Расскажите как изображался в византийской иконописи иисус христос кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым." — Транскрипт:

1 Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым лицом, тёмно- русыми волосами, небольшой бородой Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым лицом, тёмно- русыми волосами, небольшой бородой

2 Иконы Спасителя Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам: Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам: 1. Спас Нерукотворный 1. Спас Нерукотворный 2. Спас Вседержитель (Пантократор) 2. Спас Вседержитель (Пантократор) 3. Спас на престоле 3. Спас на престоле 4. Спас в силах 4. Спас в силах 5. Спас Эммануил 5. Спас Эммануил 6. Спас Благое Молчание 6. Спас Благое Молчание

3 Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

4 Спас Вседержитель Спас Вседержитель (Пантократор) это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Спас Вседержитель (Пантократор) это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон.

5 Спас Вседержитель с апостолами конец 14 века Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

6 Спас на престоле Спас на престоле эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того знак царственной славы Спасителя. Спас на престоле эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того знак царственной славы Спасителя.

7 Спас в Силах Новгород 15 век Спас в силах центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал мир духовный. В синем овале изображены ангелы силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала красный ромб (символ мира невидимого). Спас в силах центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал мир духовный. В синем овале изображены ангелы силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала красный ромб (символ мира невидимого). С п а с Э м м а н у и л о б р а з

8 Спас Эммануил Спас Эммануил образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок- Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко. Спас Эммануил образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок- Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

9 Спас Благое Молчание Спас Благое Молчание еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения, Ангела Великого Совета. еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а - "Спас в силах" таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения, Ангела Великого Совета. Спас Благое Молчание еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения, Ангела Великого Совета. еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а - "Спас в силах" таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

10 Спас Недреманное око Спас Недреманное Око – одна из ипостасей Спаса, символическое изображение Успения Христа. На одре лежит отрок Христос, к нему приближается Богоматерь и ангел с рипидой, другой ангел, летящий, держит в руках орудия Страстей – крест и копье. Идея состоит в том, что Недреманное Око Спаса провидит в будущем свою искупительную жертву. Спас Недреманное Око – одна из ипостасей Спаса, символическое изображение Успения Христа. На одре лежит отрок Христос, к нему приближается Богоматерь и ангел с рипидой, другой ангел, летящий, держит в руках орудия Страстей – крест и копье. Идея состоит в том, что Недреманное Око Спаса провидит в будущем свою искупительную жертву.

11 Спас Недреманное око середина 19 века Москва Тема возникла на основе текстов пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Очень наглядно и поэтично передается диалог между Богоматерью и Христом. В руке у Богоматери длинный свиток с молитвой. Изображение Богоматери и Христа с хартиями, где запечатлен из диалог, восходит к византийским образцам 12 века. Иконографический тип Богоматери определяется здесь как Богоматерь Заступница, изображавшаяся со свитком в руках. В русских памятниках этот тип известен с 12 века. Тема возникла на основе текстов пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Очень наглядно и поэтично передается диалог между Богоматерью и Христом. В руке у Богоматери длинный свиток с молитвой. Изображение Богоматери и Христа с хартиями, где запечатлен из диалог, восходит к византийским образцам 12 века. Иконографический тип Богоматери определяется здесь как Богоматерь Заступница, изображавшаяся со свитком в руках. В русских памятниках этот тип известен с 12 века.

13 Христос в Славе середина 18 века Москва

14 Спаситель и Небесные Силы конец 18 века Москва

16 Величественный образ Русские иконописцы, изображая Сына Божия в его человеческом облике, пытались воссоздать его духовную сущность, отобразить его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от него веет покоем, он призывает к кроткому послушанию и вере. Русские иконописцы, изображая Сына Божия в его человеческом облике, пытались воссоздать его духовную сущность, отобразить его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от него веет покоем, он призывает к кроткому послушанию и вере.

Почитание икон – важный аспект христианства. Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.

Иконография в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. В иконографии выделяют: Иконография Богородицы, Иконография Иисуса Христа, .

Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. Типы реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.

2. гиматий - верхняя одежда


Нерукотворный Спас

Как следует из названия,Нерукотворный образ Иисуса Христабыл создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением.Изображение лика (лица)может быть различным. Лик Господа либо вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.


Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы. От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.


Спас Пантократор (Вседержитель)


Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека.

Спас на Престоле


Спас в Силах




Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.


Спас Эммануил

Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий – например, Соловецкая святыня XVI ст.


Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

2. В работе над практическим заданием обучающийся должен назвать произведение, его автора и описание картины;


Художник утверждает, что гулял с друзьями вдоль Осло-фьорда, когда внезапно небо окрасилось кровью и он услышал крик природы. А затем его охватил ужас и беспредельная тоска.

Само полотно на редкость лаконично. Большую его часть занимает кроваво-красное небо и темно-синие воды Фьорда. Но это не обычный закат над морем. Пространство сломалось и искривилось, небо с водой закрутились в безумном вихре, подчиняя себе все сущее. Единственная прямая линия здесь – мост, на котором стоят человеческие фигуры. Две из них ушли вперед, они не видят безумного танца природы, не слышат крик. Зато главный герой находится в самом его водовороте. Он почти утратил человеческий облик. Его лицо напоминает нечто между мумией и эмбрионом. Рот раскрыт – возможно, он сам издает тот крик, который его так пугает. При этом, существо панически зажимает уши руками, пытаясь спрятаться от себя самого.

Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.

Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета - красный и синий, а также смешение двух этих цветов - и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.

Зритель решает для себя вопрос: что же первично в работе - крик или деформация. Что в основе работы? Пожалуй, отчаяние и ужас проявившиеся в крике и породили деформацию вокруг, отзываясь на эмоции человека, природа реагирует подобным образом. В деформации можно также усмотреть "крик".

Исторические сведения о картине

Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости "Крика". Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

БИЛЕТ № 5

Иконография Иисуса Христа

Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий

Почитание икон – важный аспект христианства. Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.

Иконография в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. В иконографии выделяют: Иконография Богородицы, Иконография Иисуса Христа, .

Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. Типы реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.

2. гиматий - верхняя одежда


Нерукотворный Спас

Как следует из названия,Нерукотворный образ Иисуса Христабыл создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением.Изображение лика (лица)может быть различным. Лик Господа либо вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.


Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы. От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.


Спас Пантократор (Вседержитель)


Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека.

Спас на Престоле


Спас в Силах

Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.


Спас Эммануил

Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий – например, Соловецкая святыня XVI ст.


Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

2. В работе над практическим заданием обучающийся должен назвать произведение, его автора и описание картины;


Художник утверждает, что гулял с друзьями вдоль Осло-фьорда, когда внезапно небо окрасилось кровью и он услышал крик природы. А затем его охватил ужас и беспредельная тоска.

Само полотно на редкость лаконично. Большую его часть занимает кроваво-красное небо и темно-синие воды Фьорда. Но это не обычный закат над морем. Пространство сломалось и искривилось, небо с водой закрутились в безумном вихре, подчиняя себе все сущее. Единственная прямая линия здесь – мост, на котором стоят человеческие фигуры. Две из них ушли вперед, они не видят безумного танца природы, не слышат крик. Зато главный герой находится в самом его водовороте. Он почти утратил человеческий облик. Его лицо напоминает нечто между мумией и эмбрионом. Рот раскрыт – возможно, он сам издает тот крик, который его так пугает. При этом, существо панически зажимает уши руками, пытаясь спрятаться от себя самого.

Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.

Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета - красный и синий, а также смешение двух этих цветов - и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.

Зритель решает для себя вопрос: что же первично в работе - крик или деформация. Что в основе работы? Пожалуй, отчаяние и ужас проявившиеся в крике и породили деформацию вокруг, отзываясь на эмоции человека, природа реагирует подобным образом. В деформации можно также усмотреть "крик".

Исторические сведения о картине

Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости "Крика". Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.


Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

MAF63401 неркотворный образ.JPG

Согласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

Пантократор

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

PIA_353721.jpg
Христос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

Спас Эммануил

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.


Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Икона Иисуса Христа в терновом венце

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Икона Иисус Христос

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы Бога Иисуса Христа

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Названия икон Иисуса Христа

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

Иконография Иисуса Христа

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

Описание иконы Иисуса Христа

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Католические иконы Иисуса Христа

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

Читайте также: