Взаимосвязь со школой как одно из главных условий социализации воспитанников детского дома
Обновлено: 05.07.2024
Социализация сирот всегда была актуальной, остро стоит она и в настоящее время. По теме социализации воспитанников старшего возраста сотрудниками ГБУ ЦССВ “Солнечный круг” был проведен мониторинг данной темы, который позволил выявить некоторые проблемы. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика, И. Дементьева, Т.Сафонова, Ю.Мануйлова и др. специалистов.
Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение главного института - СЕМЬИ, социальным учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.
Все мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытываем на себе разнообразные влияния, вступаем в новые виды деятельности и отношения, вынуждены постоянно выполнять разные социальные роли. Социализация человека идет непрерывно, всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Поэтому на этих этапах социального развития большую роль играет семья, где в роли социальных агентов выступают родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, сверстники. Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. В социальных учреждениях роль агентов выполняют воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, а также дети, проживающие в данном учреждении. В образовательном учреждении – учителя, одноклассники.
Цель коллектива нашего учреждения сформировать социально-активную личность, способную успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Воспитатели и остальные специалисты нашего учреждения заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.
Представления о роли мужчины и женщины, будущей семейной жизни размыты и формальны. Зачастую матери-выпускницы игнорируют потребности своих детей, не объясняют свои действия ребенку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их.
На притяжении трех лет наше учреждение тесно сотрудничает с благотворительным фондом “Возможность” по программе “Между нами девочками”, который на занятиях поднимает вопросы и проблемы, ищут пути их решения, что позволяет социализироваться нашим воспитанницам.
Выпускники социальных учреждений не имеют достаточные бытовые навыки: организованное питание в столовой не предполагает участия в приготовлении пищи, а уборка и другие “домашние дела” входят в обязанности сотрудников. В ГБУ “Солнечный круг” благодаря нашему руководству у нас появилась прекрасная возможность социализировать детей в этом направлении. Были созданы кухни на каждом этаже нашего корпуса, которые оборудованы всем необходимым. Дети с огромным удовольствием овладевают навыками приготовления разнообразных блюд. Благотворительный фонд “Цвет жизни” предоставил нам волонтеров для организации мастер – классов. Блюда берутся с учетом экономичности, т.к. выпускник не может позволить себе готовить блюда из дорогих ингредиентов. А это уже идет экономическая социализация.
В комнате, где живет ребенок - все общее: мебель, предметы интерьера. Именно это и формирует равнодушное восприятие окружающего. С целью воспитания бережного отношения и развития умения обустроить комфортно и со вкусом свою квартиру, при поддержке Благотворительного фонда “Цвет жизни” ежегодно проводится социальный проект “Мой Дом”, где ребята выпускных классов делают объемные макеты своих квартир и выполняют дизайн. Победители получают ценные призы – диваны в свою новую квартиру.
Большинство выпускников детских домов испытывают трудности при трудоустройстве. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования, низкая мотивация к труду, неумение организовать личное время, т.к. жизнедеятельность воспитанников регламентируется и контролируется работниками учреждения. Поэтому одна из важных проблем выпускников детского дома - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого создан Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению трудового режима, по оформлению документов (подсказывают друг другу как оформлять документы, куда обращаться). В клубе выпускников разработана памятка для одиннадцатиклассников. Педагоги-психологи проводят тренинги:
· “Подводные камни” - поднимаются актуальные вопросы, жизненные ситуации, на которые выпускники ищут совместно ответы.
· “Страх одному оставаться в квартире” - ребята делятся своими наработками и мыслями, как избежать опасных ситуаций находясь одному в квартире.
· “Проблема трудоустройства после окончания учебного заведения” - учатся составлять грамотное резюме, научились правильно презентовать себя работодателю при известных критериях, рассматривали рынок предлагаемых вакансий, готовились к собеседованию, собрали список вакансий с адресами и телефонами.
Одним из условий безболезненного вхождения воспитанников в общество является успешность обучения ребенка в школе. Сотрудники школы должны создать ситуацию успеха, сотрудники Центра поддержать детей в новых условиях, помочь адаптироваться в новой социальной роли. Дети-сироты вышли в городские школы, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в нашем Центре остается создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений, согласно требованиям современного общества. Для воспитательного процесса используются таких формы и методы работы, которые направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включают их в эту деятельность, позволяют самореализоваться, самоутвердиться в ней и через нее в обществе. Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот, что бы дети стали увереннее в себе, улучшилось настроение, увеличилась активность, снизилась заболеваемость.
В нашем коллективе осуществляется тесное взаимодействие сотрудников всех структурных подразделений, которые стремятся внести инновационные и креативные формы работы при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.
Никакое самое хорошее учреждение и педагоги не заменят ребенку СЕМЬЮ. Для того, чтобы включить детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо готовить как семью для принятия ребенка-сироты, так и самого ребенка для перехода в новую социальную роль. Политика нашего государства направлена на то, чтобы каждый ребенок-сирота приобрел семью, о чем прописано в Указе № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.
Список используемой литературы
1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
2. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
3. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С. 69–73.
5. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. – С. 34–40.
6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.
7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.
8. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.
9. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
11. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.
12. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002.
13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Директор МОУ ГООШ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
КАЛЯЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ "РОДНИЧОК"
"КАЛЯЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ"
_________ С.А. Новожилова
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОУ ГООШ
И ДЕТСКОГО ДОМА "РОДНИЧОК"
на 2015-2020г.г.
КАЛЯЗИН, 2015
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живёт.
Актуальность. Многие воспитанники детского дома имеют проблему школьной дезадаптации. Это связано с длительным непосещением школы детей, находящихся в антисоциальной среде. Сегодня проблема обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве важнейшего направления развития современной российской школы.
Воздействие неблагополучных факторов на детей в семьях приводит к проявлению негативных психических, физических и эмоциональных изменений в развитии ребенка и к их тяжелым последствиям. Часто дети отличаются педагогической запущенностью, имеют опыт асоциального поведения (воровство, лживость, употребление алкоголя, курение, нецензурная брань, жестокость по отношению к другим, агрессивность, утрата интереса к знаниям и т.д.), имеют психологические травмы, которые затрудняют психическое развитие ребенка в дальнейшем.
Одним из основных направлений работы МОУ ГООШ по социализации обучающихся - воспитанников детского дома является осуществление взаимодействия педагогического коллектива школы с детским домом.
Цель программы взаимодействия : создание оптимальных условий для развития и обучения воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Осуществление защиты прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения.
Создание комфортной пространственной, образовательной, психологической и социальной среды, позволяющей создать условия для самореализации, раскрытия и развития личностного потенциала каждого воспитанника детского дома.
Развитие творческих способностей детей, эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность.
Содействие воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями;
Осуществление психолого-педагогического сопровождения социально-воспитательного процесса.
Создание благоприятных условий социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, создание условий для воспитания человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.
Координация деятельности специалистов, воспитателей, педагогов школы и детского дома для осуществления реабилитационного процесса
Разработчики Программы :
Директор МОУ ГООШ – Бакалягина О.М.
Социальный педагог МОУ ГООШ – Саенко И.А.
Педагог-психолог МОУ ГООШ – Бахметова Е.В.
Педагог-психолог детского дома «Родничок- Ногинова О.А.
Исполнители Программы:
руководство и педагогические коллективы школы и детского дома,
воспитанники детского дома,
социальные партнеры школы.
Отличительные особенности программы:
1.Тесное взаимодействие с воспитанниками.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
1. 1. Взаимодействие коллективов школы и детского дома в процессе организации
обучения, воспитания и развития детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
По мере поступления
Руководство детского дома и школы, социальные педагоги школы и детского дома
2. Предоставление администрации детского дома оперативной информации:
а) об изменениях в расписании занятий
б) о состоянии успеваемости, посещаемости и поведения учащихся детского дома
В течение года
Ежедневно
1 раз в месяц
Зам.директора по ОП,
классные руководители
3. Встречи руководства школы и детского дома по вопросам совместной работы
1 раз в четверть
Руководство школы и детского дома
4. Малые педсоветы учителей и воспитателей по возникшим вопросам.
По мере необходимости
Руководство школы и детского дома, учителя, воспитатели
5. Посещение классными руководителями школы детского дома с целью выяснения условий проживания воспитанников. Посещение воспитателями школы с целью контроля успеваемости и посещаемости учебных занятий.
6. Организация досуга и кружковой деятельности, в том числе в каникулярное время.
Руководство школы и детского дома
1.3. Методическая работа
Социальные педагоги школы и детского дома , педагог-психолог школы
1.5. Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся-воспитанников детского дома
установление характера и причины недостатков в подготовке отдельных учеников;
ознакомление со своими выводами учителей-предметников, работающих в классе, руководство школы, воспитателей детского дома.
Классные руководители, воспитатели
2.Организация индивидуальной работы обучающихся на уроке.
3.Учет пробелов в знаниях воспитанников, д оведение информации до сведения руководства и воспитателей детского дома.
Учителя-предметники, классные руководители
4.Проверка всех письменных классных и домашних работ слабоуспевающих
и неуспевающих учащихся-воспитанников детского дома.
5.Организация взаимопомощи в учебе.
классные руководители, воспитатели детского дома
6.Организация дополнительных занятий с отстающими по индивидуальным планам
7.Анализ эффективности работы, планирование дальнейшей работы по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся на малых педсоветах
по окончании четверти
учителя–предметники, классные руководители, воспитатели детского дома.
8.Просмотр классных журналов, дневников и тетрадей слабоуспевающих обучающихся
Классные руководители, воспитатели
9.Встречи и профилактические беседы с отдельными неуспевающими обучающимися
Классные руководители, социальные педагоги школы и детского дома
1.6. Психолого-медико-педагогическое сопровождение
Периодическое медицинское обследование
Медработники детского дома и школы
Диагностика и коррекционно-развивающие логопедические занятия
Психологическая диагностика, выявление индивидуальных особенностей подростков группы риска
Педагоги-психологи школы и детского дома
Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам и воспитателям для дальнейшей работы с воспитанниками
Педагоги-психологи школы и детского дома
Проведение тренингов для оказания помощи в построении взаимоотношений ребёнка и среды его нахождения
Педагоги-психологи школы и детского дома
Проведение релаксационных упражнений для снятия агрессивности, напряженности, тревожности
Педагог-психолог детского дома
Индивидуальные занятия с подростками группы риска по развитию мотивации к обучению.
Проведение классных часов по развитию творческой и общественной активности, способности к самопознанию и самореализации
Ведение индивидуальных карт развития личности
Педагоги-психологи школы и детского дома
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения воспитанников детского дома.
Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Снижение количества детей асоциального поведения.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Успешная социализация воспитанников, их интеграция в современном обществе.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, руководство школы и детского дома.
Результаты обсуждаются один раз в полгода на совместных педагогических консилиумах. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
План совместной деятельности МОУ " Городская основная общеобразовательная школа "
и ГБОУ Калязинский детский дом " Родничок "
Подготовка воспитанников д/дома к школе
Заседание Совета профилактики правонарушений
Круглый стол "Координация совместной деятельности на новый учебный год"
Руководство школы и детского дома, социальный педагог школы, педагоги-психологи детского дома и школы, воспитатели, классные руководители
Линейка, посвящённая 1 сентября.
Руководство школы и детского дома
Классные руководители, воспитатели
Определение социального статуса вновь поступивших воспитанников в школу.
Социальные педагоги школы и детского дома
Руководство детского дома
Зам. директора школы по ВР, ОП
Воспитатели, классные руководители
Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.
Учитель физкультуры школы, зам.директора детского дома
Дни воинской славы России (8, 11, 21 сентября)
Зам. директора школы по ВР, ОП, классные руководители
Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)
Зам.директора школы по ВР, зам.директора детского дома, социальные педагоги, классные руководители
Заседание Совета профилактики правонарушений
Руководство школы, социальный педагог школы
Руководство детского дома и школы, классные руководители
Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.
Работа с обучающимися, состоящими на ВШУ по индивидуально – профилактическими программам
Социальный педагог школы, классные руководители
Учитель физкультуры школы, зам.директора детского дома
День школьного самоуправления.
Зам.директора школы по ВР
Тренинги по правовому воспитанию
Социальные педагоги школы и детского дома
Изучение адаптационного периода при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Выявление группы риска и проведение с детьми соответствующей коррекционной работы .
Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители, воспитатели
Социальный педагог школы, классные руководители, инспектор ПДН, представитель прокуратуры
Инструктажи о мерах безопасности во время осенних каникул.
Воспитатели, классные руководители
Индивидуальные собеседования с детьми группы риска
Социальные педагоги школы и детского дома
Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.
Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)
Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители
Анализ посещаемости учебных занятий в школе воспитанниками детского дома.
Зам.директора по ОП, воспитатели
Декада по профилактике наркотической зависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа
Зам.директора по ВР, социальный педагог школы
Классные руководители, воспитатели
Зам.директора по МР
Классные часы, посвященные Дню народного единства.
День матери – цикл мероприятий.
Зам.директора по ВР, классные руководители
Разработка мероприятий по организации воспитанников в каникулярное время.
Зам.директора по ВР, социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители, воспитатели
Заседание Совета профилактики правонарушений
Руководство школы, социальный педагог
Руководство школы и детского дома, классные руководители, воспитатели
Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.
Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану)
Социальные педагоги школы и детского дома, классные руководители
Учителя физкультуры школы, зам.директора детского дома
Районные предметные олимпиады.
Зам.директора школы по МР, ОП, классные руководители, учителя-предметники
Зам.директора по ВР
Социальный педагог школы
Классные часы о мерах безопасности во время зимних каникул (инструктажи)
Участие воспитанников в Новогодних представлениях школы.
Классные руководители, воспитатели
Организация занятости воспитанников в период зимних каникул.
Зам.директора по ВР, социальный педагог
Классные руководители, воспитатели
Руководство школы и детского дома, учителя, воспитатели
Посещение воспитателями и классными руководителями учебных занятий в школе и самоподготовки в детском доме.
Профилактическая работа с обучающимися (по отдельному плану).
Социальный педагог, классные руководители
Спортивно-оздоровительная деятельность: Спортивная гимнастика с элементами акробатики, "Меткая мишень", 7 – 9 классы.
Учителя физкультуры школы, зам.директора детского дома
Родительский день (презентация достижений успехов первоклассников) за первое полугодие.
Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового жизненного пространства. Существует ряд факторов, препятствующих успешной социализации воспитанников.
1. Неопределенность социального статуса (ни к одной социальной группе выпускники не принадлежат, семьи лишены, а после выпуска лишаются и принадлежности к своему учреждению).
2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом развитии (психопатоподобный синдром, патологическое развитие личности, часто вызванное поражением головного мозга, невротизация или выраженный невроз).
У детей-сирот, обучающихся в общеобразовательной школе, выявляются неуравновешенность поведения в 81,3% случаев (против 11,6 % у детей массовой школы); снижение памяти – в 73,85 % (против 16,5%); снижение социальной активности – в 67,0% (против 10,8%); нарушение общения – в 47,6% (против 8,7 %). Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствуют, прежде всего, частые переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с педагогическим и детским коллективами, братьями и сестрами.
3. Особенности психического развития.
По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростком возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти искажения в общении с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
4. Специфика формирования личности.
5. Отсутствие усвоения норм и ценностей.
6. Неуверенность в будущем.
Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоционально-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе.
При опросе 60 % детей хотят быть взрослыми. С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее только 13,6 %; со страхом и пессимизмом – 13,6%; у 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Такие показатели во многом определяются взаимоотношениями подростка со значимыми для него людьми, на которых можно положиться в трудных ситуациях, которые могли бы служить примером и образцом для подражания, оказать поддержку и помощь.
Свое представление о взрослости воспитанники чаще, чем подростки из семьи, связывают с формальными характеристиками: с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т. е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройство на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимость отвечать за свои поступки.
2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников
детского дома
У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются глубокие личностные отклонения, не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми. То есть по всем показателям, к самостоятельной жизни они совершенно не готовы.
Педагоги и воспитатели детского дома, понимая такое сложное положение ребят перед выпуском, стараются помочь им подготовиться к выходу в самостоятельную жизнь. С этой целью воспитанникам даются советы (например, ухода за жильем, перечнем необходимых документов и т. д.).
Однако формирование наиболее значимых способностей (к расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, к самоопределению, к овладению полоролевым поведением, позволяющих ребенку преодолевать трудности социализации, в учреждении осуществляется крайне слабо.
В настоящее время в детском доме разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Существующие программы включают достаточно широкое содержание: овладение навыками ведения домашнего хозяйства, умениями самостоятельно обслуживать себя, наводить порядок в доме, готовить пищу, формирование представлений об экономических процессах и явлениях. Особым видом работы является ориентация воспитанников на создание будущей семьи. Самостоятельная жизнь детей-сирот понимается как индивидуальная жизнь, и подготовка к ней должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективизмом, сформированным в условиях детского учреждения, и индивидуальным характером жизни за его пределами.
Назовем следующие компоненты высокого уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни:
- социальная готовность (сформированность, навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
- физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни условно можно выделить следующие направления:
- развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.);
- овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, устойчивых интересов, представлений, о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развития работоспособности).
Главным средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является деятельность детей (разнообразная по содержанию, формам, способам организации, как в группах в самом учреждении, так и вне его.
Важными условиями подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома являются :
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей-сирот;
- коррекционно-развивающая работа с детьми – сиротами (включает раннюю социальную адаптацию (создание условий, приближенных к домашним); развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно - эмоциональных процессов, формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов);
- пролонгированный характер сопровождения (важно участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска).
Одно из условий успеха - формирование у воспитанников способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений, к овладению структурой деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.
Для реализации данных задач необходимо выполнить следующие педагогические условия, при которых возможно осуществление жизненного самоопределения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- комплексная диагностика и реабилитация детей;
- индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно-ориентированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;
- обеспечение в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;
- создание широких возможностей для творчества и другой деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей;
- развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;
- взаимодействием детского дома с учреждениями дополнительного образования.
Исходя из вышесказанного, усилия педагогов и воспитателей направлены:
- на расширение социальных моделей поведения через включение в группы и деятельность, имеющую и дающую другой социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые могут стать для детей социальными образцами;
- на учет и предоставление сиротам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей и возможностей для перевода намерений и желаний в план практических действий;
- на включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;
- на сочетание групповых и индивидуальных занятий, т. к. индивидуализация возможна только в группе;
- на создание (моделирование) реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;
- на учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана про-грамма (наиболее эффективной – как корректирующая - она будет для подростков);
- на моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии. [4,29]
2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома
Всестороннее развитие и становление личности ребенка, подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам.
Судьбы воспитанников привлекают наше внимание. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. Для приобщения детей-сирот к социальным ценностям и нормам стараемся изменить их образ жизни, отношение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом.
Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути. Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение социальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.
Успешно социализации выпускника способствует реализации программы сопровождения ребенка-сироты от его поступления в учреждение до постинтернатной адаптации. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей медицинской, психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка.
При формировании личности одним из обязательных условий успеха, бесспорно, выступает создание педагогически благоприятной микросферы ее жизни и деятельности. Не случайно, создание условий жизнедеятельности, приближенных к домашним, стало одним из главных направлений деятельности всего коллектива.
Проблема создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в современной жизни, была бы не решена, если не оказывать помощи выпускникам в решении жизненно важных для них проблем.
Год Кол-во квартир
Год Кол-во вос-ков в д/д
Таким образом, есть все основания утверждать, что судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полней мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.
Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что успешность социализации зависит несколько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества.
Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов.
Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека; условия жизни – бытовые и географические; физические возможности (болезни и вызванные ими ограничении в движении, общение, учебе и т. д.); уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.
В ходе исследования, я выявила несколько проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Неготовность к взаимодействию с людьми.
2. Неспособность предвидеть последствия своих поступков.
3. Низкая самооценка и плохое знание себя.
4. Острая потребность в одиночестве.
Для успешного развития социализации детей-сирот нужды, следую-щие условия :
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей – сирот;
- создание условий, приближенных к домашним;
- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала;
- формирования навыков общения;
- участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска;
- формирование у воспитанников интернатных учреждений способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений);
- к овладению структурной деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч. – практ. конф. (6-8 дек. 1994г.) Кемерово, 1995.
2. Буров В. Н. Социализация личности : Социальный педагог, семья и школа / В. Н. Буров, В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993.
3. Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в д/ д и школах-интернатах: Дис… канд. психол. наук. / Е. В. Виноградова. - М., 1992.
4. Гребенников. И. В. Семейное воспитание: Краткий словарь. / Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990-319с.
5. Дубровина. И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской; Науч. -исслед. ин-т общие и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР –М. : Педагогика, 1990.-264с.
6. Журнал Детский дом № 2 (15) /2005
7. Журнал Детский дом № 3 (12) /2004
8. Журнал Детский дом № 4 (9) /2003
9. Журнал Детский дом № 3 (16) /2005
11. Иванова. Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот// Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. - М., 1999
13. Кузнецова Л. В. Воспитание школьников (теоретический и научно-методический журнал) № 3 / 2005-80с.
14. Мудрик. А. В. социализация и воспитание. / А. В. Мудрик. - М., 1997.
15. Мухина. В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. уч-тов и ин-тов / Ред. -сост. В. С. Мухина. - М. : Просвещение 1991-223с.
16. Немов. Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кл. -3-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.
17. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : Учеб. пособие. Ярославль, 1997.
18. Прихожан. А. И. Дети без семьи / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1990.
19. Сидорова. Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л. К. Сидорова. – М. : Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/.
20. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образования Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с.
21. Хациева. М. А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: - Сост. М. А. Хациева, Т. Н. Семенкова. Сборник. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 54с.
22. Шульга. Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. / Т. И. Шульга. – М. : Изд-во УРАО, 2003-400с.
Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено.
Проблема постинтернатной адаптации выпускников детскихдомов, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно.
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Разработал: Гаврилова Е.П.,
воспитатель 1 кв.к
г. Комсомольск-на-Амуре
Проблема постинтернатной адаптации выпускников детскихдомов, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Какой бы замечательной не была воспитательная система детского дома, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.
Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.
Актуальность проекта.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких.
Воспитанники школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.
Состояние воспитанников детского дома, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
возврат в кризисные условия после выпуска.
Цель проекта: создание условий способствующих адаптации и социализации воспитанников - выпускников в обществе.
Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников, повышение уровня их общего развития и всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах.
Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.
Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации детей.
Сроки реализации проекта: 2015 – 2020 годы.
I этап. (предпроектный, диагностический). 2015-2016 учебный год.
Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
II этап. (практический). 2016-2018 учебный год.
Использование в учебно-воспитательном процессе по социализации и адаптации воспитанников, технологий, приемов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация мероприятий по блокам.
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома.
IV этап. (аналитический). 2019-2020 учебный год.
Обработка и интерпретация данных за 5 лет.Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; Обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в реализации проекта;
Участники проекта: воспитанники 1-9 классов КГКУ Детски дом 8.
Ожидаемые результаты.
Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае успешной реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у воспитанников и выпускников детского дома, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей. А также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умения выстраивать семейные отношения, дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье.
Результатом работы, кроме того, должно явиться снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой.
В ходе реализации проекта выпускник должен научиться объективно, оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.
Направления проекта.
Об эффективности работы по социализации и адаптации выпускников детского дома можно говорить лишь при комплексном подходе к этому вопросу и взаимодействии разных специалистов. Для этого в проекте были определены следующие направления:
Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов нашего учреждения по социализации и адаптации воспитанников и выпускников.
Психолого-педагогическая помощь.
Цель: психологическая помощь в адаптации и социализации воспитанников и выпускников детского дома.
Осуществлять психологическую поддержку, коррекцию личностных особенностей.
Развивать навыки коммуникативной культуры, формировать потребность в общении, в построении интимно-личностных отношений.
Оказывать помощь в преодолении возникших проблем, связанных с профессиональным самоопределением, трудоустройством, определением на молодежном рынке труда с учетом индивидуальных качеств.
Для эффективности реализации данного направления проекта и соблюдения комплексного, многоуровневого подхода, мероприятия по психологической помощи в социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома разделены на пять блоков, которые могут быть реализованы как в строгой иерархической последовательности, так и как отдельные, самостоятельные блоки по необходимости, то есть индивидуальному запросу участников проекта или по итогам диагностики.
Возможные формы реализации
Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и другие.
Индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного роста, стресоустойчивости, телесно-ориентированый, арт-терапивтический и иные психологические тренинги, просмотр психологических фильмов и другие.
Тренинги коммуникативной компетенции, дискуссии, семинары, круглые столы, и другие.
Тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, индивидуальные консультации, просмотр психологических фильмов, семинары, практикумы, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.
Тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры и другие.
Диагностический блок.
Для составления индивидуальных планов психологической помощи, коррекции проекта, дальнейшего анализа проделанной работы необходимы входная и промежуточные диагностики.
Одиночество, ощущение бессмысленности существования, свобода выбора, расхождение между Я-реальным и
Я-идеальным, объективность, независимость, чувство вины, подавленная агрессия, способность к компенсации, сензитивность, стрессоустойчивость
16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;
Сформирован-ность навыков построения семейных отношений
Потребность в эмоционально-личностной привязанности,
представления о полоролевых взаимоотношениях,
позитивный жизненный сценарий.
осознанность подхода к материнству/ отцовству.
Решение жизненных проблем
Сформированность внутреннего локуса контроля, особенности выхода из сложных жизненных ситуаций
Аффилиация, потребность в достижении успехов.
Опросник аффилиации; Опросник для оценки потребности достижения успехов.
Профпригодность выбранной профессии, учет индивидуально-личностных особенностей при выборе профессии,
удовлетворенность выбранной профессии,
сформированность навыков деловых переговоров, путей поиска работы,
владение информацией по периоду адаптации к работе.
Умение вступать в контакт, решать конфликтные ситуации,
позитивная коммуникативная установка, эмпатия
Личностно-ориентированный блок.
Личностно-ориентированный блок включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление внутриличностных психологических проблем, а также на развитие личности, ее нравственной и ценностно-ориентированной составляющей.
Реализуется в двух основных формах работы: групповой (тренинги, круглые столы, просмотры и обсуждения фильмов и т.д.) и индивидуальной (консультирование).
Коммуникативный блок.
Цель: повышение эффективности взаимодействия воспитанников и выпускников с социальными партнерами, учреждениями.
Оказывать помощь в освоении коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии.
Отрабатывать навыки общения.
Развивать навыки активного слушания.
Отрабатывать техники снижения эмоционального напряжения в общении.
Обучать формам поведения и поиску конструктивных путей решения в конфликтных ситуациях.
Развивать способности к эмпатии.
Формы реализации данного блока: тренинг коммуникативной компетентности, дискуссия, практикум, круглый стол. Темой дискуссии, практикума, круглого стола может служить любая актуальная, для воспитанников и выпускников, тема.
Семейно-ценностный блок.
Цель: развитие навыков построения семейных отношений.
Развивать потребности в интимно-личностых отношениях.
Способствовать процессу осознания выпускниками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.
Предоставлять психологическую информацию о воспитании детей.
Формы реализации: тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, просмотр психологических фильмов, практикумы, индивидуальные консультации, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.
Блок профессиональной успешности.
Цель: оказание помощи в развитии профессионально успешной личности.
Расширять представления о мире профессий, продолжить дальнейшее обучение методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации.
Продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Оказывать помощь выпускникам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
Обучать методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании.
Мотивировать к получению образования, самообразованию.
Формы реализации: тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры, профориентационные консультации и другие.
Социально-правовая помощь.
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Ведь перед выпускником остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться.
Реализация данного направления проекта помогает решению широкого спектра жизненных и личностных проблем учащихся и выпускников школы-интерната, оказывает поддержку и помощь в различных жизненных ситуациях и способствует становлению самостоятельности выпускников.
С целью отражения в работе максимально возможного количества возникающих затруднений у выпускников данное направление проекта было разделено на 3 блока.
Профориентация. Получение образования. Устройство на работу.
Организация рациональных потребностей человека. Помощь в получении и обустройстве жилья.
Изучение документов, которые необходимы выпускнику.
Профессиональная и трудовая ориентация.
Цель: социально-правовая помощь в профессиональном определении, трудоустройстве, решении профессиональных проблем.
Оказывать помощь в индивидуальном выборе профессионального учебного заведения и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение.
Консультировать выпускников по вопросам трудового законодательства.
Оказывать помощь при устройстве на работу.
Формы работы: индивидуальные консультации, информационно-практические занятия, отслеживание успехов в обучении и трудовой деятельности.
Социально-бытовая ориентация.
Цель: формирование позитивной социально-бытовой ориентации выпускников, защита материальных, жилищных и социальных прав.
Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни; научить взаимодействовать с жилищными организациями.
Оказывать помощь в получении жилья, оформлении соответствующих документов, его обустройстве, решении социально-бытовых проблем, обучении самостоятельному решению данных проблем.
Правовая ориентация.
Цель: повышение правовой компетенции воспитанников и выпускников детского дома, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.
Осуществлять контроль соблюдения социальных прав выпускников детского дома.
Обеспечивать защиту прав выпускников.
Оказывать помощь в обеспечении льготами, предусмотренными в Российской Федерации.
Медицинская помощь.
Медицинское сопровождение воспитанников и выпускников детского дома одно из необходимых направлений деятельности в рамках проекта. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья.
Батаршев А.В.: Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.
Глэддинг С. Психологическое консультирование. / СПб.: Питер, 2002.
Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.
Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.
Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. / Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – (Справочник).
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.
Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. /СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. - 528 с.
Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004
Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.
Читайте также: