Работа с родителями по внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 1109 0

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной науке довольно разработанным является понятие образовательной

среды, которое понимается как совокупность антропогенных, социогенных факторов,

задающих определенный режим жизни, система целенаправленных воздействий,

задающих вектор траектории жизненного пути. Одним из субъектов образовательной среды является семья ребенка, а, во-вторых, что образовательная среда, характеризующаяся в том числе такими свойствами как динамичность и осознанность, предполагает проявление некоторой активности и инициативности родителей.

Одним из проявлений такой активности являются образовательные запросы.

Часто родители с большим трудом могут четко сформулировать свои пожелания (или требования) к системе образования или к конкретному образовательному учреждению (педагогу), однако в реальности такой запрос (пусть не вербализированный) всегда имеется.

Практика показывает, что большинство конфликтов (скрытых или явных) между семьей и школой происходит именно от того, что деятельность образовательного учреждения (педагога) не соответствует ожиданиям родителей, а сами ожидания рождаются на почве дезориентации родителей в современном образовательном поле. Однако сегодня, когда система образования все больше зависит от родителей, изучение образовательных запросов семьи становится не только важной частью всего педагогического процесса, но даже его фундаментом.

В связи с введением новых образовательных стандартов, противоречие между требованиями родителей к качеству образования и осознанием собственной ответственности за результат обучения существенно обострилось.

Глубокие изменения в области образования изменили и ожидаемый результат. Личностная зрелость обучающихся стала ключевым критерием успешного обучения и развития личности обучающихся.

Под образовательным запросом семьи (ОЗС) мы понимаем ожидания родителей (законных представителей), связанные с образовательной деятельностью их ребенка и

адресованные конкретному субъекту.

Таким субъектом может выступать как отдельный человек (педагог), так и

Что дает изучение образовательных запросов семьи Гимназии или отдельному педагогу?

 Возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка

 Возможность выстраивать свою программу деятельности

 Способствует установлению обратной связи со всеми субъектами

 Позволяет откорректировать педагогические цели и способы их достижения

 Помогает повысить удовлетворенность родителей как качеством образования,

так и характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного

 Дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития.

Особенности образовательных запросов современной семьи:

1. Полярность ОЗ - связана с разнообразием типов семьи и возможностями родителей.

2. Несогласованость (в семье) - чаще всего связана с разницей педагогических взглядов взрослых членов семьи на воспитание и образование ребенка.

3. Несформированость ОЗ - как правило связана с недостатком информации и психолого-педагогической компетентности родителей, а также с их незрелостью и неуверенностью в

4. Неадекватность ОЗ - может быть связана с дезориентацией в образовательной ситуации – родители иногда очень слабо представляют реальность выполнения их педагогических

5. Конъюнктурность ОЗ - зависит от ориентации родителей на кратковременные

задачи, либо на престиж или внешние (статусные) достижения ребенка.

6. Критичность, связанную с негативными установками по отношению к системе

Для определения основных факторов, влияющих на образовательные запросы

родителей, необходимо обратить внимание на такой термин какобразовательный потенциал семьи, представляющий совокупность всех видов ресурсов семьи, направленных на развитиеребенка:

I-Образовательные цели семьи

Традиционные (общепризнанные) цели (престижность, статусность и т.д.)

Цели родителей (нереализованность, амбиции, мечты и тд.)

Очень часто в семье присутствуют все виды целей, и здесь важно определиться с

II-Образовательные принципы семьи

Гуманистические (согласованность целей и методов с индивидуальными

III-Образовательные ресурсы семьи

Академические (уровень образованности, методические умения)

Психологические (мотивация, психотерапевтические и коммуникационные

способности, уровень социальной активности)

Организационно-деятельностные (способность организовать учебную деятельность

Материальные (возможность обеспечить образовательный процесс всем

Образовательные запросы родителей можно рассматривать по двум основаниям:

степени их осознанности и степени их согласованности.

Осознанные образовательные запросы – вид ОЗС, характеризующийся

продуманностью целей с опорой на адекватное представление о возможностях семьи и

Неосознанные (неосознаваемые) образовательные запросы – вид ОЗС,

характеризующийся спонтанными и кратковременными образовательными целями,

ситуативностью выбора образовательного учреждения, отсутствием понимания и

учета индивидуальных особенностей родителей и ребенка.

Консолидированные (согласованные) образовательные запросы– вид ОЗС,

при котором цели, принципы и способы реализации образовательного пути ребенка

максимально согласованы между всеми субъектами семьи.

Несогласованные образовательные запросы характеризуются внутрисемейным

разнообразием и непоследовательностью родительских ожиданий от системы

образования и ребенка.

Очевидно, что идеальными для системы образования были бы осознанные

консолидированные образовательные запросы семьи, однако для этого необходимо

проделать специальную работу. Важнейшим механизмов формирования осознанности и адекватности образовательных запросов являются систематические мониторинги родителей по основным направлениям деятельности Гимназии. Анкеты позволяют не только выявить запросы, но также дают представления об активности родителей, уровне их психолого-педагогической культуры. своевременно отследить возникающие трудности и принять эффективные управленческие решения.

В течении 2011-2013 гг. были проведены исследования:

- удовлетворенности родителей организацией ОП,

- потребностей в организации внеурочной деятельности Гимназии.

Изучение запросов образовательных потребностей родительского сообщества показало следующие результаты.

Последнее исследование образовательных потребностей проводилось в сентябре 2013г. Всего приняло участие 203 респондента - родители обучающихся 1-3 классов (методом случайной выборки). Родителям была предложена для заполнения следующая анкета:

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемый, родитель! С целью улучшения качества образовательных услуг в МАОУ - Гимназии № 45 просим Вас ответить на следующие вопросы

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________

1. Согласны ли Вы с мнением, что внеурочная деятельность (работа различных объединений, кружков, секций и т.д.) является важным и необходимым элементом образования обучающихся?

в) Затрудняюсь ответить

2. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения?

а) Да (какие)_____________________________________________________________________________

3. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?

а) Да (какие)_____________________________________________________________________________

в) Затрудняюсь ответить

4. Постоянны ли интересы вашего ребенка?

а) Да, интересуется любимым занятием более года

б) Нет, интересы постоянно меняются

в) Затрудняюсь ответить

5.Какие объединения внеурочной деятельности в школе будут интересны Вам и вашему ребенку?

а) спортивно-оздоровительные: а) да б) нет

б) творческие: а) да б) нет

в) интеллектуально-познавательные: а) да б) нет

г) декоративно-прикладные: а) да б) нет

6. Оцените важность направлений деятельности, реализуемых в Гимназии № 45. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

Направления деятельности

Укрепление здоровья и развитие физической культуры обучающихся

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся

Раскрытие индивидуального потенциала: задатков и способностей ребенка

Общее развитие личности

Если Вам кажутся приоритетными другие направления деятельности Гимназии , то напишите пожалуйста какие? ________________________________________________________________________

7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы?

а) Углубленное изучение предметов (каких)__________________________________________________________________________________

б) Изучение новых предметов (курсов)

8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?

а) от администрации_______________________________________________________________________

б) от учителя_____________________________________________________________________________

9. Готовы ли Вы активно участвовать в организации жизнедеятельности Гимназии?

в) Затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество!

Обработка результатов показала, что большинство респондентов - 92% утверждают, что реализация системы внеурочной деятельности очень важна для полноценного развития личности обучающихся.

80% родителей утверждают, что ученики посещают учреждения дополнительного образования и почти 70% считают, что интересы их детей можно считать стабильными и продолжительными.

Такая картина свидетельсвует о высокой заинтересованности родителей в развитии собственных детей, их личной активности и эффективном взаимодействии в семьях.

Более половины опрошенных респондентов (57%) утверждают, что способности детей выявлены и вполне развиты. 36% исследуемых не определили в какой области талантлив ребенок. Именно этой категории семей особенно требуется наличие разнообразных объединений внеурочной деятельности - чтобы своевременно определить вектор развития ребенка и сделать его обучение индивидуально-ориентированным и эффективным.

На вопрос о том, какие направления внеурочной деятельности будут интересны родителям - голоса разделились практически в равной степени. Это свидетельсвует о восстребованности всех предлагаемых в Гимназии объединений.

Изучение психолого-педагогической культуры и образовательной направленности родителей показало единство приоритетов всех субъектов образовательного пространства. Ориентир родителей на здоровьесберегающие технологии обусловлен возрастной категорией обучающихся. Начальная школа предполагает наличие безопасного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства. Именно этот компонент является ключевым для учащихся начальной школы. Только с опорой на технологии укрепления здоровья и развитие психофизиологического потенциала каждого обучающегося образование может быть успешным и приносить хорошие результаты. Любые нарушения здоровья (в том числе психологического) в первую очередь окажут влияние на успехи детей и существенно затормозят обучение.

В 2012-2013 году педагогами был разработан инновационный проект по здоровьесберегающими технологиям, который победил в конкурсе инноваций и Гимназии был присвоен статус Городской инновационной площадки.

Также большое значение родители отдают формированию нравственности и общему развитию личности обучающихся, что свидетельствует о высоком уровне психолого-педагогической культуры родительского сообщества.

В процессе анализа полученных результатов была выявлена серьезная проблема - активно участвовать в жизнедеятельности Гимназии готовы менее 50% респондентов.

Такая ситуация является недостаточно благополучной и требует активных мер со стороны педагогов и администрации Гимназии.

Для эффективного раскрытияобразовательного потенциала семьи необходимо системно развивать 6 основных направлений работы с родителями:

ИНФОРМИРОВАНИЕ - Делюсь знаниями! – Академический потенциал

ПРОСВЕЩЕНИЕ - Делюсь пониманием! – Мотивационный потенциал

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - Делюсь временем! – Психологический потенциал

ОБУЧЕНИЕ - Делюсь умениями! – Методический потенциал

И З У Ч Е Н И Е - Делюсь потребностями! - Рефлексивный потенциал

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Делюсь ответственностью!–Партнерский потенциал

Основные принципы развития образовательного потенциала семьи:

1. Проективность (необходимо делать эту работу продуманной)

2. Открытость (включение всех субъектов образовательного процесса)

3. Инициативность образовательного учреждения (как более компетентного в этой сфере субъекта)

4. Мониторинг (отслеживание результатов и обратная связь)

5. Посильность нагрузки (адекватность требований, достижимость результатов)

6. Добровольность (исключение авторитарных способов взаимодействия с семьей)

7. Вариативность (возможность выбора образовательной траектории, форм и методов

Таким образом, регулярный мониторинг образовательных запросов семьи и их учет позволят образовательному учреждению (или отдельному педагогу) выстроить такой уровень сотрудничества, при котором могут быть максимально полно раскрыты все интересы и склонности ребенка и выстроен его индивидуальный образовательный маршрут.

Поскольку семья в настоящее время все больше становится автономной образовательной системой, необходимо своевременно определять ее специфику, способы функционирования и образовательный потенциал; необходима разработка полного диагностического инструментария, способного изучить все стороны ее реальных и потенциальных возможностей; необходимо рассматривать ее не только как среду, в которой развивается ребенок, а как своеобразное педагогическое сообщество людей, заинтересованных в саморазвитии. Все это позволяет говорить о том, что необходимо выстраивать не только индивидуальный образовательный маршрут ребенка, но и ввести в педагогику понятие индивидуального образовательного маршрута семьи. Данное направление научно-практической работы представляется нам крайне актуальным и перспективным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Организация внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Цель мероприятий ВД: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Задачи мероприятий:

Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)

Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;

Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде “учитель – ученик – родитель” во внеурочной деятельности;

Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;

Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.

Сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

- Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, домашних условиях и др.;

Варианты внеурочной работы с участием родителей:

1) Дни творчества детей и их родителей.

2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально - технической базы школы.

4) Родительское общественное патрулирование.

5) Шефская помощь.

6) Участие родителей в работе Совета школы.

Классификацию некоторых мероприятий можно представить так:

– календарные: “День Знаний”, “День Матери”, “Новый Год”, “23 февраля”, “8 марта”;

– школьные: “Посвящение в первоклассники”, “Спасибо, Азбука, тебе!”, “Лучший ученический коллектив”, “Все страны в гости к нам”, “Как не любить нам эту землю”, “Выпускной”;

– праздники на свежем воздухе и тематические экскурсии: “Всей семьей в осенний лес”, “День рождения в кругу друзей”, “Закончился учебный год – собираемся в поход”.

Формы участия родителей во внеурочной деятельности различные. Можно выделить по направлениям внеурочной деятельности следующие формы участия родителей:

• Помощь в организации походов, экскурсий,

• Помощь в проведении подвижных игр,

• Помощь в организации экскурсий,

• Помощь в выполнении детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение бесед по эстетике внешнего вида ребенка, культуре поведения и речи;

• Помощь в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла.

• Помощь в проведении экскурсий,

• Помощь в организации встречи с ветеранами ВОВ и труда,

• Помощь в выполнении рисунков, поделок,

• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

5. Общекультурное (со 2 класса):

• Помощь в школьных субботниках;

• Разведение комнатных цветов,

• Проведение экскурсий, и т.д.

Отношения с родителями должны выстраиваться с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходим целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей.

Я считаю, что для выявления и развития творческого потенциала детей наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с родителями в этом направлении выбираю семейные мероприятия, т. к. и детям, и родителям они очень нравятся.

Вот почему, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.

На первом собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятий. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах.

Цель мероприятий: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Для решения поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание:

Классификацию некоторых мероприятий можно представить так:

– календарные: “День Знаний”, “День Матери”, “Новый Год”, “23 февраля”, “8 марта”;
– школьные: “Посвящение в первоклассники”, “Спасибо, Азбука, тебе!”, “Лучший ученический коллектив”, “Все страны в гости к нам”, “Как не любить нам эту землю”, “Выпускной”;
– праздники на свежем воздухе и тематические экскурсии: “Всей семьей в осенний лес”, “День рождения в кругу друзей”, “Закончился учебный год – собираемся в поход”.

Планирование моей работы вывелось в двух направлениях:

– предварительная работа с детьми;
– предварительная работа с родителями.

Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Данный подход к организации и проведению праздников, экскурсий и других мероприятий позволил по-новому подойти к решению проблемы сотрудничества семьи и школы.
  2. Праздники дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с родителями.
  3. Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом. Участие помогает им:

– преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
– относиться к ребенку как к равному;
– понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми;
– знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
– проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
– установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
– развивать способности своего ребенка.

Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих детей в школе. Им мало быть просто “в курсе” – им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микро-группой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежат Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации, и в первую очередь с семьей.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в заинтересованности раскрытия и развития в ребенке лучших качеств.

Механизмами организации данного взаимодействия являются на уровне классного руководителя:

- Проведение классных родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед;

- Диагностика потребностей родителей и учащихся;

- Информирование родителей обо всех событиях, происходящих в классе в образовательной и внеурочной деятельности;

- Совместное обсуждение, внесение изменений в воспитательную работу класса;

- Вовлечение родителей в подготовку и проведение внеклассных мероприятий.

Как любой другой, коллектив родителей существует по определенным законам. Я решила использовать полученный ранее большой опыт управления коллективом. И сегодня могу сказать, что примененные технологии дали свои положительные результаты.

Как сформировать положительное отношение родителей к школе? Как сделать родителей союзником учителя?

Необходимо создать положительный имидж Лицея:


Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие в управлении ОУ. В центре нашего внимания находится лишь одно из этих направлений, а именно, участие родителей во внеурочной деятельности класса, как один из путей.

Формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс можно разбить на три группы: совместная познавательная деятельность, совместная трудовая деятельность, совместная досуговая деятельность.

Опираясь на изучение семьи, я стала активно вовлекать родителей в познавательную, трудовую и досуговую деятельность учащихся. Взаимодействие родителя и классного руководителя строится на основе доверия, доброжелательности и диалога. Ключевыми понятиями выступают: взаимодействие семьи и школы, формы совместной деятельности, атмосфера сотрудничества, личность классного руководителя.

Семья является основной средой, формирующей личность ребёнка. Она воспитывает отношение к миру, развивает способности и эмоционально обогащает его. Но иногда родитель не находит нужных форм общения с ребёнком, не знает, как строить свои отношения с ним. Поэтому образовательное учреждение, также являясь средой воспитания, ставит своей целью активизировать родителя, вооружить его психолого-педагогическими знаниями, привлечь его к воспитательному процессу. И тогда взаимодействие этих двух сред эффективнее будет направлено на развитие личности ученика.


Связующим звеном в системе школа-семья является классный руководитель. Именно на нём лежит большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие.

В нашем классе сформировались благоприятные межличностные отношения и совместная деятельность между учителем, учащимися и родителями. Большинство родителей поняли, что главными в воспитании являются они, а мы, лицей, - помогаем - в силу своего предназначения и профессиональных возможностей. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живёт класс и Лицей в целом, и в чём нуждается, а также, что они могут сделать для него.


Вот несколько примеров:







Таким образом, совместная познавательная деятельность направлена на формирование IQ-сферы, развивает мотивацию, навыки умственного труда. Родители активно участвуют в организации интеллектуальных игр, являясь авторами турнирных заданий и ведущими.


Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством и оформлением кабинета. Уже стало доброй традицией проводить генеральные уборки в классе совместно с детьми и родителями. Постепенно расширяем функции детей, оставляя мне и родителям оставляя только роли советчиков и наблюдателей. Это развивает самостоятельность в детях. Упомянутый выше сбор макулатуры так же не обходится без участия родителей. Проводимые ежегодно выставки и ярмарки семейных поделок тоже способствует вовлечению родителей в трудовую деятельность класса.


Грамотно организованное взаимодействие с родителями предъявляет высокие требования к личности классного руководителя. Умение строить диалог на основе доверия, доброжелательный настрой, искреннее и уважительное отношение к ребёнку и родителю, толерантность, неподдельный интерес к заботам семьи – всё это неотъемлемые черты классного руководителя. Значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса очень высока. Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык. Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родители делятся с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения проблем. В-третьих, совместная деятельность родителей и учащихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания. И последнее, самое главное, что участие родителей во внеурочной деятельности класса создаёт позитивное отношение к Лицею в целом, формирует убеждение, что Лицей, в котором учится ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда, учитель и родитель при решении проблем образования и воспитания ребенка становятся настоящими СОЮЗНИКАМИ, что является основой успешной воспитательной деятельности.

Свердлов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Свердлов. - М.: Педагогика, 2000.

Холоднова Л.Ю. Сотрудничество классного руководителя и родителей / Л.Ю. Холоднова // Воспитание школьников. - 2006. - C.16. - №4.

Н.И. Дереклеева “Азбука классного руководителя” /Начальная школа/ - М.: 5 за знания, 2008.

Читайте также: