Да наша жизнь текла мятежно анализ стихотворения кратко

Обновлено: 09.07.2024

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло.
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все. одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову.

А ты. ты так же ли печали предана.
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.

Стихотворение Некрасова Н.А. - Да, наша жизнь текла мятежно.

Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы : Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

Методы исследования : структурно – семантический и сравнительно-сопоставительный анализы поэтического текста,

Хронологические рамки : Работа охватывает период жизни и творчества Н.А.Некрасова с 1842г по 1877г

Практическая значимость исследования : Основные положения и выводы работы могут быть использованы учащимися и учителями – филологами при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Структура работы : Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Кроме общего заключения, каждая глава содержит краткие выводы и обобщения. В конце приводится список использованной литературы.

Анализ стихотворения проводился по следующему (примерному) плану:

1. Основные образы стихотворения, их взаимосвязь.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

Звуковой ряд стихотворения, использование ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Когда из мрака заблужденья.

Давно отвергнутый тобою.

Я посетил твое кладбище.

Ах, ты страсть, роковая, бесплодная.

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум.

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии. В его стихах всегда какая-то история, чаще воспоминание о былом счастье, которое уже не вернется.

Начало стихотворения очень ёмкое в содержательном плане. Всего в четырёх строчках отразилась бурная жизнь героев, полная тревог и потерь, которые не объединили героев, не сблизили их, а напротив, явились причиной расставания. Теперь вдали от любимой герой страдает, мучается:

И холоден я к делу своему.

Как бы то ни было, теперь герой живёт воспоминаниями о счастливых днях. Его душа и сердце не могут смириться с потерей возлюбленной, он обращается к ней с вопросами:

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

И что-то нам подсказывает, что очень скоро герои снова будут вместе. Нет ощущения законченности их отношений.

Композиция стихотворения трёхчастная с разным количеством строк в строфах. Первая и третья части условно диалогичны - прямого диалога нет, но эффект присутствия собеседницы, хотя и находящейся где-то далеко, создаётся обращениями к ней. Таким образом, пространственно-временные рамки стихотворения значительно расширяются.

Вторая часть стихотворения рефлексивная и представляет собой внутренний монолог лирического героя.

В гармонии с жанром стихотворения находится стихотворный размер – четырёхстопный ямб, который задаёт особенную ритмику.

Интонация изменяется от размеренно-спокойной (внутренний монолог) до взволнованно-торопливой (строки, обращённые к героине). Здесь конечные стиховые структурные паузы не совпадают с интонационно-логическими, происходит перенос смыслового отрезка на другую строчку.

Рифмовка - смешанная, встречаются приблизительные и неточные рифмы: "легко ли" - "доли", "мне" - "вполне", "предана" - "погружена" и т.д. – явление, редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о "слабой форме" или "безыскусности" некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является яркая звукопись, проходящая через весь текст. Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: мотив судьбы, расставания (шипящие звуки – ж, ш, сочетания - тр, гр), мотив любви и воспомининия (сонорные и ассонанс на у и а). Обилие групп согласных ("покорствуя", "взволновавшей", "расскажешь", и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают душевное состояние лирического героя.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как поверила вполне!

Новый для своего времени взгляд на счастье, на любовь и на любимую, так обстоятельно раскрытый в этом стихотворении, будет устойчив, обязателен для всех следующих произведений Некрасова на ту же тему. Не встретится в них застылости и однообразия в отношении к живому чувству любви.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

Творчество А.Н.Некрасова многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие его стихи звучат сегодня актуально и по-новому сильно.

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно -

И за тебя теперь я рад!

Но с той поры, как всё кругом меня пустынно!

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Не знал бы я, зачем встаю с постели,

Когда б не мысль: авось и прилетели

Сегодня, наконец, заветные листы,

В которых мне расскажешь ты:

Здорова ли? что думаешь? легко ли

Под дальним небом дышится тебе?

Грустишь ли ты, жалея прежней доли,

Охотно ль повинуешься судьбе?

Желал бы я, чтоб сонное забвенье

На долгий срок мне на душу сошло,

Когда б мое воображенье

Блуждать в прошедшем не могло.

Прошедшее! его волшебной власти

Покорствуя, переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

Я вспомнил всё. одним воспоминаньем,

Одним прошедшим я живу -

И то, что в нем казалось нам страданьем,-

И то теперь я счастием зову.

А ты. ты так же ли печали предана.

И так же ли в одни воспоминанья

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

Иль новая роскошная природа

И жизнь кипящая, и полная свобода

Тебя навеки увлекли,

И разлюбила ты вдали

Всё, чем мучительно и сладко так порою

Мы были счастливы с тобою?

Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво н нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жажды полны,

Но в сердце тайный холод и тоска.

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны.

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитанно-суровым,

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни откровенным словом

Ты сердца не порадовала в нем.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила ссора -

Но так тяжел, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час разлуки.

Еще твой друг забыть его не мог,

И вновь ему ты посылаешь муки

Сомнения, догадок и тревог -

Скажи, зачем. Не ложью ли пустою,

Рассеянной досужей клеветою

Возмущена душа твоя была?

И, мучима томительным недугом,

Ты над своим отсутствующим другом

Без оправданья суд произнесла?

Или то был один каприз случайный,

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаяньи суровом.

Всему конец! Своим единым словом

Душе моей ты возвратила вновь

И прежний мир, и прежнюю любовь;

И сердце шлет тебе благословленья,

Как вестнице нежданного спасенья.

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий;

Встревоженный, он ищет и зовет,

И мечется в тоске жестокой,

И падает, бессильный, на траву.

А няня вдруг: ау! ау!

В нем радостью внезапной сердце бьется,

Он все забыл: он плачет и смеется,

И прыгает, и весело бежит,

И падает - и няню не бранит,

Но к сердцу жмет виновницу испуга,

Как от беды избавившего друга.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

Давно - отвергнутый тобою,

Я шел по этим берегам

И, полон думы роковою,

Мгновенно кинулся к волнам.

Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил -

Вдруг волны грозно потемнели,

И страх меня остановил!

Поздней - любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда.

Теперь - один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова -

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят суровее

А манят в глубину свою.

Они горят. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала.

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала.

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой.

Тяжелый год - сломил меня недуг,

Беда застигла, - счастье изменило,-

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые. Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь. . . . . . . . . . .

Как ты кротка, как ты послушна,

Ты рада быть его рабой,

Но он внимает равнодушно,

Уныл и холоден душой.

А прежде. помнишь? Молода,

Горда, надменна и прекрасна,

Ты им играла самовластно,

Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени - без туч

Стоит не грея на лазури,

А летом и сквозь сумрак бури

Бросает животворный луч.

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю -

Всё отдала, - тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори. близка моя могила,

А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю -

Не проклинай! близка моя могила,

Поправлю всё, всё смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной - холодный мрак могилы,

Перед тобой - объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе.

О, погоди! близка моя могила -

Ужасные, убийственные звуки.

Как статуя прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки.

И что сказать могла б ему она.

1. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Просвещение, 1986.

4. Степанов Н. Л. Николай Алексеевич Некрасов. - М., 1962.

5. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. - М., 1955.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову…

А ты. ты так же ли печали предана.
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…

Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их героиня узнаваема. Это А. Я. Панаева - яркий, талантливый человек, друг, соратник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихотворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чем-то виноват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, когда они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чем-то оправдаться…

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, -

Благослови и не забудь!

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине девятнадцатого
века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни
была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное
кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не
отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его
взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой
внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом,
явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и
нравственные принципы человека.
В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с
оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта
предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова
"проза" и "поэзия" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство.
Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые
люди. ", "Я не люблю иронии твоей. ", "Да, наша жизнь текла мятежно. "
Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова.
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и звуки"
(1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый
Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" ("Скучно? скучно!. . Ямщик
удалой. ") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской
поэзии - по преимуществу реалистической. И здесь Некрасов выступает как
выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию,
расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением.

"Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется
спать", - начинается стихотворение 1858 года. Вот еще один шедевр
некрасовской любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" Одновременно это и
образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их
отношениях ирония и высокий уровень самосознания. Они знают, понимают
судьбу своей любви и заранее грустят.

"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви, " –

Большое место в этом сборнике заняла лирика в собственном
смысле слова, лирика интимная. И

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

История создания

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Краткий анализ

История создания

– стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения

– угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

– каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Стихотворный размер

– ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

– “
горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
Эпитеты


“ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
Сравнение

Жанр и направление

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Темы и настроение

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью.

Этот роман длился без малого 20 лет, принеся много страданий не только влюбленным, но и супругу Панаевой. Он вынужден был стать не только участником любовного треугольника, но и жил под одной крышей с супругой и ее избранником. Однако после смерти ребенка, который родился у Панаевой от Некрасова в 1849 году, отношения между любовниками стали охладевать.

Правда, Николай Некрасов всеми силами пытался спасти этот противоречивый союз, поэтому он распался лишь в начале 60-х годов. Причем, произошло это вопреки ожиданиям поэта, который рассчитывал, что смерть супруга Панаевой заставит ее пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с поэтом. Тем не менее, эта женщина не стала связывать свою дальнейшую жизнь с Некрасовым, решив остаться свободной и больше не вступать в брак, на который поэт так рассчитывал. В итоге пара рассталась, что и предсказал автор, в глубине души надеявшийся на то, что Панаева все же выйдет за него замуж.

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Лирический герой не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать свои самые сокровенные чувства:

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой женщины:

Ревнивые тревоги и мечты —

Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова своего лирического героя. Последний разговаривает со с возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.

И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так искренно любившим,

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…

Мечты о преодолении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и все, что заполняет сердце героя, но этого слушком мало для любви.

Каждый видит под этим понятием разные вещи, и, думаю, было бы наивным опираться только на свою точку зрения. Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далеко…

Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить. Он не пытается возобновить отношения, ведь его разуму известно, что, сейчас или позже, исход один:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливая река,

Но холодней бушующие волны…

Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств… Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.

Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение разлуки.

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Лирический герой не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать свои самые сокровенные чувства:

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой женщины:

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова своего лирического героя. Последний разговаривает со с возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.

И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А… нам с тобой, так искренно любившим,

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…

Мечты о преодолении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и все, что заполняет сердце героя, но этого слушком мало для любви.

Каждый видит под этим понятием разные вещи, и, думаю, было бы наивным опираться только на свою точку зрения. Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далеко…

Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить. Он не пытается возобновить отношения, ведь его разуму известно, что, сейчас или позже, исход один:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливая река,

Но холодней бушующие волны…

Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств. Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.

Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение разлуки.

В 1842 году, на одном из литературных вечеров, Некрасову посчастливилось познакомиться с очаровательной женщиной – Панаевой Авдотьей. Она была собственницей литературного салона, где собирался весь цвет тогдашнего Петербурга.

Стоит отметить, что Авдотья была действительно красивой женщиной, за ней ухаживали многие кавалеры, но только Некрасову она ответила взаимностью.

На момент знакомства поэта и Панаевой, последняя уже была связана узами брака. Этот факт ни как не останавливал молодого Некрасова. Через некоторое время он переехал в дом Панаевых. Конечно, такие действия поэта вызывали ревность у законного мужа Авдотьи. Он был вынужден стать частью любовного треугольника и терпеть измены жены.

Кульминацией романа Некрасова и Панаевой стало рождение ребенка. К сожалению, малыш прожил совсем немного времени и умер в 1849 году. С этого момента любовные чувства Николая и Авдотьи стали угасать.

Поэт пишет о том, чувства любви еще остались между ним и Панаевой, но они начали угасать с каждым днем. Причиной этого стала смерть их ребенка. Между возлюбленными словно оборвалась невидимая нить.

Некрасов говорит, что любовные чувства еще горят между ними, и он всеми силами пытается продлить эти отношения. Но, к сожалению, финал уже понятен.

Благодаря упорству Николая, его отношения с Авдотьей продлились еще около десяти лет. В начале 60-х годов умирает супруг Панаевой. У Некрасова появляется надежда связать себя с Авдотьей узами брака. Но женщина, выбрала другой путь. Она пожелала остаться свободной и больше не выходить замуж. После этих событий отношения Некрасова и Панаевой окончательно прекратились и пара рассталась.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову…

А ты. ты так же ли печали предана.
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…

Николай Некрасов и Авдотья Панаева познакомились в 1845 году. Некрасов только-только был признан в литературном мире, да и то - в большей степени как критик, нежели как поэт. Авдотья Яковлевна же была уже известна как хозяйка популярнейшего литературного салона и одна из первых красавиц Петербурга. Она была замужем за литератором Иваном Панаевым, счастлива в браке не была, но успела притерпеться. Некрасов был моложе ее на год, но если и были у него сердечные увлечения прежде, то о них нич его не известно. Да и не до романтических чувств ему, было, слишком отчаянно боролся он с нищетой. И уж точно - любовь к Панаевой стала первой серьезной любовью в жизни поэта.
Николай Алексеевич Некрасов был личностью творческой во всех отношениях, и даже к вопросу о собственной биографии он подошел столь творчески, что исследователям пришлось немало помучиться, пока они не докопались до правды. Он родился 28 ноября 1821 года в украинском местечке Немирове хотя в мемуарах упоминал и другую дату - 22 ноября, и другой год - 1822-й. Почему – непонятно.
Отец Алексей Сергеевич Некрасов был обычный, средней руки помещик. Наследственная страсть к картам и к охоте. В меру суров к крепостным. Николая воспитывал жестко. Обучил трем важнейшим, по его мнению, наукам: безупречно держаться в седле, метко стрелять и хорошо играть в карты. Виршеплетство считал блажью, едва ли не постыдной. А Елена Андреевна, бывшая матерью нежной, да и госпожой доброй, сына в его творческих начинаниях поддерживала, а крепостных защищала.

Девятнадцатилетняя Авдотья Панаева стала хозяйкой одного из самых популярных литературных салонов в Петербурге. Вот только супружеская жизнь была несчастливой. Панаев не оставил холостяцких привычек, изменял жене регулярно и не чувствовал за собой никакой вины. Сначала Авдотья ревновала и обижалась, потом смирилась. Она забеременела, родила дочку, но девочка прожила всего несколько дней. Авдотья очень горевала. Других детей у них с Панаевым не было, потому что и супружества, как такового, уже не было.
Некрасов появился в их доме, когда Авдотья испила чашу разочарования до дна. Молодой поэт влюбился, как все считали, с первого взгляда. Авдотья Панаева и правда была очень красивой женщиной: черноволосая, с чарующими огромными глазами и осиновой талией мгновенно приковывала к себе взгляды мужчин бывших в их доме, это отмечали все современники. Она решительно отказывала всем, в том числе и новому гостю Николаю Некрасову. Он оказался настойчивее других. Но Панаева всячески отвергала его ухаживания, отстраняла от себя, не замечая, что тем самым сильнее разжигала страсть Некрасова. Сколько пламенных стихов в его книге посвящено этой эффектной брюнетке!
А она вечно в кругу исторических, замечательных, знаменитых людей. Они ее ежедневные гости. Герцен приехал из Петербурга в Москву и прямо в ее дом, к ее мужу, - не нахвалится ее гостеприимством: "Она мила и добра до невозможности, холит меня, как дитя", - пишет он из Петербурга жене.
Белинский ее сосед и приятель. Он тоже очарован ее добротой: "Попробуйте, - пишет он ее мужу, Панаеву, - попробуйте отдать деревню в ее распоряжение, и вы увидите, что через полгода, благодаря ее доброте и благодетельности, ваши крестьяне. сделаются сами господами, а господа сделаются их крестьянами".

Счастливый день!
Его я отличаю в семье обыкновенных дней,
с него я жизнь свою считаю
и праздную в душе своей!
Он снял соседнюю с Панаевыми квартиру, на том же этаже. Как происходило его объяснение с Иваном Ивановичем - неизвестно, но какое-то объяснение должно было произойти, ибо тайный роман казался унизительным и Авдотье, и Николаю. Некрасов хотел полностью обладать любимой женщиной. Обвенчаться с ней он не мог, она уже была повенчана. Но желал жить с ней как с женой. И уже вначале 1847года они с Авдотьей жили вместе и не скрывали от света своих отношений. Осуждали их всех троих в равной степени, но больше всего - Ивана Панаева, мужа, допустившего открытое сожительство жены с любовником и при этом не разорвавшего отношения с Некрасовым.




Музей-усадьба Н.А. Некрасова "Карабиха"

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло.
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все. одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову.

А ты. ты так же ли печали предана.
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.

В "Панаевский цикл" Н.А. Некрасова входят следующие произведения:
– Да, наша жизнь текла мятежно.
– Давно – отвергнутый тобою.
– Тяжелый крест достался ей на долю.
– Прости! Не помни дней паденья
– Мы с тобой бестолковые люди.
– Прощание
– Так это шутка? Милая моя
– Ты всегда хороша несравненно
– Я не люблю иронии твоей
– Тяжелый год – сломил меня недуг
– Когда горит в твоей крови…
– Поражена потерей невозвратной…

Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов, многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло.
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все. одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову.

А ты. ты так же ли печали предана.
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.

Давно – отвергнутый тобою,
Я шел по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней – любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь – один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою.

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю –
Всё отдала, – тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;
Угнетена, пуглива и грустна,
Безумные, язвительные речи
Безропотно выслушивать должна:

"Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю –
Не проклинай! близка моя могила:
Поправлю всё, всё смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови:
Передо мной – холодный мрак могилы,
Перед тобой – объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,
Щадить и ждать наскучило тебе.
О, погоди! близка моя могила –
Начатое и кончить дай судьбе. "

Ужасные, убийственные звуки.
Как статуя прекрасна и бледна,
Она молчит, свои ломая руки.
И что сказать могла б ему она.

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, –
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, –
Благослови и не забудь!

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом "прости".
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного.
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы –
С могилы сердца моего!

Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано суровым,
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердца не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: "Когда б нас разлучила ссора –
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час разлуки.
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог, –
Скажи, зачем. Не ложью ли пустою,
Рассеянной досужей клеветою
Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев. " Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом.

Всему конец! Своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья.

Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокой;
Встревоженный, он ищет и зовет,
И мечется в тоске жестокой,
И падает, бессильный, на траву.
А няня вдруг: ау! ау!
В нем радостью внезапной сердце бьется,
Он всё забыл: он плачет и смеется,
И прыгает, и весело бежит,
И падает – и няню не бранит,
Но к сердцу жмет виновницу испуга,
Как от беды избавившего друга.

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, –

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу.

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, –
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.

Тяжелый год – сломил меня недуг,
Беда настигла, счастье изменило,
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!
Истерзана, озлоблена борьбой,
С своими кровными врагами!
Страдалица! стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!
Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые. . . Постой!
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!
Но ты не слушаешь. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Когда горит в твоей крови
Огонь действительной любви,
Когда ты сознаешь глубоко
Свои законные права, –
Верь: не убьет тебя молва
Своею клеветой жестокой!

Постыдных, ненавистных уз
Отринь насильственное бремя
И заключи – пока есть время –
Свободный, по сердцу союз.

Но если страсть твоя слаба
И убежденье не глубоко,
Будь мужу вечная раба,
Не то – раскаешься жестоко.

Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!

Ей всё равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, –
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.

Я жду. но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом. и та,
Которая воззвать могла бы к свету, –
Как будто смерть сковала ей уста!

Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза –
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.

Человек создан быть опорой другому, потому

что ему самому нужна опора.

Н. А. Некрасов

О, как убийственно мы любим.

Ф. И. Тютчев

Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их ге-роиня узнаваема. Это А. Я. Панаева — яркий, талантливый человек, друг, сорат-ник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихот-ворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чем-то вино-ват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, ког-да они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чем-то оправдаться.

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предметная область: литература

Участники: 10 класс

- познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой;

- познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

- закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

- продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

- создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного;

- создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

На уроке используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

- познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А. Некрасова и

- познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

- закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

- продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

- создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся,

- создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

Тип урока : изучение новой темы.

Эпиграф : «Зачем же ты в душе неистребима,

Вступительное слово учителя.

Человек мечтает быть счастливым, не мыслит своей жизни без счастья и одной из составляющих его считает любовь.

Дома вы должны были вспомнить, как писали о любви А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и составить ассоциативный ряд любовной лирики этих поэтов. Перед уроком я собрала ваши синквейны, обобщила их, и вот что получилось (на доске):

вдохновляет, возвышает, окрыляет

чувство не между телами, а между душами

Сегодня на уроке мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихотворений, и в конце урока вы выполните аналогичную работу: составите ассоциативный ряд любовной лирики Некрасова.

Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Записываем в тетрадь тему). Слайд № 1.

Эпиграфом к уроку являются строки из стихотворения Н. Некрасова (записываем в тетрадь). Слайд №3.

Знакомство с историей взаимоотношений Н. Некрасова и А. Панаевой.

В стихах, посвященных не гражданским, а сокровенным личным чувствам, Некрасов остается верен себе, своей повествовательной манере. Здесь есть довольно ясный сюжет, персонажи… как в прозе. Почти каждое стихотворение – это не просто лирика, а рифмованный пересказ. Некрасова не раз упрекали в излишней простоте, прозаичности.

б) Выступление ученика о семье А.Я. Панаевой.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в своё удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и её сыну…

Авдотья сама, как могла, сдерживала их пыл. Любви хотелось жадно, но разве чувства предлагали ей многочисленные вожделеющие взгляды? Потому и 22-летний Николай Некрасов, введённый в их дом Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к её руке.

в) Рассказ подготовленного ученика о сложных взаимоотношениях

Н. Некрасова и А. Панаевой.

Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, Белинский – мастер отыскивать таланты – взял его под своё крыло и привёл в сердце русской культуры, где и блистала эта невероятная женщина… Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни! И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать он не умел!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

Откроем 1 главу этого романа.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение)

- Как называет автор лирическую героиню? (Муза-вдохновительница, подруга, защитница, она красивая, веселая, жизнерадостная, деятельная, активная женщина)

- Как автор называет лирического героя? (Счастливый человек, мудрец, влюбленный, пылкий, глупый)

- Обратите внимание на антитезу в характеристике героя (мудрый - глупый). Что она обозначает? (Противоречивость героя)

- Искренен ли лирический герой в выражении своих чувств? (Да)

- В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна. )

- Какое слово выбивается из ряда, выстроенного для лирической героини? (Лукавый)

- Почему ? (Лукавый – хитрый, коварный)

Итак, даже когда роман Некрасова и Панаевой только начинался, в мире поэта чувствуется какая-то противоречивость, настороженность. Вроде бы все хорошо, но…

5. Шли годы. Отношения между Н. Некрасовым и А. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя и подозревая, раскаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться.

Это вторая глава романа Н. Некрасова и А. Панаевой.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Раздражение, обида)

- Что вызвало ссору?

- Какой мы видим лирическую героиню в этом стихотворении? (Бестолковая, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница)

- А лирического героя? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению)

- Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? (Нет)

- Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, ограничениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств)

- А о какой любви мечтает человек? (О романтической)

Некрасов любил эту женщину ревнивой, угрюмой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в неё. Похоже, что он любил Панаеву только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно.

- Что представляют собой 2 первые строчки этого стихотворения? (Конспект повести или романа, напряженного, динамичного. Любовь зависит от воздействия мира)

- На время или навсегда расстались влюбленные? (На время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи)

И это третья глава романа.

Интерпретация стихотворения (самостоятельная работа ученика)

- Каковы отношения между лирическими героями ? (Они ведут к разрыву).

Нет, совсем не так легко быть женой известного поэта. Некрасов сам это понимает.

Но : отношения между любящими в лирике Некрасова стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

7. Перед вами лежат тексты стихотворений Некрасова. Посмотрите, какой знак препинания стоит в конце большинства его стихотворений о любви? О чем это говорит? (О незавершенности; продолжение следует).

Окончательный разрыв между Некрасовым и Панаевой произошел в 1863г. Их роман длился 15 лет.

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой Некрасов сохранил до конца жизни.

8. Стадия рефлексии.

- Вернемся к ассоциативному ряду, о котором мы говорили в начале урока. Какая же она, любовь в лирике Н. Некрасова? (Разная: борение, противоречия, ревность, страдания, счастье, мука, ссора, мир)

- Если у Пушкина возлюбленная – божество, то кто она для лирического героя Некрасова? (Это обычная женщина, с достоинствами и недостатками, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

- Вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Слайд №9)

(Какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь – желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться)

Краткое описание документа:

Предметная область: литература

Участники: 10 класс

- познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой;

- познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

- закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

- продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

- создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного;

- создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

На уроке используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

- познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А. Некрасова и

- познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

- закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

- продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

- создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся,

- создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

Тип урока :изучение новой темы.

Эпиграф : «Зачем же ты в душе неистребима,

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Человек мечтает быть счастливым, не мыслит своей жизни без счастья и одной из составляющих его считает любовь.

Дома вы должны были вспомнить, как писали о любви А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и составить ассоциативный ряд любовной лирики этих поэтов. Перед уроком я собрала ваши синквейны, обобщила их, и вот что получилось (на доске):

2) бескорыстная, поэтическая

3) вдохновляет, возвышает, окрыляет

4) чувство не между телами, а между душами

Сегодня на уроке мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихотворений, и в конце урока вы выполните аналогичную работу: составите ассоциативный ряд любовной лирики Некрасова.

Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Записываем в тетрадь тему). Слайд № 1.

Эпиграфом к уроку являются строки из стихотворения Н. Некрасова (записываем в тетрадь). Слайд №3.

3. Знакомство с историей взаимоотношений Н. Некрасова и А. Панаевой.

В стихах, посвященных не гражданским, а сокровенным личным чувствам, Некрасов остается верен себе, своей повествовательной манере. Здесь есть довольно ясный сюжет, персонажи… как в прозе. Почти каждое стихотворение – это не просто лирика, а рифмованный пересказ. Некрасова не раз упрекали в излишней простоте, прозаичности.

б) Выступление ученика о семье А.Я. Панаевой.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в своё удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и её сыну…

Авдотья сама, как могла, сдерживала их пыл. Любви хотелось жадно, но разве чувства предлагали ей многочисленные вожделеющие взгляды? Потому и 22-летний Николай Некрасов, введённый в их дом Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к её руке.

в) Рассказ подготовленного ученика о сложных взаимоотношениях

Н. Некрасова и А. Панаевой.

Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, Белинский – мастер отыскивать таланты – взял его под своё крыло и привёл в сердце русской культуры, где и блистала эта невероятная женщина… Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни! И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать он не умел!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

4. Откроем 1 главу этого романа.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение)

- Как называет автор лирическую героиню? (Муза-вдохновительница, подруга, защитница, она красивая, веселая, жизнерадостная, деятельная, активная женщина)

- Как автор называет лирического героя? (Счастливый человек, мудрец, влюбленный, пылкий, глупый)

- Обратите внимание на антитезу в характеристике героя (мудрый - глупый). Что она обозначает? (Противоречивость героя)

- Искренен ли лирический герой в выражении своих чувств? (Да)

- В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна. )

- Какое слово выбивается из ряда, выстроенного для лирической героини? (Лукавый)

- Почему ? (Лукавый – хитрый, коварный)

Итак, даже когда роман Некрасова и Панаевой только начинался, в мире поэта чувствуется какая-то противоречивость, настороженность. Вроде бы все хорошо, но…

5. Шли годы. Отношения между Н. Некрасовым и А. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя и подозревая, раскаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться.

Это вторая глава романа Н. Некрасова и А. Панаевой.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Раздражение, обида)

- Что вызвало ссору?

- Какой мы видим лирическую героиню в этом стихотворении? (Бестолковая, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница)

- А лирического героя? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению)

- Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? (Нет)

- Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, ограничениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств)

- А о какой любви мечтает человек? (О романтической)

Некрасов любил эту женщину ревнивой, угрюмой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в неё. Похоже, что он любил Панаеву только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно.

- Что представляют собой 2 первые строчки этого стихотворения? (Конспект повести или романа, напряженного, динамичного. Любовь зависит от воздействия мира)

- На время или навсегда расстались влюбленные? (На время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи)

И это третья глава романа.

Интерпретация стихотворения (самостоятельная работа ученика)

- Каковы отношения между лирическими героями ? (Они ведут к разрыву).

Нет, совсем не так легко быть женой известного поэта. Некрасов сам это понимает.

Но: отношения между любящими в лирике Некрасова стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

7. Перед вами лежат тексты стихотворений Некрасова. Посмотрите, какой знак препинания стоит в конце большинства его стихотворений о любви? О чем это говорит? (О незавершенности; продолжение следует).

Окончательный разрыв между Некрасовым и Панаевой произошел в 1863г. Их роман длился 15 лет.

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой Некрасов сохранил до конца жизни.

8. Стадия рефлексии.

- Вернемся к ассоциативному ряду, о котором мы говорили в начале урока. Какая же она, любовь в лирике Н. Некрасова? (Разная: борение, противоречия, ревность, страдания, счастье, мука, ссора, мир)

- Если у Пушкина возлюбленная – божество, то кто она для лирического героя Некрасова? (Это обычная женщина, с достоинствами и недостатками, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

- Вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Слайд №9)

(Какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь – желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться)

Читайте также: