Взаимосвязь со школой как одно из главных условий социализации воспитанников детского дома

Обновлено: 05.07.2024

Социализация сирот всегда была актуальной, остро стоит она и в настоящее время. По теме социализации воспитанников старшего возраста сотрудниками ГБУ ЦССВ “Солнечный круг” был проведен мониторинг данной темы, который позволил выявить некоторые проблемы. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика, И. Дементьева, Т.Сафонова, Ю.Мануйлова и др. специалистов.

Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение главного института - СЕМЬИ, социальным учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.

Все мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытываем на себе разнообразные влияния, вступаем в новые виды деятельности и отношения, вынуждены постоянно выполнять разные социальные роли. Социализация человека идет непрерывно, всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Поэтому на этих этапах социального развития большую роль играет семья, где в роли социальных агентов выступают родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, сверстники. Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. В социальных учреждениях роль агентов выполняют воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, а также дети, проживающие в данном учреждении. В образовательном учреждении – учителя, одноклассники.

Цель коллектива нашего учреждения сформировать социально-активную личность, способную успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Воспитатели и остальные специалисты нашего учреждения заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.

Представления о роли мужчины и женщины, будущей семейной жизни размыты и формальны. Зачастую матери-выпускницы игнорируют потребности своих детей, не объясняют свои действия ребенку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их.

На притяжении трех лет наше учреждение тесно сотрудничает с благотворительным фондом “Возможность” по программе “Между нами девочками”, который на занятиях поднимает вопросы и проблемы, ищут пути их решения, что позволяет социализироваться нашим воспитанницам.

Выпускники социальных учреждений не имеют достаточные бытовые навыки: организованное питание в столовой не предполагает участия в приготовлении пищи, а уборка и другие “домашние дела” входят в обязанности сотрудников. В ГБУ “Солнечный круг” благодаря нашему руководству у нас появилась прекрасная возможность социализировать детей в этом направлении. Были созданы кухни на каждом этаже нашего корпуса, которые оборудованы всем необходимым. Дети с огромным удовольствием овладевают навыками приготовления разнообразных блюд. Благотворительный фонд “Цвет жизни” предоставил нам волонтеров для организации мастер – классов. Блюда берутся с учетом экономичности, т.к. выпускник не может позволить себе готовить блюда из дорогих ингредиентов. А это уже идет экономическая социализация.

В комнате, где живет ребенок - все общее: мебель, предметы интерьера. Именно это и формирует равнодушное восприятие окружающего. С целью воспитания бережного отношения и развития умения обустроить комфортно и со вкусом свою квартиру, при поддержке Благотворительного фонда “Цвет жизни” ежегодно проводится социальный проект “Мой Дом”, где ребята выпускных классов делают объемные макеты своих квартир и выполняют дизайн. Победители получают ценные призы – диваны в свою новую квартиру.

Большинство выпускников детских домов испытывают трудности при трудоустройстве. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования, низкая мотивация к труду, неумение организовать личное время, т.к. жизнедеятельность воспитанников регламентируется и контролируется работниками учреждения. Поэтому одна из важных проблем выпускников детского дома - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого создан Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению трудового режима, по оформлению документов (подсказывают друг другу как оформлять документы, куда обращаться). В клубе выпускников разработана памятка для одиннадцатиклассников. Педагоги-психологи проводят тренинги:

· “Подводные камни” - поднимаются актуальные вопросы, жизненные ситуации, на которые выпускники ищут совместно ответы.

· “Страх одному оставаться в квартире” - ребята делятся своими наработками и мыслями, как избежать опасных ситуаций находясь одному в квартире.

· “Проблема трудоустройства после окончания учебного заведения” - учатся составлять грамотное резюме, научились правильно презентовать себя работодателю при известных критериях, рассматривали рынок предлагаемых вакансий, готовились к собеседованию, собрали список вакансий с адресами и телефонами.

Одним из условий безболезненного вхождения воспитанников в общество является успешность обучения ребенка в школе. Сотрудники школы должны создать ситуацию успеха, сотрудники Центра поддержать детей в новых условиях, помочь адаптироваться в новой социальной роли. Дети-сироты вышли в городские школы, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в нашем Центре остается создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений, согласно требованиям современного общества. Для воспитательного процесса используются таких формы и методы работы, которые направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включают их в эту деятельность, позволяют самореализоваться, самоутвердиться в ней и через нее в обществе. Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот, что бы дети стали увереннее в себе, улучшилось настроение, увеличилась активность, снизилась заболеваемость.

В нашем коллективе осуществляется тесное взаимодействие сотрудников всех структурных подразделений, которые стремятся внести инновационные и креативные формы работы при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.

Никакое самое хорошее учреждение и педагоги не заменят ребенку СЕМЬЮ. Для того, чтобы включить детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо готовить как семью для принятия ребенка-сироты, так и самого ребенка для перехода в новую социальную роль. Политика нашего государства направлена на то, чтобы каждый ребенок-сирота приобрел семью, о чем прописано в Указе № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.

Список используемой литературы

1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.

2. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.

3. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.

4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С. 69–73.

5. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. – С. 34–40.

6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.

7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.

8. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.

9. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

11. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.

12. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Директор МОУ ГООШ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

КАЛЯЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ "РОДНИЧОК"

"КАЛЯЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ"

_________ С.А. Новожилова

ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОУ ГООШ

И ДЕТСКОГО ДОМА "РОДНИЧОК"

на 2015-2020г.г.

КАЛЯЗИН, 2015

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живёт.

Актуальность. Многие воспитанники детского дома имеют проблему школьной дезадаптации. Это связано с длительным непосещением школы детей, находящихся в антисоциальной среде. Сегодня проблема обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве важнейшего направления развития современной российской школы.

Воздействие неблагополучных факторов на детей в семьях приводит к проявлению негативных психических, физических и эмоциональных изменений в развитии ребенка и к их тяжелым последствиям. Часто дети отличаются педагогической запущенностью, имеют опыт асоциального поведения (воровство, лживость, употребление алкоголя, курение, нецензурная брань, жестокость по отношению к другим, агрессивность, утрата интереса к знаниям и т.д.), имеют психологические травмы, которые затрудняют психическое развитие ребенка в дальнейшем.

Одним из основных направлений работы МОУ ГООШ по социализации обучающихся - воспитанников детского дома является осуществление взаимодействия педагогического коллектива школы с детским домом.

Цель программы взаимодействия : создание оптимальных условий для развития и обучения воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Осуществление защиты прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения.

Создание комфортной пространственной, образовательной, психологической и социальной среды, позволяющей создать условия для самореализации, раскрытия и развития личностного потенциала каждого воспитанника детского дома.

Развитие творческих способностей детей, эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность.

Содействие воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями;

Осуществление психолого-педагогического сопровождения социально-воспитательного процесса.

Создание благоприятных условий социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, создание условий для воспитания человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.

Координация деятельности специалистов, воспитателей, педагогов школы и детского дома для осуществления реабилитационного процесса

Разработчики Программы :

Директор МОУ ГООШ – Бакалягина О.М.

Социальный педагог МОУ ГООШ – Саенко И.А.

Педагог-психолог МОУ ГООШ – Бахметова Е.В.

Педагог-психолог детского дома «Родничок- Ногинова О.А.

Исполнители Программы:

руководство и педагогические коллективы школы и детского дома,

воспитанники детского дома,

социальные партнеры школы.

Отличительные особенности программы:

1.Тесное взаимодействие с воспитанниками.

2.Сотворчество педагогов и детей.

3.Развитие детской инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

1. 1. Взаимодействие коллективов школы и детского дома в процессе организации
обучения, воспитания и развития детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

По мере поступления

Руководство детского дома и школы, социальные педагоги школы и детского дома

2. Предоставление администрации детского дома оперативной информации:
а) об изменениях в расписании занятий
б) о состоянии успеваемости, посещаемости и поведения учащихся детского дома

В течение года
Ежедневно
1 раз в месяц

Зам.директора по ОП,
классные руководители

3. Встречи руководства школы и детского дома по вопросам совместной работы

1 раз в четверть

Руководство школы и детского дома

4. Малые педсоветы учителей и воспитателей по возникшим вопросам.

По мере необходимости

Руководство школы и детского дома, учителя, воспитатели

5. Посещение классными руководителями школы детского дома с целью выяснения условий проживания воспитанников. Посещение воспитателями школы с целью контроля успеваемости и посещаемости учебных занятий.

6. Организация досуга и кружковой деятельности, в том числе в каникулярное время.

Руководство школы и детского дома

1.3. Методическая работа

Социальные педагоги школы и детского дома , педагог-психолог школы

1.5. Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся-воспитанников детского дома

установление характера и причины недостатков в подготовке отдельных учеников;

ознакомление со своими выводами учителей-предметников, работающих в классе, руководство школы, воспитателей детского дома.

Классные руководители, воспитатели

2.Организация индивидуальной работы обучающихся на уроке.

3.Учет пробелов в знаниях воспитанников, д оведение информации до сведения руководства и воспитателей детского дома.

Учителя-предметники, классные руководители

4.Проверка всех письменных классных и домашних работ слабоуспевающих
и неуспевающих учащихся-воспитанников детского дома.

5.Организация взаимопомощи в учебе.

классные руководители, воспитатели детского дома

6.Организация дополнительных занятий с отстающими по индивидуальным планам

7.Анализ эффективности работы, планирование дальнейшей работы по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся на малых педсоветах

по окончании четверти

учителя–предметники, классные руководители, воспитатели детского дома.

8.Просмотр классных журналов, дневников и тетрадей слабоуспевающих обучающихся

Классные руководители, воспитатели

9.Встречи и профилактические беседы с отдельными неуспевающими обучающимися

Классные руководители, социальные педагоги школы и детского дома

1.6. Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Периодическое медицинское обследование

Медработники детского дома и школы

Диагностика и коррекционно-развивающие логопедические занятия

Психологическая диагностика, выявление индивидуальных особенностей подростков группы риска

Педагоги-психологи школы и детского дома

Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам и воспитателям для дальнейшей работы с воспитанниками

Педагоги-психологи школы и детского дома

Проведение тренингов для оказания помощи в построении взаимоотношений ребёнка и среды его нахождения

Педагоги-психологи школы и детского дома

Проведение релаксационных упражнений для снятия агрессивности, напряженности, тревожности

Педагог-психолог детского дома

Индивидуальные занятия с подростками группы риска по развитию мотивации к обучению.

Проведение классных часов по развитию творческой и общественной активности, способности к самопознанию и самореализации

Ведение индивидуальных карт развития личности

Педагоги-психологи школы и детского дома

Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения воспитанников детского дома.

Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.

Снижение количества детей асоциального поведения.

Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Успешная социализация воспитанников, их интеграция в современном обществе.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, руководство школы и детского дома.

Результаты обсуждаются один раз в полгода на совместных педагогических консилиумах. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.

План совместной деятельности МОУ " Городская основная общеобразовательная школа "

и ГБОУ Калязинский детский дом " Родничок "

Подготовка воспитанников д/дома к школе

Заседание Совета профилактики правонарушений

Круглый стол "Координация совместной деятельности на новый учебный год"

Руководство школы и детского дома, социальный педагог школы, педагоги-психологи детского дома и школы, воспитатели, классные руководители

Линейка, посвящённая 1 сентября.

Руководство школы и детского дома

Классные руководители, воспитатели

Определение социального статуса вновь поступивших воспитанников в школу.

Социальные педагоги школы и детского дома

Руководство детского дома

Зам. директора школы по ВР, ОП

Воспитатели, классные руководители

Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.

Учитель физкультуры школы, зам.директора детского дома

Дни воинской славы России (8, 11, 21 сентября)

Зам. директора школы по ВР, ОП, классные руководители

Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)

Зам.директора школы по ВР, зам.директора детского дома, социальные педагоги, классные руководители

Заседание Совета профилактики правонарушений

Руководство школы, социальный педагог школы

Руководство детского дома и школы, классные руководители

Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.

Работа с обучающимися, состоящими на ВШУ по индивидуально – профилактическими программам

Социальный педагог школы, классные руководители

Учитель физкультуры школы, зам.директора детского дома

День школьного самоуправления.

Зам.директора школы по ВР

Тренинги по правовому воспитанию

Социальные педагоги школы и детского дома

Изучение адаптационного периода при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Выявление группы риска и проведение с детьми соответствующей коррекционной работы .

Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители, воспитатели

Социальный педагог школы, классные руководители, инспектор ПДН, представитель прокуратуры

Инструктажи о мерах безопасности во время осенних каникул.

Воспитатели, классные руководители

Индивидуальные собеседования с детьми группы риска

Социальные педагоги школы и детского дома

Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.

Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)

Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители

Анализ посещаемости учебных занятий в школе воспитанниками детского дома.

Зам.директора по ОП, воспитатели

Декада по профилактике наркотической зависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа

Зам.директора по ВР, социальный педагог школы

Классные руководители, воспитатели

Зам.директора по МР

Классные часы, посвященные Дню народного единства.

День матери – цикл мероприятий.

Зам.директора по ВР, классные руководители

Разработка мероприятий по организации воспитанников в каникулярное время.

Зам.директора по ВР, социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители, воспитатели

Заседание Совета профилактики правонарушений

Руководство школы, социальный педагог

Руководство школы и детского дома, классные руководители, воспитатели

Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.

Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)

Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители

Учителя физкультуры школы, зам.директора детского дома

Районные предметные олимпиады.

Зам.директора школы по МР, ОП, классные руководители, учителя-предметники

Зам.директора по ВР

Социальный педагог школы

Классные часы о мерах безопасности во время зимних каникул (инструктажи)

Участие воспитанников в Новогодних представлениях школы.

Классные руководители, воспитатели

Организация занятости воспитанников в период зимних каникул.

Зам.директора по ВР, социальный педагог

Классные руководители, воспитатели

Руководство школы и детского дома, учителя, воспитатели

Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.

Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану).

Социальный педагог, классные руководители

Спортивно-оздоровительная деятельность: Спортивная гимнастика с элементами акробатики, "Меткая мишень", 7 – 9 классы.

Учителя физкультуры школы, зам.директора детского дома

Родительский день (презентация достижений успехов первоклассников) за первое полугодие.

Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового жизненного пространства. Существует ряд факторов, препятствующих успешной социализации воспитанников.

1. Неопределенность социального статуса (ни к одной социальной группе выпускники не принадлежат, семьи лишены, а после выпуска лишаются и принадлежности к своему учреждению).

2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом развитии (психопатоподобный синдром, патологическое развитие личности, часто вызванное поражением головного мозга, невротизация или выраженный невроз).

У детей-сирот, обучающихся в общеобразовательной школе, выявляются неуравновешенность поведения в 81,3% случаев (против 11,6 % у детей массовой школы); снижение памяти – в 73,85 % (против 16,5%); снижение социальной активности – в 67,0% (против 10,8%); нарушение общения – в 47,6% (против 8,7 %). Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствуют, прежде всего, частые переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с педагогическим и детским коллективами, братьями и сестрами.

3. Особенности психического развития.

По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростком возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти искажения в общении с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

4. Специфика формирования личности.

5. Отсутствие усвоения норм и ценностей.

6. Неуверенность в будущем.

Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоционально-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе.

При опросе 60 % детей хотят быть взрослыми. С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13,6 %; со страхом и пессимизмом – 13,6%; у 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Такие показатели во многом определяются взаимоотношениями подростка со значимыми для него людьми, на которых можно положиться в трудных ситуациях, которые могли бы служить примером и образцом для подражания, оказать поддержку и помощь.

Свое представление о взрослости воспитанники чаще, чем подростки из семьи, связывают с формальными характеристиками: с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т. е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройство на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимость отвечать за свои поступки.

2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников

детского дома

У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются глубокие личностные отклонения, не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми. То есть по всем показателям, к самостоятельной жизни они совершенно не готовы.

Педагоги и воспитатели детского дома, понимая такое сложное положение ребят перед выпуском, стараются помочь им подготовиться к выходу в самостоятельную жизнь. С этой целью воспитанникам даются советы (например, ухода за жильем, перечнем необходимых документов и т. д.).

Однако формирование наиболее значимых способностей (к расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, к самоопределению, к овладению полоролевым поведением, позволяющих ребенку преодолевать трудности социализации, в учреждении осуществляется крайне слабо.

В настоящее время в детском доме разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Существующие программы включают достаточно широкое содержание: овладение навыками ведения домашнего хозяйства, умениями самостоятельно обслуживать себя, наводить порядок в доме, готовить пищу, формирование представлений об экономических процессах и явлениях. Особым видом работы является ориентация воспитанников на создание будущей семьи. Самостоятельная жизнь детей-сирот понимается как индивидуальная жизнь, и подготовка к ней должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективизмом, сформированным в условиях детского учреждения, и индивидуальным характером жизни за его пределами.

Назовем следующие компоненты высокого уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни:

- социальная готовность (сформированность, навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);

- трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);

- физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).

В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни условно можно выделить следующие направления:

- развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.);

- овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, устойчивых интересов, представлений, о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развития работоспособности).

Главным средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является деятельность детей (разнообразная по содержанию, формам, способам организации, как в группах в самом учреждении, так и вне его.

Важными условиями подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома являются :

- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей-сирот;

- коррекционно-развивающая работа с детьми – сиротами (включает раннюю социальную адаптацию (создание условий, приближенных к домашним); развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно - эмоциональных процессов, формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов);

- пролонгированный характер сопровождения (важно участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска).

Одно из условий успеха - формирование у воспитанников способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений, к овладению структурой деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.

Для реализации данных задач необходимо выполнить следующие педагогические условия, при которых возможно осуществление жизненного самоопределения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- комплексная диагностика и реабилитация детей;

- индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно-ориентированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;

- обеспечение в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;

- создание широких возможностей для творчества и другой деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей;

- развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;

- взаимодействием детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Исходя из вышесказанного, усилия педагогов и воспитателей направлены:

- на расширение социальных моделей поведения через включение в группы и деятельность, имеющую и дающую другой социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые могут стать для детей социальными образцами;

- на учет и предоставление сиротам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей и возможностей для перевода намерений и желаний в план практических действий;

- на включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

- на сочетание групповых и индивидуальных занятий, т. к. индивидуализация возможна только в группе;

- на создание (моделирование) реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

- на учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана про-грамма (наиболее эффективной – как корректирующая - она будет для подростков);

- на моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии. [4,29]

2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома

Всестороннее развитие и становление личности ребенка, подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам.

Судьбы воспитанников привлекают наше внимание. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. Для приобщения детей-сирот к социальным ценностям и нормам стараемся изменить их образ жизни, отношение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом.

Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути. Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение социальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Успешно социализации выпускника способствует реализации программы сопровождения ребенка-сироты от его поступления в учреждение до постинтернатной адаптации. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей медицинской, психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка.

При формировании личности одним из обязательных условий успеха, бесспорно, выступает создание педагогически благоприятной микросферы ее жизни и деятельности. Не случайно, создание условий жизнедеятельности, приближенных к домашним, стало одним из главных направлений деятельности всего коллектива.

Проблема создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в современной жизни, была бы не решена, если не оказывать помощи выпускникам в решении жизненно важных для них проблем.

Год Кол-во квартир

Год Кол-во вос-ков в д/д

Таким образом, есть все основания утверждать, что судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полней мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что успешность социализации зависит несколько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества.

Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов.

Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека; условия жизни – бытовые и географические; физические возможности (болезни и вызванные ими ограничении в движении, общение, учебе и т. д.); уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.

В ходе исследования, я выявила несколько проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Неготовность к взаимодействию с людьми.

2. Неспособность предвидеть последствия своих поступков.

3. Низкая самооценка и плохое знание себя.

4. Острая потребность в одиночестве.

Для успешного развития социализации детей-сирот нужды, следую-щие условия :

- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей – сирот;

- создание условий, приближенных к домашним;

- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала;

- формирования навыков общения;

- участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска;

- формирование у воспитанников интернатных учреждений способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений);

- к овладению структурной деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч. – практ. конф. (6-8 дек. 1994г.) Кемерово, 1995.

2. Буров В. Н. Социализация личности : Социальный педагог, семья и школа / В. Н. Буров, В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993.

3. Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в д/ д и школах-интернатах: Дис… канд. психол. наук. / Е. В. Виноградова. - М., 1992.

4. Гребенников. И. В. Семейное воспитание: Краткий словарь. / Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990-319с.

5. Дубровина. И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской; Науч. -исслед. ин-т общие и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР –М. : Педагогика, 1990.-264с.

6. Журнал Детский дом № 2 (15) /2005

7. Журнал Детский дом № 3 (12) /2004

8. Журнал Детский дом № 4 (9) /2003

9. Журнал Детский дом № 3 (16) /2005

11. Иванова. Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот// Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. - М., 1999

13. Кузнецова Л. В. Воспитание школьников (теоретический и научно-методический журнал) № 3 / 2005-80с.

14. Мудрик. А. В. социализация и воспитание. / А. В. Мудрик. - М., 1997.

15. Мухина. В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. уч-тов и ин-тов / Ред. -сост. В. С. Мухина. - М. : Просвещение 1991-223с.

16. Немов. Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кл. -3-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.

17. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : Учеб. пособие. Ярославль, 1997.

18. Прихожан. А. И. Дети без семьи / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1990.

19. Сидорова. Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л. К. Сидорова. – М. : Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/.

20. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образования Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с.

21. Хациева. М. А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: - Сост. М. А. Хациева, Т. Н. Семенкова. Сборник. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 54с.

22. Шульга. Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. / Т. И. Шульга. – М. : Изд-во УРАО, 2003-400с.

Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема постинтернатной адаптации выпускников детскихдомов, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно.

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Разработал: Гаврилова Е.П.,

воспитатель 1 кв.к

г. Комсомольск-на-Амуре

Проблема постинтернатной адаптации выпускников детскихдомов, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Какой бы замечательной не была воспитательная система детского дома, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.

Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.

Актуальность проекта.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких.

Воспитанники школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Состояние воспитанников детского дома, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

возврат в кризисные условия после выпуска.

Цель проекта: создание условий способствующих адаптации и социализации воспитанников - выпускников в обществе.

Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников, повышение уровня их общего развития и всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах.

Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации детей.

Сроки реализации проекта: 2015 – 2020 годы.

I этап. (предпроектный, диагностический). 2015-2016 учебный год.

Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.

II этап. (практический). 2016-2018 учебный год.

Использование в учебно-воспитательном процессе по социализации и адаптации воспитанников, технологий, приемов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация мероприятий по блокам.

Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома.

IV этап. (аналитический). 2019-2020 учебный год.

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; Обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в реализации проекта;

Участники проекта: воспитанники 1-9 классов КГКУ Детски дом 8.

Ожидаемые результаты.

Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае успешной реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у воспитанников и выпускников детского дома, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей. А также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умения выстраивать семейные отношения, дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье.

Результатом работы, кроме того, должно явиться снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой.

В ходе реализации проекта выпускник должен научиться объективно, оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

Направления проекта.

Об эффективности работы по социализации и адаптации выпускников детского дома можно говорить лишь при комплексном подходе к этому вопросу и взаимодействии разных специалистов. Для этого в проекте были определены следующие направления:

Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов нашего учреждения по социализации и адаптации воспитанников и выпускников.

Психолого-педагогическая помощь.

Цель: психологическая помощь в адаптации и социализации воспитанников и выпускников детского дома.

Осуществлять психологическую поддержку, коррекцию личностных особенностей.

Развивать навыки коммуникативной культуры, формировать потребность в общении, в построении интимно-личностных отношений.

Оказывать помощь в преодолении возникших проблем, связанных с профессиональным самоопределением, трудоустройством, определением на молодежном рынке труда с учетом индивидуальных качеств.

Для эффективности реализации данного направления проекта и соблюдения комплексного, многоуровневого подхода, мероприятия по психологической помощи в социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома разделены на пять блоков, которые могут быть реализованы как в строгой иерархической последовательности, так и как отдельные, самостоятельные блоки по необходимости, то есть индивидуальному запросу участников проекта или по итогам диагностики.

Возможные формы реализации

Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и другие.

Индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного роста, стресоустойчивости, телесно-ориентированый, арт-терапивтический и иные психологические тренинги, просмотр психологических фильмов и другие.

Тренинги коммуникативной компетенции, дискуссии, семинары, круглые столы, и другие.

Тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, индивидуальные консультации, просмотр психологических фильмов, семинары, практикумы, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.

Тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры и другие.

Диагностический блок.

Для составления индивидуальных планов психологической помощи, коррекции проекта, дальнейшего анализа проделанной работы необходимы входная и промежуточные диагностики.

Одиночество, ощущение бессмысленности существования, свобода выбора, расхождение между Я-реальным и

Я-идеальным, объективность, независимость, чувство вины, подавленная агрессия, способность к компенсации, сензитивность, стрессоустойчивость

16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;

Сформирован-ность навыков построения семейных отношений

Потребность в эмоционально-личностной привязанности,

представления о полоролевых взаимоотношениях,

позитивный жизненный сценарий.

осознанность подхода к материнству/ отцовству.

Решение жизненных проблем

Сформированность внутреннего локуса контроля, особенности выхода из сложных жизненных ситуаций

Аффилиация, потребность в достижении успехов.

Опросник аффилиации; Опросник для оценки потребности достижения успехов.

Профпригодность выбранной профессии, учет индивидуально-личностных особенностей при выборе профессии,

удовлетворенность выбранной профессии,

сформированность навыков деловых переговоров, путей поиска работы,

владение информацией по периоду адаптации к работе.

Умение вступать в контакт, решать конфликтные ситуации,

позитивная коммуникативная установка, эмпатия

Личностно-ориентированный блок.

Личностно-ориентированный блок включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление внутриличностных психологических проблем, а также на развитие личности, ее нравственной и ценностно-ориентированной составляющей.

Реализуется в двух основных формах работы: групповой (тренинги, круглые столы, просмотры и обсуждения фильмов и т.д.) и индивидуальной (консультирование).

Коммуникативный блок.

Цель: повышение эффективности взаимодействия воспитанников и выпускников с социальными партнерами, учреждениями.

Оказывать помощь в освоении коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии.

Отрабатывать навыки общения.

Развивать навыки активного слушания.

Отрабатывать техники снижения эмоционального напряжения в общении.

Обучать формам поведения и поиску конструктивных путей решения в конфликтных ситуациях.

Развивать способности к эмпатии.

Формы реализации данного блока: тренинг коммуникативной компетентности, дискуссия, практикум, круглый стол. Темой дискуссии, практикума, круглого стола может служить любая актуальная, для воспитанников и выпускников, тема.

Семейно-ценностный блок.

Цель: развитие навыков построения семейных отношений.

Развивать потребности в интимно-личностых отношениях.

Способствовать процессу осознания выпускниками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

Предоставлять психологическую информацию о воспитании детей.

Формы реализации: тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, просмотр психологических фильмов, практикумы, индивидуальные консультации, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.

Блок профессиональной успешности.

Цель: оказание помощи в развитии профессионально успешной личности.

Расширять представления о мире профессий, продолжить дальнейшее обучение методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации.

Продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

Оказывать помощь выпускникам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

Обучать методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании.

Мотивировать к получению образования, самообразованию.

Формы реализации: тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры, профориентационные консультации и другие.

Социально-правовая помощь.

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Ведь перед выпускником остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться.

Реализация данного направления проекта помогает решению широкого спектра жизненных и личностных проблем учащихся и выпускников школы-интерната, оказывает поддержку и помощь в различных жизненных ситуациях и способствует становлению самостоятельности выпускников.

С целью отражения в работе максимально возможного количества возникающих затруднений у выпускников данное направление проекта было разделено на 3 блока.

Профориентация. Получение образования. Устройство на работу.

Организация рациональных потребностей человека. Помощь в получении и обустройстве жилья.

Изучение документов, которые необходимы выпускнику.

Профессиональная и трудовая ориентация.

Цель: социально-правовая помощь в профессиональном определении, трудоустройстве, решении профессиональных проблем.

Оказывать помощь в индивидуальном выборе профессионального учебного заведения и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение.

Консультировать выпускников по вопросам трудового законодательства.

Оказывать помощь при устройстве на работу.

Формы работы: индивидуальные консультации, информационно-практические занятия, отслеживание успехов в обучении и трудовой деятельности.

Социально-бытовая ориентация.

Цель: формирование позитивной социально-бытовой ориентации выпускников, защита материальных, жилищных и социальных прав.

Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни; научить взаимодействовать с жилищными организациями.

Оказывать помощь в получении жилья, оформлении соответствующих документов, его обустройстве, решении социально-бытовых проблем, обучении самостоятельному решению данных проблем.

Правовая ориентация.

Цель: повышение правовой компетенции воспитанников и выпускников детского дома, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.

Осуществлять контроль соблюдения социальных прав выпускников детского дома.

Обеспечивать защиту прав выпускников.

Оказывать помощь в обеспечении льготами, предусмотренными в Российской Федерации.

Медицинская помощь.

Медицинское сопровождение воспитанников и выпускников детского дома одно из необходимых направлений деятельности в рамках проекта. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья.

Батаршев А.В.: Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.

Глэддинг С. Психологическое консультирование. / СПб.: Питер, 2002.

Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. - 216 с.

Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.

Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. / Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – (Справочник).

Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.

Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. /СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. - 528 с.

Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004

Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.

Читайте также: