Как интересно провести родительское собрание в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В последнее время стали популярны нетрадиционные формы проведения родительских собраний, предполагающие присутствие родителей с детьми, активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

ВложениеРазмер
aktivnye_formy_provedeniya_roditelskih_sobraniy_v_detskom_sadu.docx 33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы проведения родительских собраний в детском саду

Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание? Какую форму для проведения лучше всего выбрать? Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Главное - не переборщить, да и выбранная тема собрания должна соответствовать форме проведения.

Традиционно родительские собрания чаще всего проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ.

В последнее время стали популярны нетрадиционные формы проведения собраний, предполагающие присутствие родителей с детьми, активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Родители будут с радостью идти на собрание, зная, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях, также с интересом родители относятся к текстовым материалам, рекомендациям и советам специалистов работающих в детском саду. Кроме того, родительские собрания позволяют:

- давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность, как родителей, так и воспитателей;

- продемонстрировать приемы и методы работы педагогов с детьми;

- организовать экспресс-консультации со специалистами сразу после собрания.

Среди современных форм проведения собраний выделяют следующие:

- выступают не только воспитатели, но и родители, логопед,

психолог, другие специалисты

- теоретическая часть выступления, постоянно разбавляется

упражнениями и играми по теме встречи

- выслушивается мнение родителей по рассматриваемой

Например: если встреча посвящена теме детских страхов

2) затем родителей просят высказать свое мнение о причинах

детских страхов и о способах их преодоления, можно обыграть

3) далее с родителями проводится мини-тренинг, в котором

демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и

страхов у детей, чтобы родители в случае чего могли помочь

- определиться с темой мастер-класса, она должна быть

актуальной для родителей

- проведение фрагмента какого-либо занятия для детей

- можно предварительно задать тему нескольким родителям,

которые смогут объяснить, как они на практике увлекают своих

детей какой-либо деятельностью, либо обучают элементарным

- участие желательно обоих родителей ребенка

- родителям дают возможность ощутить себя ребенком

- предлагаются педагогические ситуации, которые необходимо решить

всеми возможными путями

- в конце встречи проводиться рефлексия

- родителям заранее дается тема для ее изучения

- после проведения дебатов, проводится совместное обсуждение обоих

- в конце встречи участникам предлагается перейти в другую команду,

если они изменили свою точку зрения

- можно провести голосование – какая же точка зрения победила

  • Совместные экскурсии, походы - цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями.

Предварительно родителям дается задание продумать,

сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе

обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать

оптимальные пути их решения.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий по их инициативе;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

В заключении, хотелось бы отметить положительную сторону подобных форм взаимодействия с родителями, так как они исключают навязывание готовой точки зрения, построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду.


Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).
  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).



  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

hello_html_m5ad4ff06.jpg

Разработала: Таюхина Таскира Рафаелевна, воспитатель 1 высшей квалификационной категории

Участники: дети, родители воспитанников, воспитатель, заведующий, старший воспитатель, медицинская сестра.

Место проведения: помещение группы

Предварительная работа:

Ознакомление родителей с альбомом с фотографиями из жизни группы

Цель: Создать условия для знакомства родителей, для формирования доверительных отношений к детскому саду

Задачи: познакомить с условиями предметно - развивающей среды, научить делать игрушку – зайчика, обыграть ее, мотивация родителей оформление детских портфолио, организовать педагогическое общение в игровой форме.

Воспитатель встречает детей и родителей, приглашает родителей на экскурсию по детскому саду. Показывает кабинет заведующей и старшего воспитателя, где проводятся беседы как с родителями, так и с персоналом. Старший воспитатель создает благоприятный психо-эмоциональный климат работников ДОУ, развивает профессиональный уровень педагогов, работает с молодыми педагогами.

Физкультурный зал, где, традиционно проводятся: утренняя гимнастика, куда мы с детьми будем приходить каждое утро, Дни здоровья, физкультурные занятия, досуги, спортивные праздники, новогодние утренники,

Музыкальный зал, где проводим музыкальные занятия, различные досуги, где дети научатся петь и танцевать.

Медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет врача, медицинской сестры, где проводится профилактическая работа, осмотр детей, антропометрия, доврачебная помощь, профилактические прививки.

Далее более подробно показываю и рассказываю о группе, в которой дети будут проводить время с утра и до вечера: вместе рассматриваем игрушки, делаю акцент на соответствии игрового материала возрастным особенностям.

После этого предлагаю родителям и детям мини - игры на снятие напряжения:

Далее в группе появляется Петрушка ( воспитатель, переодетый в костюм Петрушки) и заводит детей.

Петрушка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте мамы и папы! Я пришел по вашему приглашению. Меня зовут Петрушка, а вас как? (дети отвечают все вместе).

Петрушка: Нет, так дело не пойдет, я ничего не понял, а вот что я придумал! Отгадайте загадку:

Он круглый, он гладкий,

Очень ловко скачет,

Что же это такое?

Далее воспитатель предлагает заполнить информационную корзинку вопросов.

Родителям предлагают написать вопросы, которые их волнуют в первую очередь, положить их в информационную корзину, в конце собрания педагог и сотрудники детского сада ответят на эти вопросы.

Воспитатель: Эту коробочку мы с вами откроем через 2 года, на собрании и узнаем, оправдались ли ваши ожидания.

Родителям предлагают листы с изображением девочки или мальчика, где указать, как зовут ребенка, заполнть таблицу, что радует и огорчает в ребенке. После заполнения таблицы, родители встают в круг и рассказывают о своем ребенке.

Воспитатель по итогам собирает листы и рассказывает, что сегодня с этих листов начинается ведение детских Портфолио, в которых будет накапливаться вся информация о ребенке, о его взаимоотношениях с детьми, туда же будут помещаться детские рисунки, грамоты и фотографии. Педагог дает адреса сайтов, на которых можно найти примеры детских портфолио.

Родители на маленьких листочках пишут любимую игрушку своего малыша, после этого находят в группе место, где стоят любимые игрушки. Воспитатель предлагает рассказать о ней, находясь в уголке, какая у ребенка любимая игрушка, как она влияет на развитие ребенка.

Сюрприз для детей

Зайка одевается на палец и обыгрывается под потешку:

«Скачет зайка маленький около завалинки, быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.

Далее воспитатель предлагает родителям еще раз уточнить, какие игры соответствуют возрастным особенностям детей от 3 до 4 лет.

Первые сюжеты: куклы и игрушечные звери ( показываем как кормить, гулять, купать и обязательно сопровождаем словами).

Игрушки на колесах: толкаем перед собой, возим кукол и зверей.

Игрушки для песка и воды: наливаем, сыплем, лепим куличи).

Пирамидки ( надеваем, снимаем, соотносим величину( большой, маленький).

Материал для физического развития (бросаем, ловим, лазаем).

Заключительная часть собрания:

Ответы на вопросы из корзины – все специалисты, администрация и медицинские работники

Поблагодарить родителей за активное участие в собрании, предложить родителям рассказать, что им понравилось, а что нет, заполнить анкету обратной связи.

В конце собрания воспитатель предлагает покататься на карусели, повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу.

После игры всех приглашаем на чаепитие, организованное родителями, в ходе которого предлагаем родителям конкурс на лучший портрет своего ребенка,

В конкурсе участвуют все желающие, зрители аплодируют участникам, затем предлагается выбрать лучший портрет .

В конце праздника воспитатель благодарит за угощение и дарит всем детям сувениры зайчиков.


Методическая литература по данному вопросу

Я как гуру по методической литературе, хочу сразу же обратиться к полезным пособиям, которые могут оказать неоценимую помощь в подготовке к родительскому собранию.

Чтобы родители посещали собрания и имели положительное отношение к данному виду общественной деятельности, необходимо, чтобы собрание было интересное! Это очень важно сегодня, поскольку монотонное перебирание накопившихся проблем и текущих вопросов утомит даже самых позитивно настроенных родителей.

sobranie

Вот именно здесь на помощь придут оригинальные формы работы, которые могут быть представлены в виде деловых встреч, игр-тренингов, заседания семейных клубов и т.д. Обо всем подробно и расписано в рекомендуемом пособии.

Также предлагаю вашему вниманию несколько электронных ресурсов, которые вы также можете с успехом использовать при разработке плана собраний в ДОУ:

  • Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Программа для установки через Интернет .
  • Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Компакт-диск для компьютера : родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом.

oditeli

Готовим план родительского собрания

Чтобы ваше собрание шло гладко, как по маслу, вы должны продумать, как правильно составить последовательность рассматриваемых вопросов. Если мы говорим о собрании для младшей группы, причем первом собрании в этой группе, то начать его нужно с того, чтобы представить себя.

Понятно, что родители уже вас знают, но если вы скажите несколько слов о себе, о своем педагогическом опыте, о том. Какие технологии и принципы воспитания ставите на первое место, то это будет говорить о вас, как о настоящем специалисте, который знает свое дело.

В средней группе эту информацию можно повторить в том случае, если ваши принципы и технологии работы изменились или усовершенствовались, а также если в группу добавились новые воспитанники, родители которых не в курсе вашего воспитательного маршрута.

После знакомства озвучиваем тему собрания. Несмотря на то, что в рамках встречи приходится решать достаточно много разных вопросов, ваше собрание должно иметь конкретную тему, воспитательную, образовательную, или же может быть приурочено к какой-нибудь праздничной дате.

sobranie-3

По вашему желанию или при необходимости вы можете пригласить специалистов, которые помогут углубиться в данную тему и максимально ее раскрыть. Это может быть психолог, социальных педагог, врач или методист вашего сада. Так, психолог раскроет воспитательные аспекты отношения к детям, педагог — социальные, врач познакомит с особенностями сбережения здоровья детей, а методист более подробно расскажет об учебном процессе.

Дополнительные нюансы

Далее знакомим родителей с сайтом образовательного учреждения, даем адрес в распечатанном виде или просим записать, ведь там они могут следить за всем детсадовскими новостями и успехами своих детей, а также найдут много другой полезной информации. Даем записать другую важную информацию, включая свои телефоны, по которым можно с вами связаться. Но чтобы не тратить время, лучше распечатать это все заранее и раздать каждому родителю.

Следующий пункт плана обязательно должен включать ваш подробный рассказ об образовательной программе в саду, какие занятия будут обязательно посещать дети, а какие будут представлены в виде кружков по выбору. Кстати, некоторые из них могут быть платными — об этом также нужно упомянуть.

roditeli

Далее рассказываете о том, что требуется от родителей в вопросе обучения (домашние задания, контроль, творческие материалы, пособия и т.д.). А затем уже можно приступить к решению других вопросов, касающихся материально-технического, оздоровительного или других аспектов.

В старшей и подготовительной группах могут дополнительно рассматриваться и другие вопросы. Так, в выпускной группе сада часто уже с сентября обсуждают проведение выпускного у воспитанников, разрабатывают сценарий, придумывают развлечения, планируют бюджет и другие нюансы.

В завершение собрания необходимо поблагодарить родителей за внимание и предложить задать интересующие их вопросы. На этом пожалуй, все. Если я что-то в спешке упустила, добавьте, пожалуйста в комментариях. С нетерпением жду ваших лайков в соцсетях и новых подписчиков.

Screenshot_9


С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Читайте также: