Почему евгений онегин не смог создать духовный мир найти свой идеал кратко

Обновлено: 07.07.2024

Главный герой – молодой юноша. Автор с начала повествования прохладно, с долькой некоего цинизма высказывается о Евгении. Онегин имеет достаточно денег, потому мог бы во всю заниматься своим образованием и саморазвитием, но на начальном этапе выбрав ошибочные жизненные ориентиры, ведет праздную и разгульную жизнь.

Несмотря на то, что Пушкин нелестно высказывается о главном герое своего произведения, он наделяет его разнообразными качествами, отчего Онегин предстает перед читателем в роли живого человека. Благодаря таланту писателя, наблюдать из нашего читательского мира за духовными исканиями героя становится интересно.

Основные направления поиска душевного равновесия Евгения базируются на восприятии внешнего мира и налаживании отношений с другими героями, в частности с Ленским, Ольгой, Татьяной.

Герой постоянно проводит параллель между собой и героями романов Смита. Онегин – эдакий щегол, циничный мальчик, которому никто не нужен. Пушкин пишет, что он имеет знания, но весьма поверхностные. Литературу и историю он изучал, кое-как и лишь для того, чтобы блеснуть в светском обществе односторонними познаниями.

Неуважительное отношение к окружающим людям и тем, кто любит Онегина приводит к тому, что в конечном итоге оказывается один: без друга, без любимой девушки, без успеха. А когда спохватился, то уже поздно. Татьяна любила Онегина, но тот не ответил девушке взаимностью, зато оказывал знаки внимания ее сестре-хохотушке Ольге, чем самым разрушил отношения со своим другом Ленским. Онегин обрек себя на одиночество собственноручно. И потом, когда Евгений, несколько лет попутешествовав по России понимает, что, возможно, любит Татьяну, то та отказывает ему и справедливо: она уже генеральская жена.

Пример духовных исканий Онегина может послужить внимательному читателю уроком, как не надо вести себя по жизни, дабы потом не захлебываться в отчаянии и луже разочарования. А в жизни очень часто так случается и у нас. Какое-то время мы не понимаем, что счастье рядом, вот здесь. Мы часто не ценим заботу любимых, друзей, просто принимая это как нечто естественное и само собой разумеющееся, а потом страдаем, как Онегин.

2 вариант

Произведение начинается с того, как автор Александр Сергеевич Пушкин, начинает описывать главного персонажа произведения, Евгения Онегина. Описание персонажа, начинается с его восемнадцатилетнего возраста. Казалось бы, в данном возрасте, молодой человек должен начинать испытывать, новые, незнакомые ему чувства, первую любовь, дружбу, совершенно новые ощущения. Однако этого нельзя сказать о главном персонаже, у него совершенно отсутствует желание испытывать новые, ни с чем несравнимые чувства. Его сердце, слишком рано охладело к новым эмоциям.

Далее происходит событие которое, меняет всю жизнь Евгения, приехав в деревню, главный герой, отправляется в гости в дом Лариных. Там он знакомится с одной девушкой, которую зовут Татьяна Ларина. Разумеется, данная встреча не могла, не отразиться на жизни молодой и ещё не знавшей любви девушке. Татьяна является романтичной и чистой девушкой, она любительница книг, особенно она любит романы.

Когда приходит момент, Татьяна не задумывалась признаться в своих чувствах Евгению, делает она это очень романтично, в любовном письме. Казалось бы, Евгений поступил очень благородно, он не стал обнадеживать девушку и откровенно признался ей, что не испытывает никаких чувств и ее персоне. А Татьяна же, остаётся одна, страдать от своих чувств к нему.

Духовные искания Евгения Онегина

Духовные искания Евгения Онегина

Популярные сочинения

Великий роман поднимает темы морали и нравственности. Произведение знакомит читателя с прекрасными и страшными людьми. Одни думают о том, как сделать мир лучше и помочь окружающим

Каждый человек общается с другими людьми. Не важно, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка. Но далеко не все люди знают, какую силу имеют слова. Они могут обидеть или поддержать, рассмешить или заставить плакать

Евгений Онегин пресыщен жизненными утехами. И здесь, в глуши, он ищет лишь покой. Евгений избегает знакомств, общества. Он пренебрегает местными помещиками: что у них может быть общего?

Онегин прекрасно разбирается в людях. Он видит всю их подноготную, хорошо понимает их недалекие замыслы. Все они для него, словно давно прочитанные, неинтересные книги.

Лишь два человека вызывают у него некоторый интерес. Первый человек - Владимир Ленский, стал ему другом. Нет, это не та дружба, объединенная чистыми, душевными помыслами, а дружба, о которой Пушкин пишет:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья
.

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Так что же, бездушный, циничный Онегин способен на великодушие? А ведь Евгений перед дуэлью задумался и о судьбе Владимира. Онегин сомневается в своих действиях, прекрасно понимает всю бессмысленность происходящего, но ничего не делает для предотвращения этого поединка.

Да, в нем есть и ум, и чувство жизни, и благородство, но все эти качества теряются в бездонной пропасти равнодушия. Гибнет на дуэли Ленский, разрушена вера Татьяны в людей, в их честность и порядочность.

Я считаю, что из-за своего безразличие Онегин потерял людей, которых послал ему сам Бог. Возможно, именно они смогли бы наполнить его пустое, праздное существование и превратить его в счастливую жизнь. Он потерял верных друзей. А это бесценный дар! Нельзя им пренебрегать, ведь, однажды потеряв его, ты не сможешь вернуть снова.

Александр Пушкин показал, как может сложиться судьба умного, но не способного применить свои таланты человека. Надо научиться видеть главное в жизни, чтобы не распыляться на ненужности, и самому не превратиться в умную ненужность.

В своем романе Пушкин Александр Сергеевич затрагивает важные аспекты человеческой жизни. Автор рассматривает в романе:

  • тему любви;
  • тему чести и долга;
  • тему счастья.


Молодой Онегин, который пользуется популярностью у дам, приезжает в деревню. Но и здесь ничего ему не мило. Знакомство с Татьяной Лариной не вызывает у него никаких чувств. У Татьяны, напротив, сразу возникает любовь. Воспитанная на романах, ее сразу привлекает внешний образ молодого Онегина, который так похож на героя романа. Тихая, спокойная жизнь Татьяны приобретает новые краски, она впервые испытывает это сильное чувство. Искренняя, чистая девушка, решает не медлить и сообщает Евгению о своих чувствах письмом. Это нежное признание не нашло отклика в душе главного героя романа.

Почему Онегин не стал счастливым

На протяжении всего романа автор сопровождает своих героев. Пушкин показывает, как Онегин был не зрел духовно. Ни в чем он не мог и не хотел найти счастья. Онегин был равнодушен и к театру, и балы не приносили удовольствия. Ни городская шумная и яркая жизнь не сделала его счастливым, ни сельский покой не принес радость.

Онегин несчастен, оттого что не способен испытывать искренние чувства, от всего вокруг он испытывает скуку и равнодушие. Автор пытается помочь своему герою и сталкивает его с Татьяной Лариной и Ленским. Эта дружба стоила Ленскому жизни, потому что чувство обиды и злости взяли верх над Онегиным, и на дуэли он убивает друга. Дуэль оставила в душе Онегина большой след, он испытывал угрызения совести. Второй глубокий след в душе Онегина оставила встреча с Татьяной, произошедшая в Петербурге. Повстречав ту самую деревенскую девочку, полюбившую когда-то его, Евгений Онегин был поражен как она изменилась. В этой ситуации Онегин снова руководствуется только своими желаниями, его не останавливает, что Татьяна замужем. На его признание Татьяна говорит, что также любит Онегина, но быть вместе они не могут, так как она замужем. Татьяна смогла разбудить в его душе чувства, но это случилось слишком поздно. Не сумев сразу разглядеть своего счастья, Онегин остался один.

На первый взгляд, Евгений Онегин предстает перед нами как воспитанный и образованный молодой человек, который просто не может не нравится девушкам. Однако в конце романа в стихах Пушкин оставляет героя одиноким и несчастным. Почему? Я думаю, что дело в эгоизме Онегина и его неспособности оценить истинное чувство. Легкомысленно отвергнув первую любовь Татьяны, герой возвращается к привычной светской жизни с ее забавами, однако настоящего счастья там не находит. И только спустя несколько лет Евгений осознает свою ошибку, но, увы, слишком поздно.

содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.

"Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь".
Б.Пастернак

1942 год, блокадный Ленинград, голодные мальчишки одного из ленинградских дворов. Где-то в соседнем дворе жил известный и опытный вор-карманник, который любил иногда подразнить голодных мальчишек хлебом.

Однажды он пришел с книгой и устроил аукцион:

Он увидел на страницах книги отпечатки грязных, липких пальцев. И тогда началась борьба, которая становилась войной с сытым обнаглевшим цинизмом. Не только за себя, за голодных ребят, но и за Пушкина, которого в детстве вслух читал ему отец, хотелось отомстить мальчишке, взбудораженному до глубины души голодом, тревогой и высшим светом духовности, который подарил ему Пушкин.

Уже в 12 лет, еще не познав и не изучив романа, Евгений Николаевич Ильин по воле судьбы выучил его наизусть. Такой благодарной аудитории, какая собралась во дворе того блокадного дома, он больше не знал, потому что Пушкин и хлеб, Пушкин и жизнь были словами-синонимами.

Вопрос : Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Найдите в учебнике выражения, цитаты о счастье. Выпишите те, которые близки вам.

Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.

3.Социоконструкция ( работа в группах)

Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.

1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

  1. Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)
  2. Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)
  3. Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)
  4. Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?
  5. К какому выводу вы пришли?

2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

  1. Как проходил день столичного денди?
  2. Каковы увлечения Евгения Онегина?
  3. Сумел ли он найти полезное дело?
  4. В какой науке преуспел Евгений Онегин?
  5. Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)

4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)

Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.

Выводы, к которым пришли учащиеся:

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.

На прошлом уроке вам было дано задание: подготовить

выразительное чтение по ролям ключевых фрагментов произведения.

Прослушаем несколько работ.

После каждого чтения обязательные вопросы:

-Почему выбран этот фрагмент?

-Что он объясняет?

-Как характеризует героев?

Ответы на вопросы.

2.Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

3.Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)

4.Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?

Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:

Сегодня на уроке я понял, что…

Сегодня на уроке я пришел к выводу, что

Сегодня на уроке меня удивило…

Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)

(время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)

Читайте также: