Расскажите об основных требованиях к учебному проекту кратко

Обновлено: 07.07.2024

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен учителя и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико–ориентированный проектнацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта являетсяпрезентация.Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой[17]

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия, учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Вместе с тем хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы педагогов, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ 1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально­значимой проблемы исследовательской, ­ информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. 2. Планирование действий по разрешению проблемы ­ иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности ­ с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. 3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности ­ поиск информации, осмысливается и которая затем обрабатывается, представляется участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы. 5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Таким образом, проект­ это "пять П": проблема ­ проектирование (планирование) ­ поиск информации ­ продукт ­ презентация. Шестое "П" проекта ­ это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:  план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;  учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта ­ от рождения замысла до итоговой рефлексии;  формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. ЛИТЕРАТУРА: 1. Кукушин В.С., Болдырева­Вараксина А.В. Педагогика начального образования. ­ М., 2005. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. ­ М., 2000 3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение ­ что это? // Методист, №1, 2004. ­ с. 42. 4. . Проектная деятельность в начальной школе: — Москва, Учитель, 2014 г.­ 132 с. 5.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999. 6. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3. 7. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4. 8. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка отражает основные требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учитель географии МОУ

Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта. Проведение исследований является обязательным условием каждого проекта. Отличительная черта проектной работы – поиск информации. Результатом работы над проектом является продукт. Представление продукта происходит в виде презентации продукта и защиты самого проекта

Основные требования к учебному проекту

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

«В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…

Начальная школа

«Программа УУД должна быть направлена…

Средняя школа

«Программа развития УУД должна обеспечивать:…

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Старшая школа

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Старшая школа

«Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности

организация должна включать отработку коммуникативных УУД (даже в индивидуальном проекте)

организация должна включать различные виды деятельности

При организации важно учитывать

тема проекта (исследования) должна быть интересна и ученикам и учителю

суть проблемы должна быть понятна ученикам (и учителю)

организация работы строится на взаимоподдержке учителя и ученика

Основные отличие проекта от исследования

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.

В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.

Типология форм проектов Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. По видам По содержанию Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. По количеству участников Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) По длительности От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр.

Типология форм проектов

Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр.

По содержанию

Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр.

По количеству

Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет)

По длительности

От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта

По учебной цели

Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр.

Индивидуальный и групповой проекты Отрабатываются познавательные УУД Индивидуальный проект Групповой проект Отрабатываются коммуникативные УУД Отрабатываются регулятивные и личностные УУД Особое внимание учителя – на целеполагание! Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Индивидуальный и групповой проекты

Отрабатываются познавательные УУД

Индивидуальный проект

Групповой проект

Отрабатываются коммуникативные УУД

Отрабатываются регулятивные и личностные УУД

Особое внимание учителя – на целеполагание!

Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Учебное исследование УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Учебное исследование

УУД, отрабатываемые при проведении исследования

постановка проблемы

аргументирование актуальности

формулирование гипотезы

планирование деятельности

контроль за деятельностью

Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы!

коррекция деятельности

оформление результатов

презентация результатов

Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Основные требования к организации проектной деятельности обучающиеся сами выбирают тему проекта обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации) тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ) план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта требования, предъявляемые в конкретном ОУ

Основные требования к организации проектной деятельности

обучающиеся сами выбирают тему проекта

обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации)

тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ)

план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта

требования, предъявляемые в конкретном ОУ

Формы организации учебного исследования Внеурочные формы Урочные формы Исследовательская практика Урок-исследование Урок-лаборатория Экспедиции (полевые исследования) Творческий отчет Факультативные занятия Урок изобретательства Научное общество учащихся Урок-презентация Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр. Урок-экспертиза Урок-совещание Выездные мероприятия Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются!

Формы организации учебного исследования

Внеурочные формы

Урочные формы

Исследовательская практика

Урок-исследование

Урок-лаборатория

Экспедиции (полевые исследования)

Творческий отчет

Факультативные занятия

Урок изобретательства

Научное общество учащихся

Урок-презентация

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр.

Урок-экспертиза

Урок-совещание

Выездные мероприятия

Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются!

О некоторых формах проекта или исследования Учебное сотрудничество Я действую самостоятельно , но мы: - распределяем функции; - совместно планируем работу каждого; - обмениваемся результатами; - контролируем и корректируем друг друга; - оцениваем друг друга. Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач! Уважение мыслей и действий другого человека

О некоторых формах проекта или исследования

Учебное сотрудничество

Я действую самостоятельно , но мы:

- распределяем функции;

- совместно планируем работу каждого;

- обмениваемся результатами;

- контролируем и корректируем друг друга;

- оцениваем друг друга.

Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач!

Уважение мыслей и действий другого человека

Планируемые результаты Выпускник научится : планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы; распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать естественно-научные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование; использовать методы, характерные для социальных и других наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; отличать факты от суждений, мнений и оценок; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Планируемые результаты

Выпускник научится :

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выбирать и использовать методы;

распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать естественно-научные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование;

использовать методы, характерные для социальных и других наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

отличать факты от суждений, мнений и оценок;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Планируемые результаты Выпускник получит возможность научиться : самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать естественно-научные методы и приёмы: как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими фактами; использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Планируемые результаты

Выпускник получит возможность научиться :

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать естественно-научные методы и приёмы: как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими фактами;

использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Система оценки проектной и исследовательской деятельности

Главный итог – в самих учениках

Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт!

· Проблема проекта должна быть социально значимой - исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.

· Планирование проекта - определение вида продукта я фермы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных

· Поиск информации - исследовательская работа учащихся как обязательные условие проекта.

· Продукт является конкретным результатом проекта.

· Презентация продукта и защита самого проекта.

· Портфолио проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.)

· Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

Современные классификации учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Ø практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

Ø исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

Ø информационный проект - сбор и обработка, информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Ø творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

Ø ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольними, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

ü минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

ü краткосрочными - на 4-6 уроков;

ü недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

ü долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповым и персональным.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, научная конференция, инсценировка, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литератур­ных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Б. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии.




· Проблема проекта должна быть социально значимой - исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.

· Планирование проекта - определение вида продукта я фермы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных

· Поиск информации - исследовательская работа учащихся как обязательные условие проекта.

· Продукт является конкретным результатом проекта.

· Презентация продукта и защита самого проекта.

· Портфолио проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.)

· Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

Современные классификации учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Ø практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

Ø исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

Ø информационный проект - сбор и обработка, информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Ø творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

Ø ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольними, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

ü минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

ü краткосрочными - на 4-6 уроков;

ü недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

ü долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповым и персональным.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, научная конференция, инсценировка, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литератур­ных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Б. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии.

Читайте также: