Расскажите как теоретически был продуман героем его практический шаг преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

. Расскажите, как теоретически был продуман героем его практиче­ский шаг?

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную Власть над судьбами людей.

  1. Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?
  2. В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?
    Домашнее задание:
  • ч.1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);
  • ч. 2, гл. 5 (1-ая встреча Лужина с Раскольниковым)
  • ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)
  • ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках).

Цель: выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой признался в убийстве.

I. Вступительное слово учителя.

- Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли Раскольников в преступлении?

- Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем при первой встрече.

- Проследим эту борьбу по тексту романа. Какие ощущения возникли
у Раскольникова в первый день после убийства? (ч. 2, гл. 1-2)

(Раскольников испытывает чувство разъединенности с людьми, отчуждения от них. Раскольников убежден, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено).

- Расскажите о встрече Родиона Раскольникова с родными (ч. 3, гл. 3).
Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с
матерью и сестрой? Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре.

(С помощью ремарок чувствуем за словами Раскольникова его душевное состояние, которое противоречит его словам. Герой волнуется, испытывает раздражение, досаду, смущение, слово вдруг передает быструю смену чувств и мыслей Раскольникова. Видим его раздвоенность, противоборство в душе. Раз­говор с родными для Раскольникова - пытка, он убеждается, что после совер­шенного им убийства искренние отношения с родными невозможны, так идет разрыв Раскольникова с матерью и сестрой.)

(Итак, Раскольников не выдерживает разъединения с людьми и признает­ся в преступлении. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное на­казание для человека - одиночество, человек может быть счастлив только с людьми. Волчьи законы общества, порождающие индивидуалистические идеи и теории, противны природе человека и человечности).

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы. Карточка №1.

  1. Опираясь на приведенные выше высказывания, объясните развитие
    действий в этих трех сценах, раскройте мотивы поведения преступника и следователя Какова роль этих сцен в романе?

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Эпиграф к уроку:

Обрести Христа - значит обрести собственную душу

  • Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделать вывод, в
    чем вы видите причину бедственного положения Мармеладовых их окру.
    /Кения (ч. 1, гл. 2).
  • Историк) жизни Сони Мармеладовой узнаем вместе с Р. Раскольниковым. Опишите с цену первого визита Раскольникова к Соне (цель по­сещения; ч. 4, гл. 4). Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине
    Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье - последние 30 копеек, а какова
    была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Дос­тоевского?

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспри­нимают эти герои?

(Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвова­ния. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор. Это один из путей, по мнению Достоевского решения проблемы обновления мира.)

- Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?

(Когда речь зашла о принципах жизни Сони - ее вера в бога - перед нами не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная, уверенная. Достоев­ский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохра­нить чистую душу, только вера в. бога дает ей силы. Раскольников живет разу­мом, Соня руководствуется сердцем и религиозной верой.)

- Итак, что главное в поведении Сони?

- Как это произошло?

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает,
что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том,
что сможет реализовать ее.
Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело:
“Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.
Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более
ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”.
Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек,
потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился
со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну
её практического осуществления.
Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать
не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории;
они обладают способностью воспламенять душу человека,
порабощать его сознание и волю.
Раскольниковым теоретически был продуман каждый его
практический шаг.
Были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры
старухи. Была сделана "проба", во время которой герой запомнил
расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги.
Все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его
к мысли: он прав, отступать нельзя.
Но Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают
посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях
квартиры старухи-процентщицы ("он чуть не вытащил её, вместе
с дверью, на лестницу").
Стихийность и в самом убийстве ("расстегнул пальто и высвободил
топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось,
как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова
как бы закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками,
едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом"
Состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны.
Само действие убийства человеком человека уже
противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил
ошибку.
На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти.
Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается
в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится
с ключами, забыв о наблюдениях на пробе.
Старуха убита.
Вроде всё, что хотел герой, сделано.
Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных
существ, ради которого герой допускал "кровь по совести".
Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается
не в благодетеля, а во врага слабых людей.
Получается, что Раскольников ударил топором
не только по старухе-процентщице, но и по своей теории:
он неожиданно убивает и Лизавету - ту самую “униженную и
оскорбленную”, ради которой, как он пытается внушить себе,
и был поднят топор.
С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками
совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит
его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу,
к которой он так стремился.
Ощущение превосходства над всеми так и не приводит к желаемому.
Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать
болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к
самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще
раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым
чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в
момент преступления глубоко потряс его.

Умышленное убийство.
Заранее приготовил куклу для бабки и топор спи3ил.
Сестру завалил в состоянии аффекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.

3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания главного героя.

- формировать умение анализировать эпизод текста, делать выводы и обобщения на основе текста;

- формировать умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские

темы, подтверждая суждения текстом.

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;

- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;

Тип урока: урок с элементами дискуссии

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I Организационный момент

II Основная часть урока

Причины преступления героя

Вступительное слово учителя.

Как известно, действие в романе происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. Нельзя остаться равнодушными к страданиям этих людей.

1) Словарная работа

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастием, горем.

Страдание – физическая или нравственная боль, мучение

- Есть ли в романе герои, кому вы сострадаете? Почему?

Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве:

- Сенная и Канава,

- убогие, темные комнаты,

- черные лестницы, облитые помоями.

- Каким видел Петербург Раскольников?

Смрадные распивочные, озабоченный люд, оборванные пьяные рождали в Раскольникове чувство омерзения. Но он видел Острова, где не было духоты на зеленых балконах изукрашенных дач которого сидели разряженные женщины, среди цветов играли дети. Вид такого Петербурга вызывал раздражение. В целом - это был один мир, разделенный пропастью. Раскольников был развит и образован, он все чаще задумывался, почему ему суждено жить не на Островах, а задыхаться в тисках бедности. Свои мысли по этому поводу он даже изложил в своей студенческой статье.

– Раскольников, кто он?

Раскольников - обедневший дворянин, разночинец, не имеющий капиталов. Приехал в Петербург учиться, чтобы получить образование и добиться положения в обществе. Учиться ему приходилось на медные деньги, поступающие из нищенской вдовьей пенсии. Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента.

Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.

- Какие черты характера этого героя вы можете назвать?

Чуткость, отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире.(он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню)

- Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?

2. Формулировка темы и цели урока

Исходя из того, о чем мы уже говорили, попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству.

1. Слово учителя. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления. Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.

Внешние — идеи, витающие в воздухе:

1.Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

2.Идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);

3.Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;

4.судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:

1. Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

2. Характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, за идеи - убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.

2. Работа с эпизодом. Вторая встреча Раскольникова с Соней раскрывает мотивы преступления.

Пересказ эпизода. Проанализируем данный эпизод.

Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т.к. герой и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит:

Следовательно, бедность – не ведущая причина

Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Суть теории Раскольникова.

- Какова суть теории Раскольникова?

Раскольников излагает ее Порфирию: ". люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".

Предположительно, Раскольников печется о человеческом счастье:

". если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан. устранить этих десять или сто человек."

Он решил взять управление миром в свои руки и использовать закон по своему усмотрению: ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", ". мне надо было узнать. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею. "

- В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова?

Уголовная по своей сути, она была продиктована жалостью к людям. Но, отказавшись от наполеоновских злых целей, Раскольников принял его злые средства. Исключительность идеи Раскольникова лучше других уловил Разумихин: "В этом, стало быть, главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это. это, по-моему, страшнее, чем бы специальное разрешение кровь проливать. "

- Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни?

Герой понимает, что плоды социального неравенства заметны не им одним. В мире существует не только рабство, но и добровольное подчинение слабых сильным. Он не осуждает людей-жертв, наоборот, кто презирает "затертых в ветошку", тот еще больший подлец. Заглушить в себе жалость к людям - стать таким, как Лужин. Если человек не подлец, надо не терпеть, не закрывать на все глаза, а действовать.

"Я не такой человек, - говорит Раскольников, - чтобы дозволить мерзавцу губить беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться."

Если для того, чтобы вступиться, нужно переступить через традиции, через нормы, - необходимо переступить.

(ч.1 гл.6) Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.

- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Героя мучают сомнения. Нет сосредоточенности. Сплошные противоречия.

Если рассмотреть развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния, то можно с уверенностью сказать, что она отвратительна, страшна, бесчеловечна.

- Опираясь на прочитанные эпизоды, заполните таблицу:

Развитие идеи

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

- В чем злободневность романа?

Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную властьнад судьбами людей. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

III Выставление оценок

IV Домашнее задание

1. Пересказ эпизодов о Лужине:

2. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым

3. Ответить на вопрос : в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.

Социальные причины преступления Раскольникова намного сильнее повлияли на героя, чем философские. Ведь под влиянием условий его жизни и сформировалась его философия.

Родион Раскольников — бывший студент, который не мог продолжить учебу, так как не имел возможности оплачивать обучение. Герой живет очень бедно. Он арендует маленькую комнату, которая похожа чем-то на гроб. Герой не всегда имеет материальную возможность оплачивать каждый месяц хозяйке жилье, поэтому она злится на Раскольникова. Настасья, служанка в доме, жалеет Раскольникова, поэтому часто приносит ему пищу, даже если хозяйка запрещает.

Раскольников не только сам страдает от нищеты. На такую жизнь обречены и его мать, и сестра. Раскольников не имеет постоянного места работы. Он перебивается с заказов, которые берет у своего друга Разумихина. Он, как и многие студенты, пользуется услугами старуха-процентщицы, закладывая различные ценности на определенный срок.

Эта печальная обстановка, в которой находится герой, и побуждает его размышлять о бедности и богатстве, а также вытекающих из этих явлений качеств. Персонаж был поражен несправедливостью этого мира, распределением благ и богатства, ресурсов. Он не понимал, почему должен жить в такой обстановке.

Герой написал статью о людях, которые делятся на обычных и обыкновенных. Согласно этой теории, общество делилось на выдающихся людей и на обыкновенных. Первые люди осуществляли государственные перевороты, вершили правосудие, устраивали революции и реформы, а вторые люди были лишь материалом для первых людей.

Раскольников использовал свою теорию для собственного успокоения. Он считал себя человеком необычайным. Эта мысль успокаивала его, давала ему стимул жить и двигаться дальше. Родион Раскольников решил, что если он человек необычайный, то может сам решить проблемы своей нищеты.

Выбор героя лег на старуху-процентщицу, которая была для него исчадием ада. Он совершил убийство, которое стоило ему многого.

Поступок Родиона Раскольникова был вызван условиями его жизни и философии, которая сформировалась у героя под влиянием социальной обстановки.

Теория Раскольникова — социальные и философские истоки теории и ее смысл


Сочинение по литературе: “Социальные и философские истоки бунта Р. Раскольникова”


Сочинение о герое Раскольникове

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин — преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

В чем заключается теория Раскольникова?

Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества. Многие люди считают себя выше других, нарушая законы и делая все, что вздумается. В пример можно привести мажоров.

Изначально главный герой произведения воспринимал собственную теорию, как шутку, но чем больше он об этом думал, тем реальнее казались предположения. В результате он всех людей вокруг себя делил на категории и оценивал только согласно своим критериям. Психологи уже доказали, что человек может сам себя убедить в разных вещах, думая о них регулярно. Теория Раскольников является проявлением крайнего индивидуализма.

Причины создания теории Раскольникова

Не только любители литературы, но и специалисты в разных сферах тщательно изучали произведение Достоевского, чтобы выделить социальные и философские истоки теории Раскольникова.

  1. К нравственным причинам, побудившим героя пойти на преступление, можно отнести желание понять, к какой категории людей он относится и боль за униженных бедняков.
  2. Есть и другие причины возникновения теории Раскольникова: крайняя степень нищеты, понятия жизненной несправедливости и потеря собственных ориентиров.

Социальные и философские основы бунта Раскольникова кратко

Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:

  • Пролитие крови второй категорией правителей – благодетель. Родион приравнивает себя к Наполеону;
  • Герой бунтует в борьбе с мучениями, лишениями, выпавшими на его долю;
  • Писатель выделяет чрезмерную гордыню молодого человека. Он восстает против принятых норм человечества, позволяющих отличать зло от добра;
  • Просматривается стремление к власти главного героя. Он уверен, что определенные люди должны его боготворить, подчиняться.

Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.

Смотри также: Почему теория Раскольникова потерпела крах: суть теории и причины краха

Плюсы и минусы теории Раскольникова

Сначала может показаться, что каких-либо положительных сторон у идеи разделения общества, нет, но если отмести все плохие последствия, то плюс все же найдется – стремление человека быть счастливым. Теория Раскольникова о праве сильной личности показывает, что многие стремятся к лучшей жизни и являются двигателем прогресса. Что касается минусов, то их больше, и они имеют значение для людей, разделяющих представления главного героя романа.


Что помешало Раскольникову жить по его теории?

Факты, подтверждающие теорию Раскольникова

Теория Раскольникова и ее крах

В произведении не только появляется, но и полностью опровергается странная теория. Чтобы изменить свое решение, Родиону приходится пережить много душевных и физических терзаний. Теория Раскольникова и ее крушение происходит после того, как он видит сон, где люди уничтожают друг друга и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. В итоге он понимает, что все, независимо от своего положения, заслуживают на то, чтобы стать счастливыми.

Выясняя, как опровергается теория Раскольникова, стоит привести в пример одну простую истину – счастье нельзя построить на преступлении. Насилие, даже при возможности оправдать его какими-либо высокими идеалами, является злом. Сам герой признается, что он убил не старуху, а уничтожил самого себя. Крах теории Раскольникова был виден еще в самом начале ее предложения, поскольку проявление бесчеловечности оправдать не получится.

Во всем этом есть еще один аспект. В периоды экономических потрясений интересы большинства людей замыкаются на добывании денег, чтобы жить. На развитие духовности не остается ни сил, ни времени — семью бы прокормить. В результате нравственные принципы постепенно изглаживаются из сознания, стирается грань между добром и злом, растет преступность.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Живет ли сегодня теория Раскольникова?

Урок литературы по теме

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Цель:

I. Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя.

Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах.

(«Последний же день, так нечаянно наступавший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать (ч. 1, гл. 6).)

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой.

Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления.

Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

— Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

— Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось все бросить и уйти.

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.

II. Закрепление.

Ответить письменно на вопросы:

— Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

— В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?

Домашнее задание.

1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине:

ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым)

ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки).

2 ряд: Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

ч. 4, гл. 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым); Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать из романа);

3 ряд: Ответить на вопрос: в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределенность, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Карточка № 2

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор. Победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

I. Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

Преступление Раскольникова

I. Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

(«Последний же день, так нечаянно наступавший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать (ч. 1, гл. 6).)

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

— Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

— Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.

II. Закрепление.

Ответить письменно на вопросы:

— Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

— В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?

Домашнее задание.

1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине:

ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым)

ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки).

2 ряд: Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

ч. 4, гл. 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым); Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать из романа);

3 ряд: Ответить на вопрос: в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределенность, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Карточка № 2

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор. Победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

2. В каких сценах особенно?

3. Дайте свой комментарий к одной из таких сцен.

Карточка № 3

Можно ли сказать, что уже в первой части романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чем оно заключается?

Карточка № 4

1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?

2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удается ли это герою?

Карточка № 5

2. На что еще был готов Раскольников?

Карточка № 6

2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

Информация для учителя 1

Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу — с кем же? — с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания — что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.

Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна.

Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой — высоким идеалам, способным к самопожертвованию, до великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым — настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.

Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого и желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой дели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Еще одна излюбленная идея заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних — только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям — неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы.

Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь.

Читайте также: