Как происходило становление и развитие педагогики здоровья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

2. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

3. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

4. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

6. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья.

8. Что такое ЗОЖ? Каковы его основные элементы и факторы, на него влияющие?

9. Каковы основные направления развития основ ЗОЖ?

Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения ЭТО состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.

На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил:

Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.

Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи

Педагогика здоровья – понятие, интегрирующее проблемы поддержания

здоровья школьника, влияние учебной деятельности и школьной среды на

здоровье детей, физическое воспитание детей, проблемы стрессов и их

преодоления, разработки и внедрения здоровье-сберегающих технологий,

формирование гигиенических навыков

Педагогика здоровьявключает в себя несколько областей, необходимых для изучения. В учебный материал входят правильное питание, предупреждение травматизма, эмоциональное и психологическое здоровье, репродуктивное и сексуальное здоровье, профилактика употребление табака, алкоголя и других наркотических веществ. Одним из самых важных аспектов педагогики здоровья, является психическое состояние самих педагогов. Их работа, постоянно существующая на пике эмоциональной чувствительности ведет к, так называемому, синдрому эмоционального выгорания. Для профилактики такого синдрома необходимо проводить с педагогом специальные занятия, ведь только здоровый человек должен обучать детей здоровому образу жизни. Здоровье каждого человека, подростка или взрослого, находится только в его руках и, даже после получения необходимых знаний, человек должен осознать тот факт, что, в первую очередь, о своем духовном и физическом состоянии должен заботиться он сам

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по проблемам здоровьесберегающей педагогики.

Задачи:

— ознакомление педагогов со здоровьесберегающими образовательными технологиями;

— овладение педагогами методами преодоления неблагоприятных психических состояний;

— подготовка педагогов к методически грамотному применению технологий обучения здоровью.

Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

Факторы окружающей среды


Факторы окружающей среды влияющие на здоровье человека–отдельная категория. Все мы знаем, что нет жизни без воды и воздуха. Но и первый, и второй источник энергии и жизни – не только приносит пользу, но и вред, это загрязнение водоемов, почвы, атмосферы. Следует признать, что очень малое число производств соответствует экологическим нормам. Некоторые районы нашей страны настолько загрязнены, что жить в них становится опасно для человека.

Здесь также важен и биологический аспект. Никто не защищен от укуса насекомыми или любой другой живностью. Развитые вирусы и бактерии распространяются, совершенствуются, представляя собой существенную опасность. С появлением жизни на Земле возникли микроорганизмы, которые продолжают развиваться до сих пор. Без географических границ и временных ограничений вспыхивают эпидемии чумы, оспы других серьезных заболеваний. Конечно, такая болезнь не встречается на каждом шагу. Вирус подобного заболевания может начать развиваться, если организм человека ослаблен.

Не стоит забывать об изменении климата. Резкая смена погоды, затяжные дожди, влага, сухость и невероятная жара – все это отрицательно сказывается на здоровье не только метеозависимых, но и на состоянии здоровых и стойких людей.

Практическая работа

1 курса, специальности “Физическое воспитание”, заочного отделения ИПОДО

Практическая работа №1 и №2

1..Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья

2. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

3. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

4. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

6. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья.

8. Что такое ЗОЖ? Каковы его основные элементы и факторы, на него влияющие?

9. Каковы основные направления развития основ ЗОЖ?

Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения ЭТО состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.

На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил:

Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практическая работа

1 курса, специальности “Физическое воспитание”, заочного отделения ИПОДО

Практическая работа №1 и №2

1..Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья

2. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

3. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

4. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

6. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья.

8. Что такое ЗОЖ? Каковы его основные элементы и факторы, на него влияющие?

9. Каковы основные направления развития основ ЗОЖ?

Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения ЭТО состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.

На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил:

Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.

Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи

Педагогика здоровья – понятие, интегрирующее проблемы поддержания

здоровья школьника, влияние учебной деятельности и школьной среды на

здоровье детей, физическое воспитание детей, проблемы стрессов и их

преодоления, разработки и внедрения здоровье-сберегающих технологий,

формирование гигиенических навыков

Педагогика здоровьявключает в себя несколько областей, необходимых для изучения. В учебный материал входят правильное питание, предупреждение травматизма, эмоциональное и психологическое здоровье, репродуктивное и сексуальное здоровье, профилактика употребление табака, алкоголя и других наркотических веществ. Одним из самых важных аспектов педагогики здоровья, является психическое состояние самих педагогов. Их работа, постоянно существующая на пике эмоциональной чувствительности ведет к, так называемому, синдрому эмоционального выгорания. Для профилактики такого синдрома необходимо проводить с педагогом специальные занятия, ведь только здоровый человек должен обучать детей здоровому образу жизни. Здоровье каждого человека, подростка или взрослого, находится только в его руках и, даже после получения необходимых знаний, человек должен осознать тот факт, что, в первую очередь, о своем духовном и физическом состоянии должен заботиться он сам

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по проблемам здоровьесберегающей педагогики.

Задачи:

— ознакомление педагогов со здоровьесберегающими образовательными технологиями;

— овладение педагогами методами преодоления неблагоприятных психических состояний;

— подготовка педагогов к методически грамотному применению технологий обучения здоровью.

Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

Факторы окружающей среды


Факторы окружающей среды влияющие на здоровье человека–отдельная категория. Все мы знаем, что нет жизни без воды и воздуха. Но и первый, и второй источник энергии и жизни – не только приносит пользу, но и вред, это загрязнение водоемов, почвы, атмосферы. Следует признать, что очень малое число производств соответствует экологическим нормам. Некоторые районы нашей страны настолько загрязнены, что жить в них становится опасно для человека.

Здесь также важен и биологический аспект. Никто не защищен от укуса насекомыми или любой другой живностью. Развитые вирусы и бактерии распространяются, совершенствуются, представляя собой существенную опасность. С появлением жизни на Земле возникли микроорганизмы, которые продолжают развиваться до сих пор. Без географических границ и временных ограничений вспыхивают эпидемии чумы, оспы других серьезных заболеваний. Конечно, такая болезнь не встречается на каждом шагу. Вирус подобного заболевания может начать развиваться, если организм человека ослаблен.

Не стоит забывать об изменении климата. Резкая смена погоды, затяжные дожди, влага, сухость и невероятная жара – все это отрицательно сказывается на здоровье не только метеозависимых, но и на состоянии здоровых и стойких людей.

Практическая работа

1 курса, специальности “Физическое воспитание”, заочного отделения ИПОДО

Практическая работа №1 и №2

1..Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья

2. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

3. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

4. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

6. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья.

8. Что такое ЗОЖ? Каковы его основные элементы и факторы, на него влияющие?

9. Каковы основные направления развития основ ЗОЖ?

Определение основных понятий курса : здоровье, культура здоровья, духовность, аспекты здоровья. Составные блоки культуры здоровья.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения ЭТО состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.

На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил:

Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

кандидат медицинских наук, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент Н. К. Смирнов; кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-экспериментальной работе Орловского областного института усовершенствования учителей, доцент Т.В.Кузнецова

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано учителям-практикам, преподавателям вузов, работникам социальной сферы и всем занимающимся вопросами сохранения здоро­вья подрастающего поколения.

УДК 351.77(075.8) ББК 51.1(2)6я73

©Митяева А.М., 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные стрессовые, социальные, экологические и пси­хические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.

В условиях общественной неустойчивости человек должен об­ладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивиду­альность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормаль­ной жизнедеятельности.

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-фило­софы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV—V вв. до н.э.), Эмпедокл (ГУ в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г.Белинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности лич­ности.

В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения нема­лый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П.Боткин, В.Я.Муд­рое, А. М.Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.

В 70—80-е гг. XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А.П.Бутенко, В.Б.Капус­тин, М.Н.Руткевич, В.И.Столяров), социологов (В.В.Бовкун, И.М.Быховская, А.В.Лисовский, Л.Я.Рубина, П.Х.Титма), ме­диков (Н.М.Амосов, В.Е.Апарин, И.И.Брехман, А.И.Киколов, Ю. П.Лисицын, В. П. Петленко), психологов и педагогов (М. Я. Виленский, В. А. Сластёнин).

Многие дети теряют свое здоровье за период школьного обу­чения. По данным Бюро медицинской статистики РФ, дети до 14 лет страдают заболеваниями носоглотки (30%); у них выявле­ны понижение остроты зрения и слуха (5,48 %), недостаточность питания (3,8 %), нарушение осанки (сколиоз) (2,4 %) и др. Острые респираторные, вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты, аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению школьника в процессе учебной работы, на­рушают комфортность, порождают дисгармонию в отношениях человека с самим собой и окружающим миром.

Такую ситуацию можно объяснить прежде всего нездоровым образом жизни семей, несбалансированным питанием детей, пе­регрузками организма, отсутствием рационального режима труда и отдыха. Однако педагоги и организаторы образования не всегда понимают значение здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Поэтому одной из важных проблем школы остается формирование у школьников умения вести здоровый образ жизни.

В восприятии и оценке родителей эта проблема выступает как своеобразный запрос к педагогам — организаторам основной сту­пени школьного образования. Более 60 % родителей школьников считают, что их ребенок должен расти и развиваться в благоприят­ной среде, способствующей сохранению его здоровья и комфорт­ному самочувствию.

Таким образом, в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддержи­вать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы сво­его физического и психического развития, противостоять жиз­ненным стрессам.

Однако обучить подростка умению успешно строить жизненно важные отношения, помочь ему жить в гармонии с собой, развить способности без потерь в здоровье осваивать сложные школьные курсы учитель массовой школы не всегда способен. Хотя, как из­вестно, здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здо­ровый образ жизни.

Решение проблемы здоровья детей заключается в первую оче­редь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в про­цессе организации школьного обучения.

Этим и занимается педагогика здоровья — наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.

В нашей стране все острее ощущается несоответствие между неуклонно растущими требованиями семьи и общества к разви­тию личности с высоким интеллектуально-познавательным, фи­зическим потенциалом и низким уровнем состояния здоровья людей, между необходимостью здорового образа жизни и непод­готовленностью организаторов школьного образования и учите­лей к проведению валеологических (по развитию культуры здоро­вья) мероприятий.

Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффектив­но, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающих­ся. Иначе говоря, становление культуры здоровья обеспечивается, когда целенаправленно организуется система коллективных валео­логических отношений (учитель—учитель, учитель—ученик, учи­тель —родители, родители — подростки).

Учителя используют межпредметные связи, помогающие рас­ширить знания и умения учащихся в самопреобразовании своей валеологической грамотности, а у самих школьников на этой основе формируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни и активной деятельности по укреплению собственного здо­ровья.

В мире и в отдельных странах, включая Россию с кризисными социально-экономическими условиями, сложились неблагоприят­ные тенденции, определяющие негативное физическое состояние и низкие социальные перспективы сохранения здоровья подрас­тающего поколения.

Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого че­ловека — комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от школы, ее грамотно­го взаимодействия с семьей.

Объединение усилий разных специалистов для решения комп­лекса проблем, связанных со здоровьем человека, возможно в рам­ках соответствующей отрасли научных знаний — педагогики здо­ровья.

Именно школе предоставляется возможность решать нравствен­ные, валеологические и социальные проблемы.

Основными из этих проблем являются;

- сохранение здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и научно-технического про­гресса;

- создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и функциональ­ными возможностями организма), психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), интеллекту­альной (управление своим мышлением).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторические предпосылки развития культуры здоровья личности

Современная жизнь создает много проблем и предъявляет по­вышенные требования к человеку и его здоровью. В связи с этим важно воспитать общественное сознание в отношении здоровья не только как личного достояния каждого человека, но и как достояния всего общества, сохранение которого должно стать ста­бильной ценностной ориентацией личной жизни граждан и госу­дарства. Вместе с тем в условиях современной цивилизации мно­гие элементы человеческой культуры, развития техники, эконо­мики и средств отношения к природе вступают в противоречия с требованиями здорового образа жизни, со здоровьем человека и его развитием в целом. Одним из критериев оценки эффективно­сти развития культуры должна быть ее роль в нравственном и физическом совершенствовании человека, сохранении его здоровья и активного долголетия.

Индивидуальная культура выступает как особый деятельност-ный способ освоения человеком мира, включая внешний — при­роду и общество — и внутренний мир человека. Очень важно, что человек рассматривается как субъект собственного развития и одновременно главный результат своей деятельности по измене­нию себя самого. Культуру с этой точки зрения можно опреде­лить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности.

Таким образом, под индивидуальной культурой понимается особого рода отношение человека в системе его отношений к са­мому себе, свойственных только человеку как субъекту активной деятельности по самоизменению. В связи с этим культуру здо­ровья следует определять не только как сумму знаний, но и как активно-заинтересованное поведение, основанное на нравствен­ных началах отношения человека к физическому потенциалу сво­его развития.

Содержание валеологии как научной отрасли базируется на концепции здоровья человека, которая, в свою очередь, является отражением представлений о сущности и предназначении чело­века. Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом опреде­ляются уровнем его интеллектуального и нравственного потенци­ала, поэтому человеку очень важно научиться видеть свое един­ство с окружающим миром и культурными запасами знаний чело­вечества, где подлинная красота человеческого тела включает в себя физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работо­способности и социальной активности при максимальной про­должительности жизни. Следовательно, со школьной скамьи не­обходимо учить человека осознавать, что здоровье — это главная ценность жизни, которую надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней сознательной жизни.

Таким образом, хорошее здоровье осознается как один из глав­ных источников счастья и радости человека, неоценимое его бо­гатство, которое медленно и с трудом накапливается, но быстро и легко теряется.

В 90-х гг. XX в. на основе положений физиологической кон­цепции формирования здоровья детей, разработанных лаборато­рией здоровья детей школьного возраста НИИ педиатрии РАМН, дано комплексное и, с нашей точки зрения, наиболее полное оп­ределение здоровья растущего организма как динамичного и вме­сте с тем устойчивого состояния к патологическим и экстремаль­ным воздействиям, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем организма, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие корни.

Мало кто задумывается, что и у здоровья есть мера, как и сред­ства, повышающие его уровень. Зная меру здоровья человека, можно с известной надежностью прогнозировать его здоровье на близкое и далекое будущее.

Таким образом, на рубеже столетий в России существовала обоснованная точка зрения ученых на роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирова­нии ЗОЖ.

Именно школа должна быть так благоустроена (этически и эс­тетически), чтобы влиять на нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать библейский Эдем (В.Л.Фармаковский). За­нятия же следует проводить в атмосфере благожелательности, при­вивая основы этики взаимоотношений, пробуждая добрые нравы. Эти рекомендации особенно ценны тем, что побуждают учителей к формированию ЗОЖ ребенка так, чтобы дети сами стремились к гармонии с окружающим миром. Серебряный век в русской культуре связан с особым интересом к экзистенциальным про­блемам, гармонии человека с собой и окружающим миром. Назо­вем лишь нескольких его представителей: Ш.Отто (1864), Ш.Се­верин (1908), Л.И.Ляховский (1910), И.И.Орлов (1912), О.Брон­штейн (1918) и др.

Наряду с проблемами здоровья в науке разрабатывались и внед­рялись в практику кардинальные системы семейного воспитания, оценивалось его влияние на формирование потребности в здоро­вом образе жизни (И.Г.Мюллер, М.И.Покровская и др.). Пред­принята была и попытка привлечь внимание учителя к необходи­мости формирования здоровых привычек у школьников. Однако, как ни старались отечественные ученые обратить внимание учи­телей на здоровье детей, массовая школа осталась глуха к призы­вам, а педагогика как наука не предлагала тогда научно обосно­ванного перечня необходимых валеологических знаний в програм­ме методической подготовки будущего учителя.

Таким образом, уже на рубеже веков медицина ставила про­блемы, подсказывала пути их педагогического решения, но педаго­ги массовой школы, решая чисто гигиенические вопросы, пребы­вали в рамках жесткой учебно-предметной системы организации труда детей в их школьной жизни. В силу этого медицина пыта­лась (и сейчас порой пытается) исправлять здоровье детей, разру­шенное педагогами, семьей, обществом и самими детьми.

Во многих публикациях послевоенного периода подчеркивалась особая роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни (М.В.Антропова, 1958; А.А.Гжанский, 1965; В.К.Шуру-хина и В.В.Волков, 1965). Правда, авторы не предлагали меха­низмов формирования ЗОЖ школьников и акцентировали внима­ние лишь на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Для своего времени их рекоменда­ции были новым словом в организации гигиенического режима учебного учреждения и повышении его санитарной культуры. Правда, они предлагали не систему совместных действий семьи и школы, а лишь отдельные методические материалы по организа­ции комплекса дней здоровья и уроков здоровья, которые не обес­печивают решения проблемы формирования культуры здоровья школьников.

Учитель должен знать элементарные гигиенические требова­ния к учебно-воспитательному процессу, профилактические меро­приятия и обсуждать их с детьми; уметь проводить тестирование уровня функционирования органов зрения, слуха и т.д., коррек­цию физических дефектов; выполнять программы безопасности жизнедеятельности школьников и оказания первой медицинской помощи; развивать физические качества учащихся и умение орга­низовать правильный отдых; планировать учебные программы с учетом физического и умственного здоровья школьников.

Зарубежные исследователи указывают на особую необходимость оздоровительных методов обучения в учебно-воспитательном про­цессе: проблемное решение задач на уроке с демонстрацией опы­тов, выставки, ролевые игры, путешествия и т.д. В рамках про­граммы «Health Education* в США не только культивируют у школьников моду на здоровье и разумное отношение к ЗОЖ, но и прививают здоровые привычки. В Канаде у учеников формиру­ют состояние умственного и физического здоровья при особом внимании к здоровому школьному окружению. В Германии со­здают условия для естественного развития ребенка в образова­тельном учреждении. В Аргентине у детей развивают особый ин­терес к себе и к собственному здоровью, воспитывают чувство долга и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Таким образом, за рубежом в системе профессиональной под­готовки будущего педагога любой направленности выделен аспект «Health Education*, идентичный аспекту валеологической работы учителя, социального педагога со школьниками в Российской Федерации. Вместе с тем в зарубежных программах не всегда чет­ко представлен перечень знаний будущих педагогов о сущност­ной характеристике ЗОЖ школьников, социально-педагогических технологиях его формирования.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. в России появляются целевые работы об охране здоровья детей (некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме, например А.М.Сергиевским), пособия, помогающие понять при­роду заболеваний ребенка, обучающегося в школе, предупредить возникновение фобий и дидактоневрозов.

В связи с увеличением детских заболеваний, вызванных несо­ответствием учебно-воспитательной работы гигиеническим требо­ваниям, специалисты проводят больше исследований по вопро­сам гигиенического воспитания, охране здоровья обучающихся, где самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Правда, в начале 80-х гг. XX в. появляются некоторые работы, предназначенные для сети учреждений гигиенического просве­щения учащихся, инструктивно-методические письма о задачах школы. В это же время А.И.Киколов (1985), Е.М.Теллер (1985) изучают соматические отклонения (близорукость, сколиозы, плос­костопие и др.) и напрямую связывают их с неадекватной физи­ческим запросам ребенка организацией учебного процесса.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

2. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

3. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

Творческое задание. Составьте библиографию трудов ученых, назван­ных в этой главе, и раскройте их вклад в развитие педагогики здоровья.

Рекомендуемая литература

Брехман И. И. Валеологня — наука о здоровье. — М., 1990. Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.

Здоровый образ жизни: проблемы, пути утверждения / под ред. А. И. Ав-раменко. — Минск, 1988.

Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений // Госу­дарство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995.

Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здо­рового образа жизни / пер. с англ. — М., 1990.

Киколов А. И. Обучение и здоровье. — М., 1985.

Книга о здоровье / под ред. Ю.П.Лисицына. — М., 1988.

Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.

Педагогика возникла из потребностей общества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Воспитание детей в первобытном обществе осуществлялось в семьях или поручалось наиболее опытным членам общины. Детей знакомили с хозяйственной и трудовой практикой, с преданиями, правилами религиозного культа, обычаями, традициями, житейскими нормами.

Создание европейской системы образования связано с утверждением христианства и экспансией. Этому благоприятствовала необходимость обучения монахов, лиц, которые были бы способны проводить на латинском языке литургии и участвовать в политической жизни. На протяжении нескольких столетий образование было привилегией монахов.

Программы школ средневековья были догматичные и жесткие (постановления Аквизгранского синода, 789 год). Светские науки использовали достижения школ Средних веков, в основе которых лежала концепция artes liberales, пришедшая из Древнего Рима. В школах изучали риторику, грамматику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Все занятия проводились на латинском языке, в обучении доминировала схоластика.

В начале средневековья в соборных и приходских школах важную роль играла грамматика. Только отдельные монашеские школы в программах обучения вышли за пределы ограниченного понимания риторики. Обогащение программ обучения наблюдалось в XIV-XV веках. Оно охватило знания с элементами математики, философии, грамматики, логики, музыки.

Выделение педагогики в самостоятельную науку

В период перехода к эпохе Возрождения появились идеи освобождения личности от религиозного аскетизма и феодального угнетения, началась критика школы, полностью оторванной от жизни и практической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Конец XVII века ознаменовался появлением первых массовых школ. Педагогика начала выделяться в отдельную науку, появились первые научно-педагогические труды.

Огромный вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский, который определил систему школ, содержание обучения в них, разработал главные вопросы дидактики (теории обучения), изложил взгляды на семейное воспитание.

Большой след в теории западной педагогики оставили:

Большой вклад в развитие педагогики внесли россияне К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Водовозов, А.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и многие другие.

Развитие научной педагогики

Глубокие изменения в системе образования, формирование зачатков современной педагогики наблюдается в эпоху Возрождения. Значительную роль при этом сыграло распространение критицизма и приобщение к печати. Естественные науки получили самостоятельность и далее стали развиваться отдельно друг от друга.

В XVI веке гуманитарные концепции в системе образования концентрировались на изучении античного мира.

Религиозная формация на формирование школьных программ оказывала незначительное влияние. Большее воздействие оказывали различные меценаты, учредители и общественное мнение. От них зависело материальное благополучие школы, кадровая ситуация, объем, темп и уровень осуществляемых реформ.

В конце XVII века влияние идей Коменского несколько снизилось. Появились новые программы обучения, основанные на рационалистических течениях эпохи Просвещения. В науке стали преобладать тенденции выяснения причин явлений. Значительно возросла заинтересованность в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Некоторые педагоги, благодаря быстрому росту знаний, начали дополнять энциклопедическую цель образования (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). Цель образования они видели в развитии и побуждении мыслительных процессов. Это привело к развитию теории функционального, или формального обучения, в соответствии с которым формирование познавательных способностей и функций находится выше, чем преподнесение новых знаний.

И. Г. Песталоцци разработал практическое применение идей Просвещения. Его идеи основывались на концепции, в соответствии с которой цель воспитательного процесса – переход от природного, естественного состояния человека к определенному общественному положению.

И.Г. Песталоцци считал, что обучение надо основывать на следующих аспектах:

  • естественное развитие способностей и сил ребенка;
  • упорядочивание представлений, уже имеющихся у ребенка;
  • способствование усвоению понятий наиболее простыми способами;
  • восприятие информации и качествах предмета, концентрируясь на измерении, вычислении и определении.

В XIX веке в педагогике преобладали идеи традиционной школы Ф. Гербарта, который вывел педагогику из философии, создав первую кафедру педагогики в университете Кенигсберга.

В XX веке интенсивно проводятся прогрессивные школьные реформы.

Новые педагогические тенденции:

  • культурная педагогика;
  • бихевиоризм;
  • психоаналитическая педагогика;
  • экспериментальная педагогика;
  • гуманистическая психология;
  • психология познания и др.

Все педагогические тенденции пытались связать процессы обучения и воспитания с позиции их оптимального влияния на развитие личности учащегося.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.02.2022

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Приводится обзор суждений выдающихся деятелей науки и образования прошлого о сохранении и укреплении здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. Выполнению этой задачи помогает использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. В условиях современного образования главными факторами ухудшения здоровья детей являются такие педагогические аспекты как организация учебно-воспитательного процесса без учета физиологических возрастных показателей развития детей, их состояния здоровья, высокий уровень информационной перегрузки, недостаточная подготовка педагогов и родителей к работе в здоровьесберегающем пространстве.

Большую часть времени ученики проводят в школе, поэтому учителя в процессе обучения должны не только учить, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возможно сохранить их здоровье. Поэтому главной целью статьи является привлечение внимания педагогов к активному внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, воспитанию сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью своих учеников.

Анализ государственных документов — Конституции РФ, Закона РФ об образовании, основ законодательства России о здравоохранении, Федеральных государственных образовательных стандартов, Национальной доктрины образования в РФ свидетельствует о том, что приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Обзор научно-педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского поможет учителям сформировать у детей практические навыки для укрепления и сохранения здоровья.

Подводя итоги научно-педагогического наследия Я. А. Коменского. И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского можно сказать, что каждый из них сделал неоценимый вклад в утверждение основополагающего принципа педагогики — сделать школу центром здоровья, ведь приобретение школьных знаний ценой здоровья детей никому не нужны.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, педагог, подрастающее поколение, учебно-воспитательный процесс, активное внедрение, научно-педагогическое наследие, РФ, сохранение здоровья детей, укрепление здоровья детей.

Читайте также: