Психолого педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста курсовая

Обновлено: 06.07.2024

Психолого-педагогическая характеристика - это документ, в котором отражены наблюдения специалиста за конкретным школьником или классом.

Назначение психолого-педагогической характеристики и принципы ее составления

Психолого-педагогическая характеристика ученика представляет собой важный документ в работе классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При составлении психолого-педагогической характеристики школьника необходимо максимально точно учитывать все личностные особенности ребенка, особое внимание следует уделить психологическому состоянию ученика. Значение данного вида характеристики крайне велико, ее данные учитываются во время учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Следует так же отметить, что этот документ может потребоваться при переводе в другое учебное заведение, а также вне стен школы, например, для органов опеки, ПДН.

Существует ряд определенных правил, которыми необходимо руководствоваться при составлении психолого- педагогической характеристики. В первую очередь характеристика должна носить обязательный объективный характер, необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, а также его индивидуальные особенности. Во время общения с ребёнком ни в коем случае нельзя на него давить, беседа должна происходить в доброжелательном ключе.

Данные, представленные ниже, являются примером психолого-педагогической характеристики ученика. В образце отражены следующие пункты:

  • Общие сведения об учащемся
  • Состояние здоровья и физическое развитие
  • Условия семейного воспитания
  • Учебная деятельность учащегося
  • Трудовая деятельность учащегося
  • Особенности психических процессов и эмоции
  • Положение ребенка в детском коллективе
  • Особенности познавательной деятельности
  • Общие психолого-педагогические выводы

Психолого-педагогическая характеристика ученика (примерное содержание)

Сведения для составления данной психолого-педагогической характеристики ученика были собраны в период с 22.03.2018 г. по 05.04.2018 г. При сборе данных применялись методы наблюдения за учениками во время учебного процесса и перемен, была проведена беседа с учеником и классным руководителей, было проведено тестирование, так же были изучены оценки учащегося из классного журнала и его личное дело.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие сведения об учащемся

Фамилия, имя, отчество: Степанов Виктор Александрович

Дата рождения: 09.05.2004

Состояние здоровья и физическое развитие

Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

Условия семейного воспитания

Учебная деятельность учащегося

Виктор Степанов имеет хорошую успеваемость, по некоторым предметам отличную, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает некоторые ошибки по невнимательности.

При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.

Ученик усваивает материал достаточно быстро, иногда выполняет задания быстрее остальных учеников, получает дополнительный материал для отработки навыков. Наиболее хорошо Виктор Степанов проявляет себя в алгебре, геометрии, физике, химии, информатике. Общий средний бал 4,8.

Трудовая деятельность учащегося

Виктор Степанов посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, плавание. Виктор принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Всю порученную работу ученик старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям.

Особенности психических процессов и эмоции

Виктору Степанову присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремленность и упорство, по темпераменту ученика можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Школьник уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью.

Школьник старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается. Задания учителей практически всегда выполняет сам, но, если испытывает трудности в редких случаях может обратиться за помощью к одноклассникам.

На критику и замечания Виктор Степанов реагирует спокойно старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание, решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берет на себя ответственность в принятии важных решений.

Ребёнок в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.

Положение ребенка в детском коллективе

Виктор Степанов пользуется авторитетом в классе, в большей степени у учеников с хорошей успеваемостью и поведением. Пользуется авторитетом в кружке по шахматам и робототехнике.

Особенности познавательной деятельности

Виктор Степанов имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Виктора в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследований коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70.

Ученик достаточно хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации. У ребенка правильно сформирована речь, предложения строит четко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.

Общие психолого-педагогические выводы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого – педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста, который охватывает возраст от 10-11 до 15 лет [29:275].

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые отмечаются в культурноисторической концепции Л. С. Выготского и его школы [29:287].

Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме

интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они теперь действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович [29:293], находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения ребенка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Таким образом, описанные нами возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, учитель обязан также учитывать особенности проведения уроков на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание иностранного языка должно строиться на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного процесса.

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего – родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу (Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000).

В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.

Школьный психолог сталкивается иногда со значительными трудностями, когда явление теоретизирования необходимо отличить от симптоматики, свидетельствующей о психическом заболевании. В этом случае необходима консультация подростка у психоневролога. По данным психиатров, в подростковом возрасте нередко возникает шизофрения. Как отличить феномен теоретизирования от нарушения мышления при шизофрении? Нарушения мышления при шизофрении проявляются не только в резонерстве и повышенной рефлексии. При ней наблюдается ряд других явлений – разорванность мысли, логические соскальзывания, вычурность рассуждений, паралогизм, опора в рассуждениях на случайные, странные ассоциации, аутичность мышления, наплыв мыслей, остановка мыслей и т.д. Одновременно определенные нарушения затрагивают и другие сферы личности. Наблюдаются парадоксальность поступков, наличие странных интересов, эмоциональная уплотненность и прочее.

В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др.

Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание – главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.

Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости – стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.

Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому является поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому делу, которое его интересует.

Просветительская работа школьного психолога среди родителей способна помочь их детям сориентироваться в своих интересах для дальнейшего их развития.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – со взрослыми (Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980).

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2. Семья полная, проживает в недавно приобретенном собственном доме. Социально-бытовые условия удовлетворительные, хотя дом требует ремонта. У ребенка есть место для сна, для занятий. Режим дня школьником соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Вопросами воспитания и развития ребёнка в семье занимается в основном мама. Мама, …………., домохозяйка. Отец, ………. работает в г. Москва вахтенным методом. Сестра, …………. выпускница коррекционной школы-интерната 8 вида, наблюдается психиатром, инвалид II группы. Семья занимается ребенком, у него есть все учебные принадлежности, ребенок приходит в школу опрятно одетым.

3. История развития ребенка. Со слов родителей развитие происходило согласно норме. ППЦНС до года, анемия раннего возраста. Зрение снижено, миопия.

4. На контакт с учителями и одноклассниками ребенок идет довольно охотно. На предложения педагогов выполнить какую-либо учебную работу, Егор отвечает согласием. В тетрадях не ориентируется, самостоятельно к уроку подготовиться не может. Самостоятельно не работает, от предлагаемой помощи не отказывается. Если во время урока учитель не стоит рядом, мальчик разговаривает вслух сам с собой, постоянно повышая голос, чем мешает другим детям или играет карандашами и ручками, представляя, что это машинки. Вариант игры не меняется на протяжении всего года обучения. На замечания реагирует адекватно, но тут же все повторяется. Пуговицы сам не застегивается, одевается с трудом.

5. Физическое развитие в норме. Развитие мелкой моторики не соответствует возрасту. Ведущая рука - правая. Часто наблюдается тремор рук. Навыками самообслуживания владеет слабо. Неаккуратен, навыки изобразительной деятельности, рисования, аппликации, лепки и конструирования не сформированы.

6. Состояние представлений об окружающем мире. Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний не соответствуют возрасту, резко ограничены бытом. В игровой деятельности активен, но предпочитает роль исполнителя. Любимое занятие – бегать по рекреации, нарушая дисциплину.

7. Характер сведений о самом себе. Родственные связи понимает с трудом, степень ориентировки в окружающем мире не достаточна.

8. Уровень владения программным материалом. Программный материал АООП для детей с ЗПР второго класса не усваивает.

Математика. Считает до 100, знает цифры, не всегда соотносит их с числом. Состав числа не знает, вычислительными навыками не владеет, таблицу умножения не знает, задачи и примеры самостоятельно не решает. При письме в тетради не всегда ориентируется на листе бумаги. Сложение и вычитание в пределах 10 с наглядным материалом самостоятельно выполнить затрудняется. П рисущи трудности пространственно-временного восприятия, что препятствует возможности ориентироваться в среде. Операциями анализа и синтеза владеет в недостаточной мере.

Русский язык. Списывает с письменного и печатного текста. При отсутствии контроля в тетради в широкую линию пишет буквы через строку, высотой на всю строчку. Под диктовку практически не пишет, допускает много ошибок на: пропуски и замены букв, правописание безударных гласных в корне слова, традиционные написания (жи-ши, ча-ща, чу-щу), звуко-буквенным анализом не владеет. Правила не знает.

Чтение. Знает все буквы. Читает плавно по слогам, с переходом на целые слова, иногда допускает перестановки слогов. Темп чтения около 40 слов в минуту. Чтение монотонное, смысл прочитанного понимает с трудом, даже при использовании наводящих вопросов. Наизусть заучивает с трудом, при помощи мамы.

9. Характеристика особенностей психики. На занятия с психологом идет охотно, часто отвлекается, не слушает инструкцию. Интереса к обучению не проявляет, отказывается выполнять отдельные задания. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Наблюдается рассеянность внимания. Требуется несколько раз повторять задание. При частой смене деятельности не успевает включаться в занятие.

Для изучения кратковременной образной памяти были предложены картинки с изображением знакомых предметов в количестве 16 штук, по истечении времени предъявления таблицы Ивану нужно было назвать все, что запомнил. Мальчик назвал 4 картинки, что свидетельствует, о низком уровне развития кратковременной образной памяти.

Для изучения воображения использовалась методика “Вербальная фантазия” О.М.Дьяченко. Иван показала следующие результаты: скорость процессов воображения-0 баллов; необычность, оригинальность образов воображения-0 баллов, богатство фантазии-0, глубина и проработанность образов-0баллов.

Возможность распределения, переключения внимания, особенности работоспособности, выявлялась при помощи методики Коган В.М. Иван показал низкий уровень выполнения проб, ребёнок не смог сосчитать карточки, грубые нарушения восприятия цвета и форм.

У мальчика бедный запас знаний об окружающем мире. Времена года называет с трудом. Какое время года сейчас называет, но не может назвать следующее. Не называет, в какое время года появляются листья на деревьях. С трудом различает домашних и диких животных. Многих животных называет детскими словами (хрюшка). Имеет недостаточно знаний о людях ближайшего окружения. Не называет название поселка, улицу. Затрудняется в определении причинно-следственных связей между явлениями действительности.

Егор во втором классе занимался по адаптированной индивидуальной Программе по коррекции высших психических функций, формирование произвольности психических процессов.

Мальчик явных улучшений не показал. Напротив, у него появились вспышки агрессии, иногда категорично отказывался от занятий.

Были поведены повторно ряд методик по изучению памяти, мышления и речи. По сумме всех методик выявлено, что у Егора недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Мальчик поступил в школу, но он не мог сравнивать группы предметов, плохо ориентировался в пространственных отношениях (слева, справа, внизу, вверху), во временных отношениях(позже, потом, завтра, вчера).

Заключение: Общий уровень развития психических процессов снижен по сравнению с возрастной нормой. На первый план выступают снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики и внимания, особенности мыслительной деятельности. Учебная мотивация снижена. Общий темп деятельности у мальчика медленный, преобладает подавленное настроение.

10. Состояние речи ребенка.

Словарный запас.

На логопедический пункт Иван был зачислен с 16.09.2016 года по заключению ЦПМПК: нарушение чтения и письма, обусловленное онр (3 уровень речевого развития).

На логопункт Иван поступил при слабом словарном запасе слов, ограниченным бытовой лексикой. Не развит словарь антонимии и синонимии. Не смог выполнить задания по обобщению слов.

У ученика не развита фонетико-фонематичекая сторона речи: не мог выделить звуки из слов, самостоятельно придумать слова на заданные звуки, различить твердые-мягкие согласные, парные согласные. Не владел слого-звуковым и звуко-буквенным анализом слов.

Фразовая речь. В своей речи ученик использовал простые предложения и предлоги, согласуя слова. Затруднялся в употреблении сложных предлогов (кот вышел от мяча (из-за), собака вышла от будки (из), мяч выкатился из кресла (из-под).

Связная речь. Темп речи у Ивана средний, сама речь маловыразительная. Отдельно звуки произносит, но в самостоятельной речи бывает перестановка слогов и букв, отчего речь невнятная и нечеткая.

Мальчик знает буквы, но не читал. Как самостоятельно, так и по образцу предметы не описывал. Составить самостоятельно простой связный рассказ по картинке не смог. Затруднялся в связных ответах по прочитанному тексту, в ответах наблюдалось отступление от темы. Плохо владеет связным логическим пересказом прослушанных незнакомых текстов.

Грамматический строй речи у ученика нарушен. Иван не смог выполнить задания: образование множественного числа (стол-столы, книга-книги, море-моря);назвать детенышей животных; образовать относительные прилагательные: дом из дерева – деревянный, сок из моркови – морковный; образовать имена существительные от существительных: лыжи – лыжник, спорт – спортсмен; образовать сложные слова: сам летает – самолет, лист падает – листопад; не знает счет предметов, а используя подсказки логопеда, ошибается в согласовании существительных с числительными: один огурец, два огурец, три огурец…; по наводящим вопросам не образовал формы имен прилагательное+существительное, например: пушистый заяц. Используя зрительный образ картинки зайца на вопрос: какой заяц?, был дан ответ: глаза, кофта желтая; предложно-падежных формы имен существительное+глагол не образует.

Мелкая моторика рук у Ивана недостаточно развита. Навыками письма не владел.

В течении 2016-2017 учебного года с учеником велась коррекционная работа по развитию фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи.

В состоянии общей моторики наблюдается хаотичность движений. Мелкая моторика рук развита недостаточно: дрожащие линии при письме, иногда наблюдается тремор рук.

У ученика улучшилось фонематическое представление. Он может показать картинку на заданный звук, но самостоятельно придумать слова не может. Улучшился фонематический слух: может выделить на слух первый и последний звук в слове. Стал различать на слух звуки, схожие по звучанию и твердые-мягкие согласные, хотя и допускает ошибки. Но самостоятельно выделять звуки пока не может. Улучшилось фонематическое восприятие: может воспроизвести предложенные слоги, слова, предложения. Самостоятельно фонетический разбор слова, звуко-буквенный, слого-звуковой не делает, требуется помощь.

Улучшилась фразовая речь. Правильно использует в речи предлоги. Может составить более распространенное предложение, чем раньше: Мальчик и девочка кормят собаку.

Незначительно, но увеличился объем словарного запаса. По наглядности и с помощью логопеда может объяснить лексическое значение некоторых слов. Стал использовать в речи обобщающие слова, антонимы, хотя и в небольшом количестве. Словарь синонимии неразвит.

Улучшился грамматический строй речи: может использовать уменьшительно-ласкательные формы. Допускает ошибки: пытается образовывать множественное число существительных, но неправильно произносит окончания во множественном числе; по наглядности может согласовать прилагательное с существительным и образовать относительные прилагательные. Не смог образовать: названий детенышей животных, сложные слова, существительных от существительных.

У Егора улучшилась связная речь: может после повторного прослушивания несложного текста передать его содержание: коротко, но смыл не теряется. Может ответить по прочитанному, больше используя слова, чем предложения. Самостоятельно по образцу описать предмет или составить рассказ не может.

Ученик начал читать. Чтение слоговое, медленное. Начал овладевать письменной речью в виде списывания. Выполняет работу медленно, может потерять строки при письме. Может написать под диктовку слова, очень медленно, чаще с пропусками букв. Навыками самоанализа не владеет, ошибок не видит, самостоятельно объяснить не может.

Ученик работает при помощи логопеда и используя наглядную основу. Иногда инструкции требуют повторного объяснения или показа. Усвоение материла идет медленно. Навыками самостоятельной работы не владеет.

Была проведена письменная диагностическая работа для выявлений нарушений письма. Она включала в себя диктант и 4 задания: подобрать проверочные слова к безударным гласным в корне (5 слов), разделить слова на слоги (3 слова), составит одно словосочетание существительное + прилагательное, составить звуковые схемы к словам: Егорка, язык. Ученик не выполнил ни одного задания, при написании диктанта наблюдаются аграмматизмы. В итоге он получил ноль баллов.

Заключение логопеда: нарушение письма и чтения, обусловленное ОНР ( III уровень речевого развития).

Рекомендации: Направление лого-коррекционной работы:

- развитие слухового восприятия,

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие речевого дыхания;

- развитие памяти (слухоречевой, зрительной);

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики.

11. Коррекционная помощь оказывалась учителем, логопедом и психологом в рамках учебных занятий.

1.Обучение по АООП для обучающихся с нарушением интеллекта.

2. Психолого - педагогическая коррекция высших психических функций, формирование произвольности психических процессов.

3. Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи ( III уровень).

Читайте также: