Изображение древних гербов российских бояр и что они обозначают кратко 16 век

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общеобразовательное учреждение школа №4 Доклад на тему Ученица: Крылова Ан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общеобразовательное учреждение школа №4 Доклад на тему Ученица: Крылова Ан.

Общеобразовательное учреждение школа №4
Доклад на тему
>
Ученица: Крылова Анна Ивановна
Руководитель: Данильченко Светлана Александровна
2021 г.

ВельяминовыГерб

Значение гербаНа гербе рода Вельяминовых мы видим рядом с двуглавым орлом три.

Жизнь ВельяминовыхВельяминовы-Зерновы не имеют отношения к потомкам Симона Аф.

Жизнь Вельяминовых
Вельяминовы-Зерновы не имеют отношения к потомкам Симона Африканыча, а составляют отдельный род, но в связи с тем, что указ о разрешении писаться Вельяминовыми-Зерновыми для разделения от поколений других Вельяминовых был издан (1691/92), то в исторических документах все писались Вельяминовыми, и трудно прослеживать, кто к какому роду принадлежал.

При подаче документов (11 марта 1686), для внесения рода в Бархатную книгу были предоставлены родословная роспись Вельяминовых, выписка из старинного родословца, выписка из родословной росписи однородцев Воронцовых-Вельяминовых, данные документы были приложены к докладной записке боярину Владимиру Дмитриевичу Долгорукову, который постановил (20 марта 1688) о внесении родословия Вельяминовых в Бархатную книгу. Документы в Палату родословных дел предоставил Митрофан Вельяминов.

Потомство Фёдора Сергеевича Вельяминова, вёрстанного поместным окладом в Рязанском уезде (1628—1629), записано в VI части дворянской родословной книги Рязанской губернии[, где имеется и другая ветвь Вельяминовых, от Гаврилы и Григория Ивановичей Вельяминовых, а от Михаила Фёдоровича — в VI части дворянской родословной книги Тамбовской губернии.

ТрубецкиеГерб

Значение гербаКнязья Трубецкие имеют в гербе щит, разделенный на четыре части.

Значение герба
Князья Трубецкие имеют в гербе щит, разделенный на четыре части. В первой части — в золотом поле два грифа, стоящие на задних лапах, держат передними лапами российско-княжескую шапку; во второй части герб королевства Польского: одноглавый орел с распростертыми крыльями, но — в голубом поле белый; в третьей части — герб великого княжества Литовского: в красном поле всадник, скачущий на белом коне с поднятым мечом.

Жизнь ТрубецкихТрубецкиие — боярский род литовско-русск.

Жизнь Трубецких
Трубецкиие — боярский род литовско-русских, графов, князей, Гедиминовичи изначально владевших Трубецким княжеством. Род внесён в Бархатную книгу. При подаче документов (02 марта 1682) для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена родословная роспись князей Трубецких. Все современные представители рода происходят от генерал-поручика Юрия Юрьевича Трубецкого (1668—1739).

 Бутурлины Герб

Значение гербаЩит разделен на четыре части, из коих п.

Значение герба
Щит разделен на четыре части, из коих первой в горностаевом поле изображена Княжеская шапка. Во второй части в голубом поле Рука с мечем в золотыя латы облеченная. В третьей части в золотом поле виден одноглавый Орел голубуго цвета в Короне с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе Меч, а в левой Державу. В четвертой части в серебреном поле Птица стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною и тремя строусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цвета, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два Венгерца при Сабле держащия одною рукою щит, а в другой имеют старинной Словянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии; в красной шапке мехом опушенной, в шубах куньяво меха, в синем полукафтанье, у котораго петли по обоим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых Венгерских сапогах.

Жизнь БутырлиныхБутурлины — русский графский и древний дв.

Жизнь Бутырлиных
Бутурлины — русский графский и древний дворянский род, из московских бояр.

Род внесён в Бархатную книгу. При подаче документов для внесения рода в Бархатную книгу, были предоставлены две родословные росписи: Василием (17 марта 1682) и Иваном (08 апреля 1682) Бутурлиными].

Род записан в VI часть родословных книг губерний: Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Минской и Московской.

ВыводыЭти три боярских рода объединяет,то чт.

Выводы
Эти три боярских рода объединяет,то что они имеют почти одинаковые гербы и их значение для государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Род ведет свое происхождение от Шимона (Симона), сына варяжского князя Африкана. В 1027 году он прибыл в войско Ярослава Великого и принял православие. Знаменит Шимон Африканович тем, что участвовал в сражении с половцами на Алте и сделал самое большой на построение печерского храма в честь Успения пресвятой Богородицы: драгоценный пояс и наследие своего отца — золотой венец.

Но Вильяминовы были известны не только своей храбростью и щедростью: потомок рода, Иван Вильяминов, бежал в Орду в 1375 году, но позже был схвачен и казнен на Кучковом поле. Несмотря на измену Ивана Вельяминова, род его не потерял своего значения: последний сын Дмитрия Донского был крещен Марией, вдовою Василия Вельяминова - московского тысяцкого.

Из рода Вельяминовых выделились следующие роды: Аксаковы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы.

Деталь: О знатнейшей московской фамилии, Воронцовых-Вельяминовых москвичам до сих пор напоминает название улицы “Воронцово поле”.

Описание герба (блазон):

Щит разделен перпендикулярно на две части, из коих в правой в золотом поле изображена половина Орла белаго в золотой на главе Короне. В левой части в красном поле означены крестообразно три Палицы, имеющия рукоятки и копья золотыя. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дорянскою на нем Короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите красный, подложенный золотом.

Бутурлины 3 слайд

Согласно родословным книгам, род Бутурлиных происходит от выехавшего в конце XII века из Семиградской земли (Венгрия) к великому князю Александру Невскому “мужа честного” под именем Радша.

Но вернемся к роду Бутурлиных: его представители верно служили сначала великим кня­зьям, потом государям Московским и Российским. Их род дал России много видных, честных, благородных людей, имена ко­торых известны до сих пор. Назовем лишь некоторых из них:

Иван Михайлович Бутурлин служил окольничим при Борисе Годунове, воевал на Северном Кавказе и Закавказье, завоевал почти весь Дагестан. Погиб в бою в 1605 году в результате предательства и обмана турок и горских ино­родцев.

Его сын Василий Иванович Бутурлин являлся новгородским воеводой, активным сподвижником князя Дмитрия Пожарского в его борьбе с польскими захватчиками.

Иван Иванович Бутурлин за ратные и мирные дела удостоен звания Андреевского кавалера, генерал-аншефа, правителя Ма­лороссии. В 1721 году он активно участвовал в подписании Ниш- тадского мира, положившего конец долгой войне со Шведами, за что Пётр I присвоил ему генеральское звание.

Василий Васильевич Бутурлин был дворецким при царе Алексее Михайловиче, многое сделавшим для воссоединения Украины и России.

Золотая русская ладья с серебряным (белым) парусом, выполненном в виде дубового листа, аллегорически символизирует большой вклад Бутурлиновки в создание первого Российского флота при Петре I.

Серебряные листы раскрытой книги, аллегорически напоминают волны реки Осередь, а золотой переплёт символизирует ее щедрые берега. Раскрытая книга символизирует стремление к знаниям.

Зелёное поле символизирует плодородие земли, природу, весну, здоровье, молодость и надежду.

Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости.

Золото - символ богатства, урожая, стабильности, уважения.

Герб Бутурлиновского городского поселения составлен на основе герба города Бутурлиновка, утверждённого решением исполкома городского Совета депутатов от 30 января 1990 года №49.

Шереметевы 4 слайд

Род Шереметевых ведет свое происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы. По некоторым версиям в основе фамилии лежит тюркско-булгарское “шеремет” (бедняга) и тюркско-персидское “шир-мухаммад" (благочестивый, храбрый Мухаммад).

Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией.

Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

О происхождении рода Шереметевых говорят герб и его описание:

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т. е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно.

В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх.

Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные.

Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны - держава в память того, что предки фамилии Шереметьевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным.

Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA ("Бог сохранит всех" латынь) .

Лопухины 5 слайд

По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича.

Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья.

Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов, служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.

Головины 6 слайд

Боярский род Головиных берёт свое начало от византийского рода Гаврасов, управлявшего Трапезундом (Трабзоном) и владевшего городом Судак в Крыму с окрестными селениями Мангупом и Балаклавой.

Иван Ховрин, правнук одного из представителей этого греческого рода, был прозван “Головой” , как не трудно догадаться, за светлый ум. Именно от него и пошли Головины, представляющие московскую высшую аристократию.

С XV Головины наследственно были царскими казначеями, но при Иване Грозном семья попала в опалу, став жертвой неудавшегося заговора. Позже они были возвращены ко двору, но до Петра Великого не достигали на службе особенных высот.

Аксаковы 7 слайд

Происходят от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича — племянника норвежского короля Гакона Слепого. Симон Африканович прибыл в Киев в 1027 году с 3 тысячной дружиной и построил на свои средства церковь Успения Божией матери в Киево-Печерской лавре, где он и погребён.

Фамилия Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы пошла от одного из его потомков Ивана Хромого.

Слово “оксак” означает хромой в тюркских языках.

Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками и были жалованы за свою хорошую службу поместьями от московских государей. На гербе изображены два рыцаря в типично ливонском (литовском) воинском облачении, поддерживавшие серебряный щит, с изображенным на нем сердцем, в которое впилась стрела. Так как Аксаковы относились к нетитулованным дворянским родам Российской Империи, на гербе есть изображение простой дворянской короны. Кроме этого в верхней части геральдического поля над щитом изображены три страусовых пера.

Родовой герб — это эмблема отдельного рода, из которой можно узнать о происхождении, заслугах и статусе рода. Герб служил визуальным подтверждением прав на потомственное дворянское достоинство и родовые титулы.

Изображение герба на двери

Изображение герба на двери

История возникновения родовых гербов

В России историю геральдики, науки о правилах составления гербов, можно начать с 1687 года, когда было завершено составление первого сборника дворянских гербов. При Петре учреждается должность герольдмейстера, который занимался составлением гербов. Для того, чтобы получить герб, необходимо было подтвердить документально версии происхождения и заслуг рода.

Законную силу герб мог иметь при условии, если он был составлен с соблюдением строгих геральдических правил и утвержден высочайшим именем.

Правила геральдики и символика дворянских гербов

Правила геральдики требовали, чтобы в изображении родового герба обязательно присутствовали щит, шлем, корона, намет, мантия, щитодержатели, девиз и некоторые другие детали. Главной составляющей герба был щит, он мог быть различной формы: треугольный, фигурный, овальный .

Самым распространенным в России был четырехугольный щит с заострением книзу, называемый французским щитом. На щите помещали символические изображения, для чего поле щита могли разделять путем рассечения на две части по вертикали или пересечения по горизонтали также на две части.

Герб Дмитриевых-Добровольских

Герб Дмитриевых-Добровольских

Существовали еще гербы скошенные, т. е. разделенные по диагональной линии. Все изображения на щите могут быть только 5 цветов (в геральдике они называются финифти):

  1. червлень (красный);
  2. лазурь (голубой);
  3. зелень (зеленый);
  4. пурпур (бордовый);
  5. чернь (черный).

При изображении геральдических металлов — золота и серебра — допускались желтая и серебряная краски.

Кроме металлов, в гербах присутствует символическое изображение мехов — горностаевого и беличьего. Часто на гербах изображают различных животных, наиболее распространенные из них:

  • лев (символ силы, мужества и великодушия);
  • леопард (символ храбрости и отваги);
  • орел (символ власти, господства и прозорливости).

Дворянский герб Столыпиных

герб Столыпиных

герб Столыпиных

Другие элементы гербовых композиций также имели отличия в зависимости древности, знатности и титулованности рода. Так, традиционно размещенный над щитом шлем в гербах старых дворянских родов изображался в анфас, а в гербах семей, пожалованных во дворянство, был повернут вправо.

Корона, входящая в состав герба, означала положение владельца. В зависимости от количества жемчужин, золотых листьев или зубцов различали княжеские, графские либо баронские короны.

Мантия, символическое укрытие над гербом, могла размещаться только княжеских гербах или гербах тех родов, которые вели происхождение от удельных князей, но утратили свой княжеский титул.

На ленте под щитом обычно помещался девиз представителя рода, это могла быть короткая фраза, часто на латинском языке, она говорила о жизненных ценностях и целях владельца герба.

Роль и смысл родового герба

Получение санкционированного властью герба было делом весьма хлопотным и расточительным, посему многие небогатые дворяне обходились и вовсе без гербов, ведь и поводов для использования герба было не так уж много.

Герб традиционно мог украшать ворота, фронтон особняка, дверцы кареты, его размещали на надгробиях, также герб можно было встретить на писчей бумаге, серебре, книгах и т. п. Как видим, возможность практически использовать герб была лишь у богатых дворянских родов.

Герб Шереметьевых размещен на воротах Изображение герба Демидовых на усадьбе Дворянская усадьба Салтыковых также украшена изображением родового герба

Гербы и записи в родословных книгах, семейные предания, портреты предков и предродовые традиции давали дворянину уверенность и ощущение принадлежности к непреходящим жизненным ценностям,принадлежности человека к чему-то такому, что не закончится с уходом человека из этого мира, это давало чувство связи времен и поколений.

Обратной стороной этих ощущений было повышение уважения к личности, значимость таких понятий, как честь и достоинство, невозможность подвергнуться унижению или личному оскорблению.

Сохранение доброго имени было одной из самых важных обязанностей дворянина, только так он мог оставаться полноправным членом дворянского сообщества и пользоваться его доверием. Это особое доверие оказывал дворянам и государь, жалуя их наградами и привилегиями.

Русская культура XVIII — XIX вв. немыслима без влияния дворянства. В эти годы именно дворянское сословие сыграло основную роль в развитии культуры России. Дворяне были главными заказчиками и коллекционерами произведений искусства.

Именно по инициативе дворян строились особняки и дворцы, архитектурные ансамбли, создавались многие картины и скульптуры. В эту эпоху дворяне часто содержали театры, оркестры, библиотеки.

К концу XIX в. дворянство — это достаточно широкий спектр социальных позиций и мнений относительно дальнейшего развития страны. Среди дворян были и консерваторы правого толка — Уваров, Катков и Победоносцев.

Наряду с этим, из дворян вышли виднейшие реформаторы России — Сперанский, Лорис-Меликов, Столыпин. Дворянство и в этой области сохраняло свободу взглядов и личностного определения.

В настоящее время для нас важны многие ценностные ориентиры представителей дворянского сословия, особенно такие, как защита собственного достоинства и чести, ответственность за судьбу Отечества, забота не только о будущем своего рода, но и о будущем страны, в которой мы живем.


Помимо двуглавого орла и всадника-копейщика (практический уже Святого Георгия) в гербовнике приведен любопытный четверочастный герб (даже две его разновидности - малая и большая, отличающаяся наличием львов-щитодержателей и ангела над щитом).

В первом поле четверочастного щита изображен всадник (на малом гербе с саблей); во втором и третьем полях поставленные лицом к лицу лев и дракон (в малом гербе лев и волк?); в четвертом поле одноглавый орёл.

Всадник в гербе Московского княжества в немецком гербовнике 1530 года - первая ласточка, провозгласившая переход от фантастических сочиненных европейцами эмблем для Русского государства к использованию реальных бытовавших на территории Московской Руси знаков. Видимо, путешествия в Московию и посольства все же дали результат, и достоверной информации о загадочном Московском царстве стало больше. Отпала необходимость в фантазиях. О всаднике как эмблеме Московского государства писал в своих "Записках" Сигизмунд Герберштейн.



Великий князь Московский Иван III и герб Московского государства. Из "Записок о Московии" Сигизмунда Герберштейна.



Герб Московского государства в виде всадника на коне на портрете царя Федора Иоанновича (1596) иллюстрация к труду "Effiggie naturali dei maggiori prencipi et piu' valorosi capitani di questa era con l'arme loro", хранящемся ныне в Британском музее.

Московский всадник поначалу изображался обнаженным. Видимо, это попытки западных художников восстановить рисунок по плохоньким рельефам на московских монетах. Конечно же, московский всадник, который в Москве всегда изображал конного государя, голым быть не мог.

Возможно, странным покажется, что всадник в немецком гербовнике держит не копье, а саблю (а на втором рисунке вообще не имеет в руках оружия). Ну так ничего удивительного. На карте Европы Олафа Магнуса герб Ивана IV представляет собой всадника с луком. А на карте Лукаса Янсона Вагнера (1589) всадник вообще заносит меч подобно литовскому гербу.

И борющиеся животные в московском гербе из южнонемецкого гербовника тоже уже не фантастика, а отражение московских реалий. Парные изображения льва и единорога в российской эмблематике существуют со времен царя Ивана Грозного. Битва льва и единорога была описана в 21-м псалме "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов". В "Голубиной книге" (XV-XVI вв) лев и единорог выступают как цари всех зверей: ". Когда выдет он [единорог] из сырой земли, а и ищет он сопротивника, а тово ли люта льва-зверя; сошлись оне со львом во чистом поле, начали оне, звери, дратися: охота им царями быть, над всемя зверями взять большину. ". Борющиеся лев и единорог украшали трон Ивана Грозного. Видимо изображать этих "царей зверей", прислуживающих государю, поддерживающих его трон, было значимым, повышало авторитет государя как властителя всего сущего.

Лев и единорог стали своеобразными эмблемами Московского печатного двора. Они же воспроизводились на переплетах книг, на книжных застежках, даже на пуговицах. Позже "наследница" Печатного двора Синодальная типография помещала такую же эмблему на своих изданиях.

Льва и единорога как древний московский герб упоминает даже В. Татищев в "Истории Российской":

Герб Белой Руси издревле был всадник белый в красном поле, саблю имеющий пред собою. Василий III Димитриевич положил копием колющего голову. Его внук Иоанн I царь – змия колющего в знак победы над татарами, как на их деньгах изображенного. Некоторые думают, сей герб княжества Московского, но неправильно. Ибо Московский герб давно был лев с единорогом борющиеся.

Правда, в московском гербе из южнонемецкого гербовника 1530 года лев и единорог превратились в льва и дракона и льва и волка. Ну так и этому есть прототипы и в европейской картографии, и в русской архитектуре.

На картах подобная эмблема известна, например, по Морской карте 1516 года Мартина Вальдзеемюлллера.

А посмотрите на рельеф на Боровицкой башне Кремля (рельеф конца XV века, времен строительства башни): вот они, лев и дракон! Кстати, на Боровицкой башне есть и рельеф всадника с мечом (ну точно как в гербовнике 1530 года, и двуглавый орёл, возможно вообще первый раз появившийся на территории Москвы, и тоже как в гербовнике 1530 года.

Так что европейский художник ничего не сочинял, а пытался по крупицам восстановить настоящие русские символы!

Откуда в этом сложном гербе взялся одноглавый орел, подобный польскому, можно только гадать. Но это не первое появление одноглавого орла среди эмблем Руси.

На карте Каспара Вопелия помимо герба Руси с башней (в районе Новгорода), Смоленского герба и герба Красной Руси (в районе Киева) изображен также некий щит с одноглавым орлом.



Гербовый щит с одноглавым орлом на карте Каспара Вопелия. 16 в. Снизу изображена река Волга, справа - вятские земли, Фото – Нац.библиотека Франции. Галлика

В "Космографии" Сигизмунда Мюнстера статья о Московии также открывается изображение одноглавого орла (правда, наличие на его груди литеры S позволяет предположить, что ошибочно изображен герб Польши с инициалом короля Сигизмунда)



Начало главы о Московии в "Космографии" Себастьяна Мюнстера. Герб с одноглавым орлом.

В гербовнике Виргила Солиса, гербе Московии в гербовнике графа Виндхага, гере короля Польши в гербовнике Лукаса Кранаха присутствует некий герб, подписанный "Ополенсия" - золотой орел в серебряном или голубом поле, возможно обозначающий Ополье. Возможно Ополье было как то связано с Русью в понимании европейских геральдиков, т.к. последним князем Галицко-Волынского княжества был Владимир Опольский; ну и как совсем безумную версию можно предложить отображение таким гербом "владимирского ополья" - области Руси с Владимиром и Суздалем.

Читайте также: