Развитие личности как педагогическая проблема кратко

Обновлено: 06.07.2024

И.Ф. Харламов

различные аспекты, вследствие чего рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика, в свою очередь, изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Индивид – единичное, целостное, неделимое, самостоятельное природное существо, каждый отдельный человек в сообществе других. Полноценное развитие индивида определяют прежде всего наследственность, физические свойства человеческого организма.

Человек – представитель уникального вида живых существ - homo sapiens, высшая особь живого развития на Земле, субъект деятельности и культуры. Выступает в единстве своих космоэнергетических, биологических, психических и социальных свойств. Продуктивное развитие человека зависит в первую очередь от разумного взаимодействия его со своей средой обитания,

Индивидуальностъ – особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие, выраженное человеком в мире своих способностей и стремлений, личных отношений и жизненных смыслов, а также физических характеристик. Развитие индивидуальности определяется системой воспитания и самовоспитания.

Личность – социальное состояние индивида и индивидуальности, присущее только человеку, выраженное в устойчивом комплексе проявляемых отношений, гибкого изменения черт поведения в обществе. Личность составляют те качества, которые человек обретает в процессе социального взаимодействия, познания, отношений, деятельности и общения на основе собственной активности и самостоятельного самосозидания. Качества личности – ее сложившиеся черты, устойчиво проявляющиеся в поведении, органичный сплав реальных действий, внутренних отношений и переживаний. Зависят от ценностных смыслов жизни общества и индивида. Закрепляются через внешние деяния, поступки, действия человека [5, с.60–61].

Исходя из рассмотренных понятий, содержание развития человека мы можем представить следующим образом:

Содержание развития человека
Индивид Индивидуальность Личность
Биологическое становление: – анатомо-физический рост организма; – рост физической энергии; – развитие нервной системы, мозга; –половое созревание; – проявление темперамента; – развитие задатков Психическое развитие: развитие восприятия; – развитие эмоций; – развитие интеллекта, мышления; – развитие потребностей; – развитие воли, характера; – развитие склонностей Социальное становление: интересов; – переживаний и стремлений; – сознания и речи; – мотивация; – отношений, ценностей, способов и смыслов действия; – способностей

Однако для педагогики кардинальным является не только вопрос содержания развития личности, но и факторов, влияющих на ее развитие.

Развитие личности осуществляется во времени (астрономическом, биологическом, социально-историческом, психологическом); в пространстве (природном, социокультурном); в процессах (воспитания, обучения, деятельности, общения, познания и т.д.). Развитие личности характеризуется:

– преобразованием природных ресурсов в силу времени и действия различных факторов (природных, биологических, общественно-культурных);

– индивидуальным становлением (воспитанности, образованности,

культурности, сознания) в процессе освоения ценностей окружающего мира.

Развитие личности осуществляется под влиянием факторов – движущих сил, причин процесса изменения, становления сущности явления. К факторам, оказывающим воздействие на процесс продвижения и становления личности, относятся генотип, индивидуальная активность человека, среда и воспитание.

Генотип – (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) совокупность генов данного организма, полученная в наследство от родителей (генетическая конституция и т.д.). Влияние наследственного генотипа по-своему сказывается на степени и скорости физического развития в каждом конкретном периоде человеческой жизни.

Активность человека – (от лат. activus – деятельный, энергичный) – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.

Среда – совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальностъ, реализует себя как личность. Среда влияет на развитие организма человека, становление его индивидуальности и личности. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение всей своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение. Таким образом, осуществляется интеграция личности в социальную систему, что характеризует процесс социализации личности – непрерывного процесса длящегося в течение всей жизни человека. Сущностный смысл социализации личности раскрывается на пересечении таких процессов как, адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация личности.

Воспитание – упорядоченный способ духовного воспроизводства людей, передача социального и культурного опыта из поколения в поколение. Воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на человека с целью формирования у него определенных личностных качеств. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание и др.). Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с названными функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Формирование личности происходит, прежде всего, в процессе социального воспитания, образования человека как индивидуального общественного существа, становления его целостного облика как субъекта – с его стремлениями и интересами и объекта общественных отношений – с их нормами, традициями, установками. Формирование личности реально воплощает процесс социального развития человека в индивидуальном образе мыслей, утверждение самостоятельных и ответственных способов деятельности, самореализации человеческой индивидуальности в культурно-историческом социуме.

социологическое и биосоциальное.

Ознакомимся более подробно с некоторыми существующими в педагогике и психологии теориями детского развития, авторы которых рассматривают с разных позиций проблему развития и формирования личности на основе выделения ведущих факторов.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечение и инстинктов. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциалъного направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. те результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.д.) [1, с.122].

рода, в ходе чего изменялись, совершенствовались отношения человека с окружающим миром, сам человек, его индивидуальность. Филогенез отражается в жизненных проявлениях современной личности, в форме ее исторической памяти, мировосприятия, в подсознательном реагировании на окружающий мир.

Онтогенез – (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение, рождение) – путь развития отдельно взятого индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления, до высшего расцвета (акме) и угасания. Онтогенез характеризуется индивидуальным своеобразием, свойственным данному отдельному человеку, кратким воспроизведением отдельных фаз филогенеза в ходе развертывания жизненного пути индивида и личности,

В качестве источников становления личности выступают деятельность, переживание и социальная ситуация развития.

Деятельность – важнейшая сфера развития личности, форма активного
отношения и взаимодействия с окружающим миром. Содержанием
деятельности человек изменяет окружающую действительность и себя
самого, достигает реализации своих внутренних сил, решения выбранных
задач, сознательно поставленных целей. Деятельность включает в себя
структурную цель, средства и результат, имеет свой процесс и цикл
осуществления - от начала до завершения в соответствии с выбранной
задачей. Реализация деятельности формирует образ мыслей, способы
самостоятельных действий личности, закладывает основы и качества ее
поведения в социокультурном пространстве. Основные виды деятельности,
развивающие личность: игра, труд, познание, общение, речь, творчество,

Переживание – особая форма активности человека, выраженная эмоциональным состоянием, выступающим в его сознании как событие собственной жизни. Переживание является важным механизмом в развитии личности, регулятором стремлений, отношений, смыслов, целей, индивидуальных выборов сфер деятельности и поступков человека.

Социальная ситуация развития – специфический для каждого возрастного периода социокультурный контекст, образовательная среда, которая определяет образ жизни, опыт деятельности, систему отношений, переживаний, социальный роли, внутреннюю позицию, свойства личности, важнейшие психические новообразования данного возраста. Социальная ситуация включает в себя объективные условия онтогенеза и социогенеза, социальные характеристики возраста в данном обществе.

В числе ведущих закономерностей развития личности выделяются:

– развитие личности обусловлено последовательным включением человека в социально-предметную деятельность. Чем шире круг деятельности, в которую человек включен с детства, тем богаче его личность;

– развитие личности органично связано с взаимодействием и общением ребенка с окружающим миром. Чем богаче общение и отношения, тем интенсивнее процесс становления личности;

– развитие личности осуществляется в меру заботы общества о воспитании и образовании. Чем целенаправленнее воспитание и обучение учитывают природный потенциал ребенка, тем эффективнее развитие личности;

– чем в большей мере воспитание и образование учитывают возрастную стадию развития ребенка, чем в большей степени взрослые поощряют самостоятельность и уверенность ребенка в своих силах, тем выше уровень социальной самореализации личности в подростковом и более старшем возрасте.

Закономерности развития личности исходят из самодвижения явлений, их самоактуализации в силу неустойчивости структур, неодинакового влияния энергии разных периодов существования человека и его индивидуальности в различных жизненных, культурных и социальных условиях жизнедеятельности индивида.

физического, психического и социального развития человека.

Возрастные границы не абсолютны, подвижны, связаны с конкретно-историческими условиями существования человека, воспитанием, деятельностью и общением, внутренним психическим преломлением, переживанием внешних условий жизни.

Конкретная периодизация возрастов жизни тесно связана с существующими социальными условиями становления психических и физических особенностей личности, отмечена обретением определенных социальных прав и обязанностей человека в данном обществе. Учет конкретного времени индивида, его возрастных особенностей – важнейшая закономерность и исходный принцип эффективного воспитания и образования человека. Современную периодизацию возрастного развития личности можно представить следующим образом:

Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

ВложениеРазмер
statya_na_temu_22.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области

учитель первой квалификационной категории

Развитие личности, как педагогическая проблема.

Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек , определение - ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Роль обучения в развитии личности
3. Воспитание и формирование личности
4. Социализация личности

1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития.
Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией , общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Развитие - целенаправленный процесс количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.
Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Показателем развития выступает развитость личности - результат степени реализации своих возможностей человеком.
Теории развития личности:
1. Преформистская теория. Суть этой теории в том, что личность человека формируется по заранее данной или определённой программе, и качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитательные и социальные условия только способствуют этому.
2. Теологическая теория (религиозное творение) – основоположник Фома Аквинский. Внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека, т.е. Бог определяет развитие личности.
3. Экзистенциалистская теория (или теория крайнего индивидуализма). Представители теории считают, что общество отрицательно воздействует на личность, и только в отрыве от него человек достигает своего совершенства, т.е. он сам и природа предопределяют развитие его личности. Другими словами, никто и ничто человеку не нужно для его развития. Он и есть то, что сам из себя делает.
4. Биологизаторская теория. Развитие индивида, начиная с зародыша, повторяет все остальные стадии, которые прошёл человеческий вид в процессе развития, т.е. человек как личность чётко развивается по законам природы.
5. Теория самопроизвольного развития. Человек развивается, опираясь только на наследственные факторы (цвет глаз, группа крови, резус-фактор, шизофрения и т.д.)
6. Психоаналитическая теория (З.Фрейд). Либидо определяет развитие человека. Чем выше уровень полового влечения, тем быстрее человек развивается.
Это далеко не все теории развития личности. Наша цель – определить те теории, на которые чаще всего опирается педагогическая наука, рассматривая проблему развития личности.
В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития существуют три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом посто¬янно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. д.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Если личность в психологии рассматривается с точки зрения основных психологических характеристик (т.е. с точки зрения развития психических процессов, состояний и свойств), то современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
В развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы.
Личность по определению Л.С.Выготского – это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.
Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанный с жизнью окружающих его людей.
В развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Преобладающее значение имеют социальные факторы.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы — внешние и внутренние.
Внешние факторы развития личности - влияние среды и воспитания.
Внутренние факторы - природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания).
Все внешние социализирующие личность факторы (влияние среды и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т. д. и оказывают на них положительное влияние, т. е. процесс этот приобретает характер саморазвития.
В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Однако, роль воспитания особая. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же — целенаправленный процесс.
Нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Большое значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность.

2. Роль обучения в развитии личности

3. Воспитание и формирование личности

4. Социализация личности


Целью данной статьи является анализ педагогического процесса, результат которого есть развитие личности.

Одной их основных педагогических проблем является проблема личности: её становление, развитие, реализация. Формирование личности происходит в социуме, и только в нём. Только в системе общественных отношений человек может отстаивать свою точку зрения, самореализовываться, дискуссировать, участвовать в процессе обмена информации, взаимодействовать – всё это и приводит к формированию личности.

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. К примеру, после окончания школы некоторые поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это, так сказать, фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя во всех правил существуют и исключения, но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Дальнейшая профессия играет немаловажную роль в жизни человека, ведь работа – это практически основная часть деятельности личности.

Процесс образования вносит неоспоримый вклад и в развитие личности. Образование - это процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Цель образования – развитие личности – совпадает с индивидуальной целью самого человека, который в реальном мире актуализирует собственную личность [1] . Как правило, образование происходит при взаимодействии воспитателя (педагога) и воспитуемого. Большая часть ответственности за обучение воспитуемого лежит не на нём самом, а на его воспитателе.

Основными задачами, в процессе обучения, стоящими перед педагогом, помимо передачи накопленных знаний, опыта, являются следующие:

Привлечение воспитуемого к процессу саморазвития. Ведь обучение будет качественным только в том случае, когда воспитатель передаёт знания тех или иных наук и оказывает значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность.

Взаимодействие воспитателя и воспитуемого, так же, немаловажная часть организации педагогического процесса. Только при взаимодействии педагога с воспитанником в результате обучения происходит диалог, в процессе которого не только воспитанник, но и сам воспитатель развивается как личность. При взаимодействии на педагоге лежит огромная роль: он стимулирует и управляет активностью ученика.

Выводом данной статья является следующее:

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. На воспитателе (педагоге) лежит огромная ответственность за становление, развитие личности воспитуемого. Именно поэтому очень важно, чтобы педагог сам являлся личностью, то есть человеком, умевшим определять свои интересы и отстаивать свою точку зрения.

Читайте также: