Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого педагогическая проблема

Обновлено: 04.07.2024

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания школьни-ков…………………………………………………………………………… 6

1.1. Формирование и становление трудовой деятельности, ее роль в разви-тии младших школьников…………………………………………………. 6
1.2. Сущностные характеристики трудового воспитания…………………… 15


2. Прикладные аспекты осуществления трудового воспитания младших школьников…………………………………………………………………. 20

2.1. Методологические принципы трудового воспитания учащихся………. 20
2.2. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника…………………………………………………………………… 23

Актуальность исследования. Трудовое воспитание учащихся общеобра-зовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к ок-ружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал[1],[9],[12],[13] и др.

Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благо-приятный период для воспитательных воздействий, формирования необхо-димых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И здесь на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окру-жающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловаж-ным компонентом в их воспитании.

Однако необходимо отметить, что исследования в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авто-ров.

Так, например, А.С. Макаренко [9] указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.

А.Н. Белоус [1]исследовал то, как младшие школьники определяют со-держание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И. Логиновой, О.И. Соловьева, В.И. Глотова и др.
Я.З. Неверович [11] занималась проблемой формирования у детей поло-жительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выде-лены основные этапы формирования такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский [2] исследовал и вы-делил специфические черты труда детей. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и развития трудовых мотивов ре-бенка.

И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль в решении проблем трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные социокультурные и экономические особенности нашего общества, переход нашего государства к рыночной экономике, прин-ципам демократии.

Таким образом, существуют противоречия между объективной потреб-ностью общества в трудовой подготовке младших школьников в изменив-шемся социуме и реальными возможностями ее осуществления в деятельно-сти современной общеобразовательной школы, а также между социально и научно обоснованной потребностью системы образования в учителях на-чальных классов, готовых осуществлять трудовое воспитание младших школьников на уровне современных требований, и недостаточной теоретиче-ской разработанностью исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке.
С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследо-вания : каковы психолого-педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной шко-ле?
Решение данной проблемы составило цель исследования.


Цель исследования: определить психолого-педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущностные характеристики трудо-вого воспитания;
б) показать специфику трудового воспитания детей младшего школьного возраста;
в) выяснить роль трудовой деятельности на развитие младшего школьника;
г) определить методологические аспекты эф-фективности трудового воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффектив-ности трудового воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: трудовое воспитание младших школьников оказывается результативным при условии создания благоприятной, психо-логически комфортной обстановки проведения воспитательных воздейст-вия, а также учета индивидуальных свойств личности младшего школьника, что определяется непосредственно личностью первого учителя.
Методы исследования : теоретический анализ и обобщение опыта по проблеме трудового воспитания младших школьников в условиях обучения в школе.

1.Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания школьников.
1.1. Формирование и становление трудовой деятельности, ее роль в развитии младших школьников.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Трудовое воспитание в начальной школе

Горохова Арина Игоревна

Студентка группы ПМНО-22с

Павлодарского государственного педагогического Университета

В данной статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитете школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма. Желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогические организованные виды общественно – полезного труда ношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающие в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность.

Цели и задачи трудового воспитания

воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;


содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;

прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;


развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;


Трудовая деятельность — свойственна для младших школьников. Несмотря на это, она имеет много особенностей, учителям следует сотрудничать с родителями учеников и систематически обучать навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н. В. Касаткин, Д. Д. Семенов, Н. И. Пирогов, В. В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Воспитание — это предмет педагогики в области научного познания. Воспитание в начальной школе — это подготовка детей к жизни в обществе, а также это процесс, заключающийся в передаче старшим поколением опыта новому поколению с целью подготовки к трудовой деятельности для обеспечения наиболее успешного развития общества. Педагогика рассматривает воспитание с разных сторон, в широком смысле — это целенаправленный процесс, осуществляющийся педагогами и включающий в себя учебную и внеучебную деятельность.

По мнению А. С. Макаренко, воспитание гражданина возможно только с помощью упорного труда. Труд укрепляет характер, а у участников воспитательного процесса формируется психология заинтересовавшегося трудящегося человека. Мы пришли к выводу, что трудовая деятельность младших школьников — это стимуляция к проявлению творческой инициативы, стремления к высоким результатам. Но, также, трудовое воспитание — это специальным образом, организованный педагогический процесс, формирующий у детей знания о практических приемах того или иного труда, умения и навыки в нем. Трудовое воспитание — понятие более широкое по сравнению с трудовым обучением. Однако, выполняя свои специфические роли, эти процессы непосредственно взаимосвязаны и, при успешном их осуществлении, они способствуют формированию трудолюбия у школьников.

Методы трудового воспитания в начальных классах

Основой методов и приемов, способствующих гармоничному развитию личности, является единство трудового, умственного, идейно-нравственного и физического воспитания. Такой комплексный подход можно увидеть в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского. Он считал, что важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов индивида. Говоря о детской деятельности, В. А. Сухомлинский отмечал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был посильно-напрягающим, нравственно-воспитательным, чтобы от радости, которую труд доставляет, ребенку было интереснее жить и самому учиться. Главное решающее значение должно иметь качество труда: чем серьезнее требования, тем выше качество. Но при этом не нужно использовать в области труда какие-либо поощрения или наказания.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

-Методы формирования сознания личности.

-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

-Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности . Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

В трудовой деятельности выделяют ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личности; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, которые возникают в процессе труда учащихся начальных классов, способствую реализации процесса социализации личности. В коллективном труде у школьников возникает необходимость состыковывать свои цели с целями коллектива, а также связывать свои усилия с усилиями всех участников совместной деятельности .
К. Д. Ушинский определил цель воспитания как подготовку к свободному и творческому труду, он понимал, что личный труд каждого человека в конце концов — труд общественный. С давних времен люди уже пытались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен только тогда, когда человек с любовью относится к работе, сознательно видит радость в ней, понимает необходимость и полезность труда. Такое отношение к труду возможно в том случае, когда сложилась глубокая привязанность к трудовому усилию. У людей, которые боятся рабочего пота и ощущения усилий, творческий труд невозможен. Вся польза труда сказывается у человека в психическом, духовном развитии. Труд имеет не только общественно-производственное значение, но также несет большое значение и для личной жизни человека. Люди, у которых все удается, которые многое умеют делать, живут веселее и интереснее.

В данной статье описывается актуальность трудового воспитания младших школьников в современной начальной школе. Перечисляются основные задачи, основы и условия трудового воспитания в современной начальной школе. Рассматриваем несколько педагогических условий трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария. Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его. В первую очень нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе дети ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.


5. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г., Трудовое воспитание советских школьников в 1917-1941 гг. // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции (г. Екатеринбург 29 марта, 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т; ред. М.В. Богуславский, Т.С. Дорохова. Екатеринбург, 2019. С.12-17.

7. Аллагулов A.M. Особенности педагогического образования в России (конец XIX — начало XX в.) // Историкопедагогическое знание в начале III тысячелетия: материалы Четвертой нац. науч.-практ. конф. М.: АСОУ, 2008. С. 15-17.

9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 14-19.

У современного ребенка повысились интересы и требования. В начальной школе важно не только дать знания счета, чтения и письма. Также необходимо обеспечить младшего школьника новыми умениями – универсальными учебными действиями. Эти умения составляют основу умения учиться, формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

В своей статье мы рассматриваем младший школьный возраст, так как в этом возрасте дети легко привязываются к труду, у них проявляется заинтересованность к познаниям, к новому. Труд поможет и поддержит ребенка познать этот мир, найти себя в нем, полноценно и всесторонне развиться, раскрыть свои способности и таланты. В конечном итоге получим трудолюбивого человека, сознательного по отношению к взрослым, стремительного в познаниях.

Перед современным учителем стоит непростая задача – создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Для решения этих проблем учителю нужно обратить внимание на свою работу с детьми, пересмотреть структуру урока, разработать новые методики. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Также стоить отметить, что на сегодняшний день насчитываются около ста образовательных программ, готовых к использованию.

Цель исследования: рассмотреть актуальность трудового воспитания в современной начальной школе, выявить педагогические условия трудового воспитания в современной начальной школе.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является трудовое воспитание младшего школьника в современной начальной школе.

Метод исследования, теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь мы рассмотрим, что относится к основам содержания трудового воспитания младших школьников:

– первоначальное представление о нравственности в учебной деятельности, ведущая роль в образовании, труд и творчество человека в обществе;

– уважительное отношение у младших школьников к труду и творчеству старших и сверстников;

– первоначальное представление о рабочих профессиях;

– ценностное отношение к учёбе с творческой точки зрения [4].

Знания, заложенные в начальной школе, будут служить основой для дальнейшего обучения.

Таким образом, государственный стандарт нового поколения ставит перед собой главную задачу: обеспечить школьников качественным образованием, начиная с начальных классов. В данное время трудовое воспитание актуально как интегрированное обучение. Если слегка затронуть коррекционную педагогику, то в ней учитываются психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогическая запущенность. Именно для детей с отклонениями или задержкой в развитии трудовая деятельность дается проще, чем учебная. Трудовая деятельность воспитывает в ребенке ответственность, он старается, выполняет все задания, чувствует себя полезным и нужным. Поэтому трудовое воспитание важно для ребенка, так как оно является основным инструментом не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации [5].

Таким образом, можно сказать, что главным фактором воспитания личности в младшем школьном возрасте выступает трудовая деятельность. Трудовой процесс помогает ребенку не только поменять свое представление о себе и об окружающем мире, но и помогает изменить самооценку. Когда ребенок полностью погружается в трудовой процесс, у него меняются взгляды на многое, это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь поднимает авторитет школьника в классе. У ребенка во время трудового процесса развиваются способности, трудовые умения и навыки. А также трудовая деятельность формирует у школьника новые виды мышления. В коллективе ребенок получает новые навыки общения, формы работы, дружеское сотрудничество. Это положительно повлияет на адаптацию ребенка в обществе.

С младшего школьного возраста детей необходимо приучать к работе на пришкольном участке. Также необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности.

Во время поручения задания дети учатся вступать в диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, правильно отвечать на поручения.

На данном образовательном этапе трудовое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, выступает не только пониманием роли в жизни человека, но и в обществе. Также трудовое воспитание имеет целью установку в выборе профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Для младшего школьника трудовое воспитание играет большую роль в приобщении к общественно полезному труду. Коллектив может повлиять положительно в трудовом воспитании младшего школьника. Например, совместная работа со старшеклассниками или взрослыми на малыша окажет положительное воздействие.

Рассмотрим несколько педагогических условий организации трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Чтобы получить положительный результат трудового воспитания, нужно его правильно организовать. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария [6].

Первое условие – четкая организация труда и рабочего места, данное условие направлено на нравственную привлекательность, эстетичность трудовых действий. Нужно обратить внимание на то, что в современной начальной школе процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых, учебная нагрузка увеличилась у детей, тем самым у детей повышенная утомляемость. Во-вторых, список детей с различными заболеваниями, как хроническими, так и аллергическими. Таким детям зачастую трудовая деятельность частично или полностью противопоказана. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности детей во время организации трудовой деятельности, поручения подбирать индивидуально по каждому ребенку, при этом никого нельзя оставлять без работы.

Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его.

В первую очередь нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.

Следующее педагогическое условие основывается на слаженной работе детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. Данное условие определяется тем, что дети самостоятельно выполняют задание, что помогает слаженной работе в коллективе. Главная ответственность возлагается на учителя, он распределяет обязанности и раздает поручения детям. Только учитель является организатором трудовой деятельности в школе, для школьников он выступает авторитетом, развивает активность и инициативность детей.

Третье педагогическое условие – уборка оборудования и инструментария, что является обязательным этапом по окончании работы. Данное условие помогает учителю сформировать у младшего школьника развитие аккуратного и бережного отношения к инструментам, оборудованию. Также у ребенка будет всегда в порядке рабочее место. Обязательно по окончании работы учитель должен подвести итоги, проговорить все плюсы и минусы проделанной работы, благодаря чему был достигнут хороший результат. Можно привлечь к этому и самого ученика, чтобы он сам огласил итоги работы. Таким образом, он научится видеть причину успеха в овладении организационными навыками и неудачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.

В современное время трудовое воспитание младшего школьника выступает глобальной проблемой общества.

Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей [7].

В своей работе мы выявили уровень сформированности трудовых навыков младшего школьника. Для начала, чтобы дети поняли главное в трудовой деятельности и имели уважительное отношение к труду взрослых, мы поработали над формированием представлений младших школьников о мире профессий [8]. И провели диагностику представлений о труде взрослых.

Мы вступали в диалог с каждым ребенком и беседовали индивидуально про каждую профессию, которую называл он. Просили рассказать, каким оборудованием пользуется его папа, чем занимается его бабушка на работе, что он знает о профессии дедушки.

После индивидуальной беседы с учениками проводилась общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых.

Перечислим критерии, по которым мы оценивали детей по окончании проведенного нами опроса, для выявления уровня сформированности трудовых навыков младшего школьника.

Первый уровень – низкий, от 5 до 7 баллов, на данном уровне ребенок неправильно отвечает на вопросы, большинство профессий он не знает. Затрудняется в ответах об орудиях труда, а если и отвечает, то в основном неверно. Отвечает неохотно, не заинтересован в диалоге о профессиях.

Второй уровень – средний, от 8 до 12 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на вопросы, старается, но иногда допускает ошибки в названиях профессий. Знаком с орудиями труда, но не может объяснить, в каких профессиях что применяется. Заинтересован в диалоге о профессиях.

Третий уровень – высокий, от 13 до 15 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на все вопросы правильно, не допускает ошибок в названиях орудий труда. Знает, где работают его родители и чем занимаются на работе его дедушки и бабушки. Охотно вступает в диалог о профессиях.

– 3 ученика (10%) на низком уровне, во время беседы они часто допускали ошибки в ответах на вопросы о профессиях, затруднялись отвечать на поставленные вопросы об орудиях труда, а если и отвечали, то в основном неверно, не проявляли интереса к теме о профессиях;

– 18 учеников (60%) на среднем уровне, во время беседы школьники в основном правильно отвечали на поставленные вопросы, называли несколько профессий, но неуверенно отвечали на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии;

– 9 учеников (30%) на высоком уровне, во время беседы школьники без особого труда отвечали на поставленные вопросы, уверенно называли несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Таким образом, можно сказать, что в современное время проблема трудового воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания общества. Эта проблема имеет особую актуальность в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей.

Выводы

Если рассматривать в целом общую систему воспитания младшего школьника в современной начальной школе, то главной частью является трудовое воспитание. Трудовое воспитание актуально не только в современное время, многие авторы рассматривали его и в советское время. Начальная школа выделяет главного субъекта трудового воспитания - это учитель, он может быть не только учителем труда, но и классным руководителем. Классный руководитель проводит с детьми больше всего времени, никто так же, как он, не сможет развить у младшего школьника трудовые навыки. В его руках будущая жизнь современного младшего школьника, развитие нравственных качеств и творчества. Результат труда в начальной школе будет спрашиваться с учителя, так как дети в этом возрасте без взрослой помощи добиться этого не смогут. Учитель (классный руководитель) сможет повлиять на эффективность и результативность трудового воспитания. Таким образом, можно сказать, что задача учителя в первую очередь состоит в том, чтобы взять на себя ответственность как руководителя трудового процесса. Проведенная нами беседа показала, что у детей младшего школьного возраста уровень сформированности трудовых навыков следующий: 3 ученика (10%) на низком уровне; 18 учеников (60%) на среднем уровне; 9 учеников (30%) на высоком уровне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

на тему: “Трудовое воспитание младшего школьника”

Студентка Ш-22 группы

Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.

Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

С введением ФГОС НОО произошла перестройка школы, которая потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, нужно изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.

Так, положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда учителя начальных классов нашей школы формируют посредством широкого применения технологии игровой деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности используем сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводить трудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельность помогает школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг); слайд 4, 5

хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений) слайд 6, 7

труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка); слайд 10

ручной труд (изготовление поделок); слайд 14, 15, 17

художественный труд (рисунки). Слайд 18 - 23

К сожалению, в начальных классах отводится мало часов для уроков технологии. Дети очень любят эти уроки, потому что они видят конечный результат своего труда.

Акцент в новых уроках технологии делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Уроки технологии по ФГОС предполагают совместную деятельность родителей и учеников. Часто на уроках учитель лишь рассказывает об изделии, которое дети должны изготовить. А само изделие ученики выполняют дома с родителями. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.

Такие уроки стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:

Темы могут задаваться учителем как на уроке труда – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.

Также в процессе проблемного обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:

В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги нашей школы стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Читайте также: