всех старших дошкольников. Таким образом, основной потребностью в старшем дошкольном возрасте в общении детей является потребность в сотрудничестве с ровесниками, которая рассматривается, как направленность ребенка на совместную деятельность со сверстником, потребность в признании, как утверждение себя среди равных. А также потребность во взаимопонимании и сопереживании, в которой ребенок стремится разрядить свои эмоциональные состояния, отождествить свои состояния с состоянием сверстника.
Для диагностики развития общения детей со сверстниками необходимо провести наблюдение за детьми в процессе их общения и совместной деятельности. Лучше всего проводить наблюдение за общением детей в игре, а также в режимных процессах. Воспитатель наблюдает, как дети взаимодействуют: договариваются, согласовывают замыслы, организовывают совместную деятельность, достигают результата. При организации наблюдения важно учитывать состояние ребенка. Наблюдение особенностей взаимодействия, присущих ребенку, необходимо проводить, когда ребенок находится в обычном для него состоянии, а не в момент резкого изменения поведения, например, когда ребенок себя плохо чувствует, перевозбужден.
Показатели развития общения со сверстниками у старших дошкольников (эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребенка):

1) Отношение к результатам действий, желаниям, способам действия сверстника:

1 балл - не считается с желаниями сверстника, отвергает его предложения в совместной деятельности, учитывает только свои идеи, хочет действовать в общей деятельности самостоятельно, сверстник должен быть в большей части наблюдателем.

2 балла - ребенок прислушивается к идеям сверстника, но применяет в деле редко, как правило, объясняя, что лучше так, как он придумал, а партнер должен помогать осуществлять его замысел;

3 балла - учитывает идеи и желания сверстника, распределяет работу между партерами, отказ от использования некоторых идей, объясняет нецелесообразностью предложенных действий.

Уровень развития-общения ребенка со сверстниками высчитывается по общему баллу, набранному ребенком по всем показателям:

уровень ниже среднего - 1-8 баллов;


  • отношение ребенка к предстоящей учебе в школе;

  • учебную мотивацию;

  • представление ребенка о подготовке к школе, образе жизни школьника, правилах поведения в школе.

Об отношении ребенка к предстоящей учебе в школе можно узнать из беседы о школе, в которой воспитатель выясняет: хочет ли ребенок пойти в школу, зачем необходимо ходить в школу, можно ли не ходить учиться в школу, как ребенок думает, в школе будет интересно или нет, что там может быть интересного.

Для исследования формирования внутренней позиции школьника используется методика, разработанная Л.А. Венгером (Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста//Ред. Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).
Ребенку предлагаются вопросы, а он выбирает один из вариантов описываемого поведения.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Для шестилетних детей наиболее характерными мотивами учения являются следующие: учебно-познавательный мотив; социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; позиционный, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; внешние по отношению к учебе мотивы; игровой мотив; мотив получения высокой отметки.
Для определения мотивов учения используется методика М.Р. Гинзбурга (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Линка-Пресс, 1997).

Ребенок последовательно выбирает три ответа.







Оценка результатов

О готовности учиться свидетельствует выбор учебного мотива, позиционного и социального.

У ребенка может быть другое сочетание мотивов, важно, чтобы они отражали формирующуюся направленность на учебную деятельность.

Если ребенок выбирает сочетание внешнего и игрового мотивов, то это говорит о том, что у него не сформировано понимание специфики учебной деятельности и ее значения, поэтому в школе ребенок может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться, потому что в школе для него это не главное.

 Коллектив авторов - Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений"

Описание и краткое содержание "Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений" читать бесплатно онлайн.

В книге представлены диагностические методики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на пороге школы, адаптированные для использования в массовой педагогической практике.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, школьным психологам, студентам педагогических колледжей и вузов.

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Авторский коллектив:

Т. С. Комарова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

О. А. Соломепникова – кандидат педагогических наук, доцент;

М. Б. Зацепина — доктор педагогических наук;

Е. К. Ривина – кандидат педагогических наук, доцент;

С. С. Прищепа – кандидат педагогических наук, доцент;

Т. В. Атякшева – старший преподаватель;

И. В. Штанъко – старший преподаватель;

Ю. С. Григорьева – старший преподаватель.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Диагностика имеет большое значение для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) получить данные о развитии детей по основным направлениям воспитательно-образовательной работы и по образовательным областям в соответствии с ФГТ, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.

Педагогическая диагностика должна быть не обременительной, простой и доступной для понимания, проведения воспитателем (а также старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом) и обработки полученных данных.

Диагностические задания должны быть четкими, показательными и сопоставимыми, позволяющими точно определять уровень проявления искомого качества, сравнивать индивидуальные результаты отдельных детей, группы детей одного возраста, в одном и в разных дошкольных учреждениях.

Диагностика позволяет путем коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития дошкольников.

Для правильного понимания и использования диагностических методик и обработки полученных результатов необходимо помнить, что критерии представляют собой определяемое качество, знание, навык и т. п., а показатели – степень проявления качества, знания, навыка и т. д. Наиболее удобным для педагогов-практиков нам представляется выделение в качестве результата диагностики высокого, среднего и низкого уровней развития искомого качества.

Приступая к разработке вопросов диагностики, мы исходили из требований к этому процессу как к методу выявления уровня развития тех или иных процессов, качеств личности, способностей, овладения субъектом знаниями, навыками и умениями.

Назовем наиболее существенные требования.

1. Содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых (искомых) качеств субъекта.

2. Диагностическая методика в целом и каждое задание в отдельности должны достаточно точно и конкретно выявлять искомое качество (навык, способность).

3. Педагогическая диагностика должна быть простой и понятной для педагога. Диагностические задания не должны быть громоздкими и должны включать точные оценки, позволяющие определять уровень искомого качества.

4. Диагностические задания и соответствующие им оценки должны позволять дифференцировать уровень овладения детьми определенными знаниями, умениями, навыками в разных возрастных группах и в дошкольных учреждениях с приблизительно одинаковыми условиями работы.

5. Одно и то же диагностическое задание не может выявить уровень овладения разным содержанием или развития разных процессов (например, уровень развития восприятия и воображения и др.).

целью задаются подобные вопросы? Это профанация диагностики, никак не выявляющая уровень развития ребенка и степень его подготовленности к школе.

Проводить диагностическое обследование целесообразно в конце учебного года (апрель – май). Это позволит получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической воспитательно-образовательной работы и скорректировать обнаруженные пробелы. Знание педагогами своих воспитанников, особенно тех, которые посещали детский сад не один год, позволяет достаточно точно определить степень их готовности к школе.

Книга подготовлена кафедрой дошкольного образования Педагогической академии последипломного образования Московской области. Авторы надеются, что педагоги смогут грамотно применить предложенные диагностические методики и определить уровень развития воспитанников, что, в свою очередь, позволит скорректировать и усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на пороге школы.

Диагностика физического развития

Результаты диагностики физической подготовленности позволяют:

• установить причины отставания или опережения в освоении детьми образовательной программы;

• определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (кроме основных форм физического воспитания дополнительные формы: секции – для физически развитых и физически подготовленных ребят, дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);

• индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (повышенного или пониженного питания, небольшой рост, нарушение осанки, плоскостопие), уровнем сформированности двигательной активности (высокий – гиперактивные дети; средний, низкий – малоподвижные дети);

Комарова Т.С., Соломинникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу

М.:Мазаика- синтез, 2011. - 96 с. В книге представлены диагностические методики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на пороге к школы, адаптированные для использования в массовой педагогической практике. Пособие аресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, школьным психологам, студентам педагогических колледжей и вузов.

Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.

Авторский коллектив:

Т. С. Комарова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

О. А. Соломепникова – кандидат педагогических наук, доцент;

М. Б. Зацепина — доктор педагогических наук;

С. С. Прищепа – кандидат педагогических наук, доцент;

Т. В. Атякшева – старший преподаватель;

И. В. Штанъко – старший преподаватель;

Ю. С. Григорьева – старший преподаватель.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Диагностика имеет большое значение для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) получить данные о развитии детей по основным направлениям воспитательно-образовательной работы и по образовательным областям в соответствии с ФГТ, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина запись закреплена

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ (ПОДБОРКА МЕТОДИК)

😊

Здравствуйте, коллеги!

Нашла у себя в закромах вот такую подборку. Я её использовала, когда только начинала работать. Немного доработала её и делюсь с вами.

В подборке вы найдёте следующие методики:

❗

Размещение в других группах разрешено с указанием авторства и активной ссылки на группу.

Дарья Егорова

Спасибо большое

Любовь Фофанова


Любовь Фофанова

Серафима Сизова


Серафима Сизова

Юлия Двоеглазова

Спасибо)))

Татьяна Луговая

Спасибо большое за подборку.

Владимир Усольцев

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина

Плюсом этой подборки считаю, что часть тестов возможно выполнять с подгруппой детей. Это здорово экономит время. Если диагностику проводить полностью индивидуально, то психолог будет заниматься только ей.

Эльвира, это точно. А когда одновременно 5 подготовительных групп, то это вообще ужас. Можно только этим заниматься.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Эльвира, я сейчас полностью беру Ясюкову. Мне она очень нравится, но времени уходит много. Когда 1-2 группы, то можно брать, а когда больше, то лучше что-то другое. Откопала у себя эту подборку и тоже начинаю задумываться над сменой. Хотя бы, когда много групп подготовительных.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Марина, я Ясюкову очень люблю, но беру в особых случаях для углубленной диагностики или когда родители обращаются.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Елена Велигорская

😊

Марина, У меня 5 подготовительных групп.

Елена Велигорская

Я написала ниже, как работаю. Примерно 1,5 месяца. Скорость индивидуальных обследований зависит от темпа работоспособности детей - так и объясняю администрации.

Ольга Павлова

Эльвира, если вам не трудно,киньте ссылки. Администрация требует максимально быстро, тоже времени нет.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Ольге

Ольга, я перечислила методики, которые использую. У меня нет ссылок, извините! Попробуйте найти в интернете!

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Марина, у меня через три года будет 6 подготовительных! И вот как с ними проводить диагностику? Предлагаю такое решение, уже опробованное (несколько лет назад тоже было 5 выпускных групп). Собираю консилиум в сентябре с педагогами (если опытные, то это замечательно), по каждому ребёнку выслушиваю их мнение по готовности к школе, какие трудности у ребёнка, что их беспокоит, как педагогов и так далее.
Показать полностью. Все это записываю, перерабатываю. Затем детей делю на группы: проблемные - провожу углублённую диагностику по Ясюковой; середнячки- экспресс диагностика; успешные дети - с ними только мотивация к школе и тревожность. Возникнет вопрос, как эти разные данные потом отражать в справке. Кстати, в справке я и пишу, что в связи в тем, что в этом году много выпускных групп, невозможно провести индивидуальную диагностику в оптимальные сроки. Было принято решение использовать данные наблюдения воспитателей группы и педагога-психолога, а так же обследование проводилось по следующим методикам. Подводя итоги в справке отмечаю, благоприятный прогноз школьной зрелости (у ребёнка все предпосылки школьной зрелости сформированы), условно благоприятный прогноз школьной зрелости (часть предпосылок не сформировано или находится в процессе формирования), неблагоприятный прогноз.

Эльвира, у меня в этом году 3 подготовительные группы и работаю на 0,5 ставки. Я решила в этом году проводить Тест Керна-Йирасека. С основной массой провела за 1 неделю, а те, кто не ходил до проводила индивидуально. Очень хорошо получилось: можно справку написать и детей для занятий отобрала. Очень мало получилось детей для углубленной диагностики. Их смотрела по Ясюковой. Мне понравился этот вариант. Буду дальше использовать, даже если будет 1 группа.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Эльвира, с беседой. Сначала групповую част провела, а потом беседу. До обеда с одной группой всё успела провести.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Читайте также: