Рассел почему я не христианин краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Человек — часть природы, а не что-то ей противоположное. Его мысли и движения следуют тем же законам, что и движения звезд и ато­мов. По сравнению с человеком фи­зический мир велик — он больше, чем считали во времена Данте, впрочем, он не так велик, как это казалось еще сто лет назад. Как вширь, так и вглубь, как в большом, так и в малом наука, видимо, достигает пределов. Считается, что Вселенная имеет ог­раниченную протяженность в про­странстве и свет может пропутеше­ствовать вокруг нее за несколько со­тен миллионов лет. Считается, что материя состоит из электронов и про­гонов, которые имеют конечные раз­меры, и что их число в мире конеч­но. Вероятно, их движения не непре­рывны, как раньше думали, а происходят скачками, каждый из которых не меньше некоторого минимально­го скачка. Законы этих движений, судя по всему, суммируются в не­скольких очень общих принципах, с помощью которых можно рассчитать прошлое и будущее мира, если дана любая малая часть его истории.

Бог и бессмертие — эти централь­ные догмы христианской религии — не находят поддержки в науке. Не­льзя сказать, что они существенны для религии вообще, поскольку в буд­дизме их нет. (Что касается бессмер­тия, это суждение может показаться неточным, но по существу оно пра­вильно.) Однако на Западе их при­выкли считать обязательным мини­мумом теологии. Люди будут и впредь верить в бога и бессмертие, потому что это приятно — так же приятно, как считать самих себя добродетель­ными, а врагов своих погрязшими в пороках. Но, по-моему, эти догмы необоснованны. Не знаю, смогу ли я доказать, что бога нет или что сата­на — это фикция. Христианский бог, быть может, и существует, а может быть, существуют боги Олимпа, Древ­него Египта или Вавилона. Но каж­дая из этих гипотез не более вероят­на, чем любая другая: они даже не могут быть отнесены к вероятност­ному знанию; поэтому нет смысла их вообще рассматривать.




Выживание после смерти тела, однако, отличается от бессмертия и означает лишь отсрочку психической смерти. А люди хотят верить именно в бессмертие. Верующие в него не со­гласятся с физиологическими аргу­ментами, вроде тех, что я приво­дил, — они скажут, что душа нечто совсем иное, чем ее эмпирическое проявление в наших телесных орга­нах. Думаю, что это — метафизичес­кий предрассудок. Сознание и мате­рия — удобные в некоторых отноше­ниях термины, но никак не послед­ние реальности. Электроны и протоны, как и душа, — логические фик­ции, которые имеют свою историю и представляют собой ряды событий, а не какие-то неизменные сущности. Что касается души, это доказывают факты развития. Любой человек, наблюдающий рождение, выкармлива­ние и детство ребенка, не может все­рьез утверждать, что душа есть нечто неделимое прекрасное и совершен­ное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается, подобно телу и берет что-то и от спер­матозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может быть неделимой. И это не материализм, а просто признанием того факта, что все интересное в ми­ре — вопрос организации, а не пер­вичной субстанции.

Не думаю, что идея бессмертия вообще возникла бы, если бы мы не боялись смерти.

В основе религиозных догм, как и в основе многого другого в челове­ческой жизни, лежит страх. Страх перед человеческими существами (индивидуальный или групповой) во многом управляет нашей обществен­ной жизнью, однако религию порож­дает страх перед природой. Различие ума и материи является, видимо, иллюзорным; но есть другое, более важное, различие — между вещами, на которые можно воздействовать, и вещами, на которые воздействовать невозможно. Граница между теми и другими не является ни вечной, ни непреодолимой — с развитием науки все больше вещей подпадает под власть человека. Тем не менее что-то все время остается по ту сторону гра­ницы, например, все великие факты нашего мира, которыми занимается астрономия. Только событиями на поверхности Земли или рядом с ней мы можем как-то управлять, хотя и здесь наши возможности очень ог­раничены. И не в нашей власти пред­отвращать смерть; мы можем только отсрочить ее.

Текст печатается по изданию: Р а с с е л, Б. Почему я не христианин / Б. Рассел; пер. с англ. - М., 1987. - С. 65-69.

Человек — часть природы, а не что-то ей противоположное. Его мысли и движения следуют тем же законам, что и движения звезд и ато­мов. По сравнению с человеком фи­зический мир велик — он больше, чем считали во времена Данте, впрочем, он не так велик, как это казалось еще сто лет назад. Как вширь, так и вглубь, как в большом, так и в малом наука, видимо, достигает пределов. Считается, что Вселенная имеет ог­раниченную протяженность в про­странстве и свет может пропутеше­ствовать вокруг нее за несколько со­тен миллионов лет. Считается, что материя состоит из электронов и про­гонов, которые имеют конечные раз­меры, и что их число в мире конеч­но. Вероятно, их движения не непре­рывны, как раньше думали, а происходят скачками, каждый из которых не меньше некоторого минимально­го скачка. Законы этих движений, судя по всему, суммируются в не­скольких очень общих принципах, с помощью которых можно рассчитать прошлое и будущее мира, если дана любая малая часть его истории.

Бог и бессмертие — эти централь­ные догмы христианской религии — не находят поддержки в науке. Не­льзя сказать, что они существенны для религии вообще, поскольку в буд­дизме их нет. (Что касается бессмер­тия, это суждение может показаться неточным, но по существу оно пра­вильно.) Однако на Западе их при­выкли считать обязательным мини­мумом теологии. Люди будут и впредь верить в бога и бессмертие, потому что это приятно — так же приятно, как считать самих себя добродетель­ными, а врагов своих погрязшими в пороках. Но, по-моему, эти догмы необоснованны. Не знаю, смогу ли я доказать, что бога нет или что сата­на — это фикция. Христианский бог, быть может, и существует, а может быть, существуют боги Олимпа, Древ­него Египта или Вавилона. Но каж­дая из этих гипотез не более вероят­на, чем любая другая: они даже не могут быть отнесены к вероятност­ному знанию; поэтому нет смысла их вообще рассматривать.

Выживание после смерти тела, однако, отличается от бессмертия и означает лишь отсрочку психической смерти. А люди хотят верить именно в бессмертие. Верующие в него не со­гласятся с физиологическими аргу­ментами, вроде тех, что я приво­дил, — они скажут, что душа нечто совсем иное, чем ее эмпирическое проявление в наших телесных орга­нах. Думаю, что это — метафизичес­кий предрассудок. Сознание и мате­рия — удобные в некоторых отноше­ниях термины, но никак не послед­ние реальности. Электроны и протоны, как и душа, — логические фик­ции, которые имеют свою историю и представляют собой ряды событий, а не какие-то неизменные сущности. Что касается души, это доказывают факты развития. Любой человек, наблюдающий рождение, выкармлива­ние и детство ребенка, не может все­рьез утверждать, что душа есть нечто неделимое прекрасное и совершен­ное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается, подобно телу и берет что-то и от спер­матозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может быть неделимой. И это не материализм, а просто признанием того факта, что все интересное в ми­ре — вопрос организации, а не пер­вичной субстанции.

Не думаю, что идея бессмертия вообще возникла бы, если бы мы не боялись смерти.

В основе религиозных догм, как и в основе многого другого в челове­ческой жизни, лежит страх. Страх перед человеческими существами (индивидуальный или групповой) во многом управляет нашей обществен­ной жизнью, однако религию порож­дает страх перед природой. Различие ума и материи является, видимо, иллюзорным; но есть другое, более важное, различие — между вещами, на которые можно воздействовать, и вещами, на которые воздействовать невозможно. Граница между теми и другими не является ни вечной, ни непреодолимой — с развитием науки все больше вещей подпадает под власть человека. Тем не менее что-то все время остается по ту сторону гра­ницы, например, все великие факты нашего мира, которыми занимается астрономия. Только событиями на поверхности Земли или рядом с ней мы можем как-то управлять, хотя и здесь наши возможности очень ог­раничены. И не в нашей власти пред­отвращать смерть; мы можем только отсрочить ее.

Текст печатается по изданию: Р а с с е л, Б. Почему я не христианин / Б. Рассел; пер. с англ. - М., 1987. - С. 65-69.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Бертран Рассел Почему я не христианин

Почему я не христианин: краткое содержание, описание и аннотация

В наследии английского философа, лауреата Нобелевской премии, активного борца за мир Бертрана Рассела (1872-1970) немалое место занимают проблемы атеизма. Рассел – страстный пропагандист свободомыслия, его статьи атеистического характера имеют такой разоблачительный накал, какой трудно встретить у других современных немарксистских авторов.

Бертран Рассел: другие книги автора

Кто написал Почему я не христианин? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Бертран Рассел: Брак и мораль

Брак и мораль

Бертран Рассел: Почему я не христианин

Почему я не христианин

Бертран Рассел: История западной философии. Том 1

История западной философии. Том 1

Бертран Рассел: Сатана в предместье. Кошмары знаменитостей [сборник]

Сатана в предместье. Кошмары знаменитостей [сборник]

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Бертран Рассел: Почему я не христианин (сборник)

Почему я не христианин (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Бертран Рассел: Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?

Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?

Почему я не христианин — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Почему я не христианин

Что такое христианин?

Если я смог принять столь эластичное определение христианства, то этим я обязан исключительно тем плодотворным усилиям, которые были предприняты неверующими в прошлом. Как я уже указывал, в старину понятие христианства имело гораздо более полнокровный смысл. Например, оно включало в себя веру в ад. Вера в вечный адский огонь до самого недавнего времени составляла необходимую часть христианского вероучения. В нашей стране, как вы знаете, вера в ад перестала считаться необходимой частью христианского вероучения в силу постановления Тайного совета[3] Правда, архиепископ Кентерберийский и архиепископ Йоркский не признали этого постановления, но в нашей стране официальная религия устанавливается законами, принимаемыми парламентом, и потому Тайному совету удалось взять верх над их светлостями и вера в ад перестала считаться обязательной для христиан. Вот почему я не стану настаивать на том, что христианин непременно должен верить в ад.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему я не христианин (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Почему я не христианин

Эта лекция была прочитана 6 марта 1927 г. в здании муниципалитета Баттерси по инициативе Южно-Лондонского отделения Национального светского общества.

Что значит быть христианином?

Но в прошлые века неверующим для успеха было бы недостаточно столь эластичного определения христианства, которое я здесь привел. Как я уже говорил, в старину оно имело гораздо более полнокровное значение. Например, оно включало в себя веру в существование ада. Еще совсем недавно вера в вечный адский огонь была важнейшим элементом христианской веры. Как вы знаете, в нашей стране она перестала считаться важнейшим элементом христианской веры в соответствии с решением Тайного совета [22] , с которым не согласились архиепископ Кентерберийский и архиепископ Йоркский. Но так как в нашей стране вопросы, связанные с официальным вероисповеданием, решаются парламентскими актами, Тайному совету удалось взять верх над их преосвященствами и вера в ад перестала считаться обязательной для христиан. Соответственно, я не буду настаивать на том, что истинный христианин должен верить в существование ада.

Что касается существования Бога, это серьезный и важный вопрос; попытайся я разобрать его хоть сколько-нибудь подробно, мне пришлось бы продержать вас здесь до второго пришествия. Так что заранее прошу прощения за то, что я остановлюсь на этом вопросе очень кратко. Как вам, конечно, известно, католическая церковь установила в качестве догмы, что существование Бога может быть доказано при помощи разума, что оно умопостигаемо. Это несколько своеобразная догма, но, тем не менее, она является именно догмой. Ввести ее пришлось потому, что одно время свободомыслящие завели привычку утверждать, что существуют такие-то и такие-то доводы, посредством которых один разум в состоянии опровергнуть существование Бога, тогда как для католической церкви существование Бога было, разумеется, вопросом веры. Аргументы и доказательства излагались достаточно долго и подробно, но наконец католическая церковь ощутила необходимость все это прекратить. Поэтому она постановила, что существование Бога может быть доказано исключительно умозрительно, и ей пришлось изложить доказательства, которые, как она полагала, подтверждают существование Бога. Таких доказательств, конечно, немало, но я остановлюсь лишь на нескольких.

Доказательство от первопричины

Доказательство от естественного закона

Доказательство от разумного замысла

Следующий шаг в данном процессе приводит нас к доказательству от разумного замысла. Всем известно, в чем заключается этот аргумент: все в мире устроено таким образом, чтобы мы могли в нем жить; а будь мир устроен хоть немного иначе, то мы не смогли бы в нем жить. Именно в этом и состоит доказательство от разумного замысла. Иногда оно принимает довольно курьезные формы — например, можно услышать, что хвосты у кроликов белые потому, что так в них легче целиться; уж не знаю, как оценили бы это утверждение сами кролики. Доказательство от разумного замысла очень легко спародировать. Все наверняка помнят замечание Вольтера о том, что нос был явно предназначен для того, чтобы на нем могли держаться очки. Правда, в дальнейшем выяснилось, что подобное предположение отнюдь не так нелепо, как это могло показаться в XVIII столетии, ибо со времен Дарвина мы стали гораздо лучше понимать, почему живые существа приспосабливаются к окружающей их среде. Это не окружающая среда была сотворена таким образом, чтобы быть пригодной для живых существ, а сами живые существа изменились так, чтобы ей соответствовать, и именно здесь лежит основа приспосабливаемости. Ни о каком разумном замысле она не свидетельствует.

Когда начинаешь вдумываться в доказательство от разумного замысла, то просто поражаешься тому, как люди могут верить, будто наш мир со всем, что в нем находится, со всеми его изъянами, является наилучшим, что смогло за миллионы лет создать всезнание и всемогущество. Я действительно не могу в это поверить. Неужели вы думаете, что, обладай вы всезнанием и всемогуществом, да еще получи в дар миллионы лет, чтобы совершенствовать свой мир, вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан или фашисты? К тому же, принимая обычные законы науки, вы должны допускать, что с течением времени человеческая жизнь и вообще жизнь на нашей планете прекратится: это определенный этап в процессе увядания Солнечной системы. На определенной стадии этого увядания формируются такие температурные и прочие условия, которые пригодны для бытия протоплазмы, и на короткое время в системе возникает жизнь. Луна демонстрирует нам, куда движется Земля — к превращению в нечто холодное, мертвое и безжизненное.

Мне говорят, что подобная точка зрения пессимистична, а некоторые добавляют, что, согласись они с этим, жизнь стала бы для них невыносимой. Не верьте, это все полная ерунда. На самом деле никого особенно не волнует то, что произойдет миллионы лет спустя. Даже если некоторым людям и кажется, что это их сильно беспокоит, в действительности они себя обманывают. Людей гораздо более волнует мирское и земное, например, плохое пищеварение, и никто не станет всерьез расстраиваться при мысли о том, что случится с нашим миром через миллионы лет. Конечно, неприятно сознавать, что жизнь в конце концов исчезнет (по крайней мере, мне кажется, что мы вправе так утверждать, хотя порой, когда я принимаюсь размышлять над тем, что люди делают со своей жизнью, этот взгляд представляется мне чуть ли не утешением), но я не могу принять утверждение, будто это делает жизнь невыносимой. Такое отношение лишь побуждает нас обращать внимание на простые радости жизни.

Содержание

Религия основана, на мой взгляд, прежде всего и главным образом на страхе. Частью это ужас перед неведомым, а частью, как я уже указывал, — желание чувствовать, что у тебя есть своего рода старший брат, который постоит за тебя во всех бедах и злоключениях. Хорошему миру нужны знание, добросердечие и мужество; ему не нужны скорбное сожаление о прошлом или рабская скованность свободного разума словесами, пущенными в обиход в давно прошедшие времена невежественными людьми [2] .

Religion is based, I think, primarily and mainly upon fear. It is partly the terror of the unknown and partly, as I have said, the wish to feel that you have a kind of elder brother who will stand by you in all your troubles and disputes. A good world needs knowledge, kindliness, and courage; it does not need a regretful hankering after the past or a fettering of the free intelligence by the words uttered long ago by ignorant men.

Примечания

Ссылки

  • Книги по критике религии
  • Книги 1927 года
  • Эссе на английском языке
  • Сочинения Бертрана Рассела

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Почему я не христианин" в других словарях:

Христианин — Христианин ♦ Chretien Не только последователь учения Христа (в этом случае Спинозу пришлось бы причислить к христианам). Христианин – это прежде всего тот, кто верит в божественную сущность Христа. Это маловероятное, почти немыслимое… … Философский словарь Спонвиля

Вопрос существования Бога — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Критика ислама — Критика ислама выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор (анализ), обсуждение чего либо с целью дать оценку исламу. Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада сначала со стороны мекканских язычников … Википедия

РАССЕЛ — (Russell) Бертран (1872 1970) англ. философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Р. учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском ун те. Он неоднократно приглашался для преподавания в ун ты др. стран … Философская энциклопедия

Желудков, Сергей Алексеевич — Сергей (Сергий) Алексеевич Желудков (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Желудков, Сергей — Сергей Алексеевич Желудков (Сергий Желудков) (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Желудков С. — Сергей Алексеевич Желудков (Сергий Желудков) (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Желудков Сергей Алексеевич — Сергей Алексеевич Желудков (Сергий Желудков) (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Желудков С. А. — Сергей Алексеевич Желудков (Сергий Желудков) (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Сергей Алексеевич Желудков — (Сергий Желудков) (7 июля 1909, Москва 30 января 1984, Москва) церковный писатель, священник Русской православной церкви, участник правозащитного движения. Содержание 1 Светская деятельность 2 Священник … Википедия

Читайте также: